Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:12, контрольная работа
Цель работы- выявить наиболее эффективные методы и приемы по активизации словаря у детей дошкольного возраста.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей, он необходим для выражения и формирования мыслей.
Введение ………………………………………………………………...3
1.Теоретическая часть.
1.1.Проблема активизации словаря в общей системе
речевой работы в детском саду…..................................................3-4
1.2. Методы и приемы работы по обогащению
и активизации словаря дошкольников.........................................4-10
1.3. Обогащения и активизации словаря в процессе общения
с окружающими в разных видах деятельности………………………11
2. Практическая часть.
Тематическая неделя правильной речи
2.1.Занятие в средней группе «Сказка о непослушном языке» …..…..12-14
2.2. Конспект занятия по развитию речи по теме:
«В гостях у игрушек»…………………………………….………….14-18
2.3. Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме
сказки "Колобок"……………………………………..…………….18-19
2.4. Конспект пальчиковой гимнастики по теме: "Домашние птицы"..20-21
2.5. Конспект занятия по теме: В королевстве Феи Правильной речи..21-22
Заключение.……………………………………………………………..23
Список литературы.…………………
Работа над антонимами (словами с противоположным значением) проводится при составлении словосочетаний и предложений. С этой целью с детьми различные упражнения:
Таким
образом, в словарной работе используется
совокупность разных методов и приемов
в зависимости от степени овладения детьми
слова.
1.3. Обогащения и активизации словаря в процессе общения
с
окружающими в
разных видах деятельности.
Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности.
Большое
значение для обогащения и активизации
словаря имеет бытовая
В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе.
Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
Исключительные
возможности для развития словаря
создает творческая художественная
деятельность детей. Ознакомление с
различными видами искусства благодаря
сочетанию зрительного и слухового восприятия,
особого эмоционального воздействия на
чувства ребенка расширяет кругозор и
обогащает лексикон детей.
Тематическая неделя "Праздник правильной речи".
Программное содержание:
Методические приемы:
Ход занятия
- Ребята, сегодня
я расскажу вам одну
Жила-была девочка Маша. Красивая была девочка, добрая, послушная. Но вот беда - не слушался девочку ее язычок - никак не хотел он правильно выговаривать звуки и слова. И поэтому случались с девочкой разные неприятности.
Выйдет девочка погулять, зовут ее ребята в прятки играть: "Маша, пойдем с нами играть". А она им: "Фефяс", что значит "сейчас". А дети думают, что не хочет девочка с ними играть и убегают. Зовет девочку мама: "Маша, пойдем в цирк". Девочка отвечает: "Кофечно", что значит "конечно". А мама думает, что Маша балуется и не берет Машу в цирк.
Папа предлагает: "Хочешь шоколадку?" отвечает девочка: " Осен хофу", что значит "очень хочу", а папа думает, что у Маши насморк и покупает вместо шоколадки таблетки.
Очень девочка расстраивалась, что не понимали ее дети и взрослые. Узнала про это Фея правильной речи и решила помочь девочке - раскрыть ей секреты, как научиться правильно говорить. Она подарила ей волшебный цветок Речецветик, на котором нарисованы правила красивой речи. И научила петь песенку:
Я буду разговаривать и буду выговаривать,
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Очень скоро, выполняя советы Феи, научилась девочка правильно разговаривать. Стали дети во дворе приглашать Машу в свои игры, а взрослые понимают о чем девочка говорит. А сама Маша теперь всегда радостная и веселая, а про секреты Феи никогда не забывает.
Вот такая сказка.
Физминутка:
Давайте ребятки вместе с вами повторим слова песенки и постараемся их прохлопать. Если мы выучим песенку и узнаем все секреты Феи, то очень скоро научимся разговаривать правильно, как та девочка из сказки. Игра "Прохлопай песенку".
Я буду разговаривать и буду выговаривать,
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Дидактическая игра "Собери цветок". Какого цвета твой цветок? А у тебя? Беседа по сказке:
- Давайте с вами вспомним сказку.
- О ком говорится в сказке?
