Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 13:56, курсовая работа
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании модели воспитательной системы студенческой молодежи в ориентации на кризисный и посткризисный периоды социального развития Казахстана (на основе Конституции РК).
Объект исследования – воспитание и обучение студенческой молодежи в условиях современного вуза.
Предмет исследования – личностное развитие студентов через нормативно-правовую базу РК в условиях мирового экономического кризиса.
Введение
1.Методологические основы воспитания студенческой молодежи в современных условиях
1.1 Конституция РК как правовая основа воспитания студенческой молодежи
2.Социально-психологические проблемы современного студенчества – движущая сила развития воспитания
2.Воспитататальная система в условиях кризисного и посткризисного периодов социально-экономического развития Казахстана
2.1 Модель воспитательной системы «...» как гарант соблюдения конституционных прав и свобод личности
2.2 Экспертная оценка эффективности модели воспитательной системы
Заключение
Список литературы
Ожидаемый результат – создание в вузе поликультурной и полиязычной среды, основанной на принципах толерантности и евразийской поликультурности; укрепление традиций и связи поколений.
Другое направление связываем с социальной защитой студентов и дальнейшей демократизацией образовательного процесса.
Формы
реализации – деятельность центра социального
мониторинга и диагностики проблем студенческой
жизни; введение института советников
ректоров и проректоров (из числа студентов-лидеров);
действие в каждом вузе Билля о правах
и обязанностях студентов в сфере общения
«администрация–профессорско-
Проблемное поле обусловлено тем, что общественно-политические перемены в нашей стране определяют и пересмотр форм работы с вузовской молодежью. Именно эта социальная группа выставляет «социальную оценку» предшествующему поколению. Кроме того, студенты вузов в скором будущем займут ведущие позиции в образовании, науке, бизнесе, политике, а качество их работы и социальной отдачи во многом будет зависеть не только от воспитанности и образованности, но и от уровня демократической культуры как «культуры мысли и поведения человека» [20, 24].
Круг задач для реализации социально-демократического направления: предоставление информации по воспросам трудоустройства, правовой помощи, культурно-оздоровительной деятельности; диагностика социального самочувствия студентов, их отношения к внеучебной деятельности, выбранной специальности; создание соотвествующей инфотеки, предоставляющей материал по социально-правовым вопросам; функционирование студенческого агенства информации и рекламы, оперативно регирующего на социальные запросы студенчества; поддержание нравственного климата и высокой культуры быта в студенческих общежитиях; деятельность школы молодой семьи совместно с городскими социально-психологическими службами и молодежными объединениями; создание научно-исследовательской лаборатории по проблемам студенческой жизни; актуализация курсовых и дипломных работ по проектированию социальной жизни студентов; проведение тренингов развития адаптационных возможностей студентов, коммуникативных навыков, сплоченности в группе, умений работать в команде; обучение в рамках небольших практических курсов психологической направленности приемам самоанализа, рефлексии, регулировки эмоционального состояния и др.; реализация программы «Творческий потенциал студентов» (мониторинг образовательных и социокультурных потребностей студентов и соответствующая коррекция воспитательной работы).
Ожидаемый результат - оптимизация процессов социализации и индивидуализации на основе сформированного правового сознания и общественно активного поведения, демократизация образовательного процесса.
Создание модели конкурентоспособности выпускника вуза – также актуальное направление.
Проблемное поле связано с необходимостью разработки модели выпускника вуза для получение наглядного и адекватного современному социуму представления о будущей профессиональной деятельности того или иного специлиста и проектирования эффективных технологий подготовки к ней. Цель моделей – формирование у молодых людей лидерских качеств конкурентоспособного специалиста, среди которых мы выделяем следующие: иметь новый взгляд на будущее, принимать поликультурные ценности, инициировать и осществлять изменения, которые становятся необходимостью, бесконфликтно освобождаться от отрицательного груза прошлого (сохраняя при этом преемственность), делиться властью или полномочиями и разделять ответственность со всеми членами команды, быть источником и генератором идей, обладать умением моделировать способы их воплощения. Обладание такими качествами обеспечивает молодежи широкие перспективы и направления в саморазвитии, способствует формированию кадрового задела для высокотехнологичных и наукоемки производств.
