Методы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет. Третий год жизни является переходной ступенью от раннего к дошкольному детству. Ребенок третьего года жизни еще сохраняет многие черты, присущие раннему возрасту, но вместе с тем в структуре его личности, в ведущей деятельности возникают новые черты, свидетельствующие о вступлении на новый этап психического развития. Предметная деятельность постепенно сменяется игровой. Активно развиваются самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся на предыдущей возрастной ступени система отношений ребенка со взрослыми.
Новые психические возможности требуют частичной перестройки условий деятельности и отношений между взрослыми и ребенком, предоставления ему большей самостоятельности.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Исследования проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Задачи нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Глава 2. Сущность экспериментальной работы и ее результаты.
2.1. Методы исследования
2.2. Результаты исследования и их анализ.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Киселева Ксюша чистовик.docx

— 67.66 Кб (Скачать)

Курсовая работа

«МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО  ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

Введение.

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

    1. Исследования проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста
    2. Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
    3. Задачи нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Глава 2. Сущность экспериментальной работы и ее результаты.

2.1. Методы исследования

2.2. Результаты исследования  и их анализ.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Дошкольный возраст —  период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет. Третий год жизни является переходной ступенью от раннего к дошкольному детству. Ребенок третьего года жизни еще сохраняет многие черты, присущие раннему возрасту, но вместе с тем в структуре его личности, в ведущей деятельности возникают новые черты, свидетельствующие о вступлении на новый этап психического развития. Предметная деятельность постепенно сменяется игровой. Активно развиваются самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся на предыдущей возрастной ступени система отношений ребенка со взрослыми.

Новые психические возможности  требуют частичной перестройки  условий деятельности и отношений  между взрослыми и ребенком, предоставления ему большей самостоятельности.

В младшем и среднем  дошкольном возрасте развивается потребность  в «деловом» общении, сотрудничестве со взрослым. На пятом году жизни  завершается переход ребенка  от деятельности, производимой совместно  со взрослым, к деятельности, осуществляемой самостоятельно.

Актуальность  данной темы определяется тем, что условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде). Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовать свое поведение.

Предпосылки развития личности, сложившиеся в раннем детстве, создают  основу для новых путей воздействия  на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые  психологические черты и формы  поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого  общества.

В дошкольном возрасте приобретается  тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые  назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Все это постепенно, шаг  за шагом формирует личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего  воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с  самим развитием, что разделить  их практически невозможно.

Развитие личности ребенка  включает две стороны. Одна из них  состоит в том, что ребенок  постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в  нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона  — это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность  этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость  от изменения внешних обстоятельств.

Объектом данного исследования являются дети младшего дошкольного возраста, предметом данного исследования является нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Целью нашей работы является рассмотрение методов нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

В связи с поставленной целью  нами были сформулированы следующие задачи данного исследования:

  1. Раскрыть понятие  «нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста».
  2. Изучить механизмы и содержание нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
  3. Изучить экспериментально отношение детей младшего дошкольного возраста к нравственным нормам.

Методы исследования:

- изучение и анализ  литературы;

- анализ проведенной работы  и результатов исследования;

- наблюдение за общением  детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности (в учебной деятельности и свободной деятельности).

В своей работе мы опирались  на труды таких исследователей как  Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер, А. Валлон, Д.Б. Эльконин, А.П. Усов, Н.Н. Поддьяков, В.А. Аверин, В.И. Гарбузов и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного  возраста.

    1. Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Содержание нравственного  воспитания дошкольников включает следующие  смысловые блоки:

- воспитание гуманности  как качества личности;

- воспитание коллективизма;

- формирование начал гражданственности  и патриотизма;

- формирование отношения  к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.

Стержнем и показателем  нравственной воспитанности человека является характер его отношения  к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение  может складываться у детей уже  в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого  на себя.

Формирование гуманного  отношения к людям и природе  начинается с раннего детства. При  систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения  дошкольников к окружающим людям  и природе, у детей формируется  гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в  структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что  воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладываются.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Главная и единственная функция  детского коллектива - воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

В группах детей дошкольного  возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно  использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена  коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.

Детские взаимоотношения  регулируются нравственными правилами  и нормами. Знание правил поведения  и взаимоотношений облегчает  ребенку процесс вхождения в  мир себе подобных, в мир людей.

Воспитание начал патриотизма  и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному  дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство  защищенности. Значит, если мы будем  воспитывать у детей чувство  привязанности, как таковое, и чувство  привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности  к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно  по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание  и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

 

    1. Задачи нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Нравственное воспитание - это:

- одна из форм воспроизводства,  наследования нравственности;

- целенаправленный процесс  приобщения детей к моральным  ценностям человечества и конкретного  общества;

- формирование моральных  качеств, черт характера, навыков  и привычек поведения.

Основой нравственного воспитания является мораль.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

С течением времени ребенок  постепенно овладевает принятыми в  обществе нормами и правилами  поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе. [1]

Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей  активно формируются первый элементарные представления о хорошем и  плохом, навыки поведения, добрые чувства  к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического  воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления  и навыки, которые сформируются у  детей в этом возрасте, тот моральный  опыт, который они накопят, лягут  в основу их дальнейшего нравственного  развития.

С момента перехода малышей в  дошкольную группу жизнь их несколько  изменяется. Возникает и развивается сюжетно-ролевая игра, дети постепенно включаются в систематическую и обязательную общегрупповую деятельность (на занятиях), принимают участие в играх с правилами, в выполнении трудовых поручений. В первой и второй младших группах малыши должны усвоить новые, более сложные для них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими для них людьми, со сверстниками.

Третий год жизни ребенка  является переходным в развитии. Это  еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени, к который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности, В Программе воспитания в детском саду сказано, что для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.

У ребят третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к интимной близости с воспитателем. Дети еще  во многом зависимы от взрослого. Это  обусловлено отсутствием у малышей  элементарных навыков гигиены и  самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими.

Вот почему одной из основных задач  воспитания детей младшего дошкольного  возраста является формирование самостоятельности  в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить  делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребенок  уже не только может обслужить  себя (умываться, раздеваться, аккуратно складывать одежду, одеваться, есть), но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место игрушки, книги), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. управлять своим поведением.

К трем годам наблюдаются качественные сдвиги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять  детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться  с интересами, желаниями других, оказывать помощь.

Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог  упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно  относиться к окружающим (к воспитателю, няне). Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо  обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно  умываться, старательно вытирать ноги, убирать на место игрушки.

Информация о работе Методы нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста