Методы и средства воспитания детей в семье. Традиции и праздники в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

С. Голод выделяет следующие типы семей:

- «патриархальную» (или «традиционную»);

- «детоцентристскую» (или «современную»);

- «супружескую» (или «пост-современную»).

Характеристика этих типов и  сочетаний с анализом «тактик  семейного воспитания» имеет  существенное значение для анализируемой  проблемы.

Патриархальная форма семейных отношений рассматривается как  наиболее архаичная. Она опирается  на зависимость жены от мужа и детей от родителей.

Главенство в такой семье  проявляется в том, что в его  руках экономические ресурсы  и он принимает основные решения. В традиционной семье жестко закреплены внутрисемейные роли, в ней господствует родительская власть и авторитарная система воспитания. Она проявляется в систематическом подавлении взрослыми инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Авторитарность ребёнка, систематическое лишение его права голоса, игнорирование его интересов и желаний – всё это серьезные просчёты, гарантия неудач в развитии его личности.

С середины 19 века в Европе начинает формироваться другой тип семьи - детоцентристский, для которого характерно возвышение частной жизни, чувственной стороны брака и интимности.

Детоцентристская семья по природе малодетна, функция продолжения рода в такой семье ограничивается непродолжительным временем, рождение одного – двух детей. Эта её особенность объясняется своеобразным возвышением роли семейной жизни.

Рождение детей ослабляет духовные контакты супругов, отдаляет мужей от жен, скованных материальными заботами.

В свою очередь желанный ребёнок  превращается в объект родительской любви и привязанности.

Вместе с этим система воспитания детей в семье такого типа характеризуется  рядом негативных черт. Родители, гипертрофируя чувство долга по отношению к детям, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждая его от забот, усилий и трудностей, принимают их на себя. Опека предполагает ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает с последствиями жёсткого авторитаризма: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива. Они отстранены от проблем семьи, опекаемый «уходит» от ответственности и приложения каких-либо усилий. Их подготовка к столкновению с реальными жизненными трудностями блокирована родителями. Дети из таких семей оказываются самыми неприспособленными, объективно неблагополучными, не способными к личной ответственности.

С середины 70-х годов формируется  новый тип семей – «супружеский». В браке такого типа отношения определяются не родством и родительством, а супружеством. Норма семейной жизни меняется: родители отказываются в полной мере подчинять собственные интересы интересам детей.

Возрастает личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое нравственными принципами и поддерживаемое общностью внутрисемейных ценностей. Отсюда неформальный характер связи и «симметричность прав и обязанностей партнёров». Эта особенность современной семьи проявляется в известной автономии супругов, когда интересы каждого из них шире семейных, а круг общения каждого выходит за рамки супружества.

Основные ценности такой семьи  формируются во взаимодействии мужу и жены и становятся реальной базой  отношений «родители - дети».

Психологи обращают главное внимание на межличностные отношения в семье. Что касается функций, которые выполняет семья, то суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов. Наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А.Н. Елизарова. Приведём из его работы список функций, которые чаще всего психологи приписывают семье.

1. Порождение и воспитание детей.

2. Сохранение, развитие и передача  последующим поколениям ценностей  и традиций общества, аккумулирование  и реализация социально-воспитательного потенциала.

3. Удовлетворение потребностей  людей в психологическом комфорте  и эмоциональной поддержке, чувстве  безопасности, ощущении ценности  и значимости своего «я», эмоциональном  тепле и любви.

4. Создание условий для развития  личности всех членов семьи.

5. Удовлетворение сексуально-эротических  потребностей.

6. Удовлетворение потребностей  в совместном проведении досуга.

7. Организация совместного ведения  домашнего хозяйства, разделение  труда в семье, взаимопомощь.

8. Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.

9. Удовлетворение индивидуальной  потребности в отцовстве или  материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в  детях.

10.Социальный контроль за поведением  отдельных членов семьи.

11.Организация деятельности по  финансовому обеспечению семьи.

12.Рекреативная функция – охрана  здоровья членов семьи, организация  их отдыха, снятие с людей стрессовых  состояний и т.д.

Анализируя весь список «функций семьи», А.Н. Елизаров приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя «семьёй», порождает и воспитывает детей.

К числу реальных исследований, посвящённых  психологическим типам семьи, относится  работа М. Арутюнян.

По её мнению, существует три варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается  уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребёнка в такой семье является способность вписаться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастья ребёнка. Семья существует только для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх (от ребёнка к родителям). В результате у ребёнка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребёнок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребёнка после поступления в школу.

Супружеская (демократическая) семья  расписывается розовыми красками. Цель в этой семье – взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных:

родителей и ребёнка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причём чем старше ребёнок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребёнком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и

эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т.е. практически ко всем социальным институтам). Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в современном обществе – главная задача, решаемая обществом и семьёй.

Вместе с ростом материального  и культурного уровня современной  семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность  за воспитание детей. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна.

Качество жизни в системе  отношений «ребёнок - родитель», несомненно, зависит от готовности и способности  взрослых целесообразно и грамотно организовать процесс взаимного  существования, то есть от их психологической и педагогической компетентности. Похвастаться высоким уровнем такой компетентности может далеко не каждая семья, поэтому остро встаёт проблема помощи родителям в воспитании детей. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении  личности. Исследования отечественных  ученых в области педагогики и  психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи. 

1.2. Педагоги 1920 – 1930 годов о воспитании ребенка в семье 

К 1920 – 1930-м годам относится расцвет  творчества таких видных отечественных  педагогов и деятелей образования, как П. П. Блонский, А. П. Болтунов, Г. О. Гордон, А. Г. Калашников, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак, М. Н. Покровский, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин и др., во многом обусловивших развитие отечественной педагогики.

Н. К. Крупская в статье «Воспитание», опубликованной в 1928 г., показала различие между воспитанием в широком и узком смысле этого слова. Под воспитанием в широком смысле слова Н. К. Крупская понимала воспитание в гуще жизни. Под воспитанием в узком смысле слова подразумевалось планомерное, систематическое воздействие взрослого на ребенка и подростка. Н. К. Крупская рассматривала воспитание как органическую часть общественной жизни, как условие формирования нового типа людей, сознательных участников производства, понимающих интересы общества в целом, связь между отдельными отраслями производства, их взаимосвязь. Она показала в своих работах необходимость активной, сознательной позиции воспитуемого в воспитательном процессе. Она считала, что школа должна быть связана многосторонними контактами с жизнью молодежи, взрослых и в первую очередь с жизнью рабочего класса, с тем чтобы установить духовную связь между заводом и школой, духовное родство с рабочим классом. Активизацию позиции ребенка, приобщение его к социально значимой деятельности Н. К. Крупская видела в создании высокоразвитых коллективов, в новой — отличной от буржуазной — форме самоуправления, в общественно-политической направленности всей жизнедеятельности школьника, осуществляемой в пионерской и комсомольской организациях. Впервые в советской педагогике Н. К. Крупская дала теоретическую разработку воспитательных возможностей общественно-политических детских и юношеских организаций.

Опираясь на идеи о коммунистическом воспитании, А. В. Луначарский при  характеристике сущности процесса воспитания большое значение придавал собственной  активности личности в овладении коммунистической нравственностью, соответствующим умениям социального содружества: «... надо развить в человеке гражданина,— писал он,— надо развить такую личность, которая умеет жить в гармонии с другими, личность, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально».

Большое значение для развития теории коммунистического воспитания имели  работы П. П. Блонского и С. Т. Шацкого. Рассматривая воспитание как целостный  процесс, П. П. Блонский видел его основную функцию в стимулировании развития личности. «...Воспитание,— писал он в статье «О наиболее типичных педагогических ошибках при организации трудовой школы»,— должно быть не обработкой, не отшлифованием, но внутренним стимулированием развития ребенка». Значение социалистической педагогики П. П. Блонский видел в том, что она воспитывает рабочего — творца — строителя, она является культурой активной деятельности, изобретательности и творчества.

По мысли С. Т. Шацкого, главным  в воспитательном процессе является его единство. В статье «Грядущая школа» он писал: «...естественно было бы считать, что эти три элемента педагогической деятельности — метод, программа, организация — должны быть построены так, чтобы один вытекал из другого и тем самым получилось бы представление о единстве воспитатель ного процесса».

Таким образом, в трудах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого большое значение придавалось  такой организации педагогического  процесса, которая обеспечивает активное взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Теоретические взгляды А. С. Макаренко  на коммунистическое воспитание пронизаны  гуманистическими идеями, в основе которых лежит сочетание влияний  коллектива и развития активности личности, ее гражданских качеств, социальной ответственности, основанной на сознательной дисциплине и чувстве долга. Точное выполнение обязанностей в обществе А. С. Макаренко рассматривал как важнейшую нравственную категорию. И в этой связи он придавал чрезвычайно большое значение само воспитанию: «...нужно так привыкнуть к новым требованиям новой нравственности, чтобы соблюдать эти требования, уже не обременяя наше сознание каждый раз отдельными поисками...».

В. А. Сухомлинский, разрабатывая теорию коммунистического воспитания, обосновал  необходимость целостного подхода к всестороннему развитию личности, формированию гражданской направленности ее нравственных качеств. Предрасположенность к воспитанию, готовность быть воспитуемым В. А. Сухомлинский рассматривал как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса. Сущность воспитательного процесса отражает внутренние связи и отношения, характерные для данного процесса и проявляющиеся в определенных закономерностях и тенденциях.

Таким образом, в советской педагогике при раскрытии сущности воспитания чаще всего подчеркивают не просто воздействие воспитателей на психологию воспитуемых, а именно целеустремленное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, организацию определенных отношений между ними, развитие активности воспитуемых, ведущей к усвоению ими общественно значимого социального опыта.

Информация о работе Методы и средства воспитания детей в семье. Традиции и праздники в семье