Мультимедийные презентации Microsoft PowerPoint как средство развития интеллектуальных способностей учащихся основной школы в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является: выявление возможности применения мультимедийных презентаций Microsoft Power Point как средство развития интеллектуальных способностей в процессе обучения истории.

Задачи:

изучить психолого — педагогические особенности обучения учащихся основной школы.
Охарактеризовать процесс развития интеллектуальных способностей у учащихся подросткового возраста при изучении истории.
Определить сущность и типы мультимедийных презентаций, используемых в процессе обучения.
Выявить возможности применения мультимедийных презентаций PowerPoint для развития интеллектуальных способностей у учащихся основной школы в процессе обучения истории.

Содержание

Введение

Глава I. Развитие интеллектуальных способностей учащихся основной школы в процессе обучения истории.

Психолого – педагогические особенности учащихся подросткового возраста.
Интеллектуальные способности учащихся 5-9 класс: характеристики и особенности развития в процессе обучения истории.
Глава II. Применение мультимедийных презентаций Microsoft Power Point в процессе обучения истории в общеобразовательной школе.

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая исправленная.docx

— 60.89 Кб (Скачать)
  • линейные – последовательная смена сюжета без активного участия пользователя. Такие презентации подходят для трансляции на местах продаж, в торговых центрах, на выставках, как сопровождение докладчика на семинарах, форумах;
  • интерактивные – пользователь управляет ходом презентации. Применяются в презентациях с разветвленной структурой и не связанных сюжетом блоками.
  1. по содержанию:
  • имиджевые – основная цель презентации – произвести впечатление, поэтому используются различные спецэффекты, графика, видео-, аудио- сопровождение;
  1. информационные – могут использоваться для создания постоянного информационного фона.
  1. по способу представления:
  • презентация для самостоятельного изучения информации;
  • презентация, сопровождающая доклад как наглядное пособие;
  • презентация, транслируемая на одном или нескольких экранах с повторяющимся сценарием и без участия комментатора.
  1. по презентационному оборудованию:
  • презентация, предназначенная для трансляции на экранах или с использованием мультимедийного проектора;
  • презентация, транслируемая на компьютере или экране с использованием сенсорных панелей17.

         Программа PowerPoint обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого18.  При рассмотрении и анализе литературы, я смогла выделить три сферы применения Microsoft PowerPoint на уроках истории. В первую очередь, это создание презентаций для визуализации рассказа. В этом случае учитель истории может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам, либо использовать готовые. В Интернете можно найти коллекции готовых учебных презентаций по предмету история (например, на сайте сетевого объединения методистов Российской Федерации Интернет - образования: http://center.fio.ru/som/). Такие пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

        Следующей сферой применения компьютерной программы Power Point является создание на ее базе творческих проектов учащихся. Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае, презентации могут стать эффективным инструментом в руках учащихся19.

    Значительная  роль в применении программы отводится  разработке на ее базе средств диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке. Тесты, которые создаются в Power Point, это тесты на самопроверку. В этой программе нельзя вести подсчёт результатов. Учащимся предлагается выбрать правильный ответ, а в случае неудачи, возможен повторный выбор, до тех пор пока учащийся не найдёт наконец ответ соответствующий вопросу.

    Этим  видом контроля, у подростков не возникает стресса и страха, ответив  один раз неправильно, учащимся хочется  найти правильный ответ, при этом он надолго запомнит какой из предложенных вариантов верный, а какой нет, и в следующий раз не совершит прошлую ошибку20.  
 

        Подводя итог вышесказанному, хотелось бы выделить те преимущества, которые возникают при использовании мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint на уроках истории в системе среднего школьного образования:

    1.Повышение  уровня использования наглядности  на уроке.

    2. Появляется возможность организации  проектной деятельности учащихся  под руководством преподавателей  информатики и истории.

    3.Использовани  различных средств диагностики  уровня усвоения информации.

    4.Повышение  производительности урока.

    5.Установление  междисциплинарных связей.

