Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:05, автореферат
Актуальность проблемы и темы исследования. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы
ЕГОВЦЕВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА
НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
13.00.01 - общая
педагогика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Курган - 2000
Работа выполнена на кафедре педагогики Курганского государственного университета
Общая характеристика работы
Актуальность проблемы и темы исследования. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
Таким средством воспитания является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.
К.Д.Ушинский народную педагогику считал одним из факторов, под влиянием которой складывалась педагогическая наука. Он писал, что "нет насилия более невыносимого, как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями отживших предков" .
Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.
Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах А.Н.Радищева, А.КГерцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова,Д.И.Писарева и других. Оценка роли игры в воспитании была дана К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинским.
Педагогической обработкой народных игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В.И.Даль, П.Ф.Лесгафт, П.Н.Бокин, Е.М.Дементьев и др.
Организаторами методической работы по игре и детским праздникам выступали В.Г.Марц, Н.П.Булатов и др.
Народная игра и сегодня объединяет творческий коллектив педагогов, этнографов, собирателей-энтузиастов (Г.Н.Волков, В.М.Григорьев, С.А.Шмаков и др.).
4
В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры - игротерапия. Игра рассматривается здесь исследователями как средство самовыражения ребенка, позволяющее успешно решать различные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстниками, с окружающим миром. Не составляет, на наш взгляд, исключения и народная игра. Специфика народной игры (коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простота и доступность оснащения и др.) позволяет достаточно быстро включать в нее детей, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.
Школа была и остается одним из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно организующих жизнедеятельность детей.
Однако, по самооценкам
учителей, в школе они поставлены
в такое положение, когда не остается
времени для человеческого
Школы сегодня самые разные: общеобразовательные, гимназии с различными направлениями учебной деятельности, лицеи, колледжи и т.д.
Но какой бы ни была школа, - она выполняет социальный заказ, предполагающий воспитание нравственного человека, помимо современных сегодня качеств предприимчивости, деловой хватки и активности. Ни искусство, ни литература, ни средства массовой информации все это дать в полном объеме не могут, т.к. не имеют самого главного качества, которые присущи школе - систематичности. Школа - это единственное, пожалуй, место, где дети социально защищены.
Однако занять ребенка, подростка - еще не значит воспитать, чрезвычайно важную роль играет при этом характер отношений, которые складываются в процессе этой деятельности, насколько гуманизированы отношения сверстников, каков их стиль общения.
Занимая различные
позиции, пытаясь понять новый тип
воспитательных отношений, педагоги признают,
что с решением воспитательных задач
не справляются, что не знают до конца,
как преодолеть имеющиеся трудности
и вывести из тупика воспитательную
систему школы. Все это позволило
нам утвердиться в
Проведенный анализ
проблемы показывает, что в практике
работы школы имеются явные
5
используются в образовательном процессе; педагогические кадры не имеют достаточного уровня подготовки для использования в профессиональной деятельности народных игр.
Проблема исследования
заключается в определении
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия использования народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.
Объектом изыскания: учебно-воспитательная работа с младшими подростками.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростков.
В качестве гипотезы
выдвинуто следующее
Задачи исследования:
1. Проанализировать
состояние проблемы
2. Изучить возможности народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.
3. Экспериментально
проверить возможности
4. Разработать
рекомендации по методике
-положения философско-
-философские
аспекты понимания человека
6
В исследовании использованы отдельные положения системного подхода (А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, М.С.Каган, Г.Н.Сериков и др.).
В области методологии
и методов исследования основой
послужили труды Ю.К.
Методы исследования:
-теоретический
анализ философской,
- изучение народных
традиций воспитания и
- длительные, в
том числе включенные
- беседы и стандартизированное интервью;
- устные и
письменные анкетные опросы
- методы экспертных оценок и самооценок;
- игровая диагностика;
- встречи и беседы со старожилами;
-опытно-экспериментальная работа в школах.
Избранная методологическая
основа и поставленные задачи определили
ход теоретико-
Первый этап
(1994-1995гг.) - этап констатирующего эксперимента.
На данном этапе осуществлялся поисково-
Второй этап (1996-1997 гг.) - подготовка формирующего эксперимента. На данном этапе было проведено предварительное обобщение первых результатов опытов.
На данном этапе исследования был определен комплекс педагогических условий формирования культуры общения у младших подростков средствами народной игры.
Выбрана экспериментальная
база - школы, среди них определены
экспериментальные и
7
Третий этап (1998-1999гг.) - проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов, внедрение результатов исследования в практику общеобразовательных школ №№24,32,42; научное оформление диссертации; сформулирование основных выводов и рекомендаций.
Базой опытного исследования были общеобразовательные школы №№24,32,42 г.Кургана.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Обоснованы возможности народной игры в формировании культуры общения у младших подростков.
2. Выявлены, теоретически
обоснованы и экспериментально
проверены педагогические
3. Разработана
и экспериментально проверена
методика использования
Теоретическая значимость. Выявлены и теоретически обоснованы возможности использования народных игр в качестве средства формирования культуры общения у младших подростков. Разработаны критерии и показатели оценки уровня сформированное(tm) культуры общения; определены условия, способствующие успешности изучаемого процесса.
Информация о работе Народная игра как средство формирования культуры общения