Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:17, курсовая работа
Цель исследования – комплексный анализ особенностей межпредметных связй в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе и учреждениях профессионального образования.
Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:
– изучить понятие понятие и функции межпредметных связей в дидактике;
– рассмотреть межпредметные связи как один из принципов современных образовательных прцессов;
– рассмотреть классификацию межпредметных связей.
– исследовать межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе;
– исследовать особенности межпредметных связй в преподавании правовых дисциплин в учреждениях профессионального образования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ДИДАКТИКЕ
1.1 Понятие и функции межпредметных связей в дидактике...... 5
1.2 Межпредметные связи как один из принципов современных образовательных процессов......................................................................
7
1.3 Классификация межпредметных связей................................... 12
2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДОВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в общеобразовательной школе...................................................................
16
2.2 Межпредметные связи в преподавании правовых дисциплин в учреждениях профессионального образования...................................
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 28
Таким
образом, общность структур учебных
предметов и учебной
2.
ОСОБЕННОСТИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ
СВЯЗЕЙ В ПРЕПОДОВАНИИ
ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ И УЧРЕЖДЕНИЯХ
ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
2.1
Межпредметные связи
в преподавании правовых
дисциплин в общеобразовательной
школе
Современная система школьного образования предполагает различные варианты изучения правовых вопросов, среди которых важную роль играет интегративный и модульный подход. В первом случае рассмотрение правовых вопросов осуществляется в рамках курса «Обществознание», нацеленного на комплексное изучение основополагающих понятий политологии, культурологии, философии, экономики, этики, а также права. В другом случае обучаемые имеют возможность более основательно проникнуть именно вглубь важных вопросов юриспруденции, изучая отдельные правовые курсы (они называются «модули»). Общеизвестно, что в системе школьного образования мы не готовим профессионалов в области права, а потому задача учителя заключается в том, чтобы системой грамотных методических приемовобучить ребенка важным умениям правильного поведения в правовой сфере, соприкоснувшись с основами отдельных наук. Обучение современного школьника в образовательном учреждении носит системный характер, а это значит, что выстраивание различных учебных курсов, которые предлагаются ребятам для изучения, должно осуществляться логично, при наличии определенной взаимосвязи друг с другом. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде:
– установления взаимосвязей разных учебных курсов по содержательным аспектам (в том числе между изучаемыми явлениями, событиями, фактами);
– проведения взаимосогласованных форм учебной работы;
– установления преемственности в формировании умений и навыков деятельности7.
Являясь продуктом духовной сферы человеческой деятельности, право с давних времен выполняло важную функцию регулирования общественных отношений, оказывая влияние на многочисленные области человеческой жизни. Уже этот факт дает достаточно веские основания для возможности организации многочисленных форм установления межпредметных связей. Знания, которыми обладают ученики, следует непременно использовать при рассмотрении новых тем правового курса. Учитель права должен быть хорошо осведомлен в тех проблемах, которые изучают его ученики по другим предметам гуманитарного цикла, таким как история, обществознание, биология, экономика. Здесь используется прием актуализации знаний, который может быть выражен постановкой серии вопросов типа: «Вспомни, что представляли собой», «Какие события происходили в этот период?» или «Какие исторические факты могут подтвердить твою позицию?» В других случаях межпредметные связи могут устанавливаться в процессе организации мотивационных установок (это приемы формирования устойчивых интересов учеников к курсу) на изучение правовых вопросов.
