Методы и средства воспитания детей в семье. Традиции и праздники в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

Часто понятия «традиция» и «обычай» используются как синонимы. Выявлено «родство» традиций и обычаев, а именно: их общие социальные функции, согласно которым они служат средством стабилизации утвердившихся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Но эти функции обычаи и традиции осуществляют разными путями.

Обычаи - детальное предписание определенных действий в конкретных ситуациях. Обычаи стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поколений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в общественном месте, приема гостей, ведения книги расходов-доходов семьи и многие другие. Обычай имеет свой смысл, но не выражается в форме идеала. Обычай подробно предписывает то, что следует или не следует делать, и не указывает, каким нужно быть.

Основа традиций - ценность семьи, определяющая смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации. Например, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем, необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему таковую, а стол накрывается по принципу «чем богаты - тем и рады». В силу указанного различия, существующего между традициями и обычаями, ученые подчеркивают их неравнозначность в семейном воспитании ребенка. Обычаи формируют, главным образом, простые привычки.

Простые привычки - стереотипно повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма (например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного аппетита, замечательный обычай сельских жителей - приветствовать любого человека, в том числе и незнакомого).

Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные отношения, которые уже прочно утвердились, повторяясь из поколение в поколение. Но в новых, меняющихся ситуациях  обычаи как средство воспитания недостаточно эффективны. Другое дело - традиции, которые отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования современной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Сложные привычки дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте.

Традиции и обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно.

В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные  особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. Основа традиций - какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и мнимых традициях.

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением. А в другой семье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.

В настоящее время изучаются традиции, которые веками складывались в отечественных семьях, а в послереволюционный период, будучи признаны официальной идеологией устаревшими, мещанскими, безыдейными, оказались сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие другие (Т.Е. Березина, Т.М. Баринова, Г.Н. Гришина). Некоторые из этих традиций начинают возрождаться. Так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.).

Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, инициирование  активности, творчества детей. Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье - елка, ее установка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект красочности, необычности, целостности от восприятия украшенной елки. Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми елку, а потом изо дня в день рассматривают с ними игрушки, вызывают эмоциональное восхищение, любование. С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки.

Таким образом, семейные традиции - это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

2.9. Традиции  и праздники в семье.

Семейные традиции (традиция) — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие детей. Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого.

Семейные традиции являются, с одной  стороны, одним из важных признаков  здоровой  
семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного  
взаимодействия. 

Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески  преобразуются и дополняются  собственными «событиями», поэтому они уникальны для каждой семьи.

Семейные традиции, праздники сближают всех родных, содержат богатые возможности для умственного воспитания ребёнка, для развития всех его дарований. Для полноценного 
развития ребёнка ему необходим праздник как воздух.

Предвкушение праздника - это начало праздничного Духа, который должны поддерживать взрослые. У ребёнка должно быть счастливое детство, без этого условия, человек не сможет научиться любить. Человек воспринимает мир чувствами и надо, чтобы каждое чувство в детях проснулось через цвет, звуки, запахи и другое.

Необходимо предоставить ребёнку простор для самостоятельного, активного действия,  
но при этом надо помнить, что праздник - это наша повседневная педагогика. Научить детей отдыхать, вести себя на досуге - это немаловажная задача родителей. Но все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви. Ребёнок как губка, впитывает в себя всё. От того каким эмоциональным состоянием будут окрашены его праздничные дни, будет зависеть его личная жизнь, его будущая семья.

Среди всех семейных праздников традиционным и самым дорогим для каждого  члена  
семьи должен быть День рождения. Именно в этот день проявляется отношение всей семьи к имениннику. В свою очередь и он имеет возможность выразить свою любовь и  
признательность каждому члену семьи.

Готовиться праздник заранее и  принимать участие в нём должен каждый. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и чем младше ребёнок, тем должен быть праздник ярче и длительнее - весь день, более красивым и сказочным. Этот день полон сюрпризов и неожиданностей, подарков. Хорошо если есть возможность сфотографировать, чтобы позже образовалась целая серия разновозрастных фотографий. Все дарственные открытки тоже надо сохранять, потом по текстам этих поздравлений интересно проследить за изменениями характера ребёнка, его увлечений. Желательно, чтобы поздравление было в стихах и относилось именно к имениннику. Такие стихи лучше сочинять самим и пусть они будут несовершенны, но от души и практика доказывает, что они оказывают очень благотворное влияние на виновника торжества. 
Лично вручаются подарки, сделанные своими руками или подарки со значением.  
Эти подарки хранятся если не всю жизнь, то очень долго. 

