Моделирование воспитательной системы студенческой молодежи в ориентации на кризисный и посткризисный периоды социального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании модели воспитательной системы студенческой молодежи в ориентации на кризисный и посткризисный периоды социального развития Казахстана (на основе Конституции РК).

Объект исследования – воспитание и обучение студенческой молодежи в условиях современного вуза.

Предмет исследования – личностное развитие студентов через нормативно-правовую базу РК в условиях мирового экономического кризиса.

Содержание

Введение

1.Методологические основы воспитания студенческой молодежи в современных условиях
1.1 Конституция РК как правовая основа воспитания студенческой молодежи

2.Социально-психологические проблемы современного студенчества – движущая сила развития воспитания
2.Воспитататальная система в условиях кризисного и посткризисного периодов социально-экономического развития Казахстана
2.1 Модель воспитательной системы «...» как гарант соблюдения конституционных прав и свобод личности

2.2 Экспертная оценка эффективности модели воспитательной системы

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Переделка.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

  1. Методологические основы воспитания студенческой молодежи в современных условиях

   1.1 Конституция  РК как правовая основа воспитания  студенческой молодежи 

    1. Социально-психологические проблемы современного студенчества – движущая сила развития воспитания
  1. Воспитататальная система в условиях  кризисного и посткризисного периодов  социально-экономического развития Казахстана

    2.1 Модель воспитательной системы «...» как гарант соблюдения конституционных прав и свобод личности

    2.2  Экспертная оценка эффективности модели воспитательной системы

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Актуальность  исследования. Сегодня как и всегда является актуальным вопрос о воспитании молодого поколения, но на данный момент он приобрел новую фому – общество интересует как нужно воспитывать на современном этапе развития государства, в условиях мирового экономического кризиса, чтобы завтра мы могли с уверенностью положиться на плоды нашего воспитания.

      Новая мировоззренческая ориентация общества, многовариативность человеческого прогресса, развитию которых способствует современная законодательная основа, обуславливают особую значимость и принципиальность иного уровня воспитания на основе общечеловеческих, гуманистических ценностей.

      Система высшего образования несет в себе мощный потенциал активизации личностного роста обучающихся – она, по своей сути, представляет собой систему педагогического обеспечения личностного саморазвития участников воспитательного процесса. Тревожным сигналом служат  наметившиеся тенденции его дегуманизации и отчуждения от человека. Выражается это, прежде всего в недооценке воспитательного значения высших ценностей и идеалов, провозглашенных Конституцией РК, преуменьшении их значения, превращении обучения и воспитания в стандартизированный, бездушный процесс. Главная причина сложившейся ситуации, на наш взгляд, кроется в неподготовленности вузовской системы воспитания и образования к осуществлению культурно-гуманистической (человекообразующей) функции.

      Выход из данной критической, по своему характеру, ситуации видится, в первую очередь, в переориентации всей системы воспитания и образования на личностно ориентированные технологии обучения будущих специалистов, с учетом тех социально-психологичеких проблем, которые они испытывают по влиянием мирового экономического кризиса.

       Таким образом, все сказанное выше в  определенной мере подтверждает, что  существует противоречие между основными принципами гуманизма и человеколюбия, провозглашенными Конституцией РК и реальным положением воспитания и образования в системе вузовского образования. Отмеченное противоречие определило проблему нашего исследования, которая заключается в выявлении степени влияния нормативно-правовой базы Республики на развитие и саморазвитие личности студента, в условиях высшего учебного заведения.

      Поиск решения данной проблемы определил  выбор темы исследования: «Моделирование воспитательной системы студенческой молодежи в ориентации на кризисный и посткризисный периоды социального развития Казахстана (на основе Конституции РК)».

      Цель  исследования заключается в теоретическом обосновании модели воспитательной системы студенческой молодежи в ориентации на кризисный и посткризисный периоды социального развития Казахстана (на основе Конституции РК).

      Объект  исследования – воспитание и обучение студенческой молодежи в условиях современного вуза.

      Предмет исследования –  личностное развитие студентов через нормативно-правовую базу РК в условиях мирового экономического кризиса.

      Гипотеза  исследования. Воспитание о образование студентов вуза, в условиях мирового экономического кризиса, может оказывать стимулирующее влияние на саморазвитие и самовоспитание личностей студентов, если при этом будет обеспечиваться на основе взаимодействия нормативно-правовой, законодательной и методологической баз Республики Казахстан.

      В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определились следующие  задачи исследования:

1. Уточнить базовое понятие исследования: воспитание, воспитательная система, студент, Конституция РК.

      2. Создать и методологически обосновать модель воспитательной системы студенчества в вузе в условиях кризисного и посткризисного периодов в ориентации на Конституцию РК, как нормативно-правовую базу воспитания.

      3. Выявить совокупность эффективных  воспитательных форм в вузе, которые  будут являться жизнестойкими в современных условиях.

      Ведущая идея исследования. Процесс воспитания и самовоспитания студенческой молодежи осуществляется эффективно на основе ориентации на идеи гуманизма и человеколюбия, провозглашенные Конституцией РК.

      Теоретико-методологической основой исследования являются положения

      В исследовании используется комплекс методов, соответствующий природе изучаемого явления и адекватный поставленным задачам. Методы исследования представлены в двух уровнях:

      Методы  теоретического уровня: анализ нормативно-правовой законодательной базы Республики Казахстан, а также социальной, психолого-педагогической литературы по проблеме, сравнение, моделирование.

      Методы  эмпирического уровня: наблюдение, опрос и оценки, изучение и обобщение передового педагогического опыта в области воспитания и образования студенческой молодежи в вузе.

