Межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе и учреждениях профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – комплексный анализ особенностей межпредметных связй в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе и учреждениях профессионального образования.

Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:

– изучить понятие понятие и функции межпредметных связей в дидактике;

– рассмотреть межпредметные связи как один из принципов современных образовательных прцессов;

– рассмотреть классификацию межпредметных связей.

– исследовать межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе;

– исследовать особенности межпредметных связй в преподавании правовых дисциплин в учреждениях профессионального образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ДИДАКТИКЕ
1.1 Понятие и функции межпредметных связей в дидактике...... 5
1.2 Межпредметные связи как один из принципов современных образовательных процессов......................................................................
7
1.3 Классификация межпредметных связей................................... 12
2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДОВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе...................................................................
16
2.2 Межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в учреждениях профессионального образования...................................
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая методика.docx

— 59.16 Кб (Скачать)

     Содержание  
 

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ДИДАКТИКЕ  
  1.1 Понятие и функции межпредметных связей в дидактике...... 5
       1.2 Межпредметные связи как один из принципов современных образовательных процессов......................................................................  
7
       1.3 Классификация межпредметных связей................................... 12
     2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДОВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
       2.1 Межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе...................................................................  
16
       2.2 Межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в учреждениях профессионального образования...................................  
21
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 25
     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 28
     ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................................................... 30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В курсовой работе исследуется тема «Межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин  в общеобразовательной школе  и учреждениях профессионального  образования» актуальность темы заключается  в следующем.

     Поиски  эффективных путей повышения  уровня процесса обучения все больше привлекают внимание педагогов, ученых и практиков к проблеме межпредметных  связей. В исследованиях известных  ученых педагогов И.Д. Зверева, В.М. Коротова, М.Н. Скаткина и др. межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Межпредметные связи  играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении.

     Степень разработанности  темы. Среди ученых, уделивших особое внимание межпредметным связям в обучении можно назвать: Н. В. Бунаков, В. П. Вахтеров,  В. И. Водолазов, И. Д. Зверев, В. М. Коротов, Я. А. Каменский, В. Д. Одоевский, М. Н. Скаткин, В. П. Стоюн, К. Д. Ушинский. Так же следует отметить что в истории педагогики накопилось ценное наследие по теории и практике межпредметных связей, а именно: обосновывалась с позиций психологии, педагогики и методики обучения, объективная необходимость отражать в учебном процессе реальные взаимосвязи объектов и явлений природы и общества.

     Объект  исследования –теоретические основы межпредметных связей в дидактике.

     Предмет исследования – является особенности межпредметных связей в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе и учреждениях профессионального образования.

     Цель  исследования – комплексный анализ особенностей межпредметных связй в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе и учреждениях профессионального образования.

     Для реализации поставленной цели ставятся и решаются  следующие задачи:

     – изучить понятие понятие и функции межпредметных связей в дидактике;

     – рассмотреть межпредметные связи как один из принципов современных образовательных прцессов;

     – рассмотреть классификацию межпредметных связей.

     – исследовать межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе;

     – исследовать особенности межпредметных связй в преподавании правовых дисциплин в учреждениях профессионального образования.

     Теоретико-методологической основой  исследования явились труды  отечественных педагогов в области межпредметных связей: Б.В. Есипов, С.И. Зиновьев, В.С. Купушин,  И.И. Логвинов, С.А. Морозова, Е.А. Певцова, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин.

     Методы  исследования:

     а) метод теоретического анализа:  изучение, анализ, синтез и обобщение научной  и учебной литературы.

     б) метод анализа специальной литературы;

     в) метод системного анализа.

     Курсовая  работа состоит из  введения,  двух  глав,  заключения, приводится список использованных источников использованных при написании данной работы. В заключении отражен вывод по проведенному исследованию. 

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ  В ДИДАКТИКЕ 

     1.1 Понятие и функции межпредметных связей в дидактике 

     В педагогической литературе имеется  более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Рассмотрим наиболее полные определения межпредметные связи.

     Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве1.

     Межпредметные связи это дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе.

     Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин.

     Межпредметные связи представляют собой отражение  в содержании учебных дисциплин  тех диалектических взаимосвязей, которые  объективно действуют в природе  и познаются современными науками.

     Функции межпредметных связей делятся на:

       Образовательные – нацелены на  формирование целостной системы  знаний ученика. Опора на совершенствование  содержания образования в процессе обучения на комплексное использование в обучении межпредметных является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов.

