Методы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет. Третий год жизни является переходной ступенью от раннего к дошкольному детству. Ребенок третьего года жизни еще сохраняет многие черты, присущие раннему возрасту, но вместе с тем в структуре его личности, в ведущей деятельности возникают новые черты, свидетельствующие о вступлении на новый этап психического развития. Предметная деятельность постепенно сменяется игровой. Активно развиваются самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся на предыдущей возрастной ступени система отношений ребенка со взрослыми.
Новые психические возможности требуют частичной перестройки условий деятельности и отношений между взрослыми и ребенком, предоставления ему большей самостоятельности.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Исследования проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Задачи нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Глава 2. Сущность экспериментальной работы и ее результаты.
2.1. Методы исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Киселева Ксюша чистовик.docx

— 67.66 Кб (Скачать)

Методика предназначена  для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.

Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.

Примеры ситуаций

История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как  она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как  поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности  дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов

0 баллов — ребенок  не может оценить поступки  детей.

1 балл — ребенок оценивает  поведение детей как положительное  или отрицательное (правильное  или неправильное, хорошее или  плохое), но оценку не мотивирует  и нравственную норму не формулирует.

2 балла — ребенок называет  нравственную норму, правильно  оценивает поведение детей, но  не мотивирует свою оценку.

3 балла — ребенок называет  нравственную норму, правильно  оценивает поведение детей и  мотивирует свою оценку.

Методика «Сюжетные картинки»

Методика «Сюжетные картинки»  предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и  отрицательных поступков сверстников.

Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны  лежали те, на которых нарисованы хорошие  поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются  эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок  должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к  нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных  реакций ребенка на моральные  нормы: положительная эмоциональная  реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная  эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Обработка результатов

0 баллов — ребенок  неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются  картинки с изображением как  положительных, так и отрицательных  поступков), эмоциональные реакции  неадекватны или отсутствуют.

1 балл — ребенок правильно  раскладывает картинки, но не  может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла — правильно  раскладывая картинки, ребенок обосновывает  свои действия; эмоциональные реакции  адекватны, но выражены слабо.

3 балла — ребенок обосновывает  свой выбор (возможно, называет  моральную норму); эмоциональные  реакции адекватны, ярки, проявляются  к мимике, активной жестикуляции  и т. д.

3.2 Результаты исследования  и их анализ

Нами была проведена диагностика  нравственной сферы у 15 дошкольников детского сада № 27 «Садко»  г. Смоленска.

Результаты диагностики  представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Оценка осознания детьми нравственных норм

№ п/п

Испытуемый

Называет нравственную норму

Оценка поведения детей

Мотивировка оценки

Количество баллов

1

Олег Н.

+

+

+

3

2

Рома Л.

+

+

-

2

3

Витя Г.

+

+

+

3

4

Аня Е.

-

+

-

1

5

Вера Щ.

+

+

+

3

6

Максим Т.

+

+

+

3

7

Оля Т.

+

+

-

2

8

Сережа К.

-

-

-

0

9

Леня М.

+

+

-

2

10

Илья К.

+

+

+

3

11

Антон В.

+

+

+

3

12

Ксюша А.

+

+

-

2

13

Наташа Ц.

+

+

-

2

14

Эля П.

+

+

+

3

15

Игорь П.

+

+

+

3


 

 

Из диаграммы мы видим, что почти половина испытуемых (53 %) показала высокое осознание нравственных норм, большая часть испытуемых (33 %) показала среднее осознание нравственных норм и лишь маленький процент  испытуемых (7 %) показали низкий и очень  низкий уровень осознания нравственных норм. Таким образом, мы можем сказать, что в проверенной нами группе у детей хороший уровень осознания  нравственных норм.

 

 

Таблица 2

Оценка эмоционального отношения  к нравственным нормам у дошкольников

№ п/п

Испытуемый

Раскладывание картинок

Обоснование своих действий

Эмоциональные реакции

Количество баллов

1

Олег Н.

+

+

+/-

2

2

Рома Л.

+

+

+

3

3

Витя Г.

+

+

+

3

4

Аня Е.

+

+

+/-

2

5

Вера Щ.

+

+

+/-

2

6

Максим Т.

+

+

+

3

7

Оля Т.

+

+

+

3

8

Сережа К.

+

-

-

1

9

Леня М.

+

+

-

2

10

Илья К.

+

+

+/-

2

11

Антон В.

+

+

+

3

12

Ксюша А.

+

-

-

1

13

Наташа Ц.

+

+

+

3

14

Эля П.

+

+

+

3

15

Игорь П.

-

-

-

0


 

 

Из диаграммы видно, что  большинство протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное  отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют  среднее эмоциональное отношение  к нравственным нормам. Низкое эмоциональное  отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей и  очень низкое – 7 % испытуемых детей.

Таким образом, мы видим, что  у испытуемых детей хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам.

Проводя наблюдения за общением дошкольников в учебной и свободной  деятельности, мы пришли к выводу, что  проведение специальной работы с  детьми по нравственному воспитанию способствует повышению общего нравственного  воспитания у детей.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного  возраста осуществляется прежде всего  в процессе деятельности, в условиях коллективного образа жизни в  детском саду. В играх, занятиях, в труде под руководством педагога дети постепенно приучаются выполнять  правила поведения, упражняются  в нравственных поступках, практически  учатся устанавливать положительные  взаимоотношения со сверстниками. Постепенно ребенок 4—5 лет научается подчинять  свои желания требованиям взрослого, замыслам детского коллектива. Появляются зачатки чувства ответственности  за порученное дело, результат которого важен для окружающих. Формируется  ценное для нравственного развития ребенка стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках.

Таким образом, задачи и содержание нравственного воспитания детей 3—5 лет направлены на постепенное формирование элементов нравственного поведения, чувств и сознания ребенка и затрагивают  разные области его взаимодействия с окружающим: отношения ребенка  со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Главное направление работы по нравственному воспитанию заключается  в том, чтобы придать данным отношениям положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку выполнять требования взрослого  и постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру.

Образ жизни ребенка определяется характером его деятельности и взаимоотношений  с окружающими людьми, а также  характером предъявляемых к нему общественных требований. Своеобразие  воспитания ребенка в детском саду состоит в том, что его повседневная жизнь и деятельность — игра, труд, занятия — протекают и организуются педагогом в условиях детского общества. Совместный образ жизни детей в группе детского сада, основанный на общности решаемых задач, совместных радостных эмоциональных переживаниях и стремлениях, равенстве прав и обязанностей, активном сотрудничестве в разнообразной коллективной деятельности, создает основу для нравственного воспитания, формирования основ нравственных отношений между детьми. Целенаправленно обогащая нравственное содержание детской деятельности, совершенствуя способы организации детей, обеспечивая принятие детьми нравственной мотивации деятельности, воспитатель способствует планомерному накоплению дошкольниками ценного морального опыта.

Для выяснения влияния  нравственного воспитания на ребенка  нами была проведена диагностика  нравственной сферы детей детского сада № 17 г. Колпашево после определенных занятий с ними по развитию нравственности.

В результате мы увидели, что  после проведенных занятий по нравственному воспитанию почти  половина испытуемых показала высокое  осознание нравственных норм и лишь маленький процент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм. Хотя до проведения специальных  занятий по нравственному воспитанию детей у них эти показатели были совсем другими: около 30 % детей  показывало низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм.

Также нами было обследована  оценка эмоционального отношения к  нравственным нормам у дошкольников. В результате диагностики мы увидели, что после занятий по нравственному  воспитанию большинство протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное  отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют  среднее эмоциональное отношение  к нравственным нормам. Низкое эмоциональное  отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей.

Таким образом, мы видим, что  у испытуемых детей после специальных  занятий по нравственному воспитанию хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам. Хотя до специальных занятий по нравственному  развитию у данной группы детей показатели были намного ниже, чем после занятий. Так, около 30 % детей имело низкое и очень низкое эмоциональное  отношение к нравственным нормам.

Таким образом, мы видим, что  в каждом детском саду должны проводиться  специальные занятия или мероприятия  направленные на развитие нравственных норм у детей. Заложенные в детстве  эти нормы сохраняются у них  на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей  многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного  рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1994.
  2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2002.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
  4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1968.
  5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 1969.
  6. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 1984.
  7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1973.
  8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
  9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
  10. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984.
  11. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М., 1959.
  12. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.
  13. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.
  14. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1973.
  15. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997.
  16. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М., 1960.
  17. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
  18. Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М., 1966.
  19. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.
  20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.
  21. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 1979.
  22. Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника. - М., 1972.
  23. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1980.
  24. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М., 1974.
  25. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. - М., 1965.
  26. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. - М., 1989.
  27. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб., 2001.
  28. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1990.
  29. Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1980.

Информация о работе Методы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста