Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 17:41, реферат
Цель данного исследования – установить факторы, влияющие на
становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также
рассмотрение форм организации общения в подростковой среде.
Введение
1. Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств
подростков
2. Межличностные отношения среди подростков
2.1. Исследование подростковых копаний
2.2. Исследование психологического климата в коллективе подростков
Заключение
Литература
Приложения
характера аффиляции.
На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С
самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакт с другими
детьми, затевают совместные игры и т.д. чувство принадлежности к группе
сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин.
Однако различия между полами в уровне общительности не столько
количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и
собственный успех означает для мальчиков больше, чем наличие симпатии к
другим участникам игры.
С ранних возрастов мальчики
тяготеют к более
– к интенсивному общению; мальчики чаще всего играют большими группами, а
девочки – по двое или по трое. Разные способы социализации мальчиков и
девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны –
создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет
не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и
девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и
жизнедеятельности.
Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в
свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не
просто способ проведения досуга, но средство самовыражения, установления
новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается
что-то интимное, исключительно свое.
Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их
удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и
привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя
улица.
Разные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и
сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.
Если компании формируются лавным образом на базе совместных
развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми,
обычно остаются поверхностно. Качество совместного времяпрепровождения
часто оставляют желать лучшего.
Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные.
Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой
истории. Явление это многоуровневое. Саамы глубинный, универсальный его
пласт – противопоставление. «Мы» и «Они» по территориальному принципу –
существуют практически везде. Однако ослабление влияние семьи, особенно
отцовского начала, повышает степень идентификации мальчика-подростка и
группой, создавая та называемый «эффект стаи».
2.1. исследование подростковых компаний
Взаимоотношения с другими
любого возраста. Однако особо значимой предоставляется их роль для
старшеклассников – юношей и девушек 14-17 лет, которые как раз в этом
возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир
человеческих связей, постигают сущность собственного «Я» в соответствии с
«зеркальным» эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в
человеческих связях, самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а
также в системе ориентаций и объекте поклонения. Именно поэтому
исследование
возникающих межличностных
из актуальных тем в современной психологии отношений.
Необходимо исследовать
а затем психологический климат, царящий в коллективе подростков.
Для этого подросткам предлагалась анкета, содержащая 14 вопросов.
(бланк анкеты приведен в приложении).
По результатам исследования получили следующую таблицу
|№ |вопрос |А |Б |в |
|1
|15
|2
|19
|3
|25
|4
|36
|5
|-2
|6
|40
|7
|26
|8
|37
|9
|29
|10
|21
|11
|15
|12
|14
|13
|17
|14
|2
|15
|4
|16
|-4
|17
|12
|18
|19
|19
|37
|20
|28
Обобщив данные, получаем следующую таблицу:
|Количество |Высокая |Средняя |Равнодушие |Низкая |
| |степень |степень | |степень |
| |благополучия |благополучия | |благополучия |
|Количество |9 |9 |2 |- |
|чел. | | | | |
|%
|45 |45
|10 |0
|
Таким образом, на основании результатов исследования удалось
установить, что большинство подростков считает в высокой степени
благополучным свой коллектив. Это связано прежде всего с тем, что начинает
становится значимым межличностное общение со сверстниками, происходит смена
значимости общения со взрослыми на общение со сверстниками. В своем
коллективе дети чувствуют себя на равных друг с другом, чего им практически
не могут обеспечить взрослые.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании результатов исследования удалось
установить, что на становление межличностных отношений в подростковом
возрасте имеют огромное влияние ряд факторов, среди которых и среда, в
которой находится подросток, стиль общения, принятый в отношениях как
родителей к детям, так и между самими родителями.
В подростковом возрасте нарастающее значение имеет автономизация
подростков и перенос авторитета в общении с родителей, учителей и вообще
взрослых на своих сверстников. Это связано прежде всего с тем, что именно в
этом институте социализации возможно равенство в общении. Именно поэтому
начинают формироваться устойчивые компании подростков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байярд Р.Т., Байярд Д., "Ваш беспокойный подросток", М.: "Просвещение",
1991 г.
2. Блага К., Шебек М., "Я - твой ученик, ты - мой учитель.", М.:
"Просвещение", 1991 г.
3. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др., М.: 1984
4. Волкова
Е.М.,"Трудные дети или
г.
5. Гуревич
К. М. Индивидуально-
Знание, 1988;
6. Ковалев С.В., "Психология современной семьи.", М.: "Просвещение", 1988
г.
7. Кон И.С., "Дружба", М.: "Просвещение", 1980 г.
8. Кон И.С., "Психология ранней юности", М.: "Просвещение", 1991 г.
9. Лесгафт П.Ф., "Семейное воспитание ребенка и его значение", М.:
"Педагогика", 1991
10. Личко А.Е., "Психопатии и акцентуации характера у подростков.". М.:
1983 г.
11. Макаренко А.С., "Книга для родителей", Л.: "Лениздат", 1981 г.
12. Мудрик А. В. Общение школьника, М., Знание, 1987;
13. Овчарова Р.В., "Справочная книга школьного психолога", М.:
"Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.
14. Панкова Л.М., "У порога семейной жизни.", М.: "Просвещение", 1991 г.
15. Петровский А.В., "Возрастная и педагогическая психология", М.:
Педагогика, 1975 г.
16. Поливанова Л.Б., "Психологическое содержание подросткового возраста"
\\Вопросы психологии N5 1992 г.
17. Психология (словарь) \ под ред. А.В.Петровского, М.Г .Ярошевского
М.: Изд. политической литературы, 1990 г.
19. "Психология современного подростка" под ред. Д.И.Фельдштейна, М.:
Педагогика, 1987 г.
20. Ремшмидт Х., "Подростковый и юношеский возраст"//Мир 1994 г.
Информация о работе Межличностные отношения в коллективе подростков