Моделирование воспитательной системы студенческой молодежи в ориентации на кризисный и посткризисный периоды социального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании модели воспитательной системы студенческой молодежи в ориентации на кризисный и посткризисный периоды социального развития Казахстана (на основе Конституции РК).

Объект исследования – воспитание и обучение студенческой молодежи в условиях современного вуза.

Предмет исследования – личностное развитие студентов через нормативно-правовую базу РК в условиях мирового экономического кризиса.

Содержание

Введение

1.Методологические основы воспитания студенческой молодежи в современных условиях
1.1 Конституция РК как правовая основа воспитания студенческой молодежи

2.Социально-психологические проблемы современного студенчества – движущая сила развития воспитания
2.Воспитататальная система в условиях кризисного и посткризисного периодов социально-экономического развития Казахстана
2.1 Модель воспитательной системы «...» как гарант соблюдения конституционных прав и свобод личности

2.2 Экспертная оценка эффективности модели воспитательной системы

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Переделка.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

     Ожидаемый результат – создание в вузе поликультурной и полиязычной среды, основанной на принципах толерантности и евразийской поликультурности; укрепление традиций и связи поколений.

     Другое  направление связываем с социальной защитой студентов и дальнейшей демократизацией образовательного процесса.

     Формы реализации – деятельность центра социального мониторинга и диагностики проблем студенческой жизни; введение института советников ректоров и проректоров (из числа студентов-лидеров); действие в каждом вузе Билля о правах и обязанностях студентов в сфере общения «администрация–профессорско-преподавательский состав и сотрудники-студенты» и др.

     Проблемное  поле обусловлено тем, что общественно-политические перемены в нашей стране определяют и пересмотр форм работы с вузовской молодежью. Именно эта социальная группа выставляет «социальную оценку» предшествующему поколению. Кроме того, студенты вузов в скором будущем займут ведущие позиции в образовании, науке, бизнесе, политике, а качество их работы и социальной отдачи во многом будет зависеть не только от воспитанности и образованности, но и от уровня демократической культуры как «культуры мысли и поведения человека» [20, 24].

     Круг  задач для реализации социально-демократического направления: предоставление информации по воспросам трудоустройства, правовой помощи, культурно-оздоровительной деятельности; диагностика социального самочувствия студентов, их отношения к внеучебной деятельности, выбранной специальности; создание соотвествующей инфотеки, предоставляющей материал по социально-правовым вопросам; функционирование студенческого агенства информации и рекламы, оперативно регирующего на социальные запросы студенчества; поддержание нравственного климата и высокой культуры быта в студенческих общежитиях; деятельность школы молодой семьи совместно с городскими социально-психологическими службами и молодежными объединениями; создание научно-исследовательской лаборатории по проблемам студенческой жизни; актуализация курсовых и дипломных работ по проектированию социальной жизни студентов; проведение тренингов развития адаптационных возможностей студентов, коммуникативных навыков, сплоченности в группе, умений работать в команде; обучение в рамках небольших практических курсов психологической направленности приемам самоанализа, рефлексии, регулировки эмоционального состояния и др.; реализация программы «Творческий потенциал студентов» (мониторинг образовательных и социокультурных потребностей студентов и соответствующая коррекция воспитательной работы).

     Ожидаемый результат  - оптимизация процессов социализации и индивидуализации на основе сформированного правового сознания и общественно активного поведения, демократизация образовательного процесса.

     Создание  модели конкурентоспособности  выпускника вуза – также актуальное направление.

     Проблемное  поле связано с необходимостью разработки модели выпускника вуза для получение наглядного и адекватного современному социуму представления о будущей профессиональной деятельности того или иного специлиста и проектирования эффективных технологий подготовки к ней. Цель моделей – формирование у молодых людей лидерских качеств конкурентоспособного специалиста, среди которых мы выделяем следующие: иметь новый взгляд на будущее, принимать поликультурные ценности, инициировать и осществлять изменения, которые становятся необходимостью, бесконфликтно освобождаться от отрицательного груза прошлого (сохраняя при этом преемственность), делиться властью или полномочиями и разделять ответственность со всеми членами команды, быть источником и генератором идей, обладать умением моделировать способы их воплощения. Обладание такими качествами обеспечивает молодежи широкие перспективы и направления в саморазвитии, способствует формированию кадрового задела для высокотехнологичных и наукоемки производств.