Рассмотрим пример практического осуществления межпредметных связей права и истории. Группа обучаемых получает задание: подготовить рассказ о правовой системе России середины XIX в., вспомнить о событиях, которые потрясли мир и Россию и были связаны с убийством императора государства Александра II. Учебное занятие начинаем с описания указанных событий. Об этих исторических фактах ученики узнают из курса истории. Желательно, чтобы рассказы ребят были интересными, эмоциональными. Прослушав их и актуализировав имеющиеся знания, преподаватель делит класс обучаемых на три мини группы. Первая получает задание – в течение пяти минут подготовить сильные аргументы в защиту смертной казни тем народовольцам, которые приняли участие в убийстве императора. Вторая группа получает задание за этот же период подготовить три сильных контраргумента в защиту помилования этим людям. Третья группа выступает в роли сторонников Александра III, его советников. Они должны сформулировать три главных цели, которые может поставить перед собой царь, чтобы выйти из создавшегося положения и выработать стратегию и тактику дальнейшего поведения, решив окончательно вопрос о судьбе народовольцев. После пяти минут обсуждения по группам их представителям предлагается защитить выработанные совместными усилиями точки зрения и обосновать свою позицию. Затем выслушивается мнение советников царя о том, чей аргумент был наиболее убедительным, какие аргументы можно улучшить. Далее высказываются «советники императора». Для продолжения обсуждения в классе (возможно использовать прием фронтальной работы) выписываются на доске отдельные вопросы типа:
– Какими ценностями руководствовались революционеры, убивая царя?
– Могут ли быть разными нормы морали, религии, политиков одном государстве по поводу одного и того же вопроса?
– Может ли действие быть законным, но противоречащим морали?
– Может ли действие быть нравственно правильным, но противозаконным?
В конце обсуждения следует воспроизвести реальные исторические факты разрешения проблемы. Преподаватель с помощью обучаемых рассказывает, что Александр III не помиловал цареубийц. Он даже не ответил на письма, написанные ему великим русским философом Соловьевым и великим русским писателем Л. Толстым, а лишь «повелел, чтобы г. Соловьеву было сделано внушение за неуместные суждения, высказанные им в публичной лекции», а графу Толстому велел сказать, «что, если б покушение было на него самого, он мог бы простить, но убийц отца он не имеет права простить8».
Таким образом, обучаемые осмысливают сущность тех нравственных установок, традиций и обычаев, которые господствовали в обществе. В понимании учеников закрепляются представления о разных социальных нормах общества. Межпредметные связи могут быть установлены и с экономическими курсами. Так, изучая в правовом курсе блок вопросов о предпринимательстве, ученики могут вспомнить об особенностях рыночной экономики, действии закона спроса и предложения. Интеграция экономико-правовых знаний особенно актуальна в современной системе преподавания обществознания. Правовые и экономические понятия взаимосогласуются при изучении таких блоков вопросов, как «трудовая деятельность», «потребность», «производство». Разъясняя особенности правового статуса наемного работника, учитель права делает акцент на вопросах правового регулирования взаимоотношений работника и работодателя. Однако осознать полно эти правила невозможно без знаний экономической основы общественного производства, понимания рынка труда, рабочей силы и проч. Возьмем для примера другую ситуацию: изучение вопросов потребления в экономическом смысле. Вновь здесь не обойтись без правового контекста. Всем известно, что и в этой сфере появляется немало противоречий, разрешить которые способно лишь право. Реализация межпредметных связей может осуществляться как по горизонтали (речь идет о необходимости учитывать содержание учебных курсов, которые изучаются в параллель с основными), так и по вертикали (когда в каждом образовательном учреждении устанавливаются свои особенности изучения правовых курсов с первого, предположим, класса до 11. Межпредметные связи могут устанавливаться путем создания определенной системы методических приемов, которые весьма результативно используются при изучении разных учебных курсов. Так, предположим, проведение деловых игр и использование интерактивных технологий в обучении детей может «объединять» процесс рассмотрения тем разных курсов. Дети, обученные работать в определенном режиме познания окружающей действительности, добиваются хороших результатов в обучении праву. Большинство специалистов выделяют устоявшиеся в методике обучения пути осуществления межпредметных связей. Среди них выделяют следующие:
– учет учителем уже имеющегося багажа знаний обучаемых при использовании разновариантных методов проведения учебного занятия;
– воспроизведение уже знакомой информации (главного) в логической связи с содержанием конкретного урока по праву9.
На
имеющуюся базу знаний учитель предлагает
наложить новую информацию. Большую
роль в системе методики обучения праву
играют приемы установления внутри курсовых
связей, обеспеченные внутренним логическим
единством правового содержания учебного
предмета. Основные правовые курсы построены
весьма логично: первоначально обучаемый
овладевает комплексом знаний в области
теории права, закрепив понятия «право»,
«структура права», «отрасль права», «юридическая
ответственность», а затем на базе изученных
понятий рассматривает особенности правового
регулирования конкретных общественных
отношений (семейных, трудовых, уголовных,
гражданских, процессуальных). Таким образом,
приступая, предположим, к изучению темы
«Брак и семья» учитель предлагает обучаемым
вспомнить сущность таких понятий, как
«отрасль права», «семейное право», «нормы
права»,«частное право» и проч. Знания
о них ребенок получил в первых разделах
курса. Методические приемы установления
внутрипредметной связи отличаются многообразием
и должны применяться с учетом отведенного
на это учебного времени. Считается, что
наиболее эффективным способом установления
таких связей является беседа, комплекс
специальных воспроизводящих вопросов-заданий,
которые позволяют обучаемым вспомнить,
сравнивать, сопоставлять, выделять общее
и отличное, выявлять сущность нового.
Нельзя уделять слишком много времени
на воспроизведение изученного, ибо в
этом случае теряется целевая установка
использования межкурсовых связей. Прошлый
материал должен стать всего лишь фоном
для изучения нового. При установлении
внутрипредметных связей используют наглядные
пособия: схемы, таблицы, которые быстро
помогают ученикам вспомнить изученный
материал. Межпредметные связи в обучении
рассматриваются как дидактический принцип
и как условие, включая цели, задачи, содержание,
методы, средства, формы обучения разным
предметам. Необходимо видеть те связи,
которые учитываются в содержании права,
и те, которые идут от права в другие учебные
предметы.
2.2
Межпредметные связи
в преподавании правовых
дисциплин в учреждениях
профессионального
образования
При рассмотрении, и анализе учебных планов учреждений начального профессионального образования можем сделать вывод что реализация межпредметных связей в преподавании правовых дисциплин невозможна потому что наблюдается отсуцтвие дисциплин правового цикла в данных учебных заведениях. Так как наибольший акцент в данных учебных заведения делается на преподавание предметов общеобразовательного цикла, а так же на придметы непосредственной профессиональной подготовки.
В учебных заведениях среднего специального образования мы можем рассмотреть межпредметные связи только в тех учебных заведениях где ведется подготовка специалистов по юриспруденции но данные разработки межпредметных связей являются авторскими, тоесть разрабатываются самостоятельно педагогами. Произведя анализ некоторых из них можно сделать вывод что в данных программах правовых дисциплин реализуется модульный подход.
В модульном подходе студенты имеют возможность более основательно проникнуть в глубь важных вопросов юриспруденции, изучая отдельные курсы.
Например:
– Модульная программа – учебный курс «Теория государства и права»
– Модуль – раздел «Формы государства»
– Модульная единица – тема раздела «Формы государственного устройства»
– Учебный элемент – самостоятельное понятие, практическое действие
«Форма
государственного устройства, унитарное
государство, федерация, конституционная
федерация, договорная федерация, конфедерация,
империя10».
Большую роль в системе методики обучения правовых дисциплин в учебных заведениях среднего специального образования играют приёмы установления внутрикурсовых связей, обеспеченные внутренним логическим единством правового содержания учебного предмета. Основные правовые курсы поострены весьма логично: первоначально студент овладевает комплексом знаний в области теории права, закрепив понятия «право», «структура права», «отрасль права», «юридическая ответственность» и т.п., а затем на базе изученных понятий рассматривает особенности правового регулирования конкретных общественных отношений (семейных, трудовых, гражданских, процессуальных). Таким образом, приступая, предположим, к изучению темы «Брак и семья» преподаватель предлагает студентам вспомнить сущность таких понятий, как «отрасль права», «семейное право», «нормы права», «частное право» и т.д.
Знания о них студент получил в предыдущих разделах. Методические приёмы установления внутрипредметной связи отличаются многообразием и должны применяться с учётом отведенного на это учебного времени. Наиболее эффективны методы: беседа, комплекс специальных воспроизводящих вопросов заданий. Но прошлый материал должен быть лишь фоном для изучения нового.