     Воспитательные  – повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметных  связей усиливает его воспитывающие  функции. Психологической основой  исследования, раскрывающих взаимодействие образовательных и воспитательных функций межпредметных связей, выступает  закономерное единство сознания, чувств и действий в психической деятельности человека. Обеспечение этого единства в обучении есть одно из педагогических условий комплексного подхода, направленного  на формирование мировоззрения как  интегрального личностного образования.

       Развивающие – влияют на развитие  самостоятельности, познавательной  активности и интересов учащихся.

       Межпредметные связи рассматриваются  как один из путей развивающего  обучения, который ведет к формированию  качественно новых образований  в учебной деятельности учащихся. Многообразие функций межпредметных связей в процессе обучения показывает, что сущность данного понятия не может быть определена однозначно. Явление межпредметных связей многомерно. Они не ограничиваются рамками содержания, методов, форм организации обучения. Межпредметные связи проникают в учебно-познавательную деятельность учащихся и обучающую деятельность педагогов. Они обращены к личности ученика, формируют диалектическое мышление, научное мировоззрение, убеждения, способствуя всестороннему развитию способностей и потребностей учащегося. Как уже отмечалось, существуют различные трактовки понятия межпредметных связей. Так исследователи нередко трактуют данное понятие в нескольких значениях: и дидактическое условие, и часть принципа систематичности, и средство, и система и др. Широко распространено понимание межпредметных связей как дидактического условия, которое обеспечивает не только систему знаний учащихся, но и развитие их познавательных способностей, активности, интересов, умственной деятельности Принцип обучения отражает сущее и должное, закономерные связи и регулятивные нормы практики. Проведенные теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить две формы отношений между идеей межпредметных связей и принципами обучения:

     – межпредметные связи как один из способов осуществления каждого из принципов обучения;

     – межпредметные связи как самостоятельный принцип построения дидактических систем локального характера в предметной системе обучения. Межпредметные связи – это составной компонент, требующий соблюдения принципов научности, систематичности, сознательности. Именно в роли самостоятельного принципа идея межпредметных связей выполняет свою организующую роль, влияет на построение программ, структуру учебного материала, учебников, на отбор методов и форм обучения.

       В задачах обучения необходимо  отражать применение, развитие, закрепление  и обобщение знаний и умений, полученных учащимися при изучении  других предметов. В содержании  учебного материала важно выделить  вопросы, изучение которых требует  опоры на ранее усвоенные из  других предметов знания, а также  вопросы, которые получат развитие  в последующем обучении дисциплинам.

      

     1.2 Межпредметные связи как один из принципов современных образовательных процессов 

     В последние годы возросла роль межпредметных  связей, реализуемых педагогами.  Отбор содержания межпредметного характера позволяет педагогам определить выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило, это комплексные формы обучения семинары, экскурсии, конференции, домашние задания, обобщающие уроки. Одновременно происходит активизация методов и приемов обучения, обеспечивающих перенос знаний и умений учащихся из различных предметов их обобщения. Педагоги используют и специальные средства обучения, организующие учебно-познавательную деятельность учащихся по осуществлению межпредметных связей межпредметные познавательные и практические задачи, проблемные вопросы, карточки - задания, комплексные наглядные пособия, приборы, используемые при изучении других предметов и т.д. Такая перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности, знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.

     Таким образом, межпредметные связи при  их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивают весь процесс обучения, т.е. выступают  как современный дидактический  принцип2.

     Межпредметные связи разрешают существующее в  предметной системе обучения противоречия между разрозненным по предметам  усвоением знаний учащимся и необходимостью их синтеза, комплексного применения в  практике трудовой деятельности и жизни  человека. Межпредметные связи, как  и любой другой принцип обучения обладает свойством всеобщности, реализуясь в каждом учебном предмете.

     Современные программы в значительной степени  отражают системный подход к изучению объектов, процессов и явлений  природы, общества, производства, достигнутых  в науке. Однако, существующий предметный принцип распределения знаний не позволяет полностью реализовать  системный подход в обучении не нарушая, не размывая границы сложившихся  учебных предметов. Тем более  важен принцип межпредметных  связей, позволяющий всесторонне  раскрыть многоаспектные объекты учебного познания и комплексные проблемы современности. Принцип межпредметных связей как обязательное требование к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса и познавательной деятельности учащихся способствует:

Информация о работе Межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе и учреждениях профессионального образования