     Формы реализации направления  – систематически проводимые студенческие конкурсы профессионально ориентированного мастерства; издание сборников студенческих работ и сдача государственного экзамена по совокупности изданных работ; регистрация достижений студентов в ведомости сформированности профессионально важных качеств; создание и функционирование различных молодежных объединений в ориентации на студенческое самоуправление, молодежное лидерство; поощрение различных форм  дебатирования студенчества и цивилизованного дискутирования; работа на кафедрах отделений факультета дополнительных профессий (дополнительная специализация дает студенту возможность овладеть прикладными, специальными, профессиональными умениями, расширить сферу своей деятельности после окончания вуза, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям рынка); деятельность педагогических, туристско-краеведческих, строительных, содействия полиции и т.д. отрядов, в том числе в рамках деятельности городских объединений; создание ассоциаций совместной разработки проектов преподавателями и студентами. Содержание проектов – специальная, интеллектуальная, социально-правовая компетентности, обобщенные качества личности, развитие которых одинаково важно для любого выпускника университета, и специальные, являющиеся отличительной особенностью специалистов в каждой конкретной профессии. Принципы деятельности в ассоциациях должны обеспечивать следующее: работа в подобных ассоциациях дает чувство принадлежность команде, в которой сохраняется пространство для развития собственной индивидуальности, меняется стереотип образа преподавателя, работающего на равных в рамках конкретной программы проекта.

     Ожидаемый результат – конкретизация ключевых компетенций в контексте модели выпускника университета, уровень овладения которыми выступает неоспоримым критерием качества полученного образования.

     Наконец, остановимся еще на одном из ключевых направлений – теоретико-методологическом осмыслении опыта воспитательной работы в вузе.

     Проблемное  поле обусловлено несколькими факторами. Во-первых, воспитание как педагогический процесс имеет ограниченные возможности, определяемые приоритетными для общества ценностями и идеалами. В настоящее время некоторые нравственные и гражданские ценности и ориентиры, формируемые средней и высшей школой, не востребуются обществом и государством, поэтому для части выпускников социальная социализация – болезненный процесс, иногда деструктивный. Во-вторых диаметрально меняется оценка таких понятий, как конкуренция, предприимчивость, амбициозность, лидерство и т.д. В условиях рыночных отношений они обрели статус позитивных качеств личности. В-третьих, новые информационные технологии связанные с ними процессами глобализации привели к опережающему старшее поколение развитию молодежи. Формируется новый тип культуры, становление которого предполагает обучение новым моделям поведения и деятельности. Данные факторы побуждают принципиально по-иному подойти к решению проблемы обоснования целей воспитания и методологии проектирования воспитательного пространства вуза.

     Формы реализации направления  – индивидуальные или коллективные научные исследования по развитию воспитательного пространства вуза как среды жизнедеятельности студентов и преподавателей, ориентированной на взаимодействие с социумом (востребованными являются темы «Воспитательное пространство вуза», «Комплексная социально-демографическая, валеологическая и психологическая характеристика студента как средство, стимулирующее становление его субъективности в образовательном пространстве вуза»); выделение в Госстандартах, кроме знаниевого, целевого, операционального, эмоционального-ценностного компонентов содержания образовательных программ; культивирование в образовательном процессе диалоговых технологий, стимулирующих единство преподавания, учения, воспитания и исследования; активное проведение семинаров и лабораторно-практических занятий в виде учебных конференций и дискуссий, ролевых и организационно-деятельностных игр, дебатов, конкурсов проектов и моделей и т.п.; переподготовка преподавателей вузов на основе овладения идеями и технологиями гуманистической педагогики и психологии для проектирования воспитательного пространства.

     Ожидаемый результат – оптимизация процесса воспитания, придание ему свойств конкурентоспособного образования.

