Методы и приемы активизации словаря

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:12, контрольная работа

Описание работы

Цель работы- выявить наиболее эффективные методы и приемы по активизации словаря у детей дошкольного возраста.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей, он необходим для выражения и формирования мыслей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………...3
1.Теоретическая часть.
1.1.Проблема активизации словаря в общей системе
речевой работы в детском саду…..................................................3-4
1.2. Методы и приемы работы по обогащению
и активизации словаря дошкольников.........................................4-10
1.3. Обогащения и активизации словаря в процессе общения
с окружающими в разных видах деятельности………………………11
2. Практическая часть.
Тематическая неделя правильной речи
2.1.Занятие в средней группе «Сказка о непослушном языке» …..…..12-14
2.2. Конспект занятия по развитию речи по теме:
«В гостях у игрушек»…………………………………….………….14-18
2.3. Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме
сказки "Колобок"……………………………………..…………….18-19
2.4. Конспект пальчиковой гимнастики по теме: "Домашние птицы"..20-21
2.5. Конспект занятия по теме: В королевстве Феи Правильной речи..21-22
Заключение.……………………………………………………………..23
Список литературы.…………………

Работа содержит 1 файл

контрольная по развитию речи.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Нижегородский государственный педагогический  университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по курсу 

«Теория и методика развития речи

детей дошкольного возраста»

на  тему:

«Методы и приемы активизации  словаря» 
 
 
 
 
 
 

                                                Выполнила:

                                                студентка

                                                заочного отделения (5,5 лет)

                                                2 группы 3 курса

                                                Жилина В.А.

                                                                        

                                                                                 Проверила

                                                преподаватель:

                                                Белинова Н.В. 
 
 
 
 
 
 

2011 год 
 

 План.

 Введение ………………………………………………………………...3

 1.Теоретическая  часть.

 1.1.Проблема активизации словаря  в общей системе

       речевой работы в детском саду…..................................................3-4

 1.2. Методы и приемы работы по обогащению

        и активизации словаря дошкольников.........................................4-10

 1.3. Обогащения и активизации словаря в процессе общения

 с окружающими в разных видах деятельности………………………11

 2. Практическая часть.

 Тематическая  неделя правильной речи

  2.1.Занятие в средней группе «Сказка о непослушном языке» …..…..12-14

  2.2. Конспект занятия по развитию речи по теме:

        «В гостях у игрушек»…………………………………….………….14-18

  2.3. Конспект комплекса артикуляционной гимнастики в форме

       сказки "Колобок"……………………………………..…………….18-19

  2.4. Конспект пальчиковой гимнастики по теме: "Домашние птицы"..20-21

  2.5. Конспект занятия по теме: В королевстве Феи Правильной речи..21-22

 Заключение.……………………………………………………………..23

 Список  литературы.……………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

Цель  работы- выявить наиболее эффективные методы и приемы по активизации словаря у детей дошкольного возраста.  

      Язык  занимает чрезвычайно важное место  в развитии ребёнка. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей, он необходим для выражения и формирования мыслей. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, то есть его поведение, а следовательно, и его личность в целом. Вот почему в основную задачу детского сада обязательно включается развитие полноценной речи у ребенка.

      Исследованием речевого развития занимались такие  выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, Ф.А.Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б.Эльконин.

       В современной методике словарная  работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

        Система работы по развитию  речи в детском саду представляет  собой сложное образование, включающее  взаимосвязанные и взаимодействующие  компоненты. Общая задача по обучению родному языку состоит из ряда специальных, частных задач. В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. 

  1. Теоретическая часть.
 

    1.1.Проблема  активизации словаря   в общей системе  речевой работы  в детском саду. 

      Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов. К.Д. Ушинский так писал об этой задаче: «…Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивает быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова». Поэтому важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

      Вычленяя  обогащение, закрепление и активизацию  словаря как главные задачи словарной работы, Конина М.М. писала: « Руководство развитием словаря  начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей»

      Усваиваемые детьми слова делятся на две категории:

  • пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет)
  • активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи).

 Активный  словарь во многом определяет богатство  и культуру речи.

       В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в  отдельных случаях — ряд специфических  слов, повседневное употребление которых  объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотр и др. Дети лесосплавного пункта — затон, рубка, топляк и т. п. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.

      Активизация словаря - это важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.

        Ребенок должен не только слышать  речь воспитателя, но и воспроизводить  ее много раз, так как при  восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а  в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. [1 ; 101]

       В «Программе воспитания в детском саду» специально подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. 

 1.2. Методы и приемы  работы  по обогащению и активизации словаря дошкольников.

       В дошкольном образовательном учреждении можно выделить две группы методов словарной работы:

  • методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря)
  • методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

   Методы активизации словаря, направлены на то, чтобы вызвать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи.

       К основным методам работы по закреплению и активизации словаря А.М. Бородич относит:

  • рассматривание игрушек,
  • рассматривание картинок,
  • дидактические игры
  • словарно – логические упражнения.

       Ф.А. Сохин, раскрывая содержание работы по закреплению и активизации словаря, предлагает данную работу проводить в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневном общении.

         К специальным занятиям  по закреплению словаря он относил занятия

  • по описанию предметов
  • обучению отгадывания и загадывания загадок.

 Среди  методов словарной работы, которые используются для закрепления и активизации словаря Алексеева М.М. , Яшина В.И. выделили :

  • рассматривание игрушек,
  • рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием,
  • дидактические игры с игрушками, предметами и картинками 
  • словесные игры
  • лексические ( словарные) упражнения
  • загадывание и отгадывание загадок 
  • рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале).

          Рассматривание игрушек как метод словарной работы используется во всех возрастных группах. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных этими представлениями словесных форм (Е. И. Тихеева). Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда.

         Особое значение имеет предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.

        В методике обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними (О.И. Соловьева, А. М. Бородич и другие). При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причем первый предшествует второму.  Сначала дети рассматривают кукол, а затем играют в игру «Кукла Катя встречает гостей»; или в первой части занятия они рассматривают овощи и фрукты, а во второй – играют в «Чудесный мешочек»; рассматривание орудий труда может предшествовать дидактической игре «Кому что нужно для работы» и др. Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами.

Информация о работе Методы и приемы активизации словаря