Методы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет. Третий год жизни является переходной ступенью от раннего к дошкольному детству. Ребенок третьего года жизни еще сохраняет многие черты, присущие раннему возрасту, но вместе с тем в структуре его личности, в ведущей деятельности возникают новые черты, свидетельствующие о вступлении на новый этап психического развития. Предметная деятельность постепенно сменяется игровой. Активно развиваются самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся на предыдущей возрастной ступени система отношений ребенка со взрослыми.
Новые психические возможности требуют частичной перестройки условий деятельности и отношений между взрослыми и ребенком, предоставления ему большей самостоятельности.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Исследования проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Задачи нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Глава 2. Сущность экспериментальной работы и ее результаты.
2.1. Методы исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Киселева Ксюша чистовик.docx

— 67.66 Кб (Скачать)

Во второй младшей группе воспитатель  закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие  услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать  водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание не длительно). Ребят привлекают к приготовлению  стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель  использует подражательность как специфическую  особенность детей двух — четырех  лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная  отзывчивость, что позволяет успешно  решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы  воспитатель поддерживал у малышей  положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают  любовь к близким, желание сделать  им что-то хорошее. Это достигается  при одобрении, похвале взрослыми  проявлений ребенком добрых чувств к  окружающим.

На четвертом году жизни педагог  продолжает воспитывать у детей  симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает ребенку, что  нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в  своих силах.

У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность  в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную задачу. По отношению к детям от двух до трех лет эта задача заключается  в поддержании чувства радости  при общении со сверстниками, при  достижении хороших результатов. Вместе с тем воспитатель учит детей  замечать нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).

В три года стремление к общению  с другими детьми становится особенно сильным. Степень развития ребят  позволяет понимать действия и речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре, занятии. В обществе детей ребенок  учится соотносить свои желания с  желаниями другого ребенка и  всей группы ребят. Трехлетние дети могут  быть уже хорошими, отзывчивыми товарищами. Все это обязывает воспитателя  формировать у детей второй младшей  группы умение доброжелательно относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.

В Программе воспитания в детском  саду отмечается, что поведение детей  младшего дошкольного возраста характеризуется  отсутствием выдержки, неумением  своевременно и правильно выполнять  правила поведения. Так, у детей  третьего года жизни легко можно  вызвать желание подчиняться  определенным требованиям воспитателя, однако оно часто вступает в противоречие с возможностями выполнить желаемое: у детей недостает нужных навыков  поведения, трудовых умений, физических сил и способностей к преодолению  трудностей, к волевому усилию. Вместе с тем маленькие дети очень  внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда они сказаны  в убедительном тоне, не допускающем  каких бы то ни было сомнений. Поэтому  у ребят уже в возрасте от двух до трех лет можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение  простейшим этическим нормам. Овладение  правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает детям сдерживать импульсивные проявления, побуждает  поступать соответственно усвоенным  правилам, обеспечивает развитие начал  целеустремленности.

Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков  и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка, его  поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами  культурного поведения и его  нравственно значимыми побуждениями.

Поскольку дети четырех лет оказываются  способными выполнять элементарные поручения взрослых (родителей, педагогов), руководствоваться в своем поведении  правилами: Так можно, а так нельзя, они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение окружающих, формировать и нравственные мотивы — быть нужными другим (сверстникам, взрослым).

Для детей третьего года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают  требование с конкретной обстановкой, в которой оно предъявляется, и с определенной личностью. И  нередко одно и то же требование дети выполняют в одних условиях и не выполняют в других, выполняют  при одном воспитателе и нарушают при другом, выполняют а присутствии  взрослого и не выполняют без  него.

Дети даже четвертого года жизни  не умеют еще соотнести представления  о нравственной норме со своими поступками. К тому же у ребят очень слабо  развиты самоконтроль, умение сознательно  управлять своим поведением. В  связи с этим они часто поступают  под влиянием вспыхнувших при  данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет  часто носят ситуативный характер, т. е. проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других.

Однако при взаимодействии детского сада и семьи, организации педагогически  ценного повседневного общения, а также доступной для детей  четвертого года жизни совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими  начинает изменяться от ситуативных  проявлений к внеситуативным.

В период от трех до четырех лет  дети активно овладевают речью. Они  начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные  оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.

Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить  их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно  обращаться с ними. У детей формируется  представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие  заботятся о том, чтобы им в  детском саду было хорошо (повар  готовит обед, няня убирает комнату  и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно.

У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Так, ребята усваивают, что нужно беречь мебель, одежду, обувь потому, что в них  вложен труд взрослых. Дети усваивают, что все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи  и т. д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах, помогать взрослым и сверстникам — это  хорошо.

У детей формируются представления  о правдивости: надо говорить правду, все рассказывать родным, близким, воспитателю.

Таким образом, уже в младшем  дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления  о явлениях общественной жизни и  нормах человеческого общения.

Решению перечисленных задач нравственного  воспитания маленьких детей нередко  мешают проявления своеволия, негативизма, упрямства, свидетельствующие о  так называемом кризисе трехлетних.

К концу третьего года жизни у ребенка появляется потребность в самоутверждении, происходит осознание своего я. Отношение к самому себе зависит от того, что ребенок умеет делать и как воспринимает своп успехи. Если взрослые не успевают еще заметить, что в ребенке произошел резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступает кризис. Ребенок начинает требовать самостоятельности в гораздо больших пределах, чем склонны предоставить ему воспитатели, родители. Их запреты вызывают протест. Появляются негативизм (ребенку все равно, что сделать, лишь бы сделать наоборот) и упрямство (ребенок делает то, на чем настаивает). В небольших степенях негативизм и упрямство — нормальные реакции во время кризиса. Бурный же кризис у отдельных детей требует специальных педагогических мер.

Педагоги учитывают потребность детей конца третьего года жизни в самоутверждении, стремление к самостоятельности и ведут работу по предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных малышей проявляются, направляют свои усилия па их устранение. Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания детей на данном возрастном этапе.

Воспитание добрых чувств, положительных  взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой  повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием  этих деятельностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

2.1. Средства нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа художественных  средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного  воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3. Средством нравственного воспитания детей является их собственная деятельность: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.[6]

4. Средством нравственного  воспитания может быть вся  та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она  активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

2.2 Методы нравственного  воспитания дошкольников

Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько  подходов к классификации методов  воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике). [7]

 Для классификации  методов исследователи определяют  какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая классификация  объединяет все методы в три группы:

- методы формирования  нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие  ситуации;

- методы формирования  нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая  беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение,  награждение, субъективно-прагматический.

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

- соответствие метода  цели и задачам воспитания;

- гуманный характер метода;

- реальность метода;

- подготовленность условий  и средств для использования  метода;

- избирательность отбора метода;

- тактичность применения  метода;

- планирование возможного  результата воздействия метода;

- терпение и терпимость  педагога при использовании метода;

- преобладающая практическая  направленность метода в нравственном  воспитании дошкольников.

Методы нравственного  воспитания дошкольников применяются  не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экспериментальная  часть

3.1 Методы исследования

В проведении эксперимента нами были использованы две методики. Приведем их описания.

1. Методика «Закончи историю»

Информация о работе Методы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста