Мультимедийные презентации Microsoft PowerPoint как средство развития интеллектуальных способностей учащихся основной школы в процессе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является: выявление возможности применения мультимедийных презентаций Microsoft Power Point как средство развития интеллектуальных способностей в процессе обучения истории.

Задачи:

изучить психолого — педагогические особенности обучения учащихся основной школы.
Охарактеризовать процесс развития интеллектуальных способностей у учащихся подросткового возраста при изучении истории.
Определить сущность и типы мультимедийных презентаций, используемых в процессе обучения.
Выявить возможности применения мультимедийных презентаций PowerPoint для развития интеллектуальных способностей у учащихся основной школы в процессе обучения истории.

Содержание

Введение

Глава I. Развитие интеллектуальных способностей учащихся основной школы в процессе обучения истории.

Психолого – педагогические особенности учащихся подросткового возраста.
Интеллектуальные способности учащихся 5-9 класс: характеристики и особенности развития в процессе обучения истории.
Глава II. Применение мультимедийных презентаций Microsoft Power Point в процессе обучения истории в общеобразовательной школе.

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая исправленная.docx

— 60.89 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава I. Развитие интеллектуальных способностей учащихся основной школы в процессе обучения истории.

    1. Психолого – педагогические особенности учащихся подросткового возраста.
    2. Интеллектуальные способности учащихся 5-9 класс: характеристики и особенности развития в процессе обучения истории.

Глава II. Применение мультимедийных презентаций Microsoft Power Point в процессе обучения истории в общеобразовательной школе.

Заключение

Библиография

Введение

    Современное общество характеризуется такими процессами как, глобализация, информатизация. Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствования, а также серьёзной переориентации компьютерно–информационной составляющей. Вслед за началом информатизации общества последовал информационный взрыв, породивший множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку “ручные методы” без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение компьютера. Во время ускорения научно-технического прогресса, когда владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача — научить подрастающее поколение жить в информационном мире. Не являются исключением и учащиеся основной школы.

    Подростковый  возраст это сложный период в жизни каждого человека, учёбе в этом возрасте уделяют меньше времени. Именно в этом возрасте происходит активное развитие интеллектуальных способностей, поэтому очень важно заинтересовать подростка, сосредоточить его внимание на интересной и трудной работе, ради результата, который ожидается в будущем. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, педагоги стремятся сделать свой урок разнообразным, ярким, запоминающимся. Мультимедийные презентации Microsoft Power Point помогают решать эти задачи. Поэтому рассмотрение темы: Мультимедийные презентации Microsoft PowerPoint как средство развития интеллектуальных способностей учащихся основной школы в процессе обучения истории кажется мне наиболее актуальной.

   

      Объектом исследования является процесс обучения истории в основной школе.

    Предмет исследования: возможности мультимедийных презентаций Microsoft Power Point в развитии интеллектуальных способностей у учащихся подросткового возраста.

    Целью исследования является: выявление возможности применения мультимедийных презентаций Microsoft Power Point как средство развития интеллектуальных способностей в процессе обучения истории.

    Задачи:

  1. изучить психолого — педагогические особенности обучения учащихся основной школы.
  2. Охарактеризовать процесс развития интеллектуальных способностей у учащихся подросткового возраста при изучении истории.
  3. Определить сущность и типы мультимедийных презентаций, используемых в процессе обучения.
  4. Выявить возможности применения мультимедийных презентаций PowerPoint для развития интеллектуальных способностей у учащихся основной школы в процессе обучения истории.

       Используемую  мною литературу можно разделить  на две группы. Первая группа источников по дисциплинам педагогики и психологии. Основными источниками информации здесь выступило исследование Мухиной В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество», Немов Р.С. «Психология», Крутецкий В.А. «Психология обучения и воспитания школьников». Вторая группа источников представляет собой непосредственно литературу о применении информационно – коммуникационных технологий в системе школьного образования. Тема мультимедийных презентаций  и их применения в системе школьного образования плохо освещена. Большую часть материалов составили периодические  издания, статьи в журналах и в Интернете. Среди них хотелось бы выделить работу Семакина И.Г. «Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе», в которой наиболее полно раскрыт вопрос о сфере применения мультимедийных презентаций и о создании на их базе творческих проектов.

