Методы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление дидактических возможностей отдельных методов обучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3-4
1. Теоретические основы методов обучения……………………………5-7
1. Историко-педагогический анализ возникновения и становления методов обучения……………………………………………………….8-9
2. Сущность и классификация современных методов обучения…….10-15
2. Пути и средства эффективного выбора методов обучения………..16-17
1. Методика применения словесных методов обучения……………...18-27
2. Условия эффективного формирования навыков и умений………..28-31
3. Контроль и проверка знаний, навыков, умений учащихся………...32-34
Заключение……………………………………………………………………...35-36
Список используемой литературы………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

курсовик методика преподавания.doc

— 176.00 Кб (Скачать)
  1. Особенностями внешних условий (географических, производственных и пр.).
  1. Возможностями самих учителей: их предшествующим опытом знания типичных ситуаций процесса обучения, в которых оказываются наиболее эффективными определенные сочетания методов, уровнем их теоретической и практической подготовленности, способностями применения определенных методов, средств, умением выбирать оптимальный вариант, личностными качествами. [8, с.71]

     При выборе методов обучения важно иметь  представление о сравнительной  эффективности их в решении определенных целей и задач обучения.

     Итак, в классической дидактике были накоплены ценные представления о выборе методов обучения, о значимости тех или иных методов и неизбежности их пополнения, развития, совершенствования.

     Говоря  о проблеме деления методов обучения и их сочетании в процессе обучения, мы остановились на проблеме оценки сравнительной эффективности различных методов обучения при решении тех или иных задач обучения. Основными критериями для определения эффективности применения выделили: объем, полноту, точность, понимание, осмысленность и прочность усвоения учебного материала учащимися, именно это сочетание оказывается наиболее рациональным. [19,c.55] 
 
 
 
 
 

      2.1 Методика применения словесных  методов обучения 

      Успех обучения при данных методах зависят  от умения ученика понимать содержание материала в словесном изложении. Словесные методы обучения требуют от учителя логической последовательности и доказательности в объяснении, достоверности материала, образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой речи. К словесным методам обучения относятся прежде всего такие виды устного изложения знаний учителем, как рассказ, беседа, школьная лекция. В первые годы работы советской школы к словесным методам обучения относились отрицательно, необоснованно расценивая их как пережиток прошлого. В дальнейшем, начиная с 30-х годов, словесные методы, наоборот, стали переоцениваться, обучение приобретало словесный, вербальный характер, вследствие чего наблюдался известный отрыв обучения от жизни.

      Современная дидактика придает большое значение словесным методам обучения, одновременно отличая недопустимость их изоляции от других методов и гиперболизации их значения.

      Различные виды словесного изложения материала  учителем должны удовлетворять следующим  основным педагогическим требованиям:

      1. Научности и идейности направленности, заключающихся в строго научном подходе к отбору материала и оценке его идейно-политической значимости.

      2. Логической последовательности  и доказательности, которые обеспечивает  систематический характер знаний, их осознанность.

      3. Ясности, четкости и доходчивости, способствующих прочному усвоению знаний, созданию необходимой основы для правильных обобщений и выводов.

      4. Образности, эмоциональности и правильности  речи учителя, облегчающих процесс  восприятия и осмысливания изучаемого  материала, вызывающих интерес  и привлекающих внимание учащихся, действующих не только на разум, но и на их чувства.

      5. Учету возрастных особенностей  учащихся, предусматривающему постепенное  усложнение устного изложения  материала учителем на последовательных  этапах обучения и усиление  абстрактного мышления учащихся.

      При всех видах устного изложения  знаний следует стремиться к сочетанию  их с другими методами (применяя в ходе изложения демонстрации, иллюстрации, упражнения и т.п.) и обеспечению  максимальной активности учащихся (путем  предварительного ознакомления их с темой, краткого раскрытия цели и плана изложения, постановки в ходе изложения, проблемного характера изложения, постановки в ходе изложения вопросов, заставляющих работать мысль учащихся). Имеет большое значение темп и тон изложения материала учителем. Слишком быстрый темп затрудняет восприятие и понимание услышанного, при очень замедленном темпе теряется интерес и внимание учащихся; излишне громкое и слишком тихое, монотонное изложение также не дают хороших результатов. Бывают очень уместны веселая шутка, острое слово, меткое сравнение.

      К словесным методам обучения относятся  рассказ, лекция, беседа.

      Рассказ-это  монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного  преподнесения знаний. Этот метод  широко используется в начальных классах при изложении описательного материала, в котором преобладают факты, образы, события, представления, понятия. Ведущая функция данного метода - обучающая. Сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно - коррекционная.

      По  целям выделяется несколько видов  рассказа:

      Рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого- подготовить учащихся к изучению нового материала, второй служит для изложения намеченного  содержания, а третий - заключает отрезок обучения.

      Эффективность данного метода зависит главным  образом от умения учителя рассказывать, а также от того, насколько слова  и выражения, используемые педагогом, понятны для учащихся и соответствуют  их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли. Готовясь к рассказу на уроке, учитель намечает план, подбирает необходимый материал, а также методические приемы, способствующие максимальному достижению цели в имеющихся условиях. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (10 мин.), пластичным, протекать на продолжительном эмоциональном фоне. В процессе подготовки и проведения рассказа опытные учителя руководствуются такими дидактическими требованиями:

      - всемерно учитывать особенности  детей младшего школьного возраста. У них слабо развито произвольное внимание, целенаправленный анализ воспринимаемых фактов, событий. Они быстро отвлекаются, утомляются не могут длительное время слушать рассказ учителя;

      - четко определять тему, задачи  рассказа, привлечь интерес, внимание  детей к теме. Именно ,,внимание есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира*;

      - предусматривать ознакомление с  новым материалом в начале  урока, когда дети еще бодры,  не устали;

      - обеспечивать научность, достоверность  излагаемого материала;

      - концентрировать внимание на  воспитании общественно-значимых, стержневых  качеств личности ребенка, оценивать  события, поступки, факты, высказывать  собственное мнение, выражать свои  чувства, отношения; 

      - знакомить детей с планом содержания  рассказа, излагать материал в строгой системе, логично;

      - выделять ведущие положения, идеи, социально значимые представления,  концентрировать на них внимание  детей; 

      - подбирать яркие, типичные факты,  интересные и убедительные примеры,  необходимые для обобщения, опираться на конкретные представления детей;

      - излагать материал доступно для  учащихся, эмоционально, выразительно, в занимательной форме; 

      - излагать в замедленном темпе  трудную часть учебного материала,  когда нужно сформулировать вывод,  определение, правило: избегать употребления слов типа: ,,как сказать*, ,,значит* , ,,это самое* и т.п.

      - активизировать внимание детей  путем включения эвристических  приемов, постановки и решения  проблемных вопросов;

      - изложения сочетать с чтением  отрывков, фрагментов текстов из учебника или учебного пособия;

      - обеспечивать запись детьми правил, определений, дат, фактов, наиболее  важных положений; 

      - изложение сопровождать иллюстрациями,  демонстрациями, тсо; 

      - повторять наиболее значимые, важные  положения, выводы.

      Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, концентрированностью мыслительных образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает весь урок или занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.

      В лекции используются приемы устного  изложения информации: поддержание  внимания в течение длительного  времени, активизация мышления слушателей; приемы, обеспечивающие логическое запоминание: убеждение, аргументация, доказательства, классификация, систематизация, обобщение и др. Читаются лекции в основном в старших классах средней школы. Для эффективного проведения лекции надо четко продумать ее план, стремиться излагать материал логически стройно и последовательно, придерживаясь всех пунктов плана, делая резюме и выводы после каждого из них, не забывая о смысловых связях при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснять термины, подбирать примеры и иллюстрации, использовать разнообразные средства наглядности.

       В лекции, как в форме и методе обучения, можно вычленить четыре основные педагогические функции, которые определяют её возможности и преимущества в учебно – воспитательном процессе:  обучающую, развивающую, воспитательную, организующую.

     Обучающая функция заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения научно – практических задач и проблем. Лекция даёт целостное, систематизированное, доказательное представление решении той или иной прикладной проблемы. Именно это, а не запоминание каждого слова или цифры, названных учителем, является главным в обучающей ( познавательной ) функции.

     Лекция  должна дать самое современное (сегодняшнее ) представление об изучаемой теме. Никакие учебники и учебные пособия не в состоянии отразить так решение поставленного вопроса т.к. даже только что появившаяся книга отстаёт от жизни на 2 – 4 года, требующихся для её издания.

     Кроме того, учащимся, которые впервые знакомятся со всей системой наук, трудно самостоятельно разобраться в конкурирующих точках зрения, особенностях подходов разных авторов и обоснованно оценить достоинства и недостатки той или иной научной школы. Лекция должна помочь в понимании фундаментальных основ темы, в ориентировке в современных проблемах, дать опорные знания для формирования самостоятельных оценок и суждений по теоретическим и прикладным вопросам изучаемой науки.

     Познавательное  значение возрастает когда нет учебников, пособий, когда учащиеся впервые знакомятся с новой областью научных знаний, когда тема лекции не нашла отражения в школьных учебниках.

     Развивающая функция выполняется тогда, когда  лекция ориентирована не на память, не даётся как набор фактов, а учит думать, рассуждать и сопоставлять, проводить анализ и синтез поставленной проблемы.(«Знания не должны лежать в нас мёртвым грузом, а всё время крутиться, кипеть, сцепляться друг с другом, проверяться наблюдениями» Викентий Викентьевич Вересаев, русский писатель.) Следовательно развивающая функция лекции находится в зависимости от методики её изложения, если угодно – от артистизма лектора. Логичное, доказательное изложение материала, стремление совместно с учащимися искать пути решения проблемы, показывать приёмы такого поиска и вместе придти к обоснованным выводам – в этом будет мастерство учителя учащего думать.

     Воспитательная  функция лекции заключена в её содержании, в формировании научно – материалистического мировоззрения, развитии самоанализа своих действий и поступков. Большое значение на воспитание учащихся оказывает авторитет преподавателя, его манера общения во время лекции ( и вне её ) с учащимися, проявление уважения к отличающемуся мнению. Сказывается и атмосфера совместной работы, построенной на реализации культуры общения, педагогики сотрудничества.

     Организующая  функция лекции предусматривает  управление самостоятельной работой  учащихся как в процессе лекции, так и после неё. Эта функция  усиливается при чтении вводных  лекций, а также лекций по которым планируется проведение семинаров и практических занятий. В ходе лекции указывается необходимая литература, обращается внимание на то, что надо изучить и с чем сопоставить, тем самым организуется дальнейшая самостоятельная научная работа учащихся, умение их получать знания, пользоваться литературой, справочными пособиями и другими источниками знаний.

Информация о работе Методы обучения