Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:22, курсовая работа
Целью исследования является: выявление возможности применения мультимедийных презентаций Microsoft Power Point как средство развития интеллектуальных способностей в процессе обучения истории.
Задачи:
изучить психолого — педагогические особенности обучения учащихся основной школы.
Охарактеризовать процесс развития интеллектуальных способностей у учащихся подросткового возраста при изучении истории.
Определить сущность и типы мультимедийных презентаций, используемых в процессе обучения.
Выявить возможности применения мультимедийных презентаций PowerPoint для развития интеллектуальных способностей у учащихся основной школы в процессе обучения истории.
Введение
Глава I. Развитие интеллектуальных способностей учащихся основной школы в процессе обучения истории.
Психолого – педагогические особенности учащихся подросткового возраста.
Интеллектуальные способности учащихся 5-9 класс: характеристики и особенности развития в процессе обучения истории.
Глава II. Применение мультимедийных презентаций Microsoft Power Point в процессе обучения истории в общеобразовательной школе.
Заключение
Библиография
Многие школьники и в подростковом возрасте продолжают испытывать трудности при анализе причинно-следственных связей. Ученик должен четко усвоить, что является причиной явления, а что следствием. Данное умение можно формировать на уроках истории. Сначала появляется образное представление об истории на эмоционально – нравственном уровне. На следующем этапе необходимо привести знания в простейшую хронологически – пространственную систему. Далее формируется аналитическое мышление, т.е. умения выявлять причинно-следственные связи.
В подростковом возрасте мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь, как основное средство организации мышления. Именно внутренняя речь регулирует и другие познавательные процессы. На базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причем с использованием множества приемов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности12.
В подростковом возрасте идёт активный процесс формирования научных понятий. Приобретая окончательные формы умственные действия с понятиями, опирающимися на абстрактное мышление.
Подростки по сравнению с младшими школьниками гораздо лучше усваивают и запоминают отвлечённый материал. По экспериментальным данным при запоминании одного и того же конкретного материала учащиеся 6-го класса запомнили примерно в 1,6 раза больше, чем учащиеся 4-го класса, а при запоминании одного и того же отвлечённого материала превосходство шестиклассников над четвероклассниками было уже в 2,8 раза13.
К подростковому возрасту значительно усиливается стремление добиться понимания того, что надо запомнить и воспроизводить, учащиеся стараются передавать учебный материал своими словами, обобщая его. Заучивая учебный материал, подросток выделяет более важное, главное, уделяя ему наибольшее внимание, составляет план изложения заучиваемого материала, выделяя в нём смысловые части.
Для подростков характерно заметное развитие критичности мышления. Ранее школьник слепо полагался на авторитет учителя или учебника, теперь он хочет убедиться в справедливости той или иной мысли, того или иного положения, суждения. Само по себе это ценное качество мышления, его следует развивать. Это значит, что нужно преодолевать формирование привычки неоправданно сомневаться, возражать, спорить, отстаивать заведомо ошибочные суждения, упрямиться. Одним из средств формирования критичности в мышлении является обнаружение и опровержение ошибок в суждениях.
ПАМЯТЬ. Одни из основных свойств личности является память. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
Различают три вида памяти:
1) наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т.д.;
2) словесно-логическую, при которой преимущественно запоминают понятия, термины, схемы, формулы;
3) эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Кроме того, существует разделение памяти на два типа в зависимости от длительности хранения информации:
- кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но очень ненадолго;
- долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.
Эльконин Д.Б., характеризуя память подростков, писал, что она становится «мыслящей». Усиливается роль и удельный вес смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образным. Подросток может сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления: запоминание, воспроизведение, припоминание.
Развиваясь,
логическая память становится ведущей.
Подростки более часто
В подростковом возрасте происходит решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими процессами. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для подростка вспомнить – значит мыслить. Процесс запоминания подростка сводится также к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим связям между понятиями и явлениями.
Вследствие
появления в школе новых
Подростка
надо научить правильно ставить
цели для запоминания материала.
Именно от мотивации зависит
Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагами памяти. Для хорошего запоминания необходимо и хорошее здоровье.
Итак, развивающее обучение стимулирует
такие процессы как восприятие, внимание,
память, мышление, поэтому развивать интеллект
можно, развивая эти процессы. У детей
подросткового возраста происходит активное
развитие интеллектуальных способностей.
Важнейшими достижениями этого развития
являются появление внутренней речи, переход
от механической памяти к логической,
приобретенная способность к сложному
аналитико-синтетическому восприятию
предметов и явлений. Исходя из этого главная
задача учителя состоит в правильном
выборе тех средств и методов обучения,
которые максимально способствуют формированию
и развитию интеллектуальных способностей.
