Народная игра как средство формирования культуры общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:05, автореферат

Описание работы

Актуальность проблемы и темы исследования. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы

Работа содержит 1 файл

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ.docx

— 50.76 Кб (Скачать)

Игровые средства и игровые методики использовались нами в ходе опытно-экспериментальной  работы как дополнительные с целью  проверки правильности получаемых данных.

Эти методики были "вплетены" в игровую деятельность.

При подборе  игровых методик изучения личности подростков на диагностическом этапе, мы учитывали, что используемые народные игры и игровые методики должны нести  в себе воспитательный потенциал  и оказывать влияние на изменение  личности. Уже в процессе диагностики  менялась информированность подростков, осуществлялась индивидуальная и групповая  рефлексия, корректировались поведение, самооценка, стиль общения.

17

Игровые методики позволили нам: 1) продиагностировать характер отношений и стиль общения со сверстниками и взрослыми; 2) выявить соотношение индивидуальных и групповых позиций в коллективе; 3) определить мотивы участия или неучастия в организуемых и проводимых играх; 4) замерить уровень эффективности применяемых средств и приемов.

Методики, применяемые  нами и использованные в игровой  деятельности, отличались от психологических  тем, что последние констатируют характеристики исследуемых, в то время  как первые констатируют тенденции  формирующихся характеристик.

Нам необходимо было узнать о ходе развития некоторых  характеристик больше, чем о самих  характеристиках. Это позволило  нам внести изменения в воспитательный процесс, совершенствовать способы  работы и изменять заложенные нормы  отношений. В ходе опытно-экспериментальной  работы нами использовались следующие  методики:

- с целью уточнения  взаимоотношений подростков в  коллективе, их статуса, самооценки  и самоотношений - "Я - позиция", "Мишень";

с целью исследования организованности коллектива - "Алфавит", "Общежитие";

- среди игровых  средств выступили "Горячий  стул", "Третий лишний" и другие.

Для определения  индивидуальных и коллективных характеристик  как дополнительные средства выступали  игры из многовариантной серии "Ассоциация". Методика "Портретная галерея" давала образную характеристику класса, группы в целом с помощью изобразительных  средств, позволяла определить черты  характера, поступки подростков, которыми он обладает в данный момент и прогнозировать те качества характера, поступки, которыми он хотел бы обладать.

Центральная идея предлагаемых методик - создание ситуации "свободного выбора", в которой  только и становится реальным выявление  отношений. "Свободный выбор" представлен  либо как умозрительный выбор, либо как эмоциональное предпочтение, либо в качестве создаваемой практическо-действенной ситуации реального поведенческого выбора. Использование представленных игровых методик позволило решать задачу в развитии личности ребенка - активизировать его внимание к собственному "Я", развивать потребность познания себя, самосовершенствовании, стимулировать самореализацию каждого в доступной деятельности с учетом индивидуальности.

Для определения  эффективности используемых игр, игровых  методик и средств рекомендовалось  использование также многочисленных данных, полученных с помощью наблюдения за подростками, их опроса, анализа  продукта их деятельности (сочинения, метод незаконченных предложений  и т.д.). Анкеты, игровые методики были построены таким образом, чтобы  полученные данные могли обрабатываться простыми статистическими приемами.

В результате анкетного  опроса нами было выделено 3 уровня знаний и умений применять в практике народные игры. Первый уровень - высокий, ему

18

соответствует следующее: учащиеся имеют систематичные  знания о народной игре, умеют применять  игры в практической деятельности, обладают навыками организации проведения таковой. Средний уровень характеризуется  отсутствием системных знаний о  проведении народных игр, но иногда учащиеся играют в эти игры. Низкий уровень - это когда учащиеся не имеют  знаний о народной игре, не играют в  народные игры.

В момент проведения констатирующего эксперимента большинство  учащихся экспериментальных классов  имели средний и низкий уровни знаний и умений применять в практике народные игры. Данные представлены в  виде таблицы.

Таблица №1

Уровни знаний и умений о применении народных игр  младшими подростками на констатирующем этапе эксперимента  

Уровни \признаки Высокий Средний Низкий
Показывает  знания о народных играх 15% 26% 59%
Умеет применять знания на практике 10% 33% 57%
Обладает  организационными способностями 9% 32% 59%
Обладает  коммуникативными способностями 12% 31% 57%

Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице  №2.

Таблица №2

Уровни знаний и умений о применении народных игр  младшими подростками в

экспериментальных школах  

Уровни\ признаки Высокий Средний Низкий
Показывает  знания о народных играх 24,9% 61% 14,1%
Умеет применять знания на практике 29% 52% 19%
Обладает  организационными способностями 20% 23% 57%
Обладает  коммуникативными собностями 32% 58,5% 9,5%

Сравнивая результаты исследований, мы отмечаем, что в  экспериментальных классах процент  учащихся с высоким уровнем знаний и умений применения народных игр  в практике школьной жизни к концу  формирующего эксперимента возрос. Подростки  имеют достаточные знания и умения применять народные игры на практике. Больше учащихся стали обладать организационными и коммуникативными способностями.

