Народная игра как средство формирования культуры общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:05, автореферат

Описание работы

Актуальность проблемы и темы исследования. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы

Работа содержит 1 файл

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ.docx

— 50.76 Кб (Скачать)

Практическая  значимость исследования определяется раскрытым содержанием педагогических условий, способствующих формированию культуры общения у младших подростков. Разработаны методические рекомендации по использованию народных игр как  средства формирования культуры общения  у младших подростков, составлена программа игрового факультатива для  учеников 5-6х классов. Определены возможности  использования материалов исследования в процессе повышения квалификации педагогических кадров.

На защиту выносятся  следующие положения:

1. Народная игра  может являться средством формирования  культуры общения у младших  подростков.

2. Возможность  формирования культуры общения  у младших подростков средствами  игры обеспечивается рядом выведенных  нами педагогических условий: 1)включение  в содержание образования народных  игр с учетом регионального  компонента (ведение факультатива  по изучению народных игр, гуманитарный  цикл школьных предметов должен  быть проникнут формированием культуры общения средствами народной игры); 2)использование индивидуального подхода как метода педагогического воздействия с опорой на положительное и преодоление отрицательного в общении младших подростков; 3)роль педагога, его личная заинтересованность, его уверенность, азарт, знание народных игр, стиль товарищеского общения учителя и ученика; 4)применение народных игр как средства диагностики личности и последующей коррекции.

8

Достоверность и обоснованность полученных результатов  обеспечена:

- методологической  обоснованностью и адекватностью  методов исследования целям, задачам,  логике, репрезентативностью опытно-экспериментальных  данных;

последовательной, логической, непротиворечивой реализацией  методологической основы исследования на всех его этапах;

- применением  эмпирических и теоретических  методов исследования, адекватных  поставленным целям;

- анализом длительного  личного педагогического опыта,  а также опытно-экспериментальной  работы и репрезентативностью  методики исследования.

Апробация и  внедрение результатов исследования.

Основные положения  и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались  на научно-практических конференциях, на совещаниях учителей школ №№24,32 г.Кургана.

Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных  школ №№24,32,42 г.Кургана.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются тема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы и этапы, научная новизна, теоретическая  и практическая значимость.

А также в  нем дается представление о проблематике работы, обосновывается целесообразность исследования проблемы народной игры как средства воспитания культуры общения  у младших подростков.

В первой главе "Воспитание культуры общения у  младших подростков средствами народных игр как педагогическая проблема" дан ретроспективный анализ состояния  проблемы в теории и практике; определены идеи исследования, методологическая позиция автора, теоретически выявлены педагогические условия формирования культуры общения у младших подростков средствами народной игры.

Во второй главе "Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры общения у  младших подростков средствами народной игры" раскрыта общая характеристика организации опытно-экспериментальной  работы; показана методика использования  народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков.

В заключении приведены  общие итоги исследования, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

9 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ

Глава 1."Воспитание культуры общения у младших подростков средствами народных игр как педагогическая проблема"

Решение социально-культурных и духовных проблем национального  возрождения основывается, прежде всего, на сфере образования и воспитания. Поэтому строительство современной  школы демократического и гуманистического общества немыслимо без союза  теоретической, академической, школьной педагогики с народной.

Важнейшая задача современной школы, во-первых, сочетать формирование индивидуальности и личности ребенка; во-вторых, непосредственно  способствовать сохранению культурного  наследия нации, ее возрождения и  дальнейшего развития; в-третьих, формировать  сегодняшние критерии культуры общения  у учащихся средствами народной педагогики.

На основе исторического  анализа установлено, что в отечественной  педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социо-культурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга детей и взрослых, составной частью искусства, спорта и др.

Родоначальником теории игры в российской науке является К.Д.Ушинский. Он противопоставляет  проповеди стихийности игровой  деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в  деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности.

В отечественной  педагогике и психологии серьезно разрабатывали  теорию игры М.М.Бахтин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин. При этом основными подходами к теории возникновения игры является теория духовного развития в игре; труд как источник появления игры; теория воздействия на мир через игру.

Труд и игра имеют способность усиливать  друг друга, взаимопроникать друг в друга. Они родственны по происхождению, по сверхзадаче. В российской научной литературе спор о происхождении игры в основном разрешен в пользу генезиса игры из трудовых процессов.

Исследователь народной культуры В.М. Григорьев отмечает, что игра - это занятие, во-первых, не по обязанности, а добровольное, по желанию, приносящее радость; во-вторых, эта радость непосредственна, свободна от расчета на вознаграждение; в-третьих, игра не похожа на учение, труд, искусство и другие серьезные стороны жизни, но способна во многом воспроизводить, моделировать абсолютно любые из них; в-четвертых, в игре создается на время особый, условный мир, со своими законами.

С.А.Шмаков вычленил ряд положений, отражающих сущность феномена игры. Игра - это самостоятельный  вид развивающей деятельности; самая  свободная и естественная форма  проявления деятельности, в которой  осознается

10

окружающий мир, открывается широкий простор  для проявления своего "Я", личного  творчества, активности, самопознания, самовыражения; путь поиска ребенком в  коллективах сотоварищей, в обществе, человечестве, во Вселенной; свобода  самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество; главная сфера общения детей.

Подходы к пониманию  игры весьма многогранны. Нами уточнено понятие народная игра - это игра популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающая его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями, социально-политическим, экономическим, национальным и другими.

В исследовании выявлены и в диссертации подробно охарактеризованы наиболее важные признаки народных игр: спонтанность, добровольный характер, непредсказуемость, коллективность, наличие правил.

Рассмотрены функции  народных игр: развлекательная, зрелищно-эстетическая, компенсанаторная, ритуальная, но явно преобладающими являются педагогические функции - развивающая, познавательная, развлекающая, диагностирующая, корректирующая и др.

В жизни бытует огромное количество самых разнообразных  игр. Сложность их классификации  заключается в том, что они, как  и любое явление культуры испытывают серьезное влияние динамики исторического  процесса, идеологии разных социальных групп. Классифицировать игры - значит соединить порядки игр, соподчиненных  их назначением и составленных на основе учета принципиальных и общих  признаков и закономерных связей между ними. Педагогическая классификация  игр призвана стать ориентиром в  их многообразии, источником информации о них. В своем исследовании мы использовали классификацию В.М.Григорьева. Не отрицая других подходов, исследователь  дает свою классификацию, беря за основу функции игр в воспитании и  развитии человека: подвижные, художественные, познавательные, предметно-трудовые, самоопределения, социально-нравственной направленности, массовой организации.

Подражание предкам, поиск и использование способов для существования требуют усовершенствования форм и методов общения с окружающими  людьми, которые формируют склад  человеческого коллектива. В нем  всегда есть люди, генерирующие наиболее прогрессивные взгляды на жизнь, на способы существования и развития людей, воспитание подрастающего поколения. Они из уст в уста, из поколения  в поколение передают предания и  мифы, песни и мелодии, фрески, пусть  даже в пещерах, узоры на мужских и женских рубашках, ритуальные песни и пляски, а также - идеи. Таким образом, в народе функционирует сочетание гармонии, характеризующееся оригинальным стереотипом поведения и неповторимой внутренней структурой: во-первых, люди-трудящиеся, создающие богатства, материальные ценности; во-вторых, люди-творцы, создающие духовные

11

ценности; в-третьих, люди-мыслители, поэты, художники; в-четвертых, люди, управляющие массой людей; в-пятых, люди-герои, ведущие за собой "толпу". Значит, отражением объективно протекающих процессов в формировании личности являются, с одной стороны, цели воспитания, с другой, - конечной целью всего человеческого познания должен быть сам человек. Сущность человека не есть абстракт, присущий только отдельному индивиду. В своей деятельности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. В них человек познает самого себя и окружающих его людей, традиции, законы общежития и учится культуре общения с себе подобными.

Культура общения - совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умение прогнозировать воздействие  высказываний на собеседников, извлекать  информацию в условиях устной и письменной речи.

Культура общения  как одно из выражений нравственно-эстетического  самосознания и социальной сущности человека возникла лишь на определенной ступени развития человеческого  общества и носит, следовательно, исторический характер.

Соответственно  человек становится мерилом всех жизненных отношений. Человек, человечество, человечность - глобальная триада прошедшего, настоящего и будущего. "Естественный ход жизни такой, - писал Л.Н.Толстой, - сначала человек ребенком, юношей только действует, потом, действуя, ошибаясь, приобретая опытность, познает и потом уже, когда он узнал главное, что может знать человек, узнал, что добро, начинает любить это добро: действовать, познавать, любить. Дальнейшая жизнь (также и наша теперешняя жизнь, которая есть продолжение предшествовавшей) есть прежде деятельность во имя того, что любишь, потом познавание нового, достойного любви. В этом круговорот всей жизни". В становлении и развитии человека важную роль играют конкретные социальные факторы, ситуации и примеры. Персонификация процесса воспитания предполагает наличие конкретных примеров, фактов, ситуаций. Так оно и есть в народной педагогике, и с этой конкретностью мы встречаемся на каждом шагу. В связи с этим все большее значение приобретает правильная постановка проблемы формирования культуры межличностного общения у подрастающего поколения в контексте новых социальных явлений.

В наше время  проблема развития и воспитания человека, то есть формирование личности выдвинулась  в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени к структуре  и организации общества. В формировании культуры общения нового человека решающую роль играют воспитание творческого  отношения к труду, обеспечение  общекультурного и нравственного  развития, социальной активности, политической сознательности, понимание и целей  задач общественного производства, всей нашей жизни, демократизма и  гуманизма. Вместе с тем мы рассматриваем  это как неразрывную часть

12

многофакторного процесса воспитания, уходящего своими корнями в самую сердцевину человеческой цивилизации, основой которой является нравственность. Она - добрый знак природы, признак потрясений, перенесенный в  наши дни.

Информация о работе Народная игра как средство формирования культуры общения