Межличностные отношения в коллективе подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 17:41, реферат

Описание работы

Цель данного исследования – установить факторы, влияющие на

становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также

рассмотрение форм организации общения в подростковой среде.

Содержание

Введение

1. Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств

подростков

2. Межличностные отношения среди подростков

2.1. Исследование подростковых копаний

2.2. Исследование психологического климата в коллективе подростков

Заключение

Литература

Приложения

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 43.07 Кб (Скачать)

нейтрализован  встречной  ролевой   взаимодополнительностью:   например,   в

семье, где  оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может  и

не выработать этих способностей, так как, хотя у  него перед глазами  хороший

образец, семья  не нуждается в проявлении этих качеств;  напротив,  в  семье,

где мать бесхозяйственна, эту роль может взять  на  себя  старшая  дочь.  Не

менее  важен  механизм  психологического  противодействия:  юноша,   свободу

которого  жестко  ограничивают,   может   выработать   повышенную   тягу   к

самостоятельности, а тот, кому все  разрешают,  вырасти  зависимым.  Поэтому

конкретные  свойства личности ребенка в принципе невыводимы   ни  из  свойств

его родителей  (ни по сходству, ни по  контрасту),  ни  из  отдельно  взятых

методов воспитания  (Д. Баумринд, 1975).              

      Вместе с тем весьма важны  эмоциональный тон семейных взаимоотношений  и

преобладающий в семье тип контроля  и дисциплины.

      Эмоциональный  тон  отношений   между  родителями  и  детьми  психологи

представляют  в виде  шкалы,  на  одном  полюсе  которой   стоят  максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения   (родительская  любовь),  а  на

другом  -  далекие,  холодные  и  враждебные.  В  первом  случае   основными

средствами  воспитания являются внимание  и  поощрение, во втором -  строгость

и  наказание.  Множество  исследований   доказывают   преимущества   первого

подхода.  Ребенок,  лишенный  сильных   и   недвусмысленных   доказательств 

родительской  любви, имеет меньше шансов на  высокое  самоуважение,  теплые  и

дружественные отношения с другими людьми и  устойчивый   положительный  образ

«Я».  Изучение  юношей  и  взрослых,  страдающих   психофизиологическими   и

психосоматическими  нарушениями, невротическими  расстройствами,  трудностями

в общении, умственной  деятельности  или  учебе,  показывает,  что  все  эти

явления значительно  чаще наблюдаются  у  тех,  кому  в  детстве  недоставало

родительского внимания  и  тепла.  Недоброжелательность  или  невнимание  со

стороны родителей  вызывает неосознанную взаимную враждебность у  детей.  Эта

враждебность  может проявляться как явно, по  отношению  к  самим  родителям,

так  и  скрытно.  Безотчетная,  немотивированная   жестокость,   проявляемая

некоторыми  подростками и  юношами  по  отношению  к  посторонним  людям,  не

сделавшим  им  ничего  плохого,  нередко  оказывается   следствием   детских

переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь,  она  дает

низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

      Эмоциональный тон семейного  воспитания существует не сам  по себе, а  в

связи  с  определенным  типом  контроля  и   дисциплины,   направленных   на

формирование  соответствующих черт  характера. Разные  способы  родительского

контроля  также можно представить  в  виде  шкалы,  на  одном  полюсе  которой

высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а  на  другом  -

пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971) .

      За этими типами отношений  стоит не только распределение  власти,  но  и

разное   направление   внутрисемейной   коммуникации:   в   одних    случаях

коммуникация  направлена преимущественно или  исключительно  от  родителей  к

ребенку, в  других - от ребенка к родителям.

      Разумеется, способы принятия решений  в большинстве семей  варьируют   в

зависимости от  предмета:  в  одних  вопросах  старшеклассники  имеют  почти

полную самостоятельность, в других  (например, в финансовых) - право  решать

остается  за родителями. Кроме того, родители не  всегда  практикуют  один  и

тот же стиль  дисциплины: отцы, как  правило,  воспринимаются  юношами  и  на

самом деле бывают более жесткими  и  авторитарными,   чем  матери,  так  что

общий семейный стиль в известной  мере  компромиссный.  Отец  и  мать  могут

взаимно дополнять, а могут  и подрывать влияние  друг друга.

      Наилучшие взаимоотношения старшеклассников  с  родителями  складываются

обычно  тогда,  когда   родители   придерживаются   демократического   стиля

воспитания.

      Этот   стиль   в   наибольшей   степени     способствует    воспитанию

самостоятельности,  активности,  инициативы  и  социальной  ответственности.