     Регламент научного проекта не позволяет остановиться на других направлениях воспитательной работы в высшей школе, которые приобретают  особую перспективу в условиях мирового кризиса. Вместе с тем обобщим: указанные в данной статье и имеющие перспективу разработки направления воспитательной работы в вузе имеют целью развитие личности студента-лидера, выпускника-лидера, обеспечивающей, в конечном счете, с позиции человеческого фактора, лидерство Казахстана. 

     Заключение

     Основная  нормативно-правовая система Республики Казахстан прошла длительный этап своего развития. Проблемы, перед которыми пришлось столкнуться молодой Республике в становлении своей независимости, имели яркий и неизбежный характер. В свою очередь эти противоречия смогли мобилизовать имеющиеся ресурсы для определения четких ориентиров во внутренней и внешней политике.

     В условиях нарастающего напряжения социально-экономических  связей главным приоритетом развития общества становится личность человека.

     Личность  выступает образующим фактором общественных систем. Процесс формирования личности происходит в процессе образования и воспитания. В данной работе мы рассматривали процесс образования и воспитания в высшей школе, основным объектом воспитания которого выступают студенты. Студенческая молодежь является главным фактором будущих преобразований в стране.

     Студенчество  наиболее мобильный и наиболее гибкий слой населения, чутко реагирующий  на изменения, происходящие в стране и мире. Процессы глобализации, мирового кризиса создают неустойчивое положение в экономике и социуме, стимулируя рост безработицы, произвола властей, преступности, и одновременно формируя новую модель социальных отношений, и будет ли это модель гуманнонаправленной или нет, обуславливает основной закон государства – Конституция. 

     Развитие  личности студента является перспективной  задачей вуза. Перестройка действующей  системы воспитания в вузе требует  нового мышления, нового подхода к реализации различных воспитательных программ в условиях глобального кризиса с ориентацией на посткризисный период. Преодоление косности сложившейся воспитательной системы является фактором, тормозящим развитие общества.

     Используя методологическую основу построения воспитательной системы, необходимо акцентуировать внимание на запросах общественной практики и Конституции РК, как правовую основу воспитания. Исходя из вышесказанного, ключевым выступает понятие «личности». Таким образом, основная трансформация воспитательной системы вуза заключается в переориентации её на культурно-гуманистическую систему.  

       Используемая  литература

     1. Лекция Президента Республики  Казахстан Н.А. Назарбаева в  ЕНУ имени Л.Н.Гумилева на тему  «К экономике знаний через  инновации и образование» от 20 мая 2006 года.

     2.

     3.

     4. Матюхин А., Малиновский В. Не перечеркивать пройденный путь /Байтерек. – 2005. - № 1. – С. 33-36

     5. http://tarih.ru/2008/09/19/pravlenie-tauke-khana-1680-1718.html

     6. Назарбаев Н.А. Казахстанский путь, - Караганда, 2006 – 372 с.

     7. Турсынов С. Казахстан: рывок в будущее: на пути демократического развития: Сагынбек Турсынов отвечает на девяносто девять вопросов/С.Турсынов. – Калининград: Янтар. сказ, 2005. – 152с.

     8. http://ru.government.kz/site/news/world/2007/12/01 (Правительство РК)

     9. Конституционное право зарубежных стран. Учебник под ред. М.В.Баклана – М.: Норма, 2004. – 832с.

      10. Долгосрочная стратегия развития Казахстана «Казахстан – 2030».

      11.  Конституции Республики Казахстан – Астана: Елорда, 2008. – 56 с.

      12. Назарбаев Н.А. Стратегия вхождения Казахстана в число пяти-десяти наиболее конкурентоспособных стран мира. – Послание Президента РК народу Казахстана от 6 марта 2006 года

      13.   Государственная программа патриотического воспитания граждан РК на 2006-2008 годы /Проспект СК, 2006, 17 ноября

      14. http://ru.wikipedia.org/wiki

      15. Айдосов С. Мировоззренческие  ориентации студентов: отношение  к религии / Современный мир:  исследования молодых. Материалы  Летнего университета фонда Сорос – Казахстан. –   Алматы: Қаржы-қаражат,1999. – 352с.

      16. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью»/М.И.Рожков. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 264 с.

Информация о работе Моделирование воспитательной системы студенческой молодежи в ориентации на кризисный и посткризисный периоды социального развития