Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:12, контрольная работа
Цель работы- выявить наиболее эффективные методы и приемы по активизации словаря у детей дошкольного возраста.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей, он необходим для выражения и формирования мыслей.
Введение ………………………………………………………………...3
1.Теоретическая часть.
1.1.Проблема активизации словаря в общей системе
речевой работы в детском саду…..................................................3-4
1.2. Методы и приемы работы по обогащению
и активизации словаря дошкольников.........................................4-10
1.3. Обогащения и активизации словаря в процессе общения
с окружающими в разных видах деятельности………………………11
2. Практическая часть.
Тематическая неделя правильной речи
2.1.Занятие в средней группе «Сказка о непослушном языке» …..…..12-14
2.2. Конспект занятия по развитию речи по теме:
«В гостях у игрушек»…………………………………….………….14-18
2.3. Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме
сказки "Колобок"……………………………………..…………….18-19
2.4. Конспект пальчиковой гимнастики по теме: "Домашние птицы"..20-21
2.5. Конспект занятия по теме: В королевстве Феи Правильной речи..21-22
Заключение.……………………………………………………………..23
Список литературы.…………………
- Молодцы! Давайте сядем на свои стульчики и узнаем, что еще нам нужно сделать.
- Ребята, Бычок
тоже хочет послушать
- Хорошо, ребята, думаю, что Бычок доволен. А теперь слушайте, какая будет следующая игрушка: "Зимой белый, летом серый".
- Зайчик!
- Правильно!
Зайчик мне тоже что-то шепчет.
Он не умеет правильно говорить
-с- и просит научить его.
Давайте покажем ему, как
Са-са-са-вот летит оса ритмично хлопают
Су-су-су- вижу я осу смотрят через "очки" вправо-влево
Сы-сы-сы-боюсь я осы стучат кулаком об кулак
- Молодцы. Еще Зайка спрашивает, знаете ли вы про него стихотворение?
- Да, знаем.
- Прочитаем? -Да
(1-2 ребенка читают стихотворение "Зайка" А. Барто)
- Ребята, а какая игрушка нам еще не давала задание?
- Самолет!
- Правильно.
(Поднимаю самолет и нахожу под ним коробку)
- Смотрите, а под самолетом коробка. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней?
- Ребята, это
записка от самолета. Давайте
почитаем: "Здравствуйте, ребята! Научите
меня и моих друзей
(Раздаю самолетики детям и вместе читаем: "Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем". Затем дети дуют на свои самолетики так, чтобы крылья зашевелились)
- Вот смотри, Самолет, так нужно дуть. А теперь слушай стихотворение про тебя.
(Игорь и Саша по очереди читают стих "Самолет" А. Барто)
- Молодцы, ребята, я думаю, что игрушкам понравилось как мы сегодня потрудились на занятии, старались говорить красиво и правильно, потому что они принесли нам второй лепесток цветка "Речецветик". Давайте мы его прикрепим к цветку
- Скажите, что для вас сегодня было самым интересным? А трудным?
2.3. Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме сказки "Колобок"в средней логопедической группе
Программное содержание: Учить детей удерживать язык в заданном положении, подготавливать язык детей к постановке свистящих звуков, к выдуванию изолированного звука -с- , закрепить сказку "Колобок".
Развивать подвижность артикуляционного аппарата, длительного плавного выдоха, фонематического слуха, активизировать с помощью массажа рефлекторных зон руки, развивать двигательную общую, артикуляционную и мелкую моторику, внимание, память и воображение.
Воспитывать усидчивость, интерес к художественной литературе, взаимодействие со взрослым и детьми.
Активизация словаря: колобок, амбар, сусеки, сметана, скребен, метен, мешен.
Материал, оборудование.
Демонстрационный: иллюстрации к сказке "Колобок" (сюжетные картинки), выполненные в форме киноленты.
Раздаточный: шарики СУ-ДЖОК.
Предварительная работа: проведение артикуляционной гимнастики в режиме дня, разучивание артикуляционных упражнений, чтение сказки "Колобок", разучивание песенки колобка.
Ход занятия
- В гости к нам сегодня колобок пришел. Помните, из какой он сказки? Какие еще герои есть в этой сказке? Давайте все вместе споем песенку колобка (в это время массажируют руки шариками СУ-ДЖОК).
Я колобок, колобок
По амбару скребен,
По сусекам метен
На сметане мешен
В печку сажен
Я из сказки ушел
В гости к вам пришел.
Колобок предлагает поиграть с ним. А играть мы будем язычком. Проглотили слюнки. Сели поудобнее. Начинаем сказку.
(Логопед рассказывает и выставляет сюжетные картинки)
- Жили-были бабушка и дедушка. Бабушка сидит на лавочке (покусывать нижнюю губу) и дедушка сидит на лавочке (покусывать верхнюю губу), бабушка по сусекам помела (упражнение "Щеточка"), по амбару поскребла (упражнение "Уголки"). Наскребла муки и замесила тесто (упражнение "Болтушка"). Из теста испекла колобок (открыть широко рот, удерживать 5 секунд), положила колобок на тарелочку (упражнение "Блинчики") и оставила на окошке остужаться (упражнение "Окошко").
Колобок лежал-лежал, да спрыгнул с окна (упражнение "Блинчик" - высунуть язык вниз), покатился в лес (упражнение "Вкусное варенье").
Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц (втянуть щеки в себя), а потом медведь идет (надуть щеки) - поочередно 4 раза. Катится колобок дальше, катится. А потом попались ему навстречу волк (улыбнуться, показать зубы) и лиса (губы в улыбке) - поочередно 4 раза.
Укатился колобок и от зайца, и от волка, и от медведя (упражнение "Вкусное варенье"), а лиса упросила сесть его на мордочку (широкий язык на верхней губе), песенку спеть (упражнение "Накажем язычок"). Горячий колобок (дуть на широкий язык на верхней губе). Чуть остыл колобок, и лиса его съела (упражнение "Футбол"). Меленая мордочка стала у лисы побежала она к мостику (упражнение "Горка") умываться. Моется водичкой, а водичка журчит (упражнение "Песенка" водички "с-с-с").
- Вот и сказки конец, кто правильно все делал, тот молодец. Очень старались... Молодцы... И сегодня мы узнаем еще один секрет правильной речи.
Логопед показывает лепесток, на котором нарисован язык. Язычком своим играем Напрягаем, выгибаем.
Давайте повторим хором и постараемся запомнить.
(Дети
повторяют, логопед
пристегивает лепесток
к Речецветику)
Программное содержание:
Предварительная работа:
Ход гимнастики.
Логопед достает из конверта лепесток с изображением руки, показывает детям.
- Ребята, Фея нам прислала новый лепесток с секретом правильной речи. Что на нем изображено? (Рука). Это значит, что игры с пальчиками помогают нам учиться правильно говорить:
Пальчиками мы
играем,
И массаж мы получаем.
Дети хором повторяют, а логопед прикрепляет лепесток к Речецветику и предлагает детям поиграть с пальчиками.
Упражнение "Пляшите, пальчики" У Маши жил веселый гусь (правой рукой изображаем гуся)
Логопед выставляет картинку с изображением гуся. Он знал все песни наизусть (левой рукой изображаем гуся).
- Спляшем, Маша, спляшем (пальцы сжать - выпрямить)
У Маши славный жил петух. (правой рукой изображаем петуха)
Он повторял все песни вслух (левой рукой изображаем петуха)
Логопед выставляет картинку с изображением петуха
- Спляшем, Маша, спляшем. (пальцы сжать - выпрямить)
У Маши курочка жила (правой рукой изображаем "курочку")
Логопед выставляет картинку с изображением курицы. Она яички нам несла (левой рукой изображаем "курочку")
- Спляшем, Маша, спляшем. (пальцы сжать - выпрямить)
Упражнение "Кулачки-ладошки" Есть у любого два кулачка (показать кулачки)
Хлопнул один по
другому слегка (медленно стукнуть
кулачками друг о друга)
Ну, а ладошки не отстают (показать ладошки)
Следом за ними весело бьют (медленно хлопать
в ладоши)
Кулачки быстрее бьют - (стукнуть кулачками
друг о друга до чего стараются в среднем
темпе
А ладошки тут как тут, (хлопат ь в среднем
темпе)
так и рассыпаются
Кулачки давай сердиться, (стукнуть кулачками
друг о друга громко хлопать стали. быстро)
А ладошки - баловницы (быстро хлопатьтоже
не отстали)
Анализ занятия.
Молодцы. Давайте еще раз повторим секрет правильной речи, который мы сегодня узнали. Дети хором повторяют: С пальчиками мы играем И массаж мы получаем
Сегодня послушные пальчики были у Насти, Яны, Тимура.... Очень старались ...
Логопед: Ребята, мы выполнили все задания Феи. Мы собрали все лепестки Речецветика, изучили все правила. Теперь мы можем отправиться в "Страну Правильной речи", а Речецветик подскажет нам, куда нужно двигаться. Только с его помощью мы сможем найти дорогу.
Фея: Здравствуйте, ребята, проходите. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости.
Дети: Здравствуйте.
Логопед: Здравствуй, добрая Фея. И мы очень рады нашей встречи. Мы получили от тебя подарок - волшебный цветок Речецветик и всю неделю собирали к нему лепестки, чтобы узнать секреты правильной речи. Очень старались - хотели побывать у тебя в гостях.
Фея: Я рада, что вы познакомились с секретами правильной и красивой речи, а все ли дети их запомнили? Давайте все вместе вспомним эти секреты.
Дети смотрят на лепестки Речецветика и хором отвечают, а логопед указкой показывает лепесток:
Мы будем разговаривать (отхлопать по слогам) и будем выговаривать (протопать по слогам). Так правильно и внятно (отхлопать по слогам), чтоб было всем понятно (протопать по слогам).
Фея: Как хорошо у вас получилось. Умницы. А сейчас я хочу угостить вас волшебным печеньем. Кто съест моего волшебного печенья, у того язычок становится послушным. Угощайтесь, ребята.
Логопед: Спасибо
тебе, добрая Фея. А нам пора возвращаться
в группу. Мы постараемся научиться
правильно разговаривать, чтобы
попасть в город Красивой Речи. До свидания,
добрая Фея!
Заключение.
Опыт педагогической практики по изложенной системе работы позволяет нам сделать вывод, что применение описанных форм и методов речевого развития дошкольников способствует обогащению и активизации их словарного запаса, развитию коммуникативных компетентностей.