Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:17, курсовая работа
Цель исследования – комплексный анализ особенностей межпредметных связй в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе и учреждениях профессионального образования.
Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
– изучить понятие понятие и функции межпредметных связей в дидактике;
– рассмотреть межпредметные связи как один из принципов современных образовательных прцессов;
– рассмотреть классификацию межпредметных связей.
– исследовать межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе;
– исследовать особенности межпредметных связй в преподавании правовых дисциплин в учреждениях профессионального образования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ДИДАКТИКЕ
1.1 Понятие и функции межпредметных связей в дидактике...... 5
1.2 Межпредметные связи как один из принципов современных образовательных процессов......................................................................
7
1.3 Классификация межпредметных связей................................... 12
2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДОВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе...................................................................
16
2.2 Межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в учреждениях профессионального образования...................................
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 28
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………… |
3 | |
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ДИДАКТИКЕ | ||
1.1 Понятие и функции межпредметных связей в дидактике...... | 5 | |
1.2 Межпредметные
связи как один из принципов современных
образовательных процессов..................... |
7 | |
1.3 Классификация
межпредметных связей........................ |
12 | |
2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДОВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | ||
2.1 Межпредметные
связи в преподавании правовых дисциплин
в общеобразовательной школе......................... |
16 | |
2.2 Межпредметные
связи в преподавании правовых дисциплин
в учреждениях профессионального образования................... |
21 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………… |
25 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… | 28 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ............... |
30 |
ВВЕДЕНИЕ
В
курсовой работе исследуется тема «Межпредметные
связи в преподавании правовых дисциплин
в общеобразовательной школе
и учреждениях
Поиски эффективных путей повышения уровня процесса обучения все больше привлекают внимание педагогов, ученых и практиков к проблеме межпредметных связей. В исследованиях известных ученых педагогов И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина и др. межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Межпредметные связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении.
Степень разработанности темы. Среди ученых, уделивших особое внимание межпредметным связям в обучении можно назвать: Н. В. Бунаков, В. П. Вахтеров, В. И. Водолазов, И. Д. Зверев, В. М. Коротов, Я. А. Каменский, В. Д. Одоевский, М. Н. Скаткин, В. П. Стоюн, К. Д. Ушинский. Так же следует отметить что в истории педагогики накопилось ценное наследие по теории и практике межпредметных связей, а именно: обосновывалась с позиций психологии, педагогики и методики обучения, объективная необходимость отражать в учебном процессе реальные взаимосвязи объектов и явлений природы и общества.
Объект исследования –теоретические основы межпредметных связей в дидактике.
Предмет исследования – является особенности межпредметных связей в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе и учреждениях профессионального образования.
Цель исследования – комплексный анализ особенностей межпредметных связй в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе и учреждениях профессионального образования.
Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
– изучить понятие понятие и функции межпредметных связей в дидактике;
– рассмотреть межпредметные связи как один из принципов современных образовательных прцессов;
– рассмотреть классификацию межпредметных связей.
– исследовать межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе;
– исследовать особенности межпредметных связй в преподавании правовых дисциплин в учреждениях профессионального образования.
Теоретико-
Методы исследования:
а) метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы.
б)
метод анализа специальной
в) метод системного анализа.
Курсовая
работа состоит из введения,
двух глав, заключения, приводится
список использованных источников использованных
при написании данной работы. В заключении
отражен вывод по проведенному исследованию.
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
В ДИДАКТИКЕ
1.1
Понятие и функции межпредметных
связей в дидактике
В
педагогической литературе имеется
более 30 определений категории «
Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве1.
Межпредметные связи это дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе.
Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин.
Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками.
Функции межпредметных связей делятся на:
Образовательные – нацелены на
формирование целостной
Воспитательные
– повышение образовательного уровня
обучения с помощью межпредметных
связей усиливает его воспитывающие
функции. Психологической основой
исследования, раскрывающих взаимодействие
образовательных и
Развивающие – влияют на
Межпредметные связи
– межпредметные связи как один из способов осуществления каждого из принципов обучения;
– межпредметные связи как самостоятельный принцип построения дидактических систем локального характера в предметной системе обучения. Межпредметные связи – это составной компонент, требующий соблюдения принципов научности, систематичности, сознательности. Именно в роли самостоятельного принципа идея межпредметных связей выполняет свою организующую роль, влияет на построение программ, структуру учебного материала, учебников, на отбор методов и форм обучения.
В задачах обучения необходимо
отражать применение, развитие, закрепление
и обобщение знаний и умений,
полученных учащимися при
1.2
Межпредметные связи
как один из принципов
современных образовательных
процессов
В последние годы возросла роль межпредметных связей, реализуемых педагогами. Отбор содержания межпредметного характера позволяет педагогам определить выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило, это комплексные формы обучения семинары, экскурсии, конференции, домашние задания, обобщающие уроки. Одновременно происходит активизация методов и приемов обучения, обеспечивающих перенос знаний и умений учащихся из различных предметов их обобщения. Педагоги используют и специальные средства обучения, организующие учебно-познавательную деятельность учащихся по осуществлению межпредметных связей межпредметные познавательные и практические задачи, проблемные вопросы, карточки - задания, комплексные наглядные пособия, приборы, используемые при изучении других предметов и т.д. Такая перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности, знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.
Таким
образом, межпредметные связи при
их систематическом и
Межпредметные связи разрешают существующее в предметной системе обучения противоречия между разрозненным по предметам усвоением знаний учащимся и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике трудовой деятельности и жизни человека. Межпредметные связи, как и любой другой принцип обучения обладает свойством всеобщности, реализуясь в каждом учебном предмете.
Современные
программы в значительной степени
отражают системный подход к изучению
объектов, процессов и явлений
природы, общества, производства, достигнутых
в науке. Однако, существующий предметный
принцип распределения знаний не
позволяет полностью