Формы реализации направления – систематически проводимые студенческие конкурсы профессионально ориентированного мастерства; издание сборников студенческих работ и сдача государственного экзамена по совокупности изданных работ; регистрация достижений студентов в ведомости сформированности профессионально важных качеств; создание и функционирование различных молодежных объединений в ориентации на студенческое самоуправление, молодежное лидерство; поощрение различных форм дебатирования студенчества и цивилизованного дискутирования; работа на кафедрах отделений факультета дополнительных профессий (дополнительная специализация дает студенту возможность овладеть прикладными, специальными, профессиональными умениями, расширить сферу своей деятельности после окончания вуза, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям рынка); деятельность педагогических, туристско-краеведческих, строительных, содействия полиции и т.д. отрядов, в том числе в рамках деятельности городских объединений; создание ассоциаций совместной разработки проектов преподавателями и студентами. Содержание проектов – специальная, интеллектуальная, социально-правовая компетентности, обобщенные качества личности, развитие которых одинаково важно для любого выпускника университета, и специальные, являющиеся отличительной особенностью специалистов в каждой конкретной профессии. Принципы деятельности в ассоциациях должны обеспечивать следующее: работа в подобных ассоциациях дает чувство принадлежность команде, в которой сохраняется пространство для развития собственной индивидуальности, меняется стереотип образа преподавателя, работающего на равных в рамках конкретной программы проекта.
Ожидаемый результат – конкретизация ключевых компетенций в контексте модели выпускника университета, уровень овладения которыми выступает неоспоримым критерием качества полученного образования.
Наконец, остановимся еще на одном из ключевых направлений – теоретико-методологическом осмыслении опыта воспитательной работы в вузе.
Проблемное поле обусловлено несколькими факторами. Во-первых, воспитание как педагогический процесс имеет ограниченные возможности, определяемые приоритетными для общества ценностями и идеалами. В настоящее время некоторые нравственные и гражданские ценности и ориентиры, формируемые средней и высшей школой, не востребуются обществом и государством, поэтому для части выпускников социальная социализация – болезненный процесс, иногда деструктивный. Во-вторых диаметрально меняется оценка таких понятий, как конкуренция, предприимчивость, амбициозность, лидерство и т.д. В условиях рыночных отношений они обрели статус позитивных качеств личности. В-третьих, новые информационные технологии связанные с ними процессами глобализации привели к опережающему старшее поколение развитию молодежи. Формируется новый тип культуры, становление которого предполагает обучение новым моделям поведения и деятельности. Данные факторы побуждают принципиально по-иному подойти к решению проблемы обоснования целей воспитания и методологии проектирования воспитательного пространства вуза.
Формы реализации направления – индивидуальные или коллективные научные исследования по развитию воспитательного пространства вуза как среды жизнедеятельности студентов и преподавателей, ориентированной на взаимодействие с социумом (востребованными являются темы «Воспитательное пространство вуза», «Комплексная социально-демографическая, валеологическая и психологическая характеристика студента как средство, стимулирующее становление его субъективности в образовательном пространстве вуза»); выделение в Госстандартах, кроме знаниевого, целевого, операционального, эмоционального-ценностного компонентов содержания образовательных программ; культивирование в образовательном процессе диалоговых технологий, стимулирующих единство преподавания, учения, воспитания и исследования; активное проведение семинаров и лабораторно-практических занятий в виде учебных конференций и дискуссий, ролевых и организационно-деятельностных игр, дебатов, конкурсов проектов и моделей и т.п.; переподготовка преподавателей вузов на основе овладения идеями и технологиями гуманистической педагогики и психологии для проектирования воспитательного пространства.
