Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:58, курсовая работа
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Санкт-Петербургский
Государственный Университет
Институт Социологии и Управления Социальными Процессами
Курсовая работа
по дисциплине: «Педагогика»
на тему: «Методы и средства воспитания детей в семье. Традиции и праздники в семье»
Выполнила:
студентка II курса
дневного отделения
группы № 5211
Стрижова Ирина Андреевна
Подпись__________________
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук
доцент кафедры «Социальный менеджмент»
Груздева Мария Валерьевна
Оценка __________________
Дата_____________________
Подпись__________________
Санкт - Петербург 2012
Содержание
С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и тем понятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания». В наше время тем более нельзя воспитывать детей «как бог на душу положит». Продолжим мысль К. Д. Ушинского соображениями советского педагога А. С. Макаренко: «...вы родили и воспитываете сына или дочь не только для родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране».
Семья должна быть тем местом, где подрастающий человек встречается с вопросами, на которые ему помогают найти ответы взрослые и, в первую очередь, мать и отец. Поэтому очень важную роль в этом играет духовная атмосфера, окружающая личность - семья. Семья, которая культивирует партнерские отношения, содействует становлению личности, развивает ее индивидуальность и где основным стрежнем всех составляющих должен стать диалог между ее членами, который накладывает на всех участников общения некоторые обязательства. Семья - это опора, которая может ускорить движение общества к духовному обновлению, проявляющееся при обращении всех членов семьи к морали, освященной веками и опытом поколений, где воспитание членов семьи считается долгом всех и каждого. Но как достичь этого? Однозначно ответить на этот вопрос затруднительно, т. к.. ответом на него являются пять составляющих: первая - любовь к детям, вторая - взаимопонимание, третья - взаимоуважение, четвертая - традиции, на которые опирается воспитание, и пятая - диалог. Значение каждой из составляющих трудно переоценить, ибо нехватка хотя бы одной из них, несомненно, приведет к бесполезности существования остальных.
На каждом этапе общественно-
Таким образом, процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Проблема нравственного воспита
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
В связи с актуальностью
Проблема исследования: Каково влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка.
Цель: Изучить методы и средства воспитания детей в семье, рассмотреть традиции и праздники в семье.
Объект: воспитание детей в семье в соответствии с определенными традициями, анализ методов и средств семейного воспитания.
Предмет: педагогические и психологические аспекты воспитания детей в семье, роль семьи в нравственном воспитании детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформированы следующие задачи:
1. Исследовать понятия «
2. Проанализировать проблему нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе.
3. Охарактеризовать процесс нравственного воспитания детей.
4. Выявить специфику нравственного воспитания в различных типах семей.
5. Эмпирически исследовать роль семьи в нравственном воспитании детей.
6. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Гипотеза исследования: эффективность процесса нравственного воспитания детей зависит от:
- стиля взаимоотношений в семье;
- актуализации проблемы в сознании родителей;
- семейных традиций;
- семейных праздников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучение имеющегося педагогического опыта, обобщение, систематизация.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в изучении методов и средств семейного воспитания, традиций и праздников в семье.
Русское слово воспитание без приставки «вос» звучит так – питание. Приставка «вос» резко меняет его значение. Заметим: если каждая мать кормит (питает) своего ребёнка и считает это своим долгом, то не каждая мать воспитывает и не каждая считает это своей священной обязанностью. Без питания ребёнок, конечно, не выживет, а без воспитания выживет, считают некоторые. Но воспитание питает душу, сердце ребёнка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти Человек. Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества. Без воспитания может выжить чисто физический, «материальный» человек, а вот человек духовный, полноценный, гармоничный.… Вряд ли…
Какова же истинная цель воспитания? Немецкий философ Э. Кант считал: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».
Гораздо раньше об этом же говорил Демокрит: «Природа и воспитание подобны, а именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт ему вторую природу».
Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному и в этом стремлении становится более совершенным человеком. Об этом говорят абсолютно все религии мира, все гуманистические философские системы и все великие педагогические доктрины. И именно воспитание этому служит.
В век материального лучшие духовно-нравственные качества человека, воспитанные с детства, кому-то могут показаться не только не нужными, но и даже вредными, мешающими достижению материальных благ. Давно известно, что не хлебом единым жив человек, а мир держится добром. И поэтому вечные и истинные ценности должны быть сохранены. Без них человек человеком называться не может. К этим ценностям обязан стремиться воспитатель, он должен знать и постигать их, чтобы «питать» ими ребёнка.
Конечно, воспитать без определённых приёмов и продуманных мероприятий нельзя, но без душевного контакта с ребёнком, без передачи от сердца к сердцу энергии души все эти мероприятия становятся мёртвыми и бесплодными. Поэтому В. Сухомлинский считал, что «годы детства – это прежде всего воспитание сердца».
Дошкольное воспитание можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в неё сеют зёрна. Все знают, что время это пропустить нельзя, иначе откуда же быть урожаю? Так же и в воспитании: нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зёрнами прекрасного и человечного, тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого? Ведь будущее страны, её благосостояние и благополучие определяют сегодняшние дети.
Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских, нравственных отношений.
Как социальный институт семья выполняет определенные функции.
Классификация основных функций семьи по М.С. Мацковскому представлена (см.рис.1):
Рис.1.
Основные функции современной семьи
Сфера семейной деятельности |
Общественные функции |
Индивидуальные функции |
Репродуктивная |
Биологическое воспроизводство общества |
Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная |
Социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества. |
Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании. |
Хозяйственно-бытовая |
Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми. |
Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. |
Экономическая |
Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. |
Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности в обмен на услугу). |
Сфера первичного социального контроля |
Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми. |
Формирование и поддержка |
Сфера духовного общения |
Развитие личности членов семьи. |
Духовное взаимоотношение |
Социально-статусная |
Предоставление определённого социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры. |
Удовлетворение потребностей и социальная поддержка. |
Досуговая |
Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. |
Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов. |
Эмоциональная |
Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. |
Получение индивидами психологической защиты и эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей личности в личном счастье и любви. |
Сексуальная |
Сексуальный контроль. |
Удовлетворение сексуальных |
Таким образом, функции семьи глубоко
историчны, тесно связаны с социально-
Информация о работе Методы и средства воспитания детей в семье. Традиции и праздники в семье