Методы и приемы активизации словаря

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:12, контрольная работа

Описание работы

Цель работы- выявить наиболее эффективные методы и приемы по активизации словаря у детей дошкольного возраста.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей, он необходим для выражения и формирования мыслей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………...3
1.Теоретическая часть.
1.1.Проблема активизации словаря в общей системе
речевой работы в детском саду…..................................................3-4
1.2. Методы и приемы работы по обогащению
и активизации словаря дошкольников.........................................4-10
1.3. Обогащения и активизации словаря в процессе общения
с окружающими в разных видах деятельности………………………11
2. Практическая часть.
Тематическая неделя правильной речи
2.1.Занятие в средней группе «Сказка о непослушном языке» …..…..12-14
2.2. Конспект занятия по развитию речи по теме:
«В гостях у игрушек»…………………………………….………….14-18
2.3. Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме
сказки "Колобок"……………………………………..…………….18-19
2.4. Конспект пальчиковой гимнастики по теме: "Домашние птицы"..20-21
2.5. Конспект занятия по теме: В королевстве Феи Правильной речи..21-22
Заключение.……………………………………………………………..23
Список литературы.…………………

Работа содержит 1 файл

контрольная по развитию речи.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

- Молодцы! Давайте  сядем на свои стульчики и  узнаем, что еще нам нужно сделать.

- Ребята, Бычок  тоже хочет послушать стихотворение  про себя и хочет, чтобы его  прочитали Илья и Адиля по  очереди. Порадуем Бычка?

- Хорошо, ребята, думаю, что Бычок доволен. А  теперь слушайте, какая будет  следующая игрушка: "Зимой белый, летом серый".

- Зайчик!

- Правильно!  Зайчик мне тоже что-то шепчет. Он не умеет правильно говорить -с- и просит научить его.  Давайте покажем ему, как нужно  соединять зубки, чтобы звук  получился и расскажем чистоговорку (дети делают улыбочку с открытым ртом, зубы соединены, выдувают воздух произносят -с-с-с-с-с).

Са-са-са-вот  летит оса ритмично хлопают

Су-су-су- вижу я  осу смотрят через "очки" вправо-влево

Сы-сы-сы-боюсь  я осы стучат кулаком об кулак

- Молодцы. Еще  Зайка спрашивает, знаете ли вы  про него стихотворение?

- Да, знаем.

- Прочитаем? -Да

(1-2 ребенка читают  стихотворение "Зайка"  А. Барто)

- Ребята, а какая  игрушка нам еще не давала  задание?

- Самолет!

- Правильно.

(Поднимаю  самолет и нахожу  под ним коробку)

- Смотрите, а под самолетом коробка. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней?

- Ребята, это  записка от самолета. Давайте  почитаем: "Здравствуйте, ребята! Научите  меня и моих друзей правильному  дыханию. Мои друзья - это бумажные  самолётики. А Сашу и Игоря  мы просим прочитать про нас  стихотворение". Вот такое письмо, ребята. Сначала мы научим их правильному выдоху

(Раздаю  самолетики детям  и вместе читаем: "Плавно, долго выдыхаем. Звук  протяжно выдуваем". Затем дети дуют  на свои самолетики  так, чтобы крылья  зашевелились)

- Вот смотри, Самолет, так нужно дуть. А теперь слушай стихотворение про тебя.

(Игорь  и Саша по очереди  читают стих "Самолет"  А. Барто)

- Молодцы, ребята, я думаю, что игрушкам понравилось как мы сегодня потрудились на занятии, старались говорить красиво и правильно, потому что они принесли нам второй лепесток цветка "Речецветик". Давайте мы его прикрепим к цветку

- Скажите, что  для вас сегодня было самым  интересным? А трудным?

2.3. Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме сказки "Колобок"в средней логопедической группе

Программное содержание: Учить детей удерживать язык в заданном положении, подготавливать язык детей к постановке свистящих звуков, к выдуванию изолированного звука -с- , закрепить сказку "Колобок".

Развивать подвижность  артикуляционного аппарата, длительного плавного выдоха, фонематического слуха, активизировать с помощью массажа рефлекторных зон руки, развивать двигательную общую, артикуляционную и мелкую моторику, внимание, память и воображение.

Воспитывать усидчивость, интерес к художественной литературе, взаимодействие со взрослым и детьми.

Активизация словаря: колобок, амбар, сусеки, сметана, скребен, метен, мешен.

Материал, оборудование.

Демонстрационный: иллюстрации к сказке "Колобок" (сюжетные картинки), выполненные в форме киноленты.

Раздаточный: шарики СУ-ДЖОК.

Предварительная работа: проведение артикуляционной гимнастики в режиме дня, разучивание артикуляционных упражнений, чтение сказки "Колобок", разучивание песенки колобка.

Ход занятия

- В гости к  нам сегодня колобок пришел. Помните,  из какой он сказки? Какие еще герои есть в этой сказке? Давайте все вместе споем песенку колобка (в это время массажируют руки шариками СУ-ДЖОК).

Я колобок, колобок  
По амбару скребен,  
По сусекам метен  
На сметане мешен  
В печку сажен  
Я из сказки ушел  
В гости к вам пришел.

Колобок предлагает поиграть с ним. А играть мы будем  язычком. Проглотили слюнки. Сели поудобнее. Начинаем сказку.

(Логопед  рассказывает и  выставляет сюжетные  картинки)

- Жили-были бабушка и дедушка. Бабушка сидит на лавочке (покусывать нижнюю губу) и дедушка сидит на лавочке (покусывать верхнюю губу), бабушка по сусекам помела (упражнение "Щеточка"), по амбару поскребла (упражнение "Уголки"). Наскребла муки и замесила тесто (упражнение "Болтушка"). Из теста испекла колобок (открыть широко рот, удерживать 5 секунд), положила колобок на тарелочку (упражнение "Блинчики") и оставила на окошке остужаться (упражнение "Окошко").

Колобок лежал-лежал, да спрыгнул с окна (упражнение "Блинчик" - высунуть язык вниз), покатился в лес (упражнение "Вкусное варенье").

Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц (втянуть щеки в себя), а потом медведь идет (надуть щеки) - поочередно 4 раза. Катится колобок дальше, катится. А потом попались ему навстречу волк (улыбнуться, показать зубы) и лиса (губы в улыбке) - поочередно 4 раза.

Укатился колобок  и от зайца, и от волка, и от медведя  (упражнение "Вкусное варенье"), а лиса упросила сесть его на мордочку (широкий язык на верхней губе), песенку спеть (упражнение "Накажем язычок"). Горячий колобок (дуть на широкий язык на верхней губе). Чуть остыл колобок, и лиса его съела (упражнение "Футбол"). Меленая мордочка стала у лисы побежала она к мостику (упражнение "Горка") умываться. Моется водичкой, а водичка журчит (упражнение "Песенка" водички "с-с-с").

- Вот и сказки конец, кто правильно все делал, тот молодец. Очень старались... Молодцы... И сегодня мы узнаем еще один секрет правильной речи.

Логопед показывает лепесток, на котором нарисован язык. Язычком своим играем Напрягаем, выгибаем.

Давайте повторим хором и постараемся запомнить.

(Дети  повторяют, логопед  пристегивает лепесток  к Речецветику)  
 

    1. Конспект  пальчиковой гимнастики в средней логопедической группе по теме: "Домашние птицы"

Программное содержание:

  • Закрепить название домашних и перелетных птиц (гусь, курица, петух ласточка), отличительные особенности их внешнего вида; тексты стихов, закрепить в речи произношение звуков -к-, -г-.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение различать темп и ритм речи и движений рук, слуховое внимание и восприятие, память, воображение.
  • Воспитывать интерес к пальчиковым играм, доброжелательное отношение к товарищам, любовь к животному миру.

Предварительная работа:

  • Изучение темы "Домашние животные", разучивание пальчиковых игр. Материал и оборудование:
  • Демонстрационный: иллюстрации (гусь, курица, петух, ласточка), цветок Речецветик.

Ход гимнастики.

Логопед достает  из конверта лепесток с изображением руки, показывает детям.

- Ребята, Фея  нам прислала новый лепесток  с секретом правильной речи. Что  на нем изображено? (Рука). Это значит, что игры с пальчиками помогают нам учиться правильно говорить:

Пальчиками мы играем, 
И массаж мы получаем.

Дети хором  повторяют, а логопед прикрепляет  лепесток к Речецветику и предлагает детям поиграть с пальчиками.

Упражнение "Пляшите, пальчики" У Маши жил веселый гусь (правой рукой изображаем гуся)

Логопед выставляет картинку с изображением гуся. Он знал все песни наизусть (левой рукой  изображаем гуся).

