Моделирование воспитательной системы студенческой молодежи в ориентации на кризисный и посткризисный периоды социального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании модели воспитательной системы студенческой молодежи в ориентации на кризисный и посткризисный периоды социального развития Казахстана (на основе Конституции РК).

Объект исследования – воспитание и обучение студенческой молодежи в условиях современного вуза.

Предмет исследования – личностное развитие студентов через нормативно-правовую базу РК в условиях мирового экономического кризиса.

Содержание

Введение

1.Методологические основы воспитания студенческой молодежи в современных условиях
1.1 Конституция РК как правовая основа воспитания студенческой молодежи

2.Социально-психологические проблемы современного студенчества – движущая сила развития воспитания
2.Воспитататальная система в условиях кризисного и посткризисного периодов социально-экономического развития Казахстана
2.1 Модель воспитательной системы «...» как гарант соблюдения конституционных прав и свобод личности

2.2 Экспертная оценка эффективности модели воспитательной системы

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Переделка.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

      Интересным, на наш взгляд, является и тот  факт, что первая в мире Конституция (американская) – это результат мысли многих достойнейших представителей человечества. Это плоды идеологии французского Просвещения, отраженные в трудах Монтескье и Руссо, труды Гоббса и Локка, идеи отцов-основателей – Джефферсона Мэдисона, Гамильтона и др.

      Развитие  общества, а отсюда и отдельного человека невозможно без общей направленности, которой является Конституция. В Послании первого Президента страны Н.А. Назарбаева «Казахстан - 2030»,  адресованном народу Казахстана, многократно отмечается особая роль молодежи в становлении молодой республики: «Мы должны терпеливо трансформировать массовое сознание, опираясь при этом на молодое поколение, которое лучше адаптировалась к новой системе ценностей, имеет новый взгляд на будущее» [10, 3].

      Трансформация сознания - важная составляющая в развитии народного сознания. Насколько будет население страны легче воспринимать и усваивать политико-экономические, нравственные изменения в мировом пространстве, настолько государство будет жизнестойким и конкурентоспособным. Особенно остро это проявляется в условиях кризиса. Поэтому не случайно Президент делает основной акцент на студенческую молодежь как наиболее восприимчивую к преобразованиям группу.

       В сознании любого человека Конституция представляется основным законом государства и общества и является проводником между государственной властью и народом. Конституция регламентирует, по своей сути, любую деятельность во всех сферах жизни общества. Свободы и ограничения, права и обязанности каждого гражданина определяются Конституцией. Сказанное иллюстрирует рисунок 2.

      Ценности, провозглашаемые в Конституции, формируют национальный менталитет, «Я-концепцию» отдельного государства. Так, в статье 1 Конституции РК сказано, что «высшими ценностями государства  являются человек, его жизнь, права и свободы» [11, 4], что и определило всю внутреннюю и внешнюю политику Казахстана: от ликвидации ядерного оружия до создания Ассамблеи народов Казахстана.

      Провозглашаемое в статье 14 равенство всех граждан  перед законом и судом [11, 8] определило мирную социальную обстановку в этнокультурном разноообразии населения Казахстана. Созревание казахстанского патриотизма было подкреплено признанием «достоинства человека» как «неприкосновенной», от рождения присущей ценности.

      По  нашему убеждению, суть Конституции любой страны формирует содержание образовательной системы. Одним из главных приоритетов развития Республики является «приоритет образования» [12]. Так, статья 30 Конституции РК гарантирует гражданам бесплатное среднее образование и регламентирует право граждан на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. Несмотря на то, что приоритет воспитания личности в высшем образовании возрастает и главной целью вуза остается формирование и развитие личности специалиста, разрыв единства системы обучения и воспитания на практике сохраняется.

      Итак, ценности, провозглашенные в Конституции,  являются высшими ценностями отдельного человека как общечеловеческий компонент  развития его нравственной и правовой позиции. Справедливость, независимость, уважение, толерантность и другие высшие идеалы формируют мировоззренческую  и политико-социальную совокупность, представленную как «Я-концепция» отдельного человека и целого государства. Таким образом, Конституция РК становится правовой основой воспитания студенческой молодежи. Наш вывод подтверждает представленный в таблице 1 аспектный сравнительный анализ Конституции РК и Государственной программы патриотического воспитания граждан РК на 2006-2008 гг., регламентирующей воспитание, в том числе студенческой молодежи.

