Методы и приемы активизации словаря

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:12, контрольная работа

Описание работы

Цель работы- выявить наиболее эффективные методы и приемы по активизации словаря у детей дошкольного возраста.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей, он необходим для выражения и формирования мыслей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………...3
1.Теоретическая часть.
1.1.Проблема активизации словаря в общей системе
речевой работы в детском саду…..................................................3-4
1.2. Методы и приемы работы по обогащению
и активизации словаря дошкольников.........................................4-10
1.3. Обогащения и активизации словаря в процессе общения
с окружающими в разных видах деятельности………………………11
2. Практическая часть.
Тематическая неделя правильной речи
2.1.Занятие в средней группе «Сказка о непослушном языке» …..…..12-14
2.2. Конспект занятия по развитию речи по теме:
«В гостях у игрушек»…………………………………….………….14-18
2.3. Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме
сказки "Колобок"……………………………………..…………….18-19
2.4. Конспект пальчиковой гимнастики по теме: "Домашние птицы"..20-21
2.5. Конспект занятия по теме: В королевстве Феи Правильной речи..21-22
Заключение.……………………………………………………………..23
Список литературы.…………………

Работа содержит 1 файл

контрольная по развитию речи.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

       Работа  над антонимами (словами с противоположным  значением) проводится при составлении  словосочетаний и предложений.  С  этой целью с  детьми различные  упражнения:

  • нахождение антонимов в пословицах и поговорках,
  • подбор антонимов к многозначным словам,
  • подбор словосочетаний  со словами близкого и противоположного значения ( (н-р, старый дом – ветхий; старое платье – рваное; старый друг – давний) составление предложений с многозначными словами.

      Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения детьми слова. 
 
 
 

 1.3. Обогащения и активизации словаря в процессе общения

 с окружающими в  разных видах деятельности.  

      Развитие  словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности.

      Большое значение для обогащения и активизации  словаря имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый  обиходный словарь. В связи с  воспитанием культурно-гигиенических  навыков, формированием навыков  самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.

      В трудовой деятельности словарь детей  пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств  и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе.

      Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.

      Исключительные  возможности для развития словаря  создает творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с  различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Практическая  часть.
 

Тематическая  неделя "Праздник правильной речи".

    1. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Сказка о непослушном языке»

Программное содержание:

  • Познакомить детей с рассказом.
  • Формировать понятие о правильной, красивой речи, о ее основных компонентах.
  • Закрепить навык развернутого связного высказывания.
  • Развивать внимание, диалогическую речь, эмоций, выразительности речи, памяти, воображение, нравственных представлений, фонематический слух, ритмику движений.
  • Воспитывать доброту, отзывчивость, чувство сопереживания герою рассказа, выдержку, умение слушать и слышать речь логопеда и детей.
  • Активизация словаря: речецветик, правильная речь, красный, синий, желтый, оранжевый, слово, звук, внятно, выговаривать, секрет, стебель, лист, лепесток.

Методические приемы:

  • Словесные: вопросы, рассказывание, беседа,
  • Наглядные: использование иллюстраций, цветка Речецветика,
  • Игровые: путешествие в сказку, сюрпризный момент,
  • Практические: упражнения, материал, оборудование:
  • Демонстрационный: иллюстрации к сказке, цветок Речецветик, лепесток с символом, Раздаточный: игра "Собери цветок" на каждого ребенка.

Ход занятия

- Ребята, сегодня  я расскажу вам одну интересную  историю. Садитесь удобно, приготовьтесь  слушать внимательно. Сказка называется "Сказка о непослушном язычке".

Жила-была девочка  Маша. Красивая была девочка, добрая, послушная. Но вот беда - не слушался девочку ее язычок - никак не хотел он правильно выговаривать звуки и слова. И поэтому случались с девочкой разные неприятности.

Выйдет девочка  погулять, зовут ее ребята в прятки играть: "Маша, пойдем с нами играть". А она им: "Фефяс", что значит "сейчас". А дети думают, что не хочет девочка с ними играть и убегают. Зовет девочку мама: "Маша, пойдем в цирк". Девочка отвечает: "Кофечно", что значит "конечно". А мама думает, что Маша балуется и не берет Машу в цирк.

Папа предлагает: "Хочешь шоколадку?" отвечает девочка: " Осен хофу", что значит "очень хочу", а папа думает, что у Маши насморк и покупает вместо шоколадки таблетки.

Очень девочка  расстраивалась, что не понимали ее дети и взрослые. Узнала про это  Фея правильной речи и решила помочь девочке - раскрыть ей секреты, как научиться правильно говорить. Она подарила ей волшебный цветок Речецветик, на котором нарисованы правила красивой речи. И научила петь песенку:

Я буду разговаривать  и буду выговаривать,

Все правильно  и внятно, чтоб было всем понятно.

Очень скоро, выполняя советы Феи, научилась девочка правильно  разговаривать. Стали дети во дворе  приглашать Машу в свои игры, а взрослые понимают о чем девочка говорит. А сама Маша теперь всегда радостная  и веселая, а про секреты Феи никогда не забывает.

Вот такая сказка.

Физминутка:

Давайте ребятки  вместе с вами повторим слова песенки  и постараемся их прохлопать. Если мы выучим песенку и узнаем все  секреты Феи, то очень скоро научимся разговаривать правильно, как та девочка из сказки. Игра "Прохлопай песенку".

Я буду разговаривать  и буду выговаривать,

Все правильно  и внятно, чтоб было всем понятно. Дидактическая  игра "Собери цветок". Какого цвета  твой цветок? А у тебя? Беседа по сказке:

- Давайте с  вами вспомним сказку.

- О ком говорится в сказке?

- Как звали  девочку?

- Какая она  была?

- Какая у девочки  была беда?

- Что случилось  с девочкой?

- Кто помог  девочке?

- Что случилось  потом?

- А вы хотите  узнать секреты правильной речи? Фея прислала нам стебелек  от волшебного цветка. Этот волшебный цветок помогает правильно разговаривать, потому что на его лепестках нарисованы и написаны секреты правильной речи. Цветок называется Речецветик. Сегодня мы получаем первый лепесток. Что на нем нарисовано? (Ухо) Правильно.

Открывает нам  Речецветик первый секрет:

- Слушаем внимательно  логопеда и воспитателя.

Это значит, что  надо внимательно слушать, а потом  говорить.

- Повторим хором  секрет.

Вот какой цветок Речецветик (логопед прикрепляет  лепесток). А когда мы соберем  все лепестки, то сможем попасть в гости к Фее правильной речи. Хотите в гости к Фее? Сегодня на занятии внимательно слушали сказку... Хорошо отвечали... Старались правильно выговаривать звуки... Молодцы.

    1. Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе

Тема: «В гостях у игрушек»

Программное содержание: Пополнять и активизировать словарь детей, используя художественную литературу; употреблять существительные с обобщающим значением; закреплять правильное речевое дыхание, произношение звука -с- в словах, чистоговорках, стихотворениях.

Совершенствовать  отчетливое произношение слов, развивать  фонематический слух, интонационную  выразительность речи.

Воспитывать желание  говорить правильно, красиво.

Активизация словаря: игрушки: самолет, мишенька, заинька.

Методические  приемы:

Игровые: сюрпризный момент, подвижная игра "Самолет", д/и "Скажи ласково", упражнение на речевое дыхание "Подуем на самолетики".

Словесные: вопросы, указания.

Материал  и оборудование: Демонстрационный: ширма, игрушки (мяч, мишка, зайка, бычок, самолет), цветок "Речецветик". Раздаточный: бумажные разноцветные самолетики. 

Ход занятия

(Воспитатель  с детьми заходит  в группу и подходят  к цветку "Речецветик")

- Ребята, посмотрите на Речецветик. Вчера мы с вами получили первый лепесток. Сегодня нам предстоит очень ответственно потрудиться, правильно выполнять все задания, чтобы Фея Королевства Правильной речи прислала нам еще один лепесток. За заданиями сегодня мы пойдем к героям книги А. Барто "Игрушки". (Показываю книгу).

- Эту книгу  написала Агния Барто, о чём эта книга?

- О мяче, грузовике  и т.д.

- Скажите, как  можно назвать их одним словом?

- Игрушки.

- Правильно.

Подвожу детей  к столу, на котором находятся  игрушки: мяч, самолет, мишка, зайка, бычок.

- Посмотрите, ребята, вот эти игрушки будут вам  давать задания. А теперь проходите и садитесь на стульчики.

Отгадайте, какая  игрушка задаст вам первое задание.

Его пинают, а  он не плачет

Его бросают  назад, он скачет.

- Мячик!

- Правильно.  Мячик предлагает прочитать про  него стихотворение

- 1-2 ребенка читают  стихотворение "Мяч" А. Барто.

- Молодцы, а  теперь послушайте следующую  загадку: Он косолапый и сосет  он лапу.

- Мишка!

- Правильно.  А Мишка предлагает вам поиграть  с ним в игру "Скажи ласково". Мы с мишкой будем говорить  первое слово, а вы нам ответите  ласково и прохлопаете это слово.

Воспитатель: слон

Дети: слоник

 Воспитатель:  мяч 

Дети: мячик 

Воспитатель: кукла 

Дети: куколка 

Воспитатель: мишка 

Дети: мишенька

Воспитатель: флаг

 Дети: флажок 

Воспитатель: машина

 Дети: машинка 

Воспитатель: бык 

Дети: бычок

- Молодцы! Ребята, Мишка тоже хочет послушать  стихотворение про себя.

(1-2 ребенка читают  стихотворение "Мишка"  А. Барто)

- Хорошо, ребята, Мишка сказал мне, что вы очень красиво читали стихотворение.

(Слышатся  звуки "му-му")

- Ребята, вы слышите? Кто это может так здороваться?

- Бычок!

- Правильно.  Следующее задание даст вам  Бычок. Он предлагает нам показать  как мы хорошо играем в "Самолет".

(Предлагаю  детям встать в  круг лицом. Вместе  читаем стихотворение  "Самолет" А.  Барто и выполняем  движения). Самолет построим сами стоим на одной ноге, руки в стороны Понесемся над лесами бежим по кругу с поднятыми в сторону руками, понесемся под полями меняем направление, а потом вернемся к маме. приседаем.

Информация о работе Методы и приемы активизации словаря