Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:05, автореферат
Актуальность проблемы и темы исследования. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы
Игровые средства и игровые методики использовались нами в ходе опытно-экспериментальной работы как дополнительные с целью проверки правильности получаемых данных.
Эти методики были "вплетены" в игровую деятельность.
При подборе игровых методик изучения личности подростков на диагностическом этапе, мы учитывали, что используемые народные игры и игровые методики должны нести в себе воспитательный потенциал и оказывать влияние на изменение личности. Уже в процессе диагностики менялась информированность подростков, осуществлялась индивидуальная и групповая рефлексия, корректировались поведение, самооценка, стиль общения.
17
Игровые методики позволили нам: 1) продиагностировать характер отношений и стиль общения со сверстниками и взрослыми; 2) выявить соотношение индивидуальных и групповых позиций в коллективе; 3) определить мотивы участия или неучастия в организуемых и проводимых играх; 4) замерить уровень эффективности применяемых средств и приемов.
Методики, применяемые нами и использованные в игровой деятельности, отличались от психологических тем, что последние констатируют характеристики исследуемых, в то время как первые констатируют тенденции формирующихся характеристик.
Нам необходимо было узнать о ходе развития некоторых характеристик больше, чем о самих характеристиках. Это позволило нам внести изменения в воспитательный процесс, совершенствовать способы работы и изменять заложенные нормы отношений. В ходе опытно-экспериментальной работы нами использовались следующие методики:
- с целью уточнения взаимоотношений подростков в коллективе, их статуса, самооценки и самоотношений - "Я - позиция", "Мишень";
с целью исследования организованности коллектива - "Алфавит", "Общежитие";
- среди игровых средств выступили "Горячий стул", "Третий лишний" и другие.
Для определения
индивидуальных и коллективных характеристик
как дополнительные средства выступали
игры из многовариантной серии "Ассоциация".
Методика "Портретная галерея" давала
образную характеристику класса, группы
в целом с помощью
Центральная идея
предлагаемых методик - создание ситуации
"свободного выбора", в которой
только и становится реальным выявление
отношений. "Свободный выбор" представлен
либо как умозрительный выбор, либо
как эмоциональное
Для определения
эффективности используемых игр, игровых
методик и средств
В результате анкетного опроса нами было выделено 3 уровня знаний и умений применять в практике народные игры. Первый уровень - высокий, ему
18
соответствует
следующее: учащиеся имеют систематичные
знания о народной игре, умеют применять
игры в практической деятельности,
обладают навыками организации проведения
таковой. Средний уровень
В момент проведения констатирующего эксперимента большинство учащихся экспериментальных классов имели средний и низкий уровни знаний и умений применять в практике народные игры. Данные представлены в виде таблицы.
Таблица №1
Уровни знаний
и умений о применении народных игр
младшими подростками на констатирующем
этапе эксперимента
|
Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице №2.
Таблица №2
Уровни знаний и умений о применении народных игр младшими подростками в
экспериментальных
школах
|
Сравнивая результаты
исследований, мы отмечаем, что в
экспериментальных классах
19
Это подчеркивает оправданность применяемых в работе с подростками педагогических условий.
Для получения исчерпывающей информации о сформированности культуры общения у младших подростков нами был использован комплекс разнообразных методов научно-педагогического исследования. В частности, проводились индивидуальные беседы, наблюдения, анкетирование, социометрические методики ("К кому ты обратишься", "Выбор в действии"). Полученные результаты нам дали возможность выявить уровни сформированности констатирующего эксперимента.
Низкому уровню сформированности культуры общения младших подростков соответствуют следующие свойства и качества личности: чувство симпатии к другому; желание делиться мыслями, переживаниями; способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации; устойчивая потребность в систематическом общении; в новой обстановке теряется, волнуется.
Среднему уровню
соответствуют: потребность в хорошем
эмоциональном самочувствии; расположение
и уважение к участникам общения;
желание приносить радость
Высокому уровню сформированности культуры общения соответствуют следующие свойства и качества: способность устанавливать правильное взаимоотношение с людьми; желание приносить радость людям и сопереживать радости другого; способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на другого; полное взаимопонимание в общении; выработан и закреплен индивидуальный стиль общения; умеет делать комплименты другим; понимает шутки и юмор; приобретает коммуникативный опыт безконфликтного общения.
Уровень сформированности культуры общения младших подростков мы определяли по совокупности следующих методик: "Определение потребности в общении", "Определение уровня эмпатии", "Определение предпочтений в общении".
Анализируя данные о качественных изменениях отношения учащихся к изучению народных игр, мы наглядно видим результат нашей работы. Нам отрадно отметить, что организованная нами опытно-экспериментальная работа в целях формирования культуры общения у младших подростков дала положительный результат, во-первых, по придаванию воспитательной системе определенную, законченную формы и вид в результате процессирующей деятельности учащихся; во-вторых, по приобретению учащимися определенный, устойчивый характер в результате их нравственного развития в постоянно изменяющейся обстановке.
20
Уровни сформированное(tm) культуры общения
Таблица №3
у младших подростков в вариантах эксперимент , контроль
|
I - констатирующий этап эксперимента;
II- при завершении
формирующего этапа
Сравнивая результаты
исследований, мы отмечаем значительные
изменения. Больший процент подростков
в экспериментальных классах
стал обладать высоким уровнем
Результаты анкетирования,
беседы с учащимися, учителями и
родителями экспериментальных и
контрольных классов также
Таким образом, поставленные нами задачи исследования решены:
1. Нами проанализировано
состояние проблемы
2. Изучены возможности
игры как средства
3. Экспериментально
проверена возможность
4. Разработаны
рекомендации по методике
Гипотеза исследования подтвердилась - народные игры могут и должны являться эффективным средством формирования культуры общения младших подростков, если: а)они органически включены в учебно-воспитательный процесс не в качестве отдельного компонента, а как средство формирования личности и развиваемых школой народных традиций; б) определены педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростков; воспользуется личностный и творческий потенциалы каждого педагога и педагогического коллектива в целом.
21
6.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
Воспитательное значение фольклора / /Проблемы повышения эффективности обучения в школе и вузе: Сборник научи, трудов Кург.гос.пед.ин-та. - Курган: КГПИ, 1995. - С. 64-66. Современное творчество детей (к проблеме роли фольклора в воспитании гуманизма) // Проблемы подготовки молодежи к педагогическому труду: Сб. тезисов докладов к научно-практической конференции. - Курган: КГПИ, 1996. - С.40-43. (в соавторстве).
Информация о работе Народная игра как средство формирования культуры общения