 

Глава I. Развитие интеллектуальных способностей учащихся основной школы в процессе обучения истории.

    1. Психолого – педагогические особенности учащихся подросткового возраста.

    Средний школьный возраст – переход от детства к юности. Возраст от 10 – 11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5 – 8 классов.

    Основное  новообразование этого возраста – чувство взрослости (стремление быть и считаться взрослым), которое сформировалось на базе достижений в психическом развитии младшего школьника. Чувство взрослости проявляется в новом уровне притязаний, предвосхищающих положение, которое подросток фактически еще не достиг. Отсюда типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

    Ведущей деятельностью Д.Б. Эльконин считает общение в системе общественно – полезной деятельности. Также общение рассматривается в связи с установлением интимно – личностных отношений между подростками. В процессе общения происходит углубленная ориентация в нормах этих отношений и их освоение1.

    У школьника этот возраст связан с  включением его в доступные ему  формы общественной жизни. Социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации - подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Вместе с тем меняется и реальное место, которое занимает и сам ребенок в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество2.

    В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности.

    Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных  суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни

    В этой связи решающая роль принадлежит  правильно организованному воспитанию. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет  складываться его личность.

    Когда ребенок вступает в подростковый возраст (7 класс), в развитии его  самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и себе.

    Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между им и  взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, не считать его маленьким, ребенок  понимает, что у него тоже есть права. Новообразование этого возраста – ребенок ставит себя наравне с взрослыми, но у него еще нет ощущения подлинной принадлежности к взрослости, но есть огромное желание в признании его среди взрослых.

        Период среднего школьного возраста - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор. Дружба, таким образом, не только учит прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего.

      В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своей индивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. У некоторых появляется недовольство собой. Поиск личной идентичности - центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам3. Подростки стремятся занять уважаемое положение среди сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом равнения. Кто-то видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценка завышена, но гораздо хуже когда наоборот, потому что подросток сильно переживает если он находит себя хуже других. В данном периоде существует негативная фаза, что обуславливается повышенной раздражимостью, капризами и т.д. Недовольство собой часто выражается «меланхолией» или агрессивным поведением.

    Установлено, что с возрастом меняется и  восприятие подростками окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференцированными, индивидуально различными4. Подростка интересуют люди, которые утвердили свою личность в подвиге, труде, науке, искусстве. Его волнует работа мастера – человека с «золотыми руками», творчество артиста, достижения спортсмена. Отсюда множество увлечений, непостоянство интересов. Вчера подросток увлекался техническим творчеством, а сегодня – рисованием. Вчера его интересовала работа в кружке юннатов, сегодня – фотографирование, завтра – он думает только о футболе. В богатстве желаний подросток проявляет непонятное ему самому стремление познать собственные силы, возможности, способности. Непостоянство увлечений – это поиск себя5.Важное место в жизни подростка продолжает занимать учебная деятельность. Однако она существенно меняется. Увеличивается объем информации, появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала.

    Так как большую часть времени  подросток проводит в школе, то правильно  считать, что в стенах школы создаются  условия для развития его личности. Эти условия могут формировать  взрослые6.

       Таким образом, мы можем говорить о том, что подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека. Подростковый возраст школьников имеет свои особенности. Постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемым для него привычные младшему школьнику формы обучения, в этом возрасте также очень заметно изменяются психические и познавательные процессы личности. 
 
 

 

    1. Интеллектуальные  способности учащихся 5-9 класс: характеристики и особенности  развития в процессе обучения истории.

    Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.

    Обратим внимание на важнейшие стороны этого  определения. Во-первых, способности  – это индивидуальные особенности, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Во-вторых, это не просто особенности, а психологические  особенности. Поэтому длинные, гибкие пальцы (особенности пианиста) или  высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей  деятельности. И наконец, способности – это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определённой деятельности.

Информация о работе Мультимедийные презентации Microsoft PowerPoint как средство развития интеллектуальных способностей учащихся основной школы в процессе обучения