- Спляшем, Маша, спляшем (пальцы сжать - выпрямить)

У Маши славный  жил петух. (правой рукой изображаем петуха)

Он повторял все песни вслух (левой рукой  изображаем петуха)

Логопед выставляет картинку с изображением петуха

- Спляшем, Маша, спляшем. (пальцы сжать - выпрямить)

У Маши курочка  жила (правой рукой изображаем "курочку")

Логопед выставляет картинку с изображением курицы. Она яички нам несла (левой рукой изображаем "курочку")

- Спляшем, Маша, спляшем. (пальцы сжать - выпрямить)

Упражнение "Кулачки-ладошки" Есть у любого два кулачка (показать кулачки)

Хлопнул один по другому слегка (медленно стукнуть кулачками друг о друга) 
Ну, а ладошки не отстают (показать ладошки) 
Следом за ними весело бьют (медленно хлопать в ладоши) 
Кулачки быстрее бьют - (стукнуть кулачками друг о друга до чего стараются в среднем темпе 
А ладошки тут как тут, (хлопат ь в среднем темпе) 
так и рассыпаются 
Кулачки давай сердиться, (стукнуть кулачками друг о друга громко хлопать стали. быстро) 
А ладошки - баловницы (быстро хлопатьтоже не отстали)

Анализ занятия.

Молодцы. Давайте  еще раз повторим секрет правильной речи, который мы сегодня узнали. Дети хором повторяют: С пальчиками мы играем И массаж мы получаем

Сегодня послушные  пальчики были у Насти, Яны, Тимура.... Очень старались ...

    1. Конспект занятия по теме: В королевстве Феи Правильной речи.

Логопед: Ребята, мы выполнили все задания Феи. Мы собрали все лепестки Речецветика, изучили все правила. Теперь мы можем отправиться в "Страну Правильной речи", а Речецветик подскажет нам, куда нужно двигаться. Только с его помощью мы сможем найти дорогу.

Фея: Здравствуйте, ребята, проходите. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости.

Дети: Здравствуйте.

Логопед: Здравствуй, добрая Фея. И мы очень рады нашей  встречи. Мы получили от тебя подарок - волшебный цветок Речецветик и всю  неделю собирали к нему лепестки, чтобы  узнать секреты правильной речи. Очень старались - хотели побывать у тебя в гостях.

Фея: Я рада, что  вы познакомились с секретами  правильной и красивой речи, а все  ли дети их запомнили? Давайте все  вместе вспомним эти секреты.

Дети смотрят  на лепестки Речецветика и хором  отвечают, а логопед указкой показывает лепесток:

  • Ухо - Слушаем всегда внимательно логопеда и воспитателя.
  • Язык - Язычком своим играем напрягаем выгибаем.
  • Губы - Губами двигаем красиво, плавно и неторопливо.
  • Правильное дыхание - Плавно, долго выдыхаем, звук протяжный получаем.
  • Рука - С пальчиками мы играем и массаж мы получаем.
  • Книга - Книги разные читаем в них о многом мы узнаем. Фея: Молодцы, ребята. Теперь пусть этот волшебный цветок Речецветик живет у вас в группе, а вы обращайтесь к нему за советами, как научиться правильно разговаривать. Выполняя эти правила, будете разговаривать красиво. А как только все дети научатся говорить правильно, я приглашу вас в волшебный город, где я живу - город Красивой речи. Хотите там побывать? А теперь давайте все вместе споем песенку:

Мы будем разговаривать (отхлопать по слогам) и будем  выговаривать (протопать по слогам). Так правильно и внятно (отхлопать  по слогам), чтоб было всем понятно (протопать  по слогам).

Фея: Как хорошо у вас получилось. Умницы. А сейчас я хочу угостить вас волшебным печеньем. Кто съест моего волшебного печенья, у того язычок становится послушным. Угощайтесь, ребята.

Логопед: Спасибо  тебе, добрая Фея. А нам пора возвращаться в группу. Мы постараемся научиться  правильно разговаривать, чтобы  попасть в город Красивой Речи. До свидания, добрая Фея! 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Заключение.

      Опыт  педагогической практики по изложенной системе работы позволяет нам сделать вывод, что применение описанных форм и методов речевого развития дошкольников способствует обогащению и активизации их словарного запаса, развитию коммуникативных компетентностей. 

Информация о работе Методы и приемы активизации словаря