Народная игра как средство формирования культуры общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:05, автореферат

Описание работы

Актуальность проблемы и темы исследования. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы

Работа содержит 1 файл

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ.docx

— 50.76 Кб (Скачать)
   
   
 

 ЕГОВЦЕВА НАДЕЖДА  НИКОЛАЕВНА

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

13.00.01 - общая  педагогика  

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата  педагогических наук

Курган - 2000

Работа выполнена  на кафедре педагогики Курганского  государственного университета

Общая характеристика работы

Актуальность  проблемы и темы исследования. Среди  проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все  большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей  повышения качества и эффективности  целенаправленного воспитания в  условиях современной кризисной  ситуации в экономике, духовной и  культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации  воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Таким средством  воспитания является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет  познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и  другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним  из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

К.Д.Ушинский народную педагогику считал одним из факторов, под влиянием которой складывалась педагогическая наука. Он писал, что "нет  насилия более невыносимого, как  то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными  поколениями отживших предков" .

Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует  относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал  цивилизации игра стала контрольным  мерилом проявления всех важнейших  черт личности.

Идеи научного изучения народных игр и их практического  применения в воспитании получили обоснование  в трудах А.Н.Радищева, А.КГерцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова,Д.И.Писарева и других. Оценка роли игры в воспитании была дана К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинским.

Педагогической  обработкой народных игр, отбором и  пропагандой игровых форм как  средств воспитания занимались В.И.Даль, П.Ф.Лесгафт, П.Н.Бокин, Е.М.Дементьев и др.

Организаторами  методической работы по игре и детским  праздникам выступали В.Г.Марц, Н.П.Булатов и др.

Народная игра и сегодня объединяет творческий коллектив педагогов, этнографов, собирателей-энтузиастов (Г.Н.Волков, В.М.Григорьев, С.А.Шмаков и  др.).

4

В современной  отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление  использования игры - игротерапия. Игра рассматривается здесь исследователями как средство самовыражения ребенка, позволяющее успешно решать различные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстниками, с окружающим миром. Не составляет, на наш взгляд, исключения и народная игра. Специфика народной игры (коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простота и доступность оснащения и др.) позволяет достаточно быстро включать в нее детей, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.

Школа была и  остается одним из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно  организующих жизнедеятельность детей.

Однако, по самооценкам  учителей, в школе они поставлены в такое положение, когда не остается времени для человеческого общения  с детьми, для проявления к ним  подлинного внимания и заботы.

Школы сегодня  самые разные: общеобразовательные, гимназии с различными направлениями  учебной деятельности, лицеи, колледжи и т.д.

Но какой бы ни была школа, - она выполняет социальный заказ, предполагающий воспитание нравственного  человека, помимо современных сегодня  качеств предприимчивости, деловой хватки и активности. Ни искусство, ни литература, ни средства массовой информации все это дать в полном объеме не могут, т.к. не имеют самого главного качества, которые присущи школе - систематичности. Школа - это единственное, пожалуй, место, где дети социально защищены.

Однако занять ребенка, подростка - еще не значит воспитать, чрезвычайно важную роль играет при  этом характер отношений, которые складываются в процессе этой деятельности, насколько  гуманизированы отношения сверстников, каков их стиль общения.

Занимая различные  позиции, пытаясь понять новый тип  воспитательных отношений, педагоги признают, что с решением воспитательных задач  не справляются, что не знают до конца, как преодолеть имеющиеся трудности  и вывести из тупика воспитательную систему школы. Все это позволило  нам утвердиться в необходимости  нашего исследования.

Проведенный анализ проблемы показывает, что в практике работы школы имеются явные противоречия: уровень культуры общения снижается и на сегодняшний день нет системы, которая смогла бы преодолеть снижение этого уровня; существующие возможности использования народной культуры, народной игры имеют большие воспитательные возможности, но недостаточно

5

используются  в образовательном процессе; педагогические кадры не имеют достаточного уровня подготовки для использования в  профессиональной деятельности народных игр.

Проблема исследования заключается в определении педагогических условий использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков. Исходя из проблемы исследования, нами была сформулирована тема исследования "Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков".

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия использования народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.

Объектом изыскания: учебно-воспитательная работа с младшими подростками.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у  младших подростков.