Глава II. Применение мультимедийных презентаций Microsoft Power Point в процессе обучения истории в общеобразовательной школе.
Идея Power Point появилась у Боба Гаскинса, студента университета Беркли, который решил, что наступает век графических интерактивных материалов. В 1984 году Гаскинс присоединился к провальной компании Forethought и нанял разработчика Денниса Остина. Боб и Деннис объединили усилия и создали программу Presenter. Деннис создал оригинальную версию программы с Томом Рудкиным . Позже Боб решил сменить имя на PowerPoint, которое и стало названием конечного продукта.
В 1987 году вышел PowerPoint 1.0 для Apple Macintosh. Он работал в черно-белом цвете. Вскоре появились цветные Macintosh и новая версия PowerPoint не заставила себя ждать. Программное руководство с первой редакцией было уникально. Это была книга синего цвета в твердом переплете. Компания Forethought считала, что это лучше чем куча исполняемых файлов помощи на компьютере и инструкций в электронном виде. Но обновление инструкции было необоснованно дорого. Идея с подобными книгами была вскоре заброшена.
Позже в 1987 году Forethought и ее продукт были куплены Microsoft за 14 млн. $. В 1990 году вышла версия для Windows. C 1990 года PowerPoint стал стандартом в наборе программ Microsoft Office.
В 2002 году вышла версия PowerPoint, которая не только была включена в пакет Microsoft Office XP, но также распространялась как отдельный продукт. В нем появились такие функции, как сравнение и смешение изменений в презентации, возможность задавать пути анимации для индивидуальных форм, создание пирамидальных, радиальных и целевых диаграмм, а также кругов Эйлера.
Microsoft PowerPoint 2003 не сильно отличается от предшественника. Он увеличивает эффективность работы в группе и теперь имеет возможность создания “Пакета для CD”, который легко позволяет скопировать презентацию с мультимедийным содержанием и просмотрщик на компакт диск.
Текущая версия PowerPoint 2007 привносит основные изменения в интерфейс программы и увеличивает графические возможности15.
Компьютер уже давно и прочно вошёл в современную
жизнь нашего общества.
Во время ускорения научно-технического
прогресса, когда владение необходимой
информацией становится важнейшим инструментом
в любой сфере человеческой деятельности,
важнейшая задача — научить подрастающее
поколение жить в информационном мире.
Наступило время, когда без информационно
– коммуникативных технологий невозможно
представить себе современную школу. Учителя
информатики поделились компьютерными
знаниями с учителями-предметниками, и
компьютер стал привычным атрибутом на
уроках литературы, географии, биологии
и истории.
В системе школьного образования первоначально
документы, создаваемые с помощью приложения
Microsoft PowerPoint, позиционировались как визуальное
сопровождение к устному докладу, что
в точности соответствовало понятию «презентация».
Однако обзор опыта применения этой программы
в системе образования позволяет сделать
вывод о том, что, по крайней мере, в отечественной
практике сложились новые, нетрадиционные
направления использования презентаций.
Целью в этой работе было поставлено определить возможности мультимедийных презентаций в процессе обучения. После внимательного изучения психолого - педагогических особенностей подросткового возраста с учётом интеллектуальных способностей, средством достижения этой цели было выбрана мультимедийная среда Power Point и создание на её базе презентаций. Мультимедийная среда Power Point была выбрана неслучайно.
Power Point – это программа создания слайдов для презентаций. Программа предоставляет пользователю большое количество шаблонов презентами на различные темы. Такие шаблоны содержат слайды, оформленные определенным образом. В поле слайда размещаются заглуши, которые мы можем вставить свой текст, графику, а также таблицу и диаграмму. Кроме того, мы можем изменить художественное оформление любого шаблона презентации, выбрав дизайн по своему вкусу. При этом изменится только внешний вид презентации, а не его содержание.
В Power Point слайды очень красочные и ярко оформленные, переход от одного слайда к другому, так же происходит очень необычным способом перехода – с добавлением эффектов анимации. На каждом слайде присутствуют управляющие кнопки, каждый учащийся, который в первый раз сталкивается с такой программой может с лёгкостью перейти на любой нужный слайд или на последующий, лишь правильно соблюдая несложную инструкцию к контролирующей программе16.
Современное общество характеризуется такими процессами как, глобализация, информатизация. Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствования, а также серьёзной переориентации компьютерно–информационной составляющей. Вслед за началом информатизации общества последовал информационный взрыв, породивший множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку “ручные методы” без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение ЭВМ, то есть использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют научные сотрудники и преподаватели при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода “электронных учебников”, методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация, как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных новационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых “электронных учебников”. Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний.
В зависимости от специфики применения презентации можно классифицировать: