Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:05, автореферат
Актуальность проблемы и темы исследования. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы
Практическая
значимость исследования определяется
раскрытым содержанием
На защиту выносятся следующие положения:
1. Народная игра
может являться средством
2. Возможность
формирования культуры общения
у младших подростков
8
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена:
- методологической
обоснованностью и
последовательной, логической, непротиворечивой реализацией методологической основы исследования на всех его этапах;
- применением эмпирических и теоретических методов исследования, адекватных поставленным целям;
- анализом длительного
личного педагогического опыта,
Апробация и
внедрение результатов
Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях, на совещаниях учителей школ №№24,32 г.Кургана.
Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ №№24,32,42 г.Кургана.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются тема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы и этапы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
А также в нем дается представление о проблематике работы, обосновывается целесообразность исследования проблемы народной игры как средства воспитания культуры общения у младших подростков.
В первой главе "Воспитание культуры общения у младших подростков средствами народных игр как педагогическая проблема" дан ретроспективный анализ состояния проблемы в теории и практике; определены идеи исследования, методологическая позиция автора, теоретически выявлены педагогические условия формирования культуры общения у младших подростков средствами народной игры.
Во второй главе
"Опытно-экспериментальная
В заключении приведены
общие итоги исследования, намечены
перспективы дальнейшего
9 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Глава 1."Воспитание культуры общения у младших подростков средствами народных игр как педагогическая проблема"
Решение социально-культурных
и духовных проблем национального
возрождения основывается, прежде всего,
на сфере образования и
Важнейшая задача современной школы, во-первых, сочетать формирование индивидуальности и личности ребенка; во-вторых, непосредственно способствовать сохранению культурного наследия нации, ее возрождения и дальнейшего развития; в-третьих, формировать сегодняшние критерии культуры общения у учащихся средствами народной педагогики.
На основе исторического анализа установлено, что в отечественной педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социо-культурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга детей и взрослых, составной частью искусства, спорта и др.
Родоначальником теории игры в российской науке является К.Д.Ушинский. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности.
В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры М.М.Бахтин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин. При этом основными подходами к теории возникновения игры является теория духовного развития в игре; труд как источник появления игры; теория воздействия на мир через игру.
Труд и игра имеют способность усиливать друг друга, взаимопроникать друг в друга. Они родственны по происхождению, по сверхзадаче. В российской научной литературе спор о происхождении игры в основном разрешен в пользу генезиса игры из трудовых процессов.
Исследователь народной культуры В.М. Григорьев отмечает, что игра - это занятие, во-первых, не по обязанности, а добровольное, по желанию, приносящее радость; во-вторых, эта радость непосредственна, свободна от расчета на вознаграждение; в-третьих, игра не похожа на учение, труд, искусство и другие серьезные стороны жизни, но способна во многом воспроизводить, моделировать абсолютно любые из них; в-четвертых, в игре создается на время особый, условный мир, со своими законами.
С.А.Шмаков вычленил ряд положений, отражающих сущность феномена игры. Игра - это самостоятельный вид развивающей деятельности; самая свободная и естественная форма проявления деятельности, в которой осознается
10
окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего "Я", личного творчества, активности, самопознания, самовыражения; путь поиска ребенком в коллективах сотоварищей, в обществе, человечестве, во Вселенной; свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество; главная сфера общения детей.
Подходы к пониманию игры весьма многогранны. Нами уточнено понятие народная игра - это игра популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающая его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями, социально-политическим, экономическим, национальным и другими.
В исследовании выявлены и в диссертации подробно охарактеризованы наиболее важные признаки народных игр: спонтанность, добровольный характер, непредсказуемость, коллективность, наличие правил.
Рассмотрены функции народных игр: развлекательная, зрелищно-эстетическая, компенсанаторная, ритуальная, но явно преобладающими являются педагогические функции - развивающая, познавательная, развлекающая, диагностирующая, корректирующая и др.
В жизни бытует огромное количество самых разнообразных игр. Сложность их классификации заключается в том, что они, как и любое явление культуры испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса, идеологии разных социальных групп. Классифицировать игры - значит соединить порядки игр, соподчиненных их назначением и составленных на основе учета принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними. Педагогическая классификация игр призвана стать ориентиром в их многообразии, источником информации о них. В своем исследовании мы использовали классификацию В.М.Григорьева. Не отрицая других подходов, исследователь дает свою классификацию, беря за основу функции игр в воспитании и развитии человека: подвижные, художественные, познавательные, предметно-трудовые, самоопределения, социально-нравственной направленности, массовой организации.
Подражание предкам,
поиск и использование способов
для существования требуют
11
ценности; в-третьих, люди-мыслители, поэты, художники; в-четвертых, люди, управляющие массой людей; в-пятых, люди-герои, ведущие за собой "толпу". Значит, отражением объективно протекающих процессов в формировании личности являются, с одной стороны, цели воспитания, с другой, - конечной целью всего человеческого познания должен быть сам человек. Сущность человека не есть абстракт, присущий только отдельному индивиду. В своей деятельности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. В них человек познает самого себя и окружающих его людей, традиции, законы общежития и учится культуре общения с себе подобными.
Культура общения
- совокупность знаний, умений и навыков,
обеспечивающих целенаправленное взаимодействие
людей на основе адекватного выбора
и использования средств
Культура общения
как одно из выражений нравственно-
Соответственно человек становится мерилом всех жизненных отношений. Человек, человечество, человечность - глобальная триада прошедшего, настоящего и будущего. "Естественный ход жизни такой, - писал Л.Н.Толстой, - сначала человек ребенком, юношей только действует, потом, действуя, ошибаясь, приобретая опытность, познает и потом уже, когда он узнал главное, что может знать человек, узнал, что добро, начинает любить это добро: действовать, познавать, любить. Дальнейшая жизнь (также и наша теперешняя жизнь, которая есть продолжение предшествовавшей) есть прежде деятельность во имя того, что любишь, потом познавание нового, достойного любви. В этом круговорот всей жизни". В становлении и развитии человека важную роль играют конкретные социальные факторы, ситуации и примеры. Персонификация процесса воспитания предполагает наличие конкретных примеров, фактов, ситуаций. Так оно и есть в народной педагогике, и с этой конкретностью мы встречаемся на каждом шагу. В связи с этим все большее значение приобретает правильная постановка проблемы формирования культуры межличностного общения у подрастающего поколения в контексте новых социальных явлений.
В наше время
проблема развития и воспитания человека,
то есть формирование личности выдвинулась
в ряд наиболее важных и злободневных
вопросов. Интерес к этой проблеме
проистекает из потребностей приспособить
человека нового времени к структуре
и организации общества. В формировании
культуры общения нового человека решающую
роль играют воспитание творческого
отношения к труду, обеспечение
общекультурного и
12
многофакторного процесса воспитания, уходящего своими корнями в самую сердцевину человеческой цивилизации, основой которой является нравственность. Она - добрый знак природы, признак потрясений, перенесенный в наши дни.
Информация о работе Народная игра как средство формирования культуры общения