Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 17:41, реферат
Цель данного исследования – установить факторы, влияющие на
становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также
рассмотрение форм организации общения в подростковой среде.
Введение
1. Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств
подростков
2. Межличностные отношения среди подростков
2.1. Исследование подростковых копаний
2.2. Исследование психологического климата в коллективе подростков
Заключение
Литература
Приложения
нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в
семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и
не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший
образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье,
где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не
менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу
которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к
самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому
конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств
его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых
методов воспитания (Д. Баумринд, 1975).
Вместе с тем весьма важны
эмоциональный тон семейных
преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений
представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально
близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на
другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными
средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость
и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого
подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств
родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и
дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ
«Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и
психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями
в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти
явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало
родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со
стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта
враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,
так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая
некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не
сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских
переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает
низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в
связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на
формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского
контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой
высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом -
пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971) .
За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и
разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях
коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к
ребенку, в других - от ребенка к родителям.
Разумеется, способы принятия решений
в большинстве семей
зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти
полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать
остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и
тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на
самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что
общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут
взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.
Наилучшие взаимоотношения
обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля
воспитания.
Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с
тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований
и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру
необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость;
родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает
себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит
только из
его желаний.
1.2. Межличностные отношения среди подростков
Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация
общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или
менее равных по положению.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить
родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у
дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на
развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же
подростков по своей сути является коллективно-групповым.
Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему
подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным
причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации о
вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие
может задержать его Психосексуальное развитие или придать ему нездоровый
характер.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая
игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки
социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в
то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с
общественными. Вне общества сверстников, где взаимодействия строятся
принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь
поддерживать, ребенок не может вырабатывать необходимых взрослому
коммуникативных качеств, соревновательность групповых взаимоотношений,
которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной
школой.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание
групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не
только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему
чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Психология общения в подростковом возрасте строится на основе
противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации)
и аффиляции, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-
либо группу, общность.
Обособление чаще всего
Однако оно действует и в отношениях со сверстниками.
Усиливается потребность не только в социальной, но и в
пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.
Однако кроме спокойного умиротворенного уединения существует
мучительное и напряженное одиночество – тоска , субъективное состояние
душевной и духовной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной
потребности в общении, человеческой близости.
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными
трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду
общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или
надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность,
эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.
Напряженная потребность в
ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа
пробыть вне своей , а если своей нет – какой угодно компании. Особенно
сильна такая потребность у мальчиков.
При сходстве внешних контуров
социального поведения
скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и
многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения,
признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной
сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию
и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать,
командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не
осознаются.
Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая конформность.
Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую
абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.
Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и
девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и
Информация о работе Межличностные отношения в коллективе подростков