19

Это подчеркивает оправданность применяемых в  работе с подростками педагогических условий.

Для получения  исчерпывающей информации о сформированности культуры общения у младших подростков нами был использован комплекс разнообразных методов научно-педагогического исследования. В частности, проводились индивидуальные беседы, наблюдения, анкетирование, социометрические методики ("К кому ты обратишься", "Выбор в действии"). Полученные результаты нам дали возможность выявить уровни сформированности констатирующего эксперимента.

Низкому уровню сформированности культуры общения младших подростков соответствуют следующие свойства и качества личности: чувство симпатии к другому; желание делиться мыслями, переживаниями; способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации; устойчивая потребность в систематическом общении; в новой обстановке теряется, волнуется.

Среднему уровню соответствуют: потребность в хорошем  эмоциональном самочувствии; расположение и уважение к участникам общения; желание приносить радость другим; доброжелателен, сосредоточен, внимателен, активен в общении.

Высокому уровню сформированности культуры общения соответствуют следующие свойства и качества: способность устанавливать правильное взаимоотношение с людьми; желание приносить радость людям и сопереживать радости другого; способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на другого; полное взаимопонимание в общении; выработан и закреплен индивидуальный стиль общения; умеет делать комплименты другим; понимает шутки и юмор; приобретает коммуникативный опыт безконфликтного общения.

Уровень сформированности культуры общения младших подростков мы определяли по совокупности следующих методик: "Определение потребности в общении", "Определение уровня эмпатии", "Определение предпочтений в общении".

Анализируя данные о качественных изменениях отношения  учащихся к изучению народных игр, мы наглядно видим результат нашей  работы. Нам отрадно отметить, что  организованная нами опытно-экспериментальная  работа в целях формирования культуры общения у младших подростков дала положительный результат, во-первых, по придаванию воспитательной системе определенную, законченную формы и вид в результате процессирующей деятельности учащихся; во-вторых, по приобретению учащимися определенный, устойчивый характер в результате их нравственного развития в постоянно изменяющейся обстановке.

20

Уровни сформированное(tm) культуры общения

Таблица №3

у младших подростков в вариантах эксперимент , контроль

  Высокий уровень: Средний уровень: Низкий  уровень:
Эксперимент Контроль Эксперимент Контроль Эксперимент Контроль
I 3% 2,5% 34% 36% 63% 61,5%
II 5,1% 2,6 59% 37% 35,9% 60,4%

I - констатирующий  этап эксперимента;

II- при завершении  формирующего этапа эксперимента.

Сравнивая результаты исследований, мы отмечаем значительные изменения. Больший процент подростков в экспериментальных классах  стал обладать высоким уровнем сформированное(tm) культуры общения. Но в контрольных классах эти изменения незначительны, так как не учитывались педагогические условия формирования культуры общения средствами народных игр.

Результаты анкетирования, беседы с учащимися, учителями и  родителями экспериментальных и  контрольных классов также подтвердили  эффективность использованных педагогических условий. В ходе проведенного нами формирующего эксперимента младшие подростки приобрели коммуникативный опыт безконфликтного общения в решении многих вопросов в школе и вне ее, научились избегать категоричных требований в общении, стали выдержанными, вежливыми, тактичными, повысился уровень эмоционального состояния классных коллективов младших подростков.

Таким образом, поставленные нами задачи исследования решены:

1. Нами проанализировано  состояние проблемы использования  народных игр в педагогической  теории и практике.

2. Изучены возможности  игры как средства формирования  культуры общения у младших  подростков.

3. Экспериментально  проверена возможность применения  народных игр как средства  формирования культуры общения  у младших подростков.

4. Разработаны  рекомендации по методике проведения  народных игр с целью формирования  культуры общения у младших  подростков.

Гипотеза исследования подтвердилась - народные игры могут  и должны являться эффективным средством  формирования культуры общения младших  подростков, если: а)они органически включены в учебно-воспитательный процесс не в качестве отдельного компонента, а как средство формирования личности и развиваемых школой народных традиций; б) определены педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростков; воспользуется личностный и творческий потенциалы каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

21

6.

Основные положения  диссертации отражены в следующих  публикациях:

Воспитательное  значение фольклора / /Проблемы повышения эффективности обучения в школе и вузе: Сборник научи, трудов Кург.гос.пед.ин-та. - Курган: КГПИ, 1995. - С. 64-66. Современное творчество детей (к проблеме роли фольклора в воспитании гуманизма) // Проблемы подготовки молодежи к педагогическому труду: Сб. тезисов докладов к научно-практической конференции. - Курган: КГПИ, 1996. - С.40-43. (в соавторстве).

Информация о работе Народная игра как средство формирования культуры общения