Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 13:56, курсовая работа
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании модели воспитательной системы студенческой молодежи в ориентации на кризисный и посткризисный периоды социального развития Казахстана (на основе Конституции РК).
Объект исследования – воспитание и обучение студенческой молодежи в условиях современного вуза.
Предмет исследования – личностное развитие студентов через нормативно-правовую базу РК в условиях мирового экономического кризиса.
Введение
1.Методологические основы воспитания студенческой молодежи в современных условиях
1.1 Конституция РК как правовая основа воспитания студенческой молодежи
2.Социально-психологические проблемы современного студенчества – движущая сила развития воспитания
2.Воспитататальная система в условиях кризисного и посткризисного периодов социально-экономического развития Казахстана
2.1 Модель воспитательной системы «...» как гарант соблюдения конституционных прав и свобод личности
2.2 Экспертная оценка эффективности модели воспитательной системы
Заключение
Список литературы
Недооценка в современной системе воспитания и образования студенческой молодежи возможностей воспитательного воздействия, основанных на главных ценностях Конституции - важнейшей составляющей общественного сознания - приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.
Обобщим сказанное. Современная система
воспитания должна носить направленность
самореализации и социального поведения
граждан, критериями для которых являются
любовь и служение Отечеству, обеспечение
целостности и суверенитета Казахстана,
ее национальная безопасность, устойчивое
развитие, долг и ответственность, предполагающие
приоритет общественных и государственных
начал над индивидуальными интересами
и устремлениями и выступающие как высший
смысл жизни и деятельности личности,
всех социальных групп и слоев общества.
Сегодня я хочу предложить конкретную программупо ускорению наших дальнейших преобразований – Н.Назарбаев
Воспитание в вузе представляет собой важнейший способ социализации и адаптации молодого человека в постоянно меняющемся обществе. Воспитание не мыслится без образовательного процесса, который проходит в условиях постоянного обновления личности, становления его как специалиста. Воспитание - это управление процессом социализации индивида, оно заключается в процессе целенаправленного влияния на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности.
Адаптация, развитие человека происходят при наличии определенной среды, обуславливающей направленность и результат обучения. Это могут быть как семья, так и стены вуза. В целом можно сказать, что вся совокупность социальных связей, порожденных историческими, экономическими и культурными традициями, являются отдельными компонентами воспитательной среды индивида.
Формирование воспитывающей среды в условиях кризиса предполагает поэтапную педагогическую работу по оптимизации отношений всех компонентов среды, направленную на усиление воспитательного воздействия на объект воспитания. Интегративным критерием сформированности воспитывающей среды является «ее влияние на социальность молодого человека (то есть на адаптацию его к окружающей среде, сохранении его автономности в этой среде и проявление социальной активности)» [16, 48].
С учетом вышесказанного нами предложена модель воспитательной системы студенческой молодежи под общим названием «…», в которой рассматривается введение в уже известную систему внутривузовского воспитания акцентуированных элементов, согласующихся с основными приоритетами в развитии, отмеченными в Конституции Республики Казахстан.
Любой воспитательный процесс строится на основе ценностных установок общества. В нашей модели они получают отражение в понятии «запросы общественной практики». Изначально социум, беря архаичные представления о совершенстве, а также актуальные потребности, присущие ему, стремится создать такую модель или систему, которая бы удовлетворяла все его потребности и высшие идеалы, являясь проводником между обществом и государством.
На основе этих запросов выстраивается ключевая законотворческая база государства, которая на современном языке выражается в понятии «Конституция». Все основные законы, концепции исходят от положений Конституции государства, определяющих его внутреннюю и внешнюю политику.
Одна из наиболее актуальных современных проблем, захватившая не только Казахстан, но и весь мир, стала проблема глобального экономического кризиса. Любой кризис является не только фактором, тормозящим развитие государства, но и катализатором преобразования, реформирования наиболее непродуктивных секторов. В XXI веке перед мировым сообществом встал кризис, охвативший всю мировую экономику, ни одна страна мира не осталось безучастной в этой макропроблеме человечества. Из этого следует, что и преобразования должны затронуть не только политику и экономику отдельных стран, но и всей системы мировых взаимоотношений. «Глобальный мировой кризис, который сотрясает сегодня страны и континенты, - это особое явление, какого человечество еще не знало. Оно определенно относится к категории явлений, не имеющих аналогов в мировой истории и кардинально меняющих мировой порядок, все экономические устои. И потому к его анализу, осмыслению и преодолению нужен неординарный подход, пересматривающий все старые догмы и стереотипы» [17].
В современных условиях века гуманизации и информатизации отношений как важный и центральный объект преобразовательных и развивающих процессов государства и всего мира выступает личность человека. Любая система в мире не может существовать сама по себе, она создана и поддерживается человеком и во имя Человека. Поэтому в нашей модели она является основным и центральным компонентом. Личность следует рассматривать как высшую ценность.
Таким образом, одной из приоритетных задач общества выступает воспитание студенческой молодежи, целью которого является «теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к её сущности, индивидуальность, свойства и качества, умственное, физическое, нравственное, эстетическому развитию и отношению к жизни» [18, 376].
В данной модели мы будем рассматривать лишь период студенчества, так как именно в студенческом возрасте убеждения и взгляды на мир проверяются на практике, переосмысливаются и складываются в единую целостную систему социально-политических ориентации и установок.
В силу своей общественной обусловленности личность политически социализируется в любом жизненном проявлении посредством освоения собственного политического содержания общественной жизни через использование всех общественных форм в качестве средств своего развития. Вместе с тем, «ученые отмечают, что подъем гражданской активности наблюдается в период ранней взрослости, то есть после 18 лет. Именно с 18 лет молодые люди получают право участвовать в выборах и быть избранными в различные представительные органы, приобретают более глубокие познания в общественной сфере, благодаря учебе в институте и работе. Меняется их социальный статус, корректируется их отношение к политике» [19, 15]. Важным этапом в становлении и развитии значительной части молодежи являются студенческие годы.
Процессы глобализации буквально ворвались в привычный уклад жизни и кардинальным образом поменяли ее. Студенческая молодежь является тем поколением казахстанцев, которое, подобно губке, впитало в себя все веяния этого процесса. Полярность глобализации заключается в том, что глобальный кризис ударит, прежде всего, по молодому поколению, и воспитание такой личности, которая будет не просто стойкой к кризисам, но и способной к дальнейшему развитию своих профессиональных и личностных качеств, будет решающим в воспитательной системе любой страны.
На рисунке понятие «личность» напрямую взаимодействует с процессами воспитания и образования. Воспитательные и образовательные процессы являются взаимодополняющими и неразрывными, свободно перетекающими один в другой. Принцип единства обучения и воспитания предполагает присутствие в учебном процессе как обучающего, так и воспитательного элементов, а также наличие как учебных, так и внеучебных форм воспитательной работы.
Процесс воспитания и образования является связующим компонентом между субъектом и объектом воспитания, в котором проходит их взаимовлияние и взаимодействие.
В лекции Президента Н.Назарбаева «К экономике знаний через инновации и образование» сказано, что «важными становятся непрерывность образования и регулярное повышение квалификации» [1, 22], то есть иметь непрерывный характер. Главным элементом духовной и профессиональной постоянно развивающейся личности является самообразование и самовоспитание личности. Безусловно, данный процесс невозможен без первоначального этапа овладения знаниями под руководством опытного педагога.
Научить студента учиться есть главная задача преподавателя вуза. Не готовые знания являются ценностью, как для общества, так и самого студента, но знания, найденные самостоятельно, сформировавшиеся как собственный опыт искателя, уже более неотделимый от него.
Как процессы воспитания и образования связаны стандартами образования (а они, в свою очередь, черпают свою законотворческую основу в Конституции РК), так и процессы самовоспитания и самообразования личности имеют изначальную основу – Конституцию РК. Данное нами утверждение подтверждают статьи 16 и 20 Конституции РК, где говорится, что «каждый имеет право на личную свободу» и что «свобода слова и творчества гарантируется» [11, 9-10].
Процессы самовоспитания и самообразования изначально являются творческой деятельностью. Студент не просто должен познать какой-то срез научных знаний, перед ним также стоит задача организовать свою деятельность по овладению знаниями и область, где они пройдут свою апробацию, то есть закрепятся в нем как часть профессионального опыта.
В процессе овладения творческой деятельностью в условиях самовоспитания у студента вырабатывается гибкость мышления, что позволяет ему живо и мгновенно реагировать на изменения, происходящие в мире. Осмысление необходимости преобразований, активное изменение действительности приводят к постоянному и непрерывному развитию личности.
Таким
образом, в модели учитываются основные
компоненты эффективного функционирования
воспитательной системы в рамках
государственной программы
2.2 Экспертная оценка эффективности модели воспитательной системы
Образование и профессиональная подготовка на уровне XXI века актуализируют, в числе многих, проблему воспитания студенческой молодежи. Результативность воспитания выпускников вуза определяется, в конечном счете, их готовностью, возможностями и способностями реализоваться в обществе максимальных воможностей, где уважают личность и свободу каждого человека, где ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутсвуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности.
Содержане воспитательной работы в современном вузе обусловлено следующим пониманием воспитательной системы:
Рассмотрим некторые ключевые напрвления воспитательной работы в вузе, апробируемые в СКГУ им. М. Козыбаева.
Одно из направлений мы связываем с сохранением исторических традиций и этнокультурного наследия, расширением традиций студенческой молодежи.
Актуальность направления обусловлена сменой разрушительных традиций созидательными и необходимостью системного подхода к развитию национальных и корпоративных (студенческой молодежи) ценностей в то время, когда определенное влияние оказывают стихия рыночных отношений и СМИ, пропагандирующих в отдельных случаях насилие и безнравственность. Последнее не может не сказаться самым негативным образом на воспитании студентов, особенно в условиях, когда в силу ряда причин, прежде всего экономических, произошло существенное ослабление воспитательной функции семьи. Для того, чтобы через осмысление прошлого всемерно развивать культуру настоящего времени, необходимо учитывать уроки прошлого, глубокие социально-экономические изменения, происшедшие в Казахстане, и новые требования, обусловленные отходом от старых идеологических постулатов, развитие процессов глобализации при сохранении поликультурности мира, распространение новых коммуникационных технологий.
Формы реализации историко-культурологического направления разнообразны: работа музеев; создание в стенах вуза галерей портретов известных в мире и Казахстане личностей, сопровождаемых ключевой информации о них; поддержка инициативы создания именных аудиторий и написания истории вузов, в первую очередь, национальных и элитных; обмен опытом и студентами между вузами дальнего и ближнего зарубежья; работа ассоциаций выпускников; ознакомление студентов с историей и традициями, перспективами развития вуза и его факультетов в рамках спецкурса «alma mater»; наличие эксклюзивной высокпробной по содержанию и качеству исполнения вузовской атрибутики; расширение раздела «Памятные даты» посредством актуализации исторического и этнокультурного материала и соотвестствующей воспитательной работы.