Насилие в семье как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Насилие в семье в его различных формах приобрело во многих странах такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности общества и личности. 30-40 процентов всех тяжких преступлений совершается в семье. Работая с семьей, социальный педагог сталкивается с детьми, пережившими жестокое обращение. Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого обращения с детьми в семье

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...................

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……………….

Сущность и содержание понятий насилие и семья…………………………….

Определение термина «насилие», его формы………………………….

Определение понятия «семья»………………………………………….

Проблемы жестокого обращения внутри семьи……………………………..

Домашнее насилие – проблема общества………………………………

Истоки и причины насилия над детьми…………………………………

Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия насилия……………………………………………………………………

Ответственность за совершение насилия в отношении
несовершеннолетнего………………………………………………………….

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ………………….………………………….
2.1. Описание методики исследования…...……………………..………………….
2.2. Ход исследования …………………...………………………………………….
2.3 Полученные результаты и их анализ…………………………………………..
2.3.1 Анализ и описание результатов исследования………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….........................

Работа содержит 1 файл

Ministerstvo_obrazovania_Respubliki_Belarus.docx

— 53.76 Кб (Скачать)

Насилие существует во всех социальных группах независимо от уровня дохода, образования, положения в  обществе, классовых, расовых, культурных, религиозных, социоэкономических аспектов, т. е. распространенность различных видов и форм насилия в семье такова, что охватывает всю популяцию[10].

Внутри семейного насилия  можно выделить отдельные категории, такие как: жестокое обращение с  детьми; насилие, направленное против супруги (а); насилие в отношении престарелых и др. Особенность насилия в семейном контексте – и для насильника, и для жертвы – состоит в необходимости продолжать общение, сохранять и поддерживать систему межличностных взаимоотношений.

Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем  оскорбления, запугивания, и др. [11].

Насилие в семье может иметь  различный вектор направленности:

  • со стороны мужа по отношению к жене;
  • со стороны жены по отношению к мужу;
  • со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
  • со стороны старших детей по отношению к младшим;
  • со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;
  • со стороны одних членов семьи по отношению к другим.

Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые  члены семьи, инвалиды). В 70% случаев  пострадавшими от насилия в семье  являются женщины и дети.

Характерные черты насилия в  семье: насилие, начавшись в семье, с каждым последующим разом увеличивается  по частоте и степени жестокости; насилие чередуется с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми  обидчиком; при попытке порвать  отношения наблюдается эскалация  опасности для жертвы.

Причины (факторы) насилия в семье подразделяются на:

  • психопатические (предрасположенность к насилию родителей и детей);
  • социальные - воздействие внешних (социальных) факторов: бедность, безработица,
  • социальная изоляция, низкий образовательный и культурный уровень и т. п.;
  • психосоциальные (факторы насилия подразделяются на структурные, ситуативные

и коммуникативные; коммуникативные  факторы являются определяющими)[1, с. 388].

Выделяют четыре основных вида домашнего насилия:

  • психологическое
  • физическое
  • сексуальное
  • экономическое

Конкретный случай домашнего  насилия может включать в себя все четыре вида, несколько или  один из них. Данные виды также могут  чередоваться во времени и переходить от одного к другому[25, 26, 27.]

Подводя итоги необходимо отметить, что какой бы ни была ситуация насилия, она всегда причиняет ущерб  развитию личности. Последствия пережитого насилия для ребенка или взрослого  можно структурировать, разделяя их либо на физические (заболевания, тяжелые  телесные повреждения), психологические (фобии, ночные кошмары, суицидальные тенденции) и социальные (трудности в межличностных  отношениях, делинквентность).Последствия насилия это «психологическая бомба замедленного действия», которая включает в себя хроническую депрессию, самодеструктивные тенденции, трудности функционирования в супружеской и родительской ролях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Истоки и причины насилия над детьми

Говоря об истоках жестокого  обращения с детьми, следует отметить, что корни этого явления уходят в далекое прошлое. Например, подход к детям в античные времена  был чисто утилитарным. Поскольку  интересы общества требовали, чтобы  граждане были физически здоровы  и способны защищать отечество, то умерщвление  младенцев, "выбракованных" в Спарте советом старейшин, герусиями, считалось  обыденным явлением. Греческий закон  Ликурга предписывал сбрасывать со скалы слабых и уродливых детей, в которых видели угрозу вырождения расы. Руководствуясь теми же соображениями целесообразности, Плутарх относил к обязанности государства уничтожать неполноценных детей и признавал за неимущими родителями право убивать младенцев, которых семья не в состоянии содержать. Позицию Плутарха разделял Платон, который к тому же призывал избавляться от младенцев, рожденных женщинами старше 40 лет. Но особой жестокостью к детям отличались нравы Римской империи, где детоубийство не только было закреплено на государственном уровне согласно заимствованному закону Ликурга, но главе семейства разрешалось убивать и продавать в рабство детей, независимо от их возраста. Подкидывали на городской рынок или убивали новорожденных, от которых отказывались отцы. А теоретическое обоснование такому отношению к детям выдвинул Сенека, который предлагал руководствоваться принципом рациональности и подвергая сомнению затраты на воспитание неполноценных детей.