Для памятных подарков можно оформить папку или полочку, а позже  весь этот маленький архив передать детям или внукам. Не надо дарить безликих подарков, они могут быть богатыми, но не от души.

Подарки это часть праздника. Ожидание чуда начинается задолго и первые элементы  
праздника - оформление. Если комната будет не украшена, то праздничное настроение будет недолгим. В оформлении может принимать участие и именинник. 

Здесь такой простор фантазии! На стенах, покрытых обоями, хорошо крепить  всё иголками, а на стенках шкафов с внутренней стороны можно закрепить фотографии скотчем.

От люстры до карниза можно протянуть гирлянды из бумажных цветов, на которых  
отдельными буквами написано имя виновника торжества или “Поздравляем”.  
Приятно увидеть в День рождения  на зеркале смешную рожицу, которую можно нарисовать  зубной пастой. 

Заранее необходимо продумать меню. Стол накрывается в этот день скатертью. В этом  
тоже большой воспитательный момент: дети учатся правильно и красиво, а главное свободно, вести себя за красиво сервированным столом. Все блюда украшены соответственно возрасту именинника. Детям лучше подать индивидуальные хорошо оформленные  тарелочки, чем класть им из блюда. Это могут быть фаршированные помидоры или огурцы, а зимою – яйца, ягоды или фрукты, немного зелени. А коктейль, морс, налитый в бокалы со “снежком” вызывает аппетит. Этот сюрприз нетрудно подготовить, намочив край стакана водой с добавлением лимонной кислоты и обмакнув его в сахар.

Именинный торт ждут все. Это может  быть фирменный торт, который любят  в этой семье, или новинка. Конечно, лучше домашний торт. В приготовление этого сюрприза можно вложить столько любви! Торт обязательно украшается свечками. Это именинный ритуал - тушение свечей очень нравится всем. Чем больше свеч, тем труднее их погасить и в этом случае снова видно взросление ребёнка.

Музыкальным оформлением праздничного события послужат записи популярной музыки для детей. Необходимо так же заранее подобрать аттракционы и забавы.

Самым любимым праздником взрослых и детей является Новый год. К  нему начинают готовиться задолго: мастерим игрушки, гирлянды, готовим подарки, украшаем квартиру.  
Недели за две появляются  признаки праздничного оформления. 

Рисуем новые плакаты, готовим  гирлянды из гофрированной бумаги, отбираем открытки для выставки. Интересно  составить коллаж из новогодних фотографий, размещение их можно разнообразить - в виде ёлки, снежинки, веером. Большой простор фантазии для росписи стёкол шкафов, зеркал. Это очень легко сделать гуашью или зубной пастой. Удалить это не трудно, поэтому делаем рисунки с удовольствием. Не забываем про кухню и прихожую. 

“Театр начинается с вешалки, а  дом с прихожей” - гласит пословица  и об этом надо помнить.

Ёлочные гирлянды, снег и снежинки - обязательные украшения в нашем  доме, особое удовольствие доставляет делать снег. Наряжаем ёлку - этот момент очень волнующий и в нём обязательно принимают участие все члены семьи. 

Новогодний костюм необходим, только этот удивительный праздник позволяет  хоть на несколько часов всем стать  детьми. Чтобы всем всю ночь было весело, надо продумать весь сценарий праздника. 

Новогодние подарки особые и готовятся в тайне друг от друга. Это может быть любая  
вещичка, но лучше, если не куплена. А новогодний торт тоже сюрприз. В нём запечён боб  
или крупная фасоль. Кому попадёт боб, тот становится бобовым королём. Ему на голову  
надевается корона и его три желания обязательно надо исполнять. Можно такие сюрпризы приготовить и в другие праздники. 

Особо хочется отметить новогодний стол. Скатерть обычно белая и на ней немного конфетти. Возле каждого  прибора может быть открытка или  веточка, или салфетка в виде снежинки. На большой тарелке новогодняя композиция из веточек ели, свечек, маленьких игрушек и новогоднего дождя.

Новый год - очень красивый праздник и чтобы провести его хорошо, надо готовиться.  
А как проведешь Новый год, таким будет и весь год. Дети живут сказкой, мечтой. 

Задача взрослых - осуществить эту  мечту, а возможностей для этого  в каждом доме более чем достаточно.

Праздники могут бать большими и  маленькими. Годовые, традиционные праздники  
известны всем, это традиционные народные праздники.  Так, например,  праздник -  Пасха. 

Информация о работе Методы и средства воспитания детей в семье. Традиции и праздники в семье