Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:20, курсовая работа
Целью данной работы является выявление дидактических возможностей отдельных методов обучения.
Введение………………………………………………………………………….3-4
1. Теоретические основы методов обучения……………………………5-7
1. Историко-педагогический анализ возникновения и становления методов обучения……………………………………………………….8-9
2. Сущность и классификация современных методов обучения…….10-15
2. Пути и средства эффективного выбора методов обучения………..16-17
1. Методика применения словесных методов обучения……………...18-27
2. Условия эффективного формирования навыков и умений………..28-31
3. Контроль и проверка знаний, навыков, умений учащихся………...32-34
Заключение……………………………………………………………………...35-36
Список используемой литературы………………………………………………37
При выборе методов обучения важно иметь представление о сравнительной эффективности их в решении определенных целей и задач обучения.
Итак, в классической дидактике были накоплены ценные представления о выборе методов обучения, о значимости тех или иных методов и неизбежности их пополнения, развития, совершенствования.
Говоря
о проблеме деления методов обучения
и их сочетании в процессе обучения,
мы остановились на проблеме оценки сравнительной
эффективности различных методов обучения
при решении тех или иных задач обучения.
Основными критериями для определения
эффективности применения выделили: объем,
полноту, точность, понимание, осмысленность
и прочность усвоения учебного материала
учащимися, именно это сочетание оказывается
наиболее рациональным. [19,c.55]
2.1
Методика применения словесных
методов обучения
Успех
обучения при данных методах зависят
от умения ученика понимать содержание
материала в словесном
Современная дидактика придает большое значение словесным методам обучения, одновременно отличая недопустимость их изоляции от других методов и гиперболизации их значения.
Различные виды словесного изложения материала учителем должны удовлетворять следующим основным педагогическим требованиям:
1.
Научности и идейности
2.
Логической последовательности
и доказательности, которые
3.
Ясности, четкости и
4.
Образности, эмоциональности и
5.
Учету возрастных особенностей
учащихся, предусматривающему
При всех видах устного изложения знаний следует стремиться к сочетанию их с другими методами (применяя в ходе изложения демонстрации, иллюстрации, упражнения и т.п.) и обеспечению максимальной активности учащихся (путем предварительного ознакомления их с темой, краткого раскрытия цели и плана изложения, постановки в ходе изложения, проблемного характера изложения, постановки в ходе изложения вопросов, заставляющих работать мысль учащихся). Имеет большое значение темп и тон изложения материала учителем. Слишком быстрый темп затрудняет восприятие и понимание услышанного, при очень замедленном темпе теряется интерес и внимание учащихся; излишне громкое и слишком тихое, монотонное изложение также не дают хороших результатов. Бывают очень уместны веселая шутка, острое слово, меткое сравнение.
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа.
Рассказ-это
монологическое изложение учебного
материала, применяемое для
По целям выделяется несколько видов рассказа:
Рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого- подготовить учащихся к изучению нового материала, второй служит для изложения намеченного содержания, а третий - заключает отрезок обучения.
Эффективность данного метода зависит главным образом от умения учителя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для учащихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли. Готовясь к рассказу на уроке, учитель намечает план, подбирает необходимый материал, а также методические приемы, способствующие максимальному достижению цели в имеющихся условиях. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (10 мин.), пластичным, протекать на продолжительном эмоциональном фоне. В процессе подготовки и проведения рассказа опытные учителя руководствуются такими дидактическими требованиями:
-
всемерно учитывать
- четко определять тему, задачи рассказа, привлечь интерес, внимание детей к теме. Именно ,,внимание есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира*;
-
предусматривать ознакомление
-
обеспечивать научность,
-
концентрировать внимание на
воспитании общественно-
-
знакомить детей с планом
-
выделять ведущие положения,
-
подбирать яркие, типичные
-
излагать материал доступно
-
излагать в замедленном темпе
трудную часть учебного
- активизировать внимание детей путем включения эвристических приемов, постановки и решения проблемных вопросов;
- изложения сочетать с чтением отрывков, фрагментов текстов из учебника или учебного пособия;
-
обеспечивать запись детьми
-
изложение сопровождать
- повторять наиболее значимые, важные положения, выводы.
Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, концентрированностью мыслительных образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает весь урок или занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.
В лекции используются приемы устного изложения информации: поддержание внимания в течение длительного времени, активизация мышления слушателей; приемы, обеспечивающие логическое запоминание: убеждение, аргументация, доказательства, классификация, систематизация, обобщение и др. Читаются лекции в основном в старших классах средней школы. Для эффективного проведения лекции надо четко продумать ее план, стремиться излагать материал логически стройно и последовательно, придерживаясь всех пунктов плана, делая резюме и выводы после каждого из них, не забывая о смысловых связях при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснять термины, подбирать примеры и иллюстрации, использовать разнообразные средства наглядности.
В лекции, как в форме и методе обучения, можно вычленить четыре основные педагогические функции, которые определяют её возможности и преимущества в учебно – воспитательном процессе: обучающую, развивающую, воспитательную, организующую.
Обучающая
функция заключается в
Лекция должна дать самое современное (сегодняшнее ) представление об изучаемой теме. Никакие учебники и учебные пособия не в состоянии отразить так решение поставленного вопроса т.к. даже только что появившаяся книга отстаёт от жизни на 2 – 4 года, требующихся для её издания.
Кроме того, учащимся, которые впервые знакомятся со всей системой наук, трудно самостоятельно разобраться в конкурирующих точках зрения, особенностях подходов разных авторов и обоснованно оценить достоинства и недостатки той или иной научной школы. Лекция должна помочь в понимании фундаментальных основ темы, в ориентировке в современных проблемах, дать опорные знания для формирования самостоятельных оценок и суждений по теоретическим и прикладным вопросам изучаемой науки.
Познавательное значение возрастает когда нет учебников, пособий, когда учащиеся впервые знакомятся с новой областью научных знаний, когда тема лекции не нашла отражения в школьных учебниках.
Развивающая функция выполняется тогда, когда лекция ориентирована не на память, не даётся как набор фактов, а учит думать, рассуждать и сопоставлять, проводить анализ и синтез поставленной проблемы.(«Знания не должны лежать в нас мёртвым грузом, а всё время крутиться, кипеть, сцепляться друг с другом, проверяться наблюдениями» Викентий Викентьевич Вересаев, русский писатель.) Следовательно развивающая функция лекции находится в зависимости от методики её изложения, если угодно – от артистизма лектора. Логичное, доказательное изложение материала, стремление совместно с учащимися искать пути решения проблемы, показывать приёмы такого поиска и вместе придти к обоснованным выводам – в этом будет мастерство учителя учащего думать.
Воспитательная
функция лекции заключена в её
содержании, в формировании научно
– материалистического
Организующая функция лекции предусматривает управление самостоятельной работой учащихся как в процессе лекции, так и после неё. Эта функция усиливается при чтении вводных лекций, а также лекций по которым планируется проведение семинаров и практических занятий. В ходе лекции указывается необходимая литература, обращается внимание на то, что надо изучить и с чем сопоставить, тем самым организуется дальнейшая самостоятельная научная работа учащихся, умение их получать знания, пользоваться литературой, справочными пособиями и другими источниками знаний.