Поведение ребенка направляется в этом случае  последовательно   и  вместе  с

тем  гибко  и рационально: родитель всегда объясняет  мотивы своих  требований

и поощряет их  обсуждение  подростком;  власть  используется   лишь  в  меру

необходимости; в ребенке  цениться  как  послушание,  так  и  независимость;

родитель  устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не  считает 

себя непогрешимым; он  прислушивается  к  мнениям  ребенка,  но  не  исходит

только из его желаний. 

1.2. Межличностные  отношения среди подростков

      Одна  из  главных  тенденций   переходного  возраста  –   переориентация

общения с  родителей, учителей и вообще  старших  на  ровесников,  более  или

менее равных по положению.

      Потребность в общении  со  сверстниками,  которых  не  могут  заменить

родители, возникает  у детей очень рано и  с  возрастом  усиливается.  Уже  у

дошкольников  отсутствие общества  сверстников  отрицательно  сказывается  на

развитии  коммуникативных  способностей   и   самосознания.   Поведение   же

подростков  по своей сути является коллективно-групповым.

      Во-первых, общение сверстников очень  важный канал информации; по  нему

подростки узнают многие необходимые им вещи, которые  им  по  тем  или  иным

причинам  не сообщают взрослые,  например,  подавляющую  часть  информации  о

вопросам  пола подросток  получает  от  сверстников,  поэтому  их  отсутствие

может задержать  его Психосексуальное развитие  или  придать  ему  нездоровый

характер.

      Во-вторых, это специфический вид   межличностных  отношений.  Групповая

игра и  другие виды совместной деятельности вырабатывают  необходимые  навыки

социального взаимодействия, умения подчиняться  коллективной инициативе  и  в

то  же  время  отстаивать  свои  права,  соотносить  личностные  интересы  с

общественными.  Вне  общества  сверстников,  где   взаимодействия   строятся

принципиально  на  равных  началах  и  статус   надо   заслужить   и   уметь

поддерживать,  ребенок   не   может   вырабатывать   необходимых   взрослому

коммуникативных  качеств,  соревновательность   групповых   взаимоотношений,

которой нет  в  отношениях  с  родителями,  также  служит  ценной  жизненной

школой.

      В-третьих, это специфический   вид  эмоционального  контакта.  Сознание

групповой  принадлежности,   солидарности,  товарищеской   взаимопомощи   не

только  облегчает  подростку  автономизацию  от  взрослых,  но  и  дает  ему

чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

      Психология  общения  в  подростковом  возрасте  строится   на   основе

противоречивого  переплетения двух потребностей: обособления  (приватизации)

и аффиляции, то есть потребности в  принадлежности,  включенности  в  какую-

либо группу, общность.

      Обособление чаще всего проявляется  в эмансипации от контроля  старших.

Однако оно  действует и в отношениях со сверстниками.

      Усиливается   потребность   не   только   в   социальной,   но   и   в

пространственной  автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

      Однако   кроме   спокойного   умиротворенного   уединения   существует

мучительное и напряженное  одиночество  –  тоска  ,  субъективное  состояние

душевной  и  духовной  изоляции,  непонятности,  чувство   неудовлетворенной

потребности в общении, человеческой близости.

      Чувство  одиночества  и   неприкаянности,   связанное   с   возрастными

трудностями становления личности, порождает  у  подростков  неутолимую  жажду

общения и  группирования со сверстниками, в  обществе которых они находят  или

надеются  найти  то,   в   чем   им   отказывают   взрослые:   спонтанность,

эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание  собственной значимости.

      Напряженная потребность в общении  и аффиляции  превращается  у  многих

ребят в  непобедимое стадное чувство: они  не могут не  только  дня,  но  часа

пробыть вне  своей , а если своей  нет  –  какой  угодно  компании.  Особенно

сильна такая  потребность у мальчиков.

      При сходстве внешних контуров  социального поведения глубинные   мотивы,

скрывающиеся  за  юношеской  потребностью  в  аффиляции,   индивидуальны   и

многообразны. Один ищет в обществе  сверстников  подкрепления  самоуважения,

признания своей человеческой ценности. Другому  важно  чувство  эмоциональной

сопричастности, слитности с группой. Третий черпает  недостающую  информацию

и коммуникативные  навыки. Четвертый удовлетворяет  потребность  властвовать,

командовать  другими.  Большей  частью  эти   мотивы   и   переплетения   не

осознаются.

      Типичная черта подростковых  групп – чрезвычайно высокая   конформность.

Яростно  отстаивая  свою  независимость  от  старших,   подростки   зачастую

абсолютно некритично относятся к мнениям  собственной группы и ее лидеров.

      Следует отметить, что коммуникативные  черты и стиль общения  юношей  и

девушек  не  совсем  одинаковы.  Это  касается  и  уровня  общительности   и

Информация о работе Межличностные отношения в коллективе подростков