Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:12, контрольная работа
Цель работы- выявить наиболее эффективные методы и приемы по активизации словаря у детей дошкольного возраста.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей, он необходим для выражения и формирования мыслей.
Введение ………………………………………………………………...3
1.Теоретическая часть.
1.1.Проблема активизации словаря в общей системе
речевой работы в детском саду…..................................................3-4
1.2. Методы и приемы работы по обогащению
и активизации словаря дошкольников.........................................4-10
1.3. Обогащения и активизации словаря в процессе общения
с окружающими в разных видах деятельности………………………11
2. Практическая часть.
Тематическая неделя правильной речи
2.1.Занятие в средней группе «Сказка о непослушном языке» …..…..12-14
2.2. Конспект занятия по развитию речи по теме:
«В гостях у игрушек»…………………………………….………….14-18
2.3. Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме
сказки "Колобок"……………………………………..…………….18-19
2.4. Конспект пальчиковой гимнастики по теме: "Домашние птицы"..20-21
2.5. Конспект занятия по теме: В королевстве Феи Правильной речи..21-22
Заключение.……………………………………………………………..23
Список литературы.…………………
Нижегородский
государственный
Контрольная работа по курсу
«Теория и методика развития речи
детей дошкольного возраста»
на тему:
«Методы
и приемы активизации
словаря»
2011 год
План.
Введение ……………………………………………………
1.Теоретическая часть.
1.1.Проблема активизации словаря в общей системе
речевой работы в детском саду….........................
1.2. Методы и приемы работы по обогащению
и активизации словаря дошкольников..................
1.3. Обогащения и активизации словаря в процессе общения
с окружающими в разных видах деятельности………………………11
2. Практическая часть.
Тематическая неделя правильной речи
2.1.Занятие в средней группе «Сказка о непослушном языке» …..…..12-14
2.2. Конспект занятия по развитию речи по теме:
«В гостях у игрушек»…………………………………….………….
2.3. Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме
сказки "Колобок"……………………………………..……………
2.4. Конспект пальчиковой гимнастики по теме: "Домашние птицы"..20-21
2.5. Конспект занятия по теме: В королевстве Феи Правильной речи..21-22
Заключение.………………………………………………
Список
литературы.…………………………………………………
Введение
Цель
работы- выявить наиболее эффективные
методы и приемы по активизации словаря
у детей дошкольного возраста.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей, он необходим для выражения и формирования мыслей. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, то есть его поведение, а следовательно, и его личность в целом. Вот почему в основную задачу детского сада обязательно включается развитие полноценной речи у ребенка.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, Ф.А.Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б.Эльконин.
В
современной методике словарная
работа рассматривается как
Система работы по развитию
речи в детском саду
1.1.Проблема
активизации словаря
в общей системе
речевой работы
в детском саду.
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов. К.Д. Ушинский так писал об этой задаче: «…Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивает быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова». Поэтому важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, Конина М.М. писала: « Руководство развитием словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей»
Усваиваемые детьми слова делятся на две категории:
Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
В
активный словарь ребенка входит
общеупотребительная лексика, но в
отдельных случаях — ряд
Активизация словаря - это важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.
Ребенок должен не только
В
«Программе воспитания в детском саду»
специально подчеркнуты требования к
активному словарю детей, определены слова,
которые они должны не только понимать,
но и свободно употреблять, усвоение которых
представляет для дошкольников известную
трудность (справа, слева, треугольник,
узкий и т. д.). Следовательно, активизация
словаря — это увеличение количества
используемых в речи слов, содержание
которых точно понимается ребенком.
1.2. Методы и приемы работы по обогащению и активизации словаря дошкольников.
В дошкольном образовательном учреждении можно выделить две группы методов словарной работы:
Методы активизации словаря, направлены на то, чтобы вызвать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи.
К основным методам работы по закреплению и активизации словаря А.М. Бородич относит:
Ф.А. Сохин, раскрывая содержание работы по закреплению и активизации словаря, предлагает данную работу проводить в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневном общении.
К специальным занятиям по закреплению словаря он относил занятия
Среди методов словарной работы, которые используются для закрепления и активизации словаря Алексеева М.М. , Яшина В.И. выделили :
Рассматривание игрушек как метод словарной работы используется во всех возрастных группах. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных этими представлениями словесных форм (Е. И. Тихеева). Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда.
Особое значение имеет предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.
В методике обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними (О.И. Соловьева, А. М. Бородич и другие). При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причем первый предшествует второму. Сначала дети рассматривают кукол, а затем играют в игру «Кукла Катя встречает гостей»; или в первой части занятия они рассматривают овощи и фрукты, а во второй – играют в «Чудесный мешочек»; рассматривание орудий труда может предшествовать дидактической игре «Кому что нужно для работы» и др. Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами.