Методы и приемы активизации словаря

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:12, контрольная работа

Описание работы

Цель работы- выявить наиболее эффективные методы и приемы по активизации словаря у детей дошкольного возраста.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей, он необходим для выражения и формирования мыслей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………...3
1.Теоретическая часть.
1.1.Проблема активизации словаря в общей системе
речевой работы в детском саду…..................................................3-4
1.2. Методы и приемы работы по обогащению
и активизации словаря дошкольников.........................................4-10
1.3. Обогащения и активизации словаря в процессе общения
с окружающими в разных видах деятельности………………………11
2. Практическая часть.
Тематическая неделя правильной речи
2.1.Занятие в средней группе «Сказка о непослушном языке» …..…..12-14
2.2. Конспект занятия по развитию речи по теме:
«В гостях у игрушек»…………………………………….………….14-18
2.3. Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме
сказки "Колобок"……………………………………..…………….18-19
2.4. Конспект пальчиковой гимнастики по теме: "Домашние птицы"..20-21
2.5. Конспект занятия по теме: В королевстве Феи Правильной речи..21-22
Заключение.……………………………………………………………..23
Список литературы.…………………

Работа содержит 1 файл

контрольная по развитию речи.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

     В старших группах содержание словарной работы в процессе рассматривания игрушки шире. Дети называют материал, из которого она сделана, форму отдельных частей, обобщающее слово, классифицирующее данную игрушку. Подобные занятия проходят интересно, так как при этом используется игровая деятельность детей: игрушку трогают, двигают, катают и пр.

        Рассматривание игрушек сопровождается  беседой, в которой дети рассказывают  об устройстве игрушек, их деталях,  возможных играх с ними. Это  позволяет включать усвоенные  слова в связную речь, употреблять  их в сочетании с другими словами.

       Эти занятия важны и с воспитательной точки зрения. Одновременно с развитием словаря ребенка учат правильно обращаться с игрушкой, воспитывают аккуратность, активизируют коллективные игры с игрушками.

       Для уточнения и активизации словаря дошкольников полезно рассматривание картинок разного типа: предметных, сюжетных.

       Рассматривание  картин направлено на уточнение детских  представлений и словаря и  всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь

       Методика занятия по рассматриванию картины подчиняется общим дидактическим требованиям:

  • подготовка внимания детей до момента внесения картины,
  • дается время для первоначального ее созерцания,
  • затем воспитатель предлагает детям рассматривать одну за другой все основные части картины, устанавливая смысловую связь между ними.

       Цель  рассматривания картины, цель задаваемых вопросов — выяснить ее основное содержание; при этом надо активизировать не словарь вообще, а определенную группу слов. Поэтому спрашивать следует об основном.

       Основа  словарной работы при рассматривании картины заключается в том, что дети, видя изображение предмета,  учатся узнавать предмет на картине,  сравнивать его с известным ранее. Чтобы рассмотреть, назвать картину, ребенку надо вспомнить и ранее виденный предмет, и ранее воспринятое слово. Задача воспитателя — учить детей воспринимать смысл картины, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделению существенного. Наиболее  правильный вопрос для выяснения смысла картины: о чем эта картина? Воспитатель постепенно подводит детей к умению отвечать на этот вопрос, используя такие приемы:

  • сам раскрывает содержание картины в краткой словесной форме,
  • показывает центральный объект указкой и одновременно спрашивает: «Что, кто это?» (т. е. первый вопрос звучит конкретно);
  • формулировкой вопроса обращает внимание на композицию картины: «На кого смотрят все дети и взрослые в этой групповой комнате?».

   Старшим детям предлагает вглядеться  в картину и придумать ее название (не только в конце занятия, но и в начале его).

       Основной  словарный прием на этом занятии — вопрос. Употребляются разные формы вопросов: 

 1. Для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем? Правильно ли дети встретили новенькую? 

 2. Для описания предметов: что? Какой? Где? Что делает? На что похож?

 3. Для установления связей между частями картины: почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи? 

 4. Для перехода за пределы изображенного: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался об этом? 

 5. Вопросы  о личном опыте детей, близком содержанию картины: а у тебя такие игрушки есть? А к нам в группу кто недавно пришел? Как мы встретили новенького? 

 6. Старшим  детям для активизации словаря задается вопрос для подбора синонимов: как еще можно сказать об этом? (Несмелая, робкая, испуганная и др.)

       Вопросы по форме могут быть не только прямыми и наводящими, но и подсказывающими, особенно в младших группах: это котенок? Это мячик? В старших группах с детьми можно провести упражнения типа игры «Кто больше увидит?» Дети называют детали изображенного предмета, не повторяясь. Это важно для развития наблюдательности, внимания и активизации словаря. Хорош прием сравнения картин (Чем похожи и чем не похожи?).

       Хорошим наглядным материалом для активизации словаря являются мелкие настольные картинки. В младших группах рассматривание длится 5-10 мин. За это время ребенок успеет посмотреть и назвать несколько картинок. Рассматривание картинок можно организовать  в идее игры «Поехали, поехали!»: дети рассаживаются вокруг стола и по команде «поехали» передвигают картинке. По сигналу «стоп»  открывают ближайшую и называют ее.  Так можно рассматривать картинки новых игр (лото, кубиков, настольно-печатных). В старших группах параллельно с рассматриванием картинок практикуются их классификация, составление загадок и другие более сложные задания.

         Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся.

        В связи с  программным содержанием в играх активизируется определенная группа слов, которую должен усвоить ребенок. Воспитатель обращает внимание детей на точность их ответов, добиваясь активизации намеченных слов. В дидактической игре можно косвенным путем добиться активности всех ее участников, давать по ходу игры задания (сказать хором, спеть песню, вспомнить загадку о предмете и т. п.).

          Словарные дидактические игры  помогают развитию как видовых,  так и родовых понятий, освоению  слов в их обобщенных значениях.  В этих играх ребенок попадает  в ситуации, когда он вынужден  использовать приобретенные ранее  знания и словарь в новых условиях.

          Подбор материала для дидактических  игр должен определяться задачами  словарной работы. Для активизации  бытового словаря подбирают игрушки  или картинки, изображающие предметы  быта, для активизации природоведческого словаря – природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы). Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.

          В методике дошкольного воспитания  накоплен богатый арсенал дидактических  игр с детьми разного возраста («Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт»).

      Игры  с куклой широко распространены в практике детских садов, особенно в младших группах. Основное дидактическое правило этих игр — закрепление последовательности бытовых процессов, которые сами дети совершают в жизни. Поэтому лучше всего выбирать для каждой игры узкое, конкретное содержание, но раскрывать его достаточно полно и глубоко. В игре «Встреча новой куклы» закрепляет правила культуры общения: встречать нового человека, гостя, знакомиться с ним. В игре «Угощение куклы» закрепляется навык культурной еды. Последовательность и правильность игровых действий определяют вопросы воспитателя: «А что вы делаете перед едой? Чем вы моете руки? Покажите, как вы намыливаете руки!» К активным действиям с куклой привлекаются по очереди почти все дети группы. Воспитателю следует добиваться, чтобы дети не ограничивались выполнением действий и односложными ответами, а правильно отвечали на вопросы.

      Дидактическое упражнение в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.

      Упражнения  содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов.

      Для детей дошкольного возраста систему  словарных упражнений предложила Е. И. Тихеева. Целью этих упражнений она  считала расширение лексикона и  речевых навыков: подбор эпитетов к  слову, узнавание по эпитетам предмета, подбор к предмету действий, подбор предметов к действию, подбор обстоятельств, набор слов с оттенками значений, подбор пропущенных слов, распространение предложений, добавление придаточных предложений, определение составных частей целого, а также упражнения на точность наименований, составление предложений с определенным словом, составление предложения с несколькими заданными словами, объяснение слов, отгадывание и составление загадок, классификация предметов. Нетрудно заметить даже по этому перечислению влияние названных выше упражнений на характер и содержание работы со словом.

      Основным  содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации  слов:

по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда);

  • по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные);
  • по свойствам (цвет, вкус, величина, материал);
  • подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами;
  • распространение предложений с использованием заданных слов.

      Отличительной чертой словарных упражнений является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.

      До  недавнего времени словарные  упражнения как метод активизации  словаря рассматривались, главным образом, в отношении старших дошкольников. Данные современной науки о возможностях умственного и речевого развития детей позволили значительно расширить их использование в средних и даже младших группах.

      Для активизации словаря и ознакомления с образным строем речи известное значение имеет составление детьми загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки (как и другие малые формы фольклора) помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений

      Требования  к их применению в целях развития словаря:

 загадыванию  загадок должно предшествовать  ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;

загадки должны быть доступны детям с точки  зрения как содержания, так и формы.

      Сначала дети учатся отгадывать «готовые» — народные, авторские загадки.  Предъявляются загадки двух видов:

  • прямое описание характерных признаков без называния самого предмета (мягкие лапки, а в лапках цап-царапки),
  • метафорическое описание, сопоставление с другим предметом, чем-то близким загадываемому (сидит красная девица в темнице, а коса на улице).  

      Первоначально на занятиях в старших группах главная задача заключается в том, чтобы учить детей мотивировать свои ответы, представлять доказательства правильности отгадки (Как вы догадались?).

      Следующий этап — составление загадок самими детьми. Как правило, на первых порах их загадки представляют собой краткое описание предмета (без его названия). Поощряется ритмичность фраз, использование сравнений, например: «Мое животное летит, как стрела, а любимая его еда — зеленая трава» (лошадь). Такие описания приучают пользоваться образным словарем, находить точные интересные выражения, а затем отыскивать сравнения, уподобления.

       О.С. Ушакова считает, что  основу обогащения, расширения и активизации словарного запаса составляет ведение в языковое сознание ребенка

  • тематических групп слов,
  • синонимических рядов,
  • антонимических пар,
  • многозначных слов.

       Синонимическая  работа с детьми (подбор слов, близких  по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, брести, плестись, и т.п.; или глаголы, обозначающие речь и ситуацию общения: сказал, спросил, ответил, прошептал, закричал, объяснил).

Информация о работе Методы и приемы активизации словаря