Народная игра как средство формирования культуры общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:05, автореферат

Описание работы

Актуальность проблемы и темы исследования. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы

Работа содержит 1 файл

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ.docx

— 50.76 Кб (Скачать)

В известных  словарях, например, В.И.Даля, С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова значение существительного "формирование" приведено в  контексте значений глаголов "формировать" и "формироваться" в следующем  виде: 1) придавать чему-либо определенную форму и вид в результате развития и роста; 2) приобретать законченность, определенность, устойчивость в результате развития и изменений; 3) придавать  чему-нибудь установленную, принятую форму  в результате воздействия; 4) создавать, составлять, организовывать чего-либо; 5) физически развиваться, приобретая зрелый вид и др. Конечно, понятие "формирование" в широком смысле представляет собой обширную область знаний и действий как в быту, так и в научной сфере. Учитывая и имея в виду эти обстоятельства, мы обратили внимание на употребление в педагогической литературе понятий "формирование" и "воспитание" как равнозначные. Между тем диалектика их отношений позволяет утверждать, что второе из них является частью первого. Исторически граница между понятиями "воспитание" и "формирование" менялась, меняется и будет меняться. Понятие "формирование" шире понятия "воспитание" настолько, насколько участвует в становлении личности окружающая среда и общественная практика человека по преобразованию, в частности, самого себя, общества и природы.

Формирование  личности как процесс становления  происходит в результате интеллектуального, нравственного, физического развития, а также - в результате трудового, эстетического, патриотического воспитания. Оно включает в себя как организованное воздействие воспитания, так и  влияние макро- и микросреды, которые  в значительной мере действуют стихийно. Специальный воспитательный процесс выступает перед нами как закономерный, необходимый и значимый для личности и общества. Его социальное значение состоит в том, что здесь формируется личность, и происходит это на основе важнейших социальных форм жизни человека - его деятельности и общения. Для осмысления сущности понятий "формирование" и "воспитание" необходимо выявить новое и стимулировать его - это означает размышление над прошлым, настоящим и будущим в рамках философии бытия. Как утверждают материалисты, бытие определяет сознание. Новые тенденции осмысления роли современной ситуации жизни людей в развитии общества и перспектив философского познания проблем человека, гуманизма основополагаются на социальной потребности. Нравственная философия нового человека - человека с "высокой душой" (А.С.Пушкин) - включает все основные принципы морали, исходящей из общечеловеческого идеала.

Воспитание - одно из основных функций общества. В  ходе процесса воспитания передается и усваивается опыт поколений, внедряются в сознание и поведение людей моральные нормы, принятые в данном обществе. Под

13

воспитательным  процессом понимается процесс, в  котором в соответствии с целями и задачами общества совершается  организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом предусматривающее  формирование личности, нужной и полезной обществу.

Школьные годы могут оказать значимое влияние  в определении жизненных ценностей  молодого поколения. Особенно учащиеся в младшем подростковом возрасте отличаются любознательностью, доверчивостью, стремительностью, романтичностью, способны не только много и быстро усваивать новые, но и интенсивно развивать свои нравственные качества. Собственные многолетнее наблюдение за подростками, анализ психолого-педагогических исследований позволили утвердиться нам в мысли, о том, что период развития детей от 11-12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся V-VIII классов, называют подростковым возрастом иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от периода детства к юности, от незрелости к зрелости.

Для подросткового  возраста характерно развитие чувства  товарищества, наличие потребности  в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, как правило, глубокая ее мотивировка, содержательность и устойчивость дружеских отношений. Организация здорового, сплоченного, целеустремленного детского

коллектива и  правильных взаимоотношений в нем, активное включение подростка в  жизнь такого коллектива - важнейший  путь формирования полноценной личности и ее культуры общения.

Игра, как явление, ставящее личность в позицию субъекта деятельности, приобретает особое значение в подростковом возрасте. С.А.Шмаков говорит об "игровом дефиците", который испытывают подростки. Т.Е. Конникова, Е.С.Махлак утверждают, что существует "вторичный" взлет игровых интересов у подростка. Л.И.Божович объясняет такой взлет возросшим значением коллектива в подростковом возрасте. Многие авторы единодушно признают наиболее "игровым" младший подростковый возраст.

В качестве исходных позиций для нашего исследования принимаем следующие психолого-педагогические идеи об особенностях подросткового  возраста в формировании культуры общения:

у ребят младшего подросткового возраста формируется  относительно

устойчивая система  отношений к окружающим и к  самим себе, возрастает

интерес к собственной  личности, стремление разобраться в  своих качествах,

поступках, формируется самооценка;

появляются и  становятся существенными новые  условия развития личности,

а именно - собственные  требования к себе, к своей культуре общения;

в центре внимания в этот период становятся вопросы, связанные  с нормами и

правилами взаимоотношений  между людьми. Складываются моральные

взгляды и оценки;

14

- заметно проявляется  стремление к самостоятельности  и независимости, которые, в  силу различных обстоятельств,  может приносить "отрицательный  характер" (грубость, упрямство и  т.д.);

- важным фактором  развития является коллектив  сверстников, значение коллективных  отношений, расположение к нему  товарищей, их оценка его поступков;

- важна роль  игры. Дети этого возраста любят  подвижные, творческие, сюжетные  игры. В играх и в жизни их  привлекают нравственно-психологические  качества: смелость, решимость, выдержка, верность другу. Игра помогает  детям справиться с переживаниями,  беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Игра дает возможность каждому проявить себя, добиваться лучших результатов во всех отношениях, т.е. игра - для всех и во благо всем.

Следует помнить, что воспитание это не только "воспитывание", т.е. целенаправленное и квалифицированное воздействие на детей, но это и творческая активность индивидуальной личности каждого своего воспитанника.

Речь идет о  двустороннем взаимоотношении ребенка  и воспитателя. Важно найти в  этом взаимоотношении "золотую середину". А для народной педагогики стремление к "золотой середине", ладу между, бесконечным многообразием подходов в рамках целого народа жизненно необходимо, закономерно.

Мы считаем, что  принцип двусторонности процесса воспитания легко применим в процессе игры. Превращение игры в целенаправленное средство воспитания стало одним  из первых педагогических свершений  человечества, и этот этап филогенеза оставил неизгладимый след в онтогенезе в виде сокращенного, но непременного этапа в развитии каждого человека. Народная педагогика игры охватывает все возрастные этапы, чего до сих  пор не вполне удалось достичь  педагогике профессиональной. Еще и  сейчас лишь в народной педагогике игры можно найти достаточно ясные  и мудрые позиции в отношении  игр подростково-молодежного межполового общения (от посиделочных игр знакомства и поцелуйных игр до завершающей свадебной игры) или незаменимой роли дедушек и бабушек в формировании естественной игровой среды. Игра - это своеобразная школа социализации ребенка.

С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, культура общения, воспитанная детей  вне игры. С другой стороны, увлекательное  содержание игр, изображение коллективного  труда, благородных поступков, способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и  реальных отношений помогает создать  нравственную направленность поведения  детей.

15

Анализ психолого-педагогической, методической литературы, литературы по фольклористике и педагогики творчества, многолетний собственный опыт, апробация  в школах и детских творческих коллективах позволили нам выделить следующие основные педагогические условия формирования культуры общения  у младших подростков средствами народной игры: 1)включение в содержание образования народных игр с учетом регионального компонента (ведение  факультатива по изучению народных игр, гуманитарный цикл школьных предметов  должен быть проникнут формированием культуры общения средствами народной игры); 2)использование индивидуального подхода как метода педагогического воздействия с опорой на положительное и преодоление отрицательного в общении младших подростков; 3)роль педагога, его личная заинтересованность, его уверенность, азарт, знание народных игр, стиль товарищеского общения учителя и ученика; 4)применение народных игр как средства диагностики личности и последующей коррекции. Описание и реализация в школьной практике каждого условия приведено в диссертации.

Глава 2."Опытно-экспериментальная  работа по формированию культуры общения  у младших подростков средствами народной игры"

Изучение состояния  исследуемой проблемы в педагогике, анализ имеющегося опыта, результаты констатирующего  этапа нашей работы позволили разработать основы методики использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков, организовать и провести опытно-экспериментальную работу.

Нами была составлена программа игрового факультатива "Играем -друзей созываем" для учащихся 5-6х классов. В программу были включены и теоретические и практические занятия с учащимися. Практический материал игрового факультатива был составлен с учетом регионального компонента.

Одновременно  с проведением факультатива в  экспериментальных классах во все  предметы гуманитарного цикла были включены элементы фольклора. В работе был задействован весь педагогический коллектив, работающий в экспериментальных  классах. Методика проведения игрового факультатива и элементы вкрапления народных игр в предметы гуманитарного  цикла в целях формирования культуры общения младших подростков приведены  в диссертации.

Многолетние наблюдения, беседы с опытными педагогами, изучение педагогической литературы позволяют  говорить о том, что дети играют сами в самые различные игры, которые  помогают педагогу без проведения специальных  исследований определить взаимоотношения  детей в коллективе, межличностные  отношения и т.д., то есть, как нами было отмечено ранее, игра выполняет  различные функции, в том числе  диагностическую.

16

Собственный педагогический опыт работы, изучение и обобщение  опыта других педагогов-практиков, анализ исследовательской литературы показали, что таким методом не только познания, но методом воспитания, метод организации и самоорганизации  детского коллектива, отдельных учащихся выступает коллективная игра, как ведущая деятельность в младшем подростковом возрасте. Именно она позволяет с наибольшей эффективностью организовать наблюдения за детьми. Игра вводилась в учебно-воспитательный процесс прежде всего как средство диагностики.

Первоначально в качестве диагностики мы использовали и рекомендовали учителям известные  распространенные народные игры среди  младших подростков. Определить их помог проведенный нами опрос  подростков. Среди этих игр, использовались "Пятнашки", "Жмурки", "Салки", хороводная игра "Арам-шим-шим" и др. Эти игры, как правило, организовывались ребятами самостоятельно. И именно в этом состояла их ценность. Самостоятельно организуемые игры четче и рельефнее позволили наблюдать взаимоотношения детей, их симпатии и антипатии, случаи неприятия в игру и т.д.

В нашей работе использовались и специально организуемые педагогами игры. Преподносились они  ненавязчиво, как бы ненароком. "Пока у нас есть немного свободного времени, давайте, поиграем в народные игры ...". И предлагалась определенная игра. Среди таких игр мы использовали игры "Мигалки", "Барыня", "Я садовником родился", "Третий лишний", "Колечко" и другие.

В процессе игровой  деятельности на первоначальном этапе  диагностики мы рекомендовали педагогам  определить статус подростка в коллективе, характер его взаимоотношений среди  сверстников, стиль и тон отношений  подростков, зависимость друг от друга, взаимные характеристики. При проведении и организации игр мы советовали соблюдать ряд условий. Прежде всего, если проводилось несколько игр  сразу, важно было выдерживать игровой  темп, не допускать игровой усталости. Во время игр пары, команды участников создавались по желанию и самостоятельному выбору игроков с целью выявления  симпатий, привязанностей и т.д., допускалось возникновение конфликтных ситуаций. Педагог выступал в роли наблюдателя и организатора игр. Основное правило: "Не вмешиваться".

Информация о работе Народная игра как средство формирования культуры общения