Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:22, курсовая работа
Целью исследования является: выявление возможности применения мультимедийных презентаций Microsoft Power Point как средство развития интеллектуальных способностей в процессе обучения истории.
Задачи:
изучить психолого — педагогические особенности обучения учащихся основной школы.
Охарактеризовать процесс развития интеллектуальных способностей у учащихся подросткового возраста при изучении истории.
Определить сущность и типы мультимедийных презентаций, используемых в процессе обучения.
Выявить возможности применения мультимедийных презентаций PowerPoint для развития интеллектуальных способностей у учащихся основной школы в процессе обучения истории.
Введение
Глава I. Развитие интеллектуальных способностей учащихся основной школы в процессе обучения истории.
Психолого – педагогические особенности учащихся подросткового возраста.
Интеллектуальные способности учащихся 5-9 класс: характеристики и особенности развития в процессе обучения истории.
Глава II. Применение мультимедийных презентаций Microsoft Power Point в процессе обучения истории в общеобразовательной школе.
Заключение
Библиография
Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – это возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким-либо причинам с ребёнком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, в дошкольном и младшем возрасте, то это ещё не поздно сделать в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти7.
Педагоги, которые будут заниматься развитием интеллектуальных способностей подростков, должны помнить и о том, что способности развиваются в деятельности и что для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причём не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны происходить в доброжелательной обстановке, обязательно педагогами должна создаваться для подростков ситуация успеха.
ВОСПРИЯТИЕ – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребёнка.
Восприятие
следует рассматривать как
а) выделение из общего потока информации какой-то группы сигналов и вывод о том, что эти выделенные сигналы относятся к одному предмету;
б) поиск в памяти близкого по составу комплекса ощущений признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета;
в)
последующий поиск
В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Развитие восприятия у подростка не происходит само собой. Очень велика роль педагога, роль взрослого в этом процессе, которые могут специально организовать деятельность подростков по восприятию тех или иных объектов, учат выявлять существенные признаки свойства предметов и явлений8.
Как показывают психологические исследования одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Те подростки, которые в полной мере овладевают этим методом, имеют более глубокое восприятие, количество ошибок у них значительно уменьшается.
В результате учебной деятельности восприятие подростков само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.
Наблюдение
является осмысливающим и
Подростки
уже практически полностью
ВНИМАНИЕ – это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определённый объект, внешний или внутренний. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).
С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного9.
У подростков является преимущественно произвольным. Следовательно, учащийся среднего звена школы может заставить себя сосредоточиться на интересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов, в трудовой деятельности, где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу, в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых, у которых она является профессиональным качеством. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью. В школе на уроках внимание подростков нуждается в поддержке - долгая учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. С целью поддержания непроизвольного внимания и организации произвольного можно использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, а также постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников в удобной для этого ситуации.
Конечно, здесь речь идет о потенциальных возможностях и об апофеозе внимания в отдельные, значимые для самолюбия подростка моменты его жизни. В то же время те же отроки могут впасть в состояние глубокого утомления, когда внимание, кажется, вовсе исчезает из состава познавательных процессов. Он сидит, если можно - лежит с полузакрытыми глазами и находится в состоянии полной прострации, в состоянии легкого угнетения, сопровождающегося упадком сил, безразличием к окружающему. Здесь исчезает не только произвольное, но и, кажется, непроизвольное внимание.
Учителя истории, работающие в среднем звене, обязательно должны принимать во внимание и тот момент, что даже самая интересная лекция, самый интересный материал самыми внимательными подростками непрерывно воспринимается не дольше 7-8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания. Вообще избежать отключений внимания учащихся невозможно, а вот сделать их минимальными по частоте – реально. Чтобы поддержать и развить внимание на уроках истории часто используются различного рода дискуссии, игры, тренинги.
Конечно, у подростков присутствует и непроизвольное внимание.
Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, педагоги стремятся сделать свой урок интересным, даже занимаясь с учащимися подросткового возраста, так же часто поступают родители, занимаясь с детьми. Следовательно, произвольное внимание у подростков родители и педагоги должны и дальше развивать, укреплять. Но эта работа должна обязательно сочетаться с формированием мотивации учебной и познавательной деятельности у подростков, а также с воспитание волевых качеств и чувств долга и ответственности.
В подростковом возрасте у ребёнка увеличивается объём внимания, т.е. в короткий промежуток времени он может сознательно удерживать в своём сознании большее число объектов.
Выше, по сравнению с учащимися младших классов, у подростков и устойчивость внимания, способность отвлечься от всего постороннего. У подростков в большей степени, нежели у младших школьников, развито умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время, т.е. такое свойство внимания, как распределение. Но степень развития всех свойств внимания, а также и произвольности, во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого подростка.
Успех учебной деятельности подростков во многом зависит от такого качества, как внимательность.
Невнимательность это явление многообразное. Прежде всего невнимательность связана с поспешным реагированием на воспринимаемую информацию. Например, учитель задал довольно сложный вопрос на обдумывания. Большинство учеников это понимают и не торопятся с ответом. А вот некоторые уже тянут руки. Эти ученики не думают над ответом, они заняты лишь одной мыслью, как бы учитель предоставил им слово. А при ответе оказывается, что эти учащиеся даже не поняли смысла вопроса. Таких учеников называют импульсивными. Импульсивность является одним из основных вариантов невнимательности.
Задачей любого педагога, а также родителей, является формирование у учащихся такого качества, как внимательность.
МЫШЛЕНИЕ – это творческий познавательный процесс, обобщённо и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.
Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: форме чувственного познания и абстрактного мышления. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления.
В мыслительной деятельности учащихся в подростковом возрасте происходят существенные изменения. Достигнутый в младшем школьном возрасте уровень мышления позволяет подростку начать изучения основ наук. Но логика построения учебных курсов в среднем звене школы требует нового характера усвоения знаний, опоры на самостоятельное мышление. Для того, чтобы успешно учиться в среднем звене, подросток должен хорошо обобщать, абстрагировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Однако далеко не все подростки легко переходят к доказательному мышлению, к более высокому уровню обобщения10.
Подросток, абстрагируюсь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико – дедуктивно11. В среднем школьном возрасте проявляется и развивается способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности подростка – способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. При этом конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, не регрессируют, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Так, у подростков развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях.
Воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов.
Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет - время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому. При этом переход на новый уровень осуществляется через ряд последовательных изменений: для детей 11 лет, часто на протяжении всего 6 класса, доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка и лишь примерно с 12 лет, с 7 класса, школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Решающее влияние на эти изменения оказывают особенности учебной деятельности, причем не только то, как она организована взрослым, но и то, насколько она сформирована у самого подростка. Организация учебной деятельности должна обеспечить ее направленность на формирование теоретического дискурсивного (рассуждающего) мышления, мышления, основанного на оперировании не конкретными образами и представлениями, а понятиями, на умении сопоставлять эти понятия, переходить в ходе рассуждения от одного суждения к другому.
Нельзя
игнорировать особенности наглядно-
Давая верное определение понятию, правильно перечисляя существенные признаки, некоторые подростки при применении этих же понятий фактически опираются на другие, наглядно-воспринятые, несущественные признаки.