В качестве гипотезы выдвинуто следующее предположение: народные игры могут являться эффективным  средством формирования культуры общения  у младших подростков, если: а)они органически включены в учебно-воспитательный процесс не в качестве отдельного компонента, а как средство формирования личности и развиваемых школой народных традиций; б)определены педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростков; воспользуется личностно-творческий потенциалы каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

Задачи исследования:

1. Проанализировать  состояние проблемы использования  народных игр в педагогической  теории и практике воспитательной  работы с младшими подростками

2. Изучить возможности  народных игр как средства  формирования культуры общения  у младших подростков.

3. Экспериментально  проверить возможности народных  игр как средства формирования  культуры общения у младших  подростков.

4. Разработать  рекомендации по методике проведения  народных игр с целью формирования  культуры общения у младших  подростков. Методологическими основами  исследования являются:

-положения философско-аксиологических теорий, рассматривающих ребенка как высшую ценность и самоцель общественного развития (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, А.Г.Асмолов, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, А.Г.Гостев и др.);

-философские  аспекты понимания человека как  активного субъекта, познающего  и преобразующего мир и самого  себя в процессе деятельности (С.Л.Рубинштейн, М.Я.Басов, Л.А.Венгер, И.С.Кон, Г.Г.Гранатов и др.).

6

В исследовании использованы отдельные положения  системного подхода (А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, М.С.Каган, Г.Н.Сериков и др.).

В области методологии  и методов исследования основой  послужили труды Ю.К.Бабанского, В.В.Краевского, В.В.Белича, А.Я.Найна и других.

Методы исследования:

-теоретический  анализ философской, педагогической, психологической, фольклористической  литературы по теме исследования;

- изучение народных  традиций воспитания и передового  педагогического опыта, их использование  в формировании культуры общения  у младших подростков;

- длительные, в  том числе включенные педагогические  наблюдения в естественных условиях;

- беседы и  стандартизированное интервью;

- устные и  письменные анкетные опросы учащихся;

- методы экспертных  оценок и самооценок;

- игровая диагностика;

- встречи и  беседы со старожилами;

-опытно-экспериментальная  работа в школах.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования темы, которое проводилось  в несколько этапов в период с 1994 по 1999 гг.

Первый этап (1994-1995гг.) - этап констатирующего эксперимента. На данном этапе осуществлялся поисково-теоретический  анализ научно-методической, философской, психолого-педагогической, этнографической, этнопедагогической литературы по теме исследования, изучался опыт работы учителей на народных традициях, уточнялись направления изысканий по избранной теме; изучалось состояние проблемы в массовой практике школ, оздоровительных лагерей; разрабатывалась стратегия и тактика, определялась методология и методы исследования. Проводилась опытная работа, которая включала наблюдение за детьми с целью выявления их интересов; сформулированы цель и задачи, рабочая гипотеза исследования.

Второй этап (1996-1997 гг.) - подготовка формирующего эксперимента. На данном этапе было проведено предварительное  обобщение первых результатов опытов.

На данном этапе  исследования был определен комплекс педагогических условий формирования культуры общения у младших подростков средствами народной игры.

Выбрана экспериментальная  база - школы, среди них определены экспериментальные и контрольные. Были подготовлены материалы для  проведения эксперимента: конкретные методики; обеспечили наличие некоторых  условий в варианте "эксперимент"; выработаны рекомендации по использованию  форм, методов и принципов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе.

7

Третий этап (1998-1999гг.) - проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов, внедрение  результатов исследования в практику общеобразовательных школ №№24,32,42; научное оформление диссертации; сформулирование основных выводов и рекомендаций.

Базой опытного исследования были общеобразовательные  школы №№24,32,42 г.Кургана.

Научная новизна  исследования заключается в следующем:

1. Обоснованы  возможности народной игры в  формировании культуры общения  у младших подростков.

2. Выявлены, теоретически  обоснованы и экспериментально  проверены педагогические условия  эффективного использования народной  игры в качестве средства формирования культуры общения у младших подростков.

3. Разработана  и экспериментально проверена  методика использования народной  игры как средства формирования  культуры общения у младших  подростков.

Теоретическая значимость. Выявлены и теоретически обоснованы возможности использования  народных игр в качестве средства формирования культуры общения у  младших подростков. Разработаны  критерии и показатели оценки уровня сформированное(tm) культуры общения; определены условия, способствующие успешности изучаемого процесса.

Информация о работе Народная игра как средство формирования культуры общения