- Как звали девочку?
- Какая она была?
- Какая у девочки была беда?
- Что случилось с девочкой?
- Кто помог девочке?
- Что случилось потом?
- А вы хотите
узнать секреты правильной
Открывает нам Речецветик первый секрет:
- Слушаем внимательно логопеда и воспитателя.
Это значит, что надо внимательно слушать, а потом говорить.
- Повторим хором секрет.
Вот какой цветок Речецветик (логопед прикрепляет лепесток). А когда мы соберем все лепестки, то сможем попасть в гости к Фее правильной речи. Хотите в гости к Фее? Сегодня на занятии внимательно слушали сказку... Хорошо отвечали... Старались правильно выговаривать звуки... Молодцы.
Тема: «В гостях у игрушек»
Программное содержание: Пополнять и активизировать словарь детей, используя художественную литературу; употреблять существительные с обобщающим значением; закреплять правильное речевое дыхание, произношение звука -с- в словах, чистоговорках, стихотворениях.
Совершенствовать отчетливое произношение слов, развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи.
Воспитывать желание говорить правильно, красиво.
Активизация словаря: игрушки: самолет, мишенька, заинька.
Методические приемы:
Игровые: сюрпризный момент, подвижная игра "Самолет", д/и "Скажи ласково", упражнение на речевое дыхание "Подуем на самолетики".
Словесные: вопросы, указания.
Материал
и оборудование:
Демонстрационный:
ширма, игрушки (мяч, мишка, зайка, бычок,
самолет), цветок "Речецветик". Раздаточный:
бумажные разноцветные самолетики.
Ход занятия
(Воспитатель с детьми заходит в группу и подходят к цветку "Речецветик")
- Ребята, посмотрите на Речецветик. Вчера мы с вами получили первый лепесток. Сегодня нам предстоит очень ответственно потрудиться, правильно выполнять все задания, чтобы Фея Королевства Правильной речи прислала нам еще один лепесток. За заданиями сегодня мы пойдем к героям книги А. Барто "Игрушки". (Показываю книгу).
- Эту книгу написала Агния Барто, о чём эта книга?
- О мяче, грузовике и т.д.
- Скажите, как можно назвать их одним словом?
- Игрушки.
- Правильно.
Подвожу детей к столу, на котором находятся игрушки: мяч, самолет, мишка, зайка, бычок.
- Посмотрите, ребята, вот эти игрушки будут вам давать задания. А теперь проходите и садитесь на стульчики.
Отгадайте, какая игрушка задаст вам первое задание.
Его пинают, а он не плачет
Его бросают назад, он скачет.
- Мячик!
- Правильно.
Мячик предлагает прочитать
- 1-2 ребенка читают стихотворение "Мяч" А. Барто.
- Молодцы, а теперь послушайте следующую загадку: Он косолапый и сосет он лапу.
- Мишка!
- Правильно.
А Мишка предлагает вам
Воспитатель: слон
Дети: слоник
Воспитатель: мяч
Дети: мячик
Воспитатель: кукла
Дети: куколка
Воспитатель: мишка
Дети: мишенька
Воспитатель: флаг
Дети: флажок
Воспитатель: машина
Дети: машинка
Воспитатель: бык
Дети: бычок
- Молодцы! Ребята, Мишка тоже хочет послушать стихотворение про себя.
(1-2 ребенка читают стихотворение "Мишка" А. Барто)
- Хорошо, ребята, Мишка сказал мне, что вы очень красиво читали стихотворение.
(Слышатся звуки "му-му")
- Ребята, вы слышите? Кто это может так здороваться?
- Бычок!
- Правильно.
Следующее задание даст вам
Бычок. Он предлагает нам
(Предлагаю детям встать в круг лицом. Вместе читаем стихотворение "Самолет" А. Барто и выполняем движения). Самолет построим сами стоим на одной ноге, руки в стороны Понесемся над лесами бежим по кругу с поднятыми в сторону руками, понесемся под полями меняем направление, а потом вернемся к маме. приседаем.