Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:17, курсовая работа
Цель исследования – комплексный анализ особенностей межпредметных связй в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе и учреждениях профессионального образования.
Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
– изучить понятие понятие и функции межпредметных связей в дидактике;
– рассмотреть межпредметные связи как один из принципов современных образовательных прцессов;
– рассмотреть классификацию межпредметных связей.
– исследовать межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе;
– исследовать особенности межпредметных связй в преподавании правовых дисциплин в учреждениях профессионального образования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ДИДАКТИКЕ
1.1 Понятие и функции межпредметных связей в дидактике...... 5
1.2 Межпредметные связи как один из принципов современных образовательных процессов......................................................................
7
1.3 Классификация межпредметных связей................................... 12
2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДОВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе...................................................................
16
2.2 Межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в учреждениях профессионального образования...................................
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 28
При установлении внутрипредметных связей используют наглядные пособия: схемы, таблицы, которые быстро помогают студентам вспомнить изученный материал.
Также
в авторских разработках
едагогическая и методическая технология интегрированной лекции может быть различной, однако в любом случае необходимо ее моделирование.
Самостоятельный
поиск новых оптимальных схем-
– веся лекция подчинен авторскому замыслу;
– лекция объединяется основной мыслью;
– лекция составляет единое целое;
– этапы лекции находятся в логико-структурной зависимости;
– отобранный для лекции дидактический материал соответствует замыслу;
– связанность структуры достигается последовательно, но не исключает
параллельную
связь (в первом случае соблюдается
очередность действий, во втором –
выполняются сопутствующие
Произведя анализ реализации межпредметных связей средне специальных учебных заведениях в преподавании правовых дисциплин можно сделать вывод что структура, закономерность последовательность реализации межпредметных связей зависит сугубо от педагога, и носит индивидуальный характер.
Что
касается учебных заведениях высшего
профессионального образования мы можем
рассмотреть межпредметные связи только
в тех учебных заведениях где ведется
подготовка специалистов по юриспруденции
но данные разработки межпредметных связей
являются авторскими. Что касается содержания
межпредметных связей то оно практически
такое же что в средне специальных учебных
заведениях и реализация межпредметных
связей зависит от самого педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе исследовалась тема: «Межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе и учреждениях профессионального образования» Межпредметные связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении. Межпредметные связи рассматриваются как один из путей развивающего обучения, который ведет к формированию качественно новых образований в учебной деятельности учащихся. Многообразие функций межпредметных связей в процессе обучения показывает, что сущность данного понятия не может быть определена однозначно. Явление межпредметных связей многомерно. Они не ограничиваются рамками содержания, методов, форм организации обучения. Межпредметные связи проникают в учебно-познавательную деятельность учащихся и обучающую деятельность педагогов. Они обращены к личности ученика, формируют диалектическое мышление, научное мировоззрение, убеждения, способствуя всестороннему развитию способностей и потребностей учащегося.
Современная система школьного образования предполагает различные варианты изучения правовых вопросов, среди которых важную роль играет интегративный и модульный подход. В первом случае рассмотрение правовых вопросов осуществляется в рамках курса «Обществознание», нацеленного на комплексное изучение основополагающих понятий политологии, культурологии, философии, экономики, этики, а также права. В другом случае обучаемые имеют возможность более основательно проникнуть именно вглубь важных вопросов юриспруденции, изучая отдельные правовые курсы (они называются «модули»).
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
– установления взаимосвязей разных учебных курсов по содержательным аспектам (в том числе между изучаемыми явлениями, событиями, фактами);
– проведения взаимосогласованных форм учебной работы;
– установления преемственности в формировании умений и навыков деятельности.
Учитель права должен быть хорошо осведомлен в тех проблемах, которые изучают его ученики по другим предметам гуманитарного цикла, таким как история, обществознание, биология, экономика. Здесь используется прием актуализации знаний, который может быть выражен постановкой серии вопросов типа: «Вспомни, что представляли собой», «Какие события происходили в этот период?» или «Какие исторические факты могут подтвердить твою позицию?» В других случаях межпредметные связи могут устанавливаться в процессе организации мотивационных установок (это приемы формирования устойчивых интересов учеников к курсу) на изучение правовых вопросов.
При
рассмотрении, и анализе учебных
планов учреждений начального профессионального
образования можем сделать
В учебных заведениях среднего специального образования мы можем рассмотреть межпредметные связи только в тех учебных заведениях где ведется подготовка специалистов по юриспруденции но данные разработки межпредметных связей являются авторскими, тоесть разрабатываются самостоятельно педагогами. Произведя анализ некоторых из них можно сделать вывод что в данных программах правовых дисциплин реализуется модульный подход, а так же интегрированная лекция.
Что
касается учебных заведениях высшего
профессионального образования мы можем
рассмотреть межпредметные связи только
в тех учебных заведениях где ведется
подготовка специалистов по юриспруденции
но данные разработки межпредметных связей
являются авторскими. Что касается содержания
межпредметных связей то оно практически
такое же что в средне специальных учебных
заведениях и качество реализация межпредметных
связей зависит от самого педагога.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Балюх, В.А. Правовое воспитание учащихся. [Текст] / Учебник В.А.Балюх – М.: 2001. – 200с.
Морозова, С.А. Методика преподавания права в школе. [Текст] / Учебник С. А. Морозова – М.: 2007. – 224с.
Певцова, Е.А. Теория и методика обучения праву. [Текст] / Учебник Е.А. Певцова – М.: 2005. – 400с.
Назарова, О. Ю. Теория и методика обучения праву. [Текст] / Учебник О.Ю Назарова –Томск.: 2005. – 50с.
Григорович, М.И. Правовое воспитание школьников. [Текст] / Учебник М.И. Григорович – М.: 2003. –200с.
Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст] / Учебное пособие для студентов вузов Л.А. Григорович, т.д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2003. – 475 с.
Колабаева, Н.Д. Внеурочная деятельность по правовому воспитанию. [Текст] / Учебник Н.Д. Колабаева – М.:1999. –236с.
Певцова, Е.А. Правовая культура личности. [Текст] / Учебник Е.А. Певцова – М.: 2006. –300с.
Подласый, И.П. Педагогика. [Текст] / Учебник И.П. Подласый – М.: 2001. –400с.
Полонский
В.М. Понятийно-терминологический
Пидкасистый, П.И. Педагогика. [Текст] / Учебник П.И.Пидкасистый – М.: 2000. –350с.
Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. [Текст] / Учебник В.И. Смирнов – М.:1995. –230с.
Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности [Текст] / Учебное пособие И.С. Сергеев – М.: 2004. – 316с.
Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений В.А. Сластенин – М.: 2006. – 576 с.
Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям И.Ф. Харламов.– М.: 2002. – 517 с.
Хуторской, А.В. Современная дидактика. [Текст] / Учебник для вузов А.В. Хуторской.– М.: 2008. – 500 с.
Шуркова, Н.А. Культура современного урока. [Текст] / Учебник для вузов Н.А.Шуркова. – М.: 2000. –200 с.
Новиков
А.М. Методология учебной
Махмутов
М.И. Современный урок. [Текст] / Учебное
пособие для преподователей. М. И.Махмутов.
– М.: 2000. –170 с
ПРИЛОЖЕНИЕ