Много позже известный  итальянский врач, педагог и психолог Мария Монтессори отмечала, что ребенок, по мнению тех, кто заботится о нем, представляет собой своеобразный придаток взрослых, воспринимается ими как слабое и неспособное существо. Даже раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок родителей, слуга никогда не имел такого безграничного послушания, какого требовали от ребенка, никогда рабочему не приходилось так слепо следовать распоряжениям, как это должен делать ребенок. Никому из взрослых не придет в голову безрассудно действовать в отношениях с начальством, коллегами, соседями, и только по отношению к ребенку можно быть безответственным, беспредельно свободным, выступая тираном и навязывая свою волю.

 

Что касается Беларуси и  России, то у нас патерналистское  отношение к детям покоится на таком прочном историческом фундаменте, как "Домострой", который считается  первым образцом педагогической литературы славянских народов и веками усваивался сознанием людей. Напомним, что авторы "Домостроя" рекомендовали бить детей без указания и даже наличия  причин и. начиная с раннего возраста, пока ребенок умещается "поперек лавки".

Поэтому отечественные  исследователи с учетом социокультурной  и экономической ситуации причинами  насилия над детьми считают следующие:

 а) исторически сложившиеся  стереотипы воспитания детей,  несопоставимые с зарубежными  странами. Более того, отмечаются  различия в установках на воспитание  детей в городских и сельских  семьях. Так, в последних, сохранилось веками передаваемое положительное отношение к телесным наказаниям, а в качестве основного аргумента в их пользу родители ссылаются на собственные детские воспоминания.

Поэтому многие проявления насилия (шлепок, подзатыльник, наказание  ремнем) и сейчас в селе считаются  естественным методом воспитания;

 б) разочарования из-за неоправданных  завышенных ожиданий родителей,  стремящихся вовлечь детей в  максимальное количество видов  деятельности и допускающих превышение  допустимой для ребенка нагрузки, игнорирование возрастных особенностей  развития личности;

 в) социальные факторы, вытекающие  из кардинальных изменений в  общественных и идеологических  установках и приведшие к смене  ценностных ориентиров, появлению  тревоги и агрессии. Эти негативные  эмоции выплескиваются на более  слабых и зависимых членах  семьи и общества, в т.ч. на  детей и стариков;

 г) неблагоприятная экономическая  ситуация, падение уровня жизни,  появление безработицы. Собственная  неуверенность родителей в завтрашнем  дне часто проявляется в эмоционально  жестоком обращении с ребенком. Кроме того, ухудшение экономической  ситуации, отрицательно сказываясь на здоровье матери и детей. Жестокое обращение с ребенком чаще отмечается в тех случаях, когда беременность и роды протекали с осложнениями, а ребенок не отвечает ожиданиям родителей;

 д) вынужденная миграция населения  из стран СНГ в поисках работы  вследствие остановки крупных  производств, реструктуризации армии,  а также в результате локальных  войн. Разлука родителей с детьми  приводит к нарушению эмоциональных  связей и риску проявления насилия над ребенком[12].

      1. Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия насилия

Явление жестокого обращения  людей друг с другом, насилие над  детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических  слоев, всех культур и всех стран  современного мира. Особую озабоченность  прогрессивной общественности оно  стало вызывать, начиная с ХIХ века. Более углубленное изучение проблемы жестокого обращения с детьми, начавшееся в 70 годы ХХ века, подтвердило его широкую распространенность.

В отношении детей выделяют следующие  виды насилия:

  1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
  2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж ,унижают его достоинство, используют обидные прозвища, при общении с ребенком проявляют непоследовательность, ребенка стыдят, используют ребенка в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому).
  3. Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних, не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег, взрослыми растрачиваются семейные деньги, ребенок используется как средство экономического торга при разводе.
  4. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест? Инцест - сексуальные отношения между кровными родственниками.
  5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности[13]

К жестокому обращению  относится также использование  при этом силы общественных институтов, в том числе: религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для  детей, приюта, родственников, психиатрической  больницы и так далее.

Над ребенком совершают  насилие, если используют для этого  изоляцию и контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Взрослые  относятся к ребенку жестоко, если:

  • используют свои привилегии, в том числе угрозы: а) бросить его (в детском доме – исключить или перевести в другое учреждение), б) совершения самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам
  • обращаются с ним как со слугой, с подчиненным
  • ребенка перебивают во время разговоров, отказываются сообщать а) о решениях, которые относятся непосредственно к нему,его судьбе, б) о посещениях его родителями, опекунами.

Как проявляется то или иное насилие?

1. Запугивание и угрозы - внушение  страха криком, жестами, мимикой;  угрозы физического наказания  милицией, спецшколой, богом; проявление  насилия над животными; угрозы  бросить ребенка или отнять  его, лишить денег и др.

2. Изоляция - постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за  волосы, щипание и др.

4. Эмоциональное (психическое) насилие  - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства  собственного достоинства и чести,  словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок  - самый худший, унижение в присутствии  других людей; постоянная критика  в адрес ребенка 

Причины возникновения  насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две  группы: одна причины, находящиеся в  самой семье, во взаимоотношениях между  ее членами; другая - вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.

Внешние причины насилия:

  • распространение в обществе алкоголизма, наркомании
  • кризис морали
  • кризис культуры
  • влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.

Информация о работе Насилие в семье как социально-педагогическая проблема