Методы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление дидактических возможностей отдельных методов обучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3-4
1. Теоретические основы методов обучения……………………………5-7
1. Историко-педагогический анализ возникновения и становления методов обучения……………………………………………………….8-9
2. Сущность и классификация современных методов обучения…….10-15
2. Пути и средства эффективного выбора методов обучения………..16-17
1. Методика применения словесных методов обучения……………...18-27
2. Условия эффективного формирования навыков и умений………..28-31
3. Контроль и проверка знаний, навыков, умений учащихся………...32-34
Заключение……………………………………………………………………...35-36
Список используемой литературы………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

курсовик методика преподавания.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

      Наиболее  ранней классификацией является деление  методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

      Распространенной  является классификация методов  обучения по источнику получения  знаний. В соответствии с таким  подходом выделяют:

      а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

      б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

      в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

      Более подробно остановимся на этой классификации.

      Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов  обучения. Были периоды, когда они  являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

      Словесные методы подразделяются на следующие  виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

      Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

      К рассказу, как методу изложения новых  знаний, обычно предъявляется ряд  педагогических требований:

      - рассказ должен обеспечивать  идейно-нравственную направленность  преподавания;

      - содержать только достоверные  и научно проверенные факты;

      - включать достаточное количество  ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность  выдвигаемых положений;

      - иметь четкую логику изложения;

      - быть эмоциональным;

      - излагаться простым и доступным  языком;

      - отражать элементы личной оценки  и отношения учителя к излагаемым  фактам, событиям.

      Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

      Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают  при изучении теоретического материала  различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

      Использование метода объяснения требует:

      - точного и четкого формулирования  задачи, сути проблемы, вопроса;

      - последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

      - использования сравнения, сопоставления,  аналогии;

      - привлечения ярких примеров;

      - безукоризненной логики изложения.

      Объяснение  как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

      Беседа. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

      Беседа  относится к наиболее старым методам  дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”.

      В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.

      Широкое распространение имеет эвристическая  беседа (от слова “эврика” - нахожу, открываю). В ходе эвристической  беседы учитель, опираясь на имеющиеся  у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

      Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы  вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

      В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная  беседа).

      Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

      Успех проведения бесед во многом зависит  от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему  классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

      Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить  двойных, подсказывающих вопросов или  наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.

      В целом, метод беседы имеет следующее  преимущество:

      - активизирует учащихся;

      - развивает их память и речь;

      - делает открытыми знания учащихся;

      - имеет большую воспитательную  силу;

      - является хорошим диагностическим средством.

      Недостатки  метода беседы:

      - требует много времени;

      - содержит элемент риска (школьник  может дать неправильный ответ,  который воспринимается другими  учащимися и фиксируется в  их памяти);

      - необходим запас знаний.

      Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

      Лекция. Лекция - монологический способ изложения  объемного материала. Используется, как правило, в старших классах  и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается  в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного процесса.

      Наглядные методы - формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

      При этих методах обучения познавательная деятельность школьников зависит от чувственных образов, представлений, которые формируются или воспроизводятся с помощью наглядных средств. Словесные пояснения помогают организовать наблюдения, систематизировать впечатления, связать их с идеей изучаемого материала. Вне наглядных пособий словесные объяснения теряют смысл.

      Наглядные пособия имеют различное значение. В одних случаях они носят  иллюстративный характер. В других - облегчают процесс формирования абстракций.

      Наглядные методы обучения требуют глубокого понимания соотношения образного и логического, конкретного и абстрактного, чувственного и рационального в познавательной деятельности. Большие возможности для эффективного использования наглядных методов обучения предоставляют кино, радио, телевидение, магнитофоны, компьютерные учебные классы и кабинеты

      Наглядные методы обучения условно можно разделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

      Метод иллюстраций - предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов учёных и пр.

      Метод демонстраций - обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К ним также относят показ кинофильмов и диафильмов.

      При наглядных методах используются приемы показа, обсуждения результатов проведённых наблюдений, демонстраций и пр.

      В последние годы практика обогатилась  целым рядом новых средств  наглядности. Созданы новые, более  красочные географические карты  с пластмассовым покрытием, альбомы иллюстраций по истории, литературе, географические атласы с фотографиями, сделанными со спутников и т.п..

      Рациональное  применение средств наглядности  позволяет достичь большего образовательного и воспитательного эффекта, создаёт  благоприятные возможности для развития абстрактного мышления учащихся.

     Самая совершенная классификация методов  обучения не может быть оптимальной  применительно ко всему учебному процессу, ибо всегда отображает только одну или же несколько сторон процесса и методов обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЫБОРА И ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ. 

     Проблеме  выбора метода обучения уделили внимание Я.А.Коменский, И.Песталоцци, К.Д.Ушинский. Я.А.Коменский придавал огромное значение методу обучения, считая, что, если до вершин знания доходят столь немногие, то происходит это не от того, что для человеческого рода есть что либо не доступное, а от того, что метод запутан. Он требовал соблюдать способы раскрытия познавательных способностей и применять их. Я.А.Каменский писал в “Великой дидактике”, что метод обучения должен быть возведен в искусство, что его надо поставить на столь твердые основы, чтобы обучение шло вперед и не обманывало в своих результатах.

       И.Песталоцци считал, что при выборе метода обучения надо исходить из вечных законов природы, учитывая внутреннюю природу самого ребенка.

     А.Дистервег выделял два основных метода обучения – сообщающий и развивающий. Большое внимание уделял сознательному выбору методов обучения и воспитания К.Д.Ушинский. Он писал: “…. Воспитание есть деятельность сознательное со стороны воспитателя, но сознательной деятельностью может быть названа только та, в которой мы определили цель, узнали материал, обдумали и выбрали средства необходимые к достижению осознанной цели…”

     Таким образом в классической дидактике  были накоплены ценные представления о выборе методов обучения, о значимости тех или иных методов и неизбежности их пополнения, развития, совершенствования.

     А.В.Занков выделил основные критерии выбора методов обучения:

  1. Закономерностями и вытекающими из них принципами обучения.
  2. Целями и задачами обучения вообще и данного этапа в частности.
  3. Содержанием и методами данной науки вообще и данного предмета, темы в частности.
  4. Учебными возможностями школьников:
    1. возрастными (физическими, психическими);
    1. уровнем  подготовленности (образовательной и воспитательной);
    2. особенностями классного коллектива.

Информация о работе Методы обучения