      Таблица 1. – Аспектный сравнительный анализ  нормативных документов 

 
  Конституция Республики Казахстан

Государственная программа патриотического воспитания граждан РК на 2006-2008 годы [13]

Цель: подержание и развитие политико-экономической системы страны, укрепление суверенитета и независимости Республики, содействие национальному согласию и единству Цель: формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по 
защите интересов Родины посредством 
целенаправленного развития системы патриотического воспитания
Задачи:

    1 Обеспечение  целостности, непри- косновенности и неотчужденности всей территории;

  1. Сохранение за народом власти непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы;
  2. Провозглашение и гарантия права на жизнь, личную свободу и неприкосновенность достоинства человека;
  3. Создание методологической основы правового пространства жизнедеятельности общества и его граждан.
Задачи:
  1. Создание организационных предпосылок и системы мер, способствующих формированию у целевых групп граждан чувства осмысленной гражданской солидарности и сопричастности, межэтнического и  межличностного взаимопонимания;
  2. Обеспечение взаимодействия  
    государства и общества в целом, 
    государства и его граждан, в  
    частности, при проведении  
    комплекса мероприятий по воспитанию казахстанского патриотизма, толерантности, уважения к правам и свободам человека;
  3. Создание условий и социальных 
    предпосылок для формирования 
    цивилизованных гражданских и 
    межличностных отношений;
  4. Содействие работе по воспитанию 
    патриотизма через формирование 
    позитивных моделей поведения и 
    популяризацию образа героя нашего 
    времени среди молодежи. 
Принципы: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламените Принципы: казахстанский патриотизм, межэтническое согласие, уважение прав и свобод личности, признание неповторимости, индивидуальности, ценности каждой личности, гражданская идентификация личности
Средства реализации: нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных актов, международных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного суда Республики Средства  реализации: создание республиканского Совета по патриотическому воспитанию граждан, проведение специальных семинаров-совещаний для представителей центральных и местных исполнительных органов, организаций культуры, образования, воинских частей и "третьего сектора", активизация сотрудничества как с печатными СМИ, так и телевизионными, усиление работы действующего республиканского общественного Совета родителей, привлечение большого количества волонтеров.
Планируемый результат: - стабильность целостного, становящегося все более современным гражданского общества с его институтами в лице политических партий, НПО, СМИ;

-устойчивость  функционирования государства и  ветвей государственной власти, работающих в рамках Конституции  и в поле зрения гаранта  Конституции;

- подкрепленные  реальными достижениями в области экономики стабильность и устойчивость;

- уверенность  многонационального народа, каждой  семьи в завтрашнем дне, в  будущем детей и внуков, нашего  общего дома – Республики Казахстан 

Планируемый результат: - повысится уровень гражданской идентификации казахстанцев с Республикой Казахстан; 
   - возрастет стремление граждан к участию в патриотическом движении;

     -будет усилено информационно-пропагандистское обеспечение реализации государственной политики по повышению  патриотического сознания граждан;

     -будут активизированы меры, направленные на популяризацию 
государственных символов страны,  государственной и воинской службы, дальнейшее развитие системы 
патриотического воспитания.

 

     Сформулируем  вывод. Конституция – базис системы права. Право – основа не только порядка, но и свободы. Свобода в рамках правовой системы предполагает доверие к гражданину и к его возможностям, а также право выбора. Наша Конституция дала главное – право выбора, т.к. творить жизнь самим – ценнее любых сокровищ. Сотворение себя как личности, в том числе личности будущего специалиста, на правовой основе Конституции – закономерный и объективный процесс.  

    1. Социально-психологические  проблемы современного студенчества – движущая сила развития воспитания

     Я всегда считал и считаю, что молодежь должна быть в авангарде наших реформ. Именно энергия и инициативность молодых, их устремленность в будущее – во многом станут залогом успеха наших инициатив. – Н.Назарбаев.

       Для того, чтобы разобраться, какие социально-психологические проблемы присущи студенчеству и каким образом нужно осуществлять педагогическое воздействие, следует сначала разобраться в понятии «студент». Обратимся к свободной энциклопедии «Википедия», которая является наиболее доступной и популярной в студенческой среде. Студент (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся [14].

       Студенчество  занимает особое положение в социальной структуре общества. Студенческая молодежь отличается высоким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческим потенциалом,   отношением к различным сторонам общественной жизни страны, активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях Республики, собственными социальными ориентациями. Без большого преувеличения можно утверждать, что студенчество представляет собой большую часть казахстанской молодежи и уже выступает определяющей силой социально-политического, экономического и культурного развития Казахстана.