      Источники исследования: Конституция РК, труды правоведов, психологов, педагогов, социологов по исследуемой проблеме, документы Министерства  образования и науки Республики Казахстан.

      Научная новизна исследования заключается в том, что:

  1. Уточнено базовое понятие исследования: воспитание, воспитательная система, студент, Конституция РК.
  2. Создана и методологически обоснована модель воспитательной системы студенчества в вузе в условиях кризисного и посткризисного периодов в ориентации на Конституцию РК, как нормативно-правовую базу воспитания.
  3. Выявлена совокупность эффективных воспитательных форм в вузе, которые будут являться жизнестойкими в современных условиях.

      Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют осмыслить и реализовать эффективный процесс гуманистического воспитания и самовоспитания студенческой молодежи в вузе в условиях кризиса мировой экономики на основе Конституции РК как правовой основы воспитания.

      Базой исследования явился Северо-Казахстанский Государственный университет им. академика Манаша Козыбаева.

      Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью теоретических положений, использованием комплекса методов исследования, адекватно поставленных целям и задачам, применением методов математической статистики при обработке данных социологического опроса.  

  1. Методолгические основы воспитания студенческой молодежи
    1. Конституция РК как правовая основа воспитания

студенческой  молодежи

      Прежде  всего, необходимо максимально  использовать потенциал  действующей Конституции. – Н.Назарбаев.

      Современный Казахстан прошел долгий путь становления  независимости и суверенитета, гарантом и свидетельством которого является действующая Конституция Республики Казахстан.

      Известно, что первый шаг, который делает государство, ставшее независимым, - это «юридическое оформление верховенста и самостоятельности своей власти, иными словами, своего суверенитета» [4, 33-34].

        Разработка Конституции проходила в сложные для страны времена. Целый спектр социальных, политических, межнациональных и нравственных проблем общества приобрел острый, буквально угрожающий характер для многонационального Казахстана. Разработка Конституции была необходимостью, продиктованной временем.

      Основы  сувереннного Казахстана были заложены еще в средние века, что иллюстрирует рисунок 1. 

Рисунок 1. –  Казахстан и ее Конституция  

       Тауке хан заслуженно считается основоположником обычного права казахов, поскольку «именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества, что дало возможность консолидировать общественные ресурсы для достижения общих задач, стоящих перед всей страной. Пытаясь установить равновесие между различными группировками, Тауке предоставил бийским советам властные дополнительные полномочия» [5].

      На  протяжении дальнейшего времени  основые правила и постулаты  страны приобретали новые черты, характерные для её эпохи. На пороге XXI века в результате событий декабря 1991 года, когда произошёл развал Союза Советских Социалистических Республик, состоялась разработка и утверждение первой Конституции независимого Казахстана. В Конституции отражены не только коренные традиции казахов и всего полиэтнического состава молодой Республики, но и опыт предыдущих поколений, а также выстроены приоритеты развития будущего страны. «Она вобрала в себя весь предшествующий опыт конституционного строительства в суверенном Казахстане, а также наиболее прогрессивный и в тоже время наиболее подходящий к нашим условиям зарубежный опыт» [6, 91].

      Обретение Казахстаном в 1991 году независимости  послужило основой для принятия первой Конституции в истории молодого государства. Конституция 1993 года, принятая в переходный период, в условиях обретения независимости, смены государственной правовой системы и становления Казахстана на путь демократического развития, не могла удовлетворить потребности современного развития. В выступлении Президента на торжественной церемонии официального представления новой Конституции Главе государства отчетливо прозвучало: «…Конституция Казахстана, принятая в 1993 году, хоть и ушла на полшага вперед от теории и практики былого государства, все же полностью освободиться от его постулатов по объективным и субъективным причинам не смогла». Это обусловило принятие новой Конституции, приоритеты которой Президент Нурсултан Назарбаев изложил еще в марте 1995 года на заседании Ассамблеи народов Казахстана.

      Президент страны в своих Посланиях народу Казахстана не раз отмечал важность дальнейших демократических преобразований, расширения функций парламента и роли политических партий. Часть этих положений была отражена в конституционных поправках к действующей Конституции Казахстана в 1998 году.

      Конкретным  шагом в сторону реальной демократизации Казахстана стала конституционная  реформа от 21 мая 2007 года, ознаменовавшая собой новый этап политической модернизации страны.

      Итак, Конституция РК – результат целой цепи событий, соединенных в непрерывности потока нашей истории и наполненных множеством смыслов и значений. Она заложила основы стабильного и поступательного развития Казахстана, ускоренного осуществления социально-экономических и политических реформ. Она сформировала основы эффективной системы государственного управления, современной и демократической политической системы, обеспечила конституционные права и свободы граждан. Благодаря Конституции, Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества, и на мировой арене республику воспринимают как надежного и предсказуемого делового партнера, «с уникальным опытом по укреплению толерантности, мира и стабильности в обществе, которое имеет и европейские черты, и азиатские традиции» [7, 71]. Подтверждение тому – «Казахстан первым среди стран СНГ и мусульманского мира в следующем 2010 году будет председательствовать в ОБСЕ» [8].

      Конституция (от греч. - «constitutio» - устанавливать, утверждать) является основным законом государства и общества. Во всех развитых странах мира есть Конституция, «исключением являются Великобритания и Новая Зеландия, где нет писаных конституций и все законы имеют одинаковую юридическую силу» [9, 56].

Информация о работе Моделирование воспитательной системы студенческой молодежи в ориентации на кризисный и посткризисный периоды социального развития