Межличностные отношения в коллективе подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 17:41, реферат

Описание работы

Цель данного исследования – установить факторы, влияющие на

становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также

рассмотрение форм организации общения в подростковой среде.

Содержание

Введение

1. Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств

подростков

2. Межличностные отношения среди подростков

2.1. Исследование подростковых копаний

2.2. Исследование психологического климата в коллективе подростков

Заключение

Литература

Приложения

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 43.07 Кб (Скачать)

характера аффиляции.

      На первый взгляд мальчики  во всех  возрастах  общительнее   девочек.  С

самого раннего  возраста они активнее девочек вступают в  контакт  с  другими

детьми, затевают совместные игры и  т.д.  чувство  принадлежности  к  группе

сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин.

      Однако  различия  между  полами  в  уровне  общительности   не  столько

количественные, сколько качественные. Содержание совместной  деятельности  и

собственный успех означает для мальчиков  больше,  чем  наличие  симпатии  к

другим участникам игры.

      С ранних возрастов мальчики  тяготеют к более экстенсивному,  а  девочки

– к интенсивному  общению; мальчики чаще всего играют большими  группами,  а

девочки –  по двое или по  трое.  Разные  способы  социализации  мальчиков  и

девочек, существующие во всех человеческих  обществах,  с  одной  стороны  –

создают и  воспроизводят психологические  половые различия. Причем  речь  идет

не просто  о количественных различиях в  степени  общительности  мальчиков  и

девочек, но о качественных различиях в структуре  и содержании их  общения  и

жизнедеятельности.

      Юношеские  группы  удовлетворяют   в  первую  очередь   потребность   в

свободном,  нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение  –  не

просто способ проведения досуга, но  средство   самовыражения,  установления

новых человеческих контактов, из  которых  постепенно  выкристаллизовывается

что-то интимное, исключительно свое.

      Разные виды общения могут  существовать, выполняя  разные  функции,  их

удельный   вес   и   значимость   с   возрастом   меняется.    Меняются    и

привилегированные места встреч. У подростков это  чаще всего  двор  или  своя

улица.

      Разные формы и места общения  не только  сменяются  друг  друга,  но  и

сосуществуют, отвечая разным психологическим  потребностям.

      Если  компании  формируются   лавным   образом   на   базе   совместных

развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально  значимыми,

обычно  остаются  поверхностно.  Качество  совместного   времяпрепровождения

часто оставляют  желать лучшего.

      Некоторые из таких компаний  перерастают в антисоциальные.

      Юношеские группы и  их  соперничество   –  всеобщий  факт  человеческой

истории. Явление  это  многоуровневое.  Саамы  глубинный,  универсальный  его

пласт –  противопоставление. «Мы» и  «Они»  по  территориальному  принципу  –

существуют  практически везде.  Однако  ослабление  влияние  семьи,  особенно

отцовского  начала,  повышает  степень  идентификации  мальчика-подростка  и

группой, создавая та называемый «эффект стаи».

2.1. исследование  подростковых компаний

      Взаимоотношения с другими людьми  и  важны  и  актуальны   для  человека

любого  возраста.  Однако  особо  значимой  предоставляется  их   роль   для

старшеклассников  – юношей и девушек  14-17  лет,  которые  как  раз  в  этом

возрасте  осваивают  во   взаимодействии   со   сверстниками   сложный   мир

человеческих  связей, постигают сущность собственного «Я»  в  соответствии  с

«зеркальным»   эффектом   и   одновременно   удовлетворяют   потребности   в

человеческих  связях, самоутверждении, в  привязанности,  в  самосознании,  а

также  в  системе  ориентаций   и   объекте   поклонения.   Именно   поэтому

исследование  возникающих межличностных отношений  подростков  является  одной

из актуальных тем в современной психологии отношений.

            Необходимо исследовать компании  подростков для полноты  картины,

а затем  психологический климат, царящий  в коллективе подростков.

      Для этого подросткам  предлагалась  анкета,  содержащая  14  вопросов.

(бланк анкеты  приведен в приложении).

      По результатам исследования  получили следующую таблицу

|№ |вопрос          |А               |Б               |в               |

|1                  |15                                                   |

|2                  |19                                                   |

|3                  |25                                                   |

|4                  |36                                                   |

|5                  |-2                                                   |

|6                  |40                                                   |

|7                  |26                                                   |

|8                  |37                                                   |

|9                  |29                                                   |

|10                 |21                                                   |

|11                 |15                                                   |

|12                 |14                                                   |

|13                 |17                                                   |

|14                 |2                                                    |

|15                 |4                                                    |

|16                 |-4                                                   |

|17                 |12                                                   |

|18                 |19                                                   |

|19                 |37                                                   |

|20                 |28                                                   | 
 

       Обобщив данные, получаем следующую  таблицу:

|Количество   |Высокая      |Средняя      |Равнодушие   |Низкая       |

|             |степень      |степень      |             |степень      |

|             |благополучия |благополучия |             |благополучия |

|Количество   |9            |9            |2            |-            |

|чел.         |             |             |             |             |

|%            |45           |45           |10           |0            | 
 

      Таким  образом,  на   основании   результатов   исследования   удалось

установить,  что  большинство   подростков   считает   в   высокой   степени

благополучным свой коллектив. Это связано прежде всего с тем,  что  начинает

становится  значимым межличностное общение  со сверстниками, происходит  смена

значимости  общения  со  взрослыми  на  общение  со  сверстниками.  В  своем

коллективе  дети чувствуют себя на равных друг с другом, чего им  практически

не могут  обеспечить взрослые.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Таким  образом,  на   основании   результатов   исследования   удалось

установить,  что  на  становление  межличностных  отношений  в  подростковом

возрасте  имеют огромное влияние ряд  факторов,  среди  которых  и  среда,  в

которой находится  подросток,  стиль  общения,  принятый  в  отношениях  как

родителей к детям, так и между самими родителями.

      В  подростковом  возрасте  нарастающее  значение  имеет   автономизация

подростков  и перенос авторитета в общении  с  родителей,  учителей  и  вообще

взрослых  на своих сверстников. Это связано  прежде всего с тем, что именно  в

этом институте  социализации возможно равенство  в  общении.  Именно  поэтому

начинают  формироваться устойчивые компании подростков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Байярд  Р.Т., Байярд Д., "Ваш беспокойный  подросток",  М.:  "Просвещение",

1991 г.

2. Блага   К.,  Шебек  М.,  "Я  -  твой  ученик,  ты  -  мой  учитель.",  М.:

"Просвещение", 1991 г.

3. Возрастная  и педагогическая психология  под ред. Гамезо и др., М.: 1984

4. Волкова  Е.М.,"Трудные дети или трудные  родители?", М.: "Профиздат",  1992

г.

5. Гуревич  К. М. Индивидуально-психологические   особенности  школьника,  М.,

Знание, 1988;

6. Ковалев  С.В., "Психология современной  семьи.",  М.:  "Просвещение",  1988

г.

7. Кон И.С., "Дружба", М.: "Просвещение", 1980 г.

8. Кон И.С., "Психология ранней юности", М.: "Просвещение", 1991 г.

9.  Лесгафт   П.Ф.,  "Семейное  воспитание  ребенка  и  его  значение",   М.:

"Педагогика", 1991

10. Личко  А.Е., "Психопатии и  акцентуации   характера  у  подростков.".  М.:

1983 г.

11. Макаренко  А.С., "Книга для родителей", Л.: "Лениздат", 1981 г.

12. Мудрик  А. В. Общение школьника, М., Знание, 1987;

13.   Овчарова   Р.В.,   "Справочная   книга   школьного   психолога",   М.:

"Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.

14. Панкова  Л.М., "У порога семейной жизни.", М.: "Просвещение", 1991 г.

15.  Петровский  А.В.,  "Возрастная  и   педагогическая   психология",   М.:

Педагогика, 1975 г.

16. Поливанова  Л.Б., "Психологическое содержание  подросткового возраста"

\\Вопросы  психологии N5 1992 г.

17. Психология (словарь)  \  под  ред.  А.В.Петровского,   М.Г  .Ярошевского

М.: Изд. политической литературы, 1990 г.

19. "Психология  современного  подростка"  под   ред.  Д.И.Фельдштейна,  М.:

Педагогика, 1987 г.

20. Ремшмидт  Х., "Подростковый и юношеский  возраст"//Мир 1994 г.

Информация о работе Межличностные отношения в коллективе подростков