      Жизнь современных студентов зависит  от множества факторов и является совсем не простой. Учеба сопряжена с преодолением различных организационных, психологических, моральных и других трудностей. Часть молодежи приходит в высшие учебные заведения с иллюзиями, некоторые с большим самомнением, некоторые с ложными ожиданиями и представлениями.

      Еще одна особенность студентов заключается  в том, что к моменту поступления  в вуз индивид физиологически вполне сформирован, является биологически зрелым, но существует большая зависимость от семьи, как в материальном, так и в социальном плане. Новые рыночные условия «заставляют их уже в годы учебы трудиться, что, безусловно, мешает учебному процессу и снижает эффективность образования, вызывая напряженность и дополнительную эмоциональную нагрузку» [15, 143].

       Отставание  системы образования от объективных  потребностей общества и личности проявляется  в сознании молодежи через агрессивность, жестокость, нетерпимость и склонность к насилию. В тоже время, даже при изучении в вузах социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, не ставится и не реализуется задача научить молодое поколение принимать разнообразие идей и мнений, формировать толерантное сознание и не потерять при этом способность мыслить самостоятельно, что подтверждают данные социологического опроса 139 студентов СКГУ им. М.Козыбаева.

       Среди студенчества резко падает уровень культуры, идет активное отчуждение от мировых и отечественных ценностей, духовное и культурное обеднение. Для построения научной картины мира, освоения методологии её изучения в высшей школе нет эффективных учебных спецкурсов, которые в общей совокупности могли бы создать основу для полноценного развития личности.

       Характеризуя  состояние воспитательной деятельности в высшей школе, необходимо отметить, что система воспитания студенческой молодежи утратила свой продуктивный характер, ещё недостаточно эффективна для решения сложных задач формирования социально активной личности, способной нести ответственность за свое будущее и будущее своей страны.

       Для выявления современных социально-экономических  проблем, присущих молодежи, нами был проведен социологический опрос студентов Северо-Казахстанского государственного университета имени Манаша Козыбаева. 139 респондентам было предложено отметить по одной наиболее острой, по их мнению, проблеме.

       Наиболее  существенными из предложенного  списка были признаны сразу пять проблем  – «безработица в будущем» (12,8 %), «произвол властей, бесправие» (12,1 %), «рост преступности» (11,7 %), «рост насилия и конфликтности в обществе» (11,6 %) и «рост наркомании и алкоголизма» (11,2 %). Опасность будущей безработицы ощущают практически все категории студентов, однако в большей мере это характерно для юношей-гуманитариев. Произвол властей и бесправие личности особенно волнует юношей старше 20 лет, студентов естественно-научных специальностей.

         Результаты опроса приведены в таблице 2.

       Таблица 2. – Результаты социологического опроса студентов СКГУ им. М.Козыбаева

Предложенный список проблем Количество  определивших проблему как ключевую (в % отношении)
Безработица в будущем  12,8
Произвол  властей, бесправие  12,1
Рост  преступности 11,7
Рост  насилия и конфликтности в  обществе 11,6
Рост  наркомании и алкоголизма 11,2
Неэффективность власти 10,8
Образование, культура 10,6
Ухудшение экологии 9
Бедные  – богатые 10,2
 

       Анализируя  проблемы студенческой молодежи, становится понятно, каким образом следует  строить воспитательный процесс  в вузе, чтобы тот вакуум морально и духовно-психологических настроений студенческой молодежи можно было изменить, превратив подрастающее поколение в нравственных и политически развитых граждан суверенного государства. При этом воспитательный процесс должен строиться на ценностях, выраженных в Конституции и законах РК. Он должен отвечать веяниям времени, быть гибкой и мобильной, «носить комплексный характер и охватывать большой круг разнообразных компетентностей: психологическую, экономическую, правовую, социологическую и другие» [16, 24].

       Кроме педагогов в воспитательную работу должны включиться философы, социологи, культурологи, психологи и другие специалисты. Только в результате комплексных исследований, на основе выяснения наиболее общих и сложных проблем можно конкретизировать направления педагогической деятельности. При этом особое значение имеют работы в области социальной философии, связанные с исследованием проблем становления и развития студенческой молодежи. Только на таком теоретическом фундаменте, при участии государственных и общественных организаций, различных социальных институтов может разрабатываться и осуществляться успешная молодежная политика.

Информация о работе Моделирование воспитательной системы студенческой молодежи в ориентации на кризисный и посткризисный периоды социального развития