Ожидаемый результат – оптимизация процесса воспитания, придание ему свойств конкурентоспособного образования.
Регламент
научного проекта не позволяет остановиться
на других направлениях воспитательной
работы в высшей школе, которые приобретают
особую перспективу в условиях мирового
кризиса. Вместе с тем обобщим: указанные
в данной статье и имеющие перспективу
разработки направления воспитательной
работы в вузе имеют целью развитие личности
студента-лидера, выпускника-лидера, обеспечивающей,
в конечном счете, с позиции человеческого
фактора, лидерство Казахстана.
Заключение
Основная нормативно-правовая система Республики Казахстан прошла длительный этап своего развития. Проблемы, перед которыми пришлось столкнуться молодой Республике в становлении своей независимости, имели яркий и неизбежный характер. В свою очередь эти противоречия смогли мобилизовать имеющиеся ресурсы для определения четких ориентиров во внутренней и внешней политике.
В условиях нарастающего напряжения социально-экономических связей главным приоритетом развития общества становится личность человека.
Личность выступает образующим фактором общественных систем. Процесс формирования личности происходит в процессе образования и воспитания. В данной работе мы рассматривали процесс образования и воспитания в высшей школе, основным объектом воспитания которого выступают студенты. Студенческая молодежь является главным фактором будущих преобразований в стране.
Студенчество наиболее мобильный и наиболее гибкий слой населения, чутко реагирующий на изменения, происходящие в стране и мире. Процессы глобализации, мирового кризиса создают неустойчивое положение в экономике и социуме, стимулируя рост безработицы, произвола властей, преступности, и одновременно формируя новую модель социальных отношений, и будет ли это модель гуманнонаправленной или нет, обуславливает основной закон государства – Конституция.
Развитие личности студента является перспективной задачей вуза. Перестройка действующей системы воспитания в вузе требует нового мышления, нового подхода к реализации различных воспитательных программ в условиях глобального кризиса с ориентацией на посткризисный период. Преодоление косности сложившейся воспитательной системы является фактором, тормозящим развитие общества.
Используя
методологическую основу построения воспитательной
системы, необходимо акцентуировать внимание
на запросах общественной практики и Конституции
РК, как правовую основу воспитания. Исходя
из вышесказанного, ключевым выступает
понятие «личности». Таким образом, основная
трансформация воспитательной системы
вуза заключается в переориентации её
на культурно-гуманистическую систему.
Используемая литература
1.
Лекция Президента Республики
Казахстан Н.А. Назарбаева в
ЕНУ имени Л.Н.Гумилева на
2.
3.
4. Матюхин А., Малиновский В. Не перечеркивать пройденный путь /Байтерек. – 2005. - № 1. – С. 33-36
5.
http://tarih.ru/2008/09/19/
6. Назарбаев Н.А. Казахстанский путь, - Караганда, 2006 – 372 с.
7. Турсынов С. Казахстан: рывок в будущее: на пути демократического развития: Сагынбек Турсынов отвечает на девяносто девять вопросов/С.Турсынов. – Калининград: Янтар. сказ, 2005. – 152с.
8.
http://ru.government.kz/site/
9. Конституционное право зарубежных стран. Учебник под ред. М.В.Баклана – М.: Норма, 2004. – 832с.
10. Долгосрочная стратегия развития Казахстана «Казахстан – 2030».
11. Конституции Республики Казахстан – Астана: Елорда, 2008. – 56 с.
12. Назарбаев Н.А. Стратегия вхождения Казахстана в число пяти-десяти наиболее конкурентоспособных стран мира. – Послание Президента РК народу Казахстана от 6 марта 2006 года
13. Государственная программа патриотического воспитания граждан РК на 2006-2008 годы /Проспект СК, 2006, 17 ноября
14. http://ru.wikipedia.org/wiki
15.
Айдосов С. Мировоззренческие
ориентации студентов:
16. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью»/М.И.Рожков. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 264 с.