Межличностные отношения в коллективе подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 17:41, реферат

Описание работы

Цель данного исследования – установить факторы, влияющие на

становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также

рассмотрение форм организации общения в подростковой среде.

Содержание

Введение

1. Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств

подростков

2. Межличностные отношения среди подростков

2.1. Исследование подростковых копаний

2.2. Исследование психологического климата в коллективе подростков

Заключение

Литература

Приложения

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 43.07 Кб (Скачать)

   Большинство взрослых, окружающих подростка, не имеют  никакого представления об изменениях в мотивах его общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста, о смене связанных с этим общением переживаний.  

     Эти изменения предельно схематично  можно представить следующим  образом. Если в IV классе доминирующим  мотивом общения со сверстниками  является простое желание быть  в их среде, вместе что-то  делать, играть, то уже в V—VI классах  на первое место выходит мотив  занять определенное место в  коллективе сверстников (вспомним  приведенный выше пример с  Машей).  

     В VII—VIII классах центральным становится  стремление подростка к автономии  в коллективе сверстников и  поиск признания ценности собственной  личности в глазах сверстников.  Однако у многих подростков  потребность «быть значимым в  глазах сверстников» не получает  удовлетворения, что приводит к  тяжелым переживаниям.  

     Родители подростков все проблемы  их общения со сверстниками  списывают за счет недостатков  тех детей, с которыми общается  их сын или дочь. В то же  время уже начиная с VI класса  у подростков начинает интенсивно  развиваться способность видеть  причины своих конфликтов, затруднений  или, напротив, успешности в общении  со сверстниками в особенностях  собственной личности. 

     Ни учителя, ни родители не  видят также изменений в содержании  общения со сверстниками на  протяжении подросткового возраста.   

     Как показало исследование, содержание  общения младших подростков сосредоточивается  главным образом вокруг вопросов  учения и поведения, а старших—вокруг  вопросов личностного общения,  развития индивидуальности. На этом  фоне у семиклассников, а особенно  у восьмиклассников возрастает  критичность по отношению к  собственным недостаткам, которые  могут сказываться в общении  с другими людьми. Подросток в  этом возрасте нуждается в  помощи взрослого, но взрослые  мало чем могут ему помочь, так как не воспринимают его  проблем 
 

ТЕМА: межличностные  отношения в коллективе подростков 
 
 

                                    ПЛАН 

Введение

1. Роль семейных  отношений в формировании коммуникативных  качеств

   подростков

2. Межличностные  отношения среди подростков

2.1. Исследование  подростковых копаний

2.2. Исследование  психологического климата в коллективе  подростков

Заключение

Литература

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

      «Человек  один…ни  черта».  Это  предсмертные   слова   героя   романа

Э.Хемингуэя  «Иметь и  не  иметь»  являются  одной  из  аксиом  человеческого

существования. Где бы мы  и кем бы мы ни были, какую позицию не занимали  бы

в сложнейшей координатной сетке общественных отношений, мы всегда  находимся

сред людей, и, даже  будучи  в  полном  одиночестве,  мы  тем  не  менее  не

остаемся  одни,  ибо  окружающие  нас  значимые,  близкие  и  дорогие   люди

продолжают  жить  в  нашем  сознании,  определяя   и   его   содержание,   и

соответственно  весь строй  нашего  поведения.  Таким  образом,  отношения  с

другими людьми важны и актуальны ля  человека  любого  возраста.  Однако  их

значимость  усиливается именно в подростковом возрасте, когда  из  маленького

ребенка человек  постепенно превращается в юношу. Именно поэтому  становление

и  развитие  межличностных  отношений  подростков  должна  стать  одной   из

актуальнейших тем в современной психологии.

      Объектом нашего исследования  являются межличностные отношения  в целом,

а предметом, подробно рассматриваемом в контексте  объекта  –  межличностные

отношения в коллективе подростков.

      Цель  данного  исследования  –   установить   факторы,   влияющие   на

становление  коммуникабельных   качеств   личности   подростков,   а   также

рассмотрение  форм организации общения в подростковой среде. 

1.1.  Роль  семейных  отношений  в  формировании   коммуникативных   качеств

подростков

      Одна  из  главных  особенностей  подросткового  и  раннего   юношеского

возраста - смена значимых лиц и перестройка  взаимоотношений со взрослыми.

                "Мы и взрослые" - постоянная  тема подростковой  и  юношеской

рефлексии. Конечно, возрастное "Мы"  существуют  и  у  ребенка  .Но  ребенок

принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то,  что  отношения

между ними неравноправны, как нечто  бесспорное,  само  собой  разумеющееся.

Подростки  стоят  где-то  "посередине",  и  эта  промежуточность   положения

определяет  многие свойства их психологии, включая  и самосознание.

                Французские психологи  (Б. Заззо, 1969  )  спрашивали  детей

от 5 до 14 лет, считают ли они себя "маленькими", "большими" или  "средними"

( не по  росту, а по возрасту); при этом  выяснилась эволюция самих   эталонов 

"роста". Дошкольники часто сравнивают  себя с младшими и  потому  утверждают,

что они "большие".

      Школьный возраст дает ребенку  готовый количественный эталон  сравнения

- переход  из класса в класс; большинство  детей считают  себя  "средними",  с

отклонениями  преимущественно в сторону " большого ".С 11  до  12  лет  точка

отсчета меняется; ее эталоном  все  чаще  становиться  взрослый,  "расти"  -

значит становиться  взрослым.

      Советские психологи, начиная  с Л. С.  Выготского,  единодушно  считают

главным новообразованием подросткового возраста чувство  взрослости  .Однако

ориентация  на взрослые ценности  и  сравнение  себя  со  взрослыми  зачастую

заставляют   подростка   снова   видеть   себя    относительно    маленьким,

несамостоятельным. При этом , в отличии от ребенка, он уже не считает  такое

положение нормальным и стремиться его  преодолеть.  Отсюда  противоречивость

чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым  и  в  то  же  время

знает, что  уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

      Одной из самых важных потребностей  переходного  возраста  становиться

потребность в освобождении от контроля и опеки  родителей, учителей,  старших

вообще, а  также от установленных ими правил и порядков.  Как  же  появляется

эта возрастная тенденция (не смешивать с отношениями  между  поколениями!)  в

отношениях  старшеклассников  с  наиболее  значимыми  для  них   конкретными

взрослыми  ,которые  являются  не  только  старшими  по   возрасту,   но   и

полномочными  представителями общества  взрослых  в  целом,  -  родителями  и

учителями?

      Из факторов социализации ,рассматриваемых  по отдельности ,самым важным

и влиятельным  была и  остается  родительская   семья  как  первичная  ячейка

общества  ,влияние  которой  ребенок  испытывает  раньше  всего  ,когда   он

наиболее  восприимчив. Семейные условия, включая  социальное  положение,  род

занятий,  материальный  уровень   и   уровень   образования   родителей   ,в

значительной   мере   предопределяют   жизненный   путь    ребенка.    Кроме

сознательного, целенаправленного воспитания, которое  дают ему  родители,  на

ребенка воздействует  вся  внутрисемейная  атмосфера,  причем  эффект  этого

воздействия накапливается с возрастом, преломляясь  в структуре личности.

      Нет практически ни одного  социального  или  психологического  аспекта

поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных  условий

в настоящем  или прошлом.

      Правда, меняется  характер  этой  зависимости.  Так,  если  в   прошлом

школьная  успеваемость ребенка  и  продолжительность  его  обучения  зависели

главным образом  от материального уровня семьи, то теперь этот  фактор  менее

влиятелен.

       По  данным  ленинградского  социолога   Э.  К.  Васильевой  (1975),  у

родителей с высшим образованием доля детей  с высокой успеваемостью  (средний

балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей  с  образованием  родителей  ниже

семи классов. Эта зависимость сохраняется  даже  в  старших  классах,  когда

дети имеют  навыки самостоятельной работы и  не нуждаются  в  непосредственной

помощи родителей.

      Помимо образовательного уровня  родителей,  сильно  влияет   на  судьбу

подростков  и  юношей  состав  семьи  и  характер  взаимоотношений  между  ее

членами.

      Неблагоприятные   семейные   условия   характерны   для   подавляющего

большинства так называемых трудных подростков.

      Значительное  влияние  на  личность  подростка  оказывает   стиль   его

взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти  обусловлен их  социальным

положением.

      Существует   несколько   относительно    автономных    психологических

механизмов, посредством которых родители влияют на своих  детей.  Во-первых,

подкрепление: поощряя поведение,  которое  взрослые  считают  правильным,  и

наказывая за нарушение установленных правил, родители  внедряют  в  сознание

ребенка   определенную   систему   норм,   соблюдение   которых   постепенно

становиться для ребенка привычкой   и  внутренней  потребностью.  Во-вторых,

идентификация: ребенок подражает  родителям,  ориентируется  на  их  пример,

старается стать таким же ,как они . В-третьих,  понимание:  зная  внутренний

мир  ребенка  и  чутко  откликаясь  на  его  проблемы,  родители  тем  самым

формируют его самосознание и коммуникативные  качества.

      Семейная  социализация  не  сводиться   к  непосредственному  «парному»

взаимодействию  ребенку с родителями. Так, эффект  идентификации  может  быть

Информация о работе Межличностные отношения в коллективе подростков