    6.Преподаватель  создающий, или использующий информационные  технологии вынужден обращать  огромное внимание на логику  подачи учебного материала, что  положительным образом сказывается  на  уровне знаний учащихся.

    7.Изменяются  к лучшему взаимоотношения с  учениками далекими от истории,  особенно с увлеченными ПК.

    8.Изменяется  отношение к ПК, ребенок воспринимает  компьютер уже не только как  увлекательную игрушку, но и  начинает воспринимать его в  качестве универсального инструмента  для работы в любой области  человеческой деятельности.

        Таким образом, применение мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint на уроках истории может вдохнуть новую жизнь в планы старых уроков и увеличить мотивацию учащихся, но только в том случае, если педагог знает, как грамотно применить его ресурсы соответственно с учебным планом. Внедрение в практику преподавания новых информационных технологий повышает профессиональную компетенцию преподавателя в области методики преподавания истории, обогащает содержание принципа наглядности обучения за счет новых способов предъявления информации. 

    Заключение

    Таким образом, можно сделать вывод, что  подростковый возраст это один из самых сложных периодов в становлении  личности человека. И именно в этом возрасте важно правильно направить учащегося, чтобы в дальнейшем ему было легче в любой деятельности. Здесь важно заинтересовать, научить быть внимательным, дать понять, что быть разносторонним, развитым человеком, это одно из главных условий для дальнейшего успеха в жизни. Именно поэтому педагоги должны применять различные методы и способы, что добиться воспитания социализированной личности, легко ориентирующегося в потоке информации человека.

    Заинтересовать  учащегося своим предметом, это есть один из первых, и очень важных шагов на пути к достижению цели учителя. Внедрение в практику преподавания новых информационных технологий повышает профессиональную компетенцию преподавателя в области методики преподавания истории, обогащает содержание принципа наглядности обучения за счет новых способов предъявления информации.

    Средства, созданные в мультимедийной среде Microsoft Power Point, это один из методов, который позволяет повысить мотивацию учащегося, дает возможность взглянуть на предмет, который в традиционном обучении, возможно, был не самым любимым, другими глазами. Такие пособия оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

    Мультимедийные  презентации Microsoft PowerPoint помогают в развитии памяти, мышления, внимания, восприятия, одним словом – интеллектуальных способностей учащихся.

Библиография

  1. Березин С.В., Лисецкий К.С.. «Технология формирования социальных навыков – методическое пособие для психологов и социальных педагогов» - ИТУ: – Самара,1999. – 209с.
  2. Борисова Т.Н., Захарцова Л.М., Кузьмина А.Н. Применение в учебном процессе компьютерных и информационных технологий.//Специалист № 6 2008 г
  3. Выготский Л. С. Педология подростка – М.: «Педагогика» – Т.4, 1984 - с.432.
  4. Гуревич К.М. «Индивидуально-психологические особенности школьников». – М., 1988 - 245c.
  5. Крутецкий В.А. "Психология обучения и воспитания школьников"- М.: «Просвещение», 1976 – 367с.
  6. Кулагина "Педагогика дополнительного образования" (курс лекций), Оренбург, 2001- с.284
  7. Лазарев Д. А. «Презентации - лучше один раз увидеть». — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2009. — 204с.
  8. Мухина В. С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество» - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
  9. Немов Р.С. «Психология» - М.: «Владос» - Т.3,2001 – 640с.
  10. «Практикум по возрастной психологии»: учебное пособие под ред.Костаревой Е.Н., Прядейна В.П. Урал.гос.пед. ун-т, Екатеринбург, 2007-132с.
  11. Семакин И.Г. «Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе». – Пермь: ПРИПИТ, 2004. - С.14.
  12. Тихомирова Л.Ф., "Развитие интеллектуальных способностей школьника" – М.: «Академия наук»,2006 – 240с.
  13. Фельдштейн Д.И. «Возрастная и педагогическая психология» - М.: МОДЭК, 2002. – 432с.
  14. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания / Чернов А.В. // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 8.
  15. Интернет.

Информация о работе Мультимедийные презентации Microsoft PowerPoint как средство развития интеллектуальных способностей учащихся основной школы в процессе обучения