Методы и критерии оценки знаний учащихся в высшей школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и применение требований и критериев оценки знаний учащихся при изучении экономических дисциплин.
Задачи исследования:
Рассмотреть критерии оценки знаний и умений учащихся;
Изучить методы контроля и самоконтроля в обучении;
Проанализировать преимущества и недостатки рейтинговой и тестовой системы оценки знаний.

Содержание

Введение 4
1 Критерии оценки знаний и умений учащихся 6
2 Методы контроля и самоконтроля в обучении 13
3 Рейтинговая и тестовая системы оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения в высшей школе 21
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Мой курсаччч 2011-2012.docx

— 77.99 Кб (Скачать)

Таким образом, применение рейтинговой системы оценки знаний позволяет на практике реализовать основополагающие принципы контролирования и оценивания знаний: объективность, системность, наглядность.

К положительным результатам  внедрения рейтинга можно отнести  и интенсификацию научно-исследовательской  и внеаудиторной работы и в условиях рейтинговой системы наблюдается весьма существенное снижение количество немотивированных пропусков занятий. Рейтинговая система стимулирует студента на самостоятельное глубокое изучение предметов. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта индивидуальных особенностей студента, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность студента, что делает процесс обучения более эффективным.

На ряду с рейтинговой  системой оценки знаний наиболее часто  применяемой является тестовая проверка знаний обучаемых. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний студентов всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их.

Применение тестового  контроля знаний и рейтинговой системы контроля знаний по специальным дисциплинам на экономических специальностях высшего профессионального образования являются наиболее эффективными современными методами контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Требование обеспечения  высокого качества образования объективно диктует необходимость своевременной  и объективной оценки степени  его достижения. Данное обстоятельство актуализирует проблему исследования организационно-методических и психолого-педагогических аспектов контроля процесса и результатов  образовательной деятельности.

Оценка представляет собой определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.

Критериями оценки служат: объем знаний учащихся по учебному предмету, понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом, степень систематизации и глубины знаний, действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач, наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.

В 2003 году в Беларуси была введена 10-бальная система оценки знаний в средних школах, ССУЗах, СТУЗах и вузах, взамен 5-бальной системы, традиционной для постсоветских республик: 9-10 (или 5, 5+) «отлично», 6-8 (или 4-, 4, 4+) «хорошо», 4-5 (или 3-, 3, 3+) «удовлетворительно» или «зачтено», 1-3 (или отказ от ответа, 2) «неудовлетворительно»   или «не зачтено».

Но контроль за усвоением знаний обучающимися может быть не только со стороны преподавателя, но также и со стороны самого обучаемого, то есть самоконтроль.

Контроль знаний является важным условием повышения эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся. Контроль способствует определению объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявлению успехов в учении, пробелов в знаниях для корректировки в процессе обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

В настоящее время применяются  следующие методы контроля знаний, умений и навыков: устный, индивидуальный, комбинированный и фронтальный  опросы; проверка письменных, графических  и практических работ; программированный, стандартизированный (машинный и безмашинный) контроль; систематическое наблюдение за обучающимися в учебном процессе.

Одними из методов при  изучении экономических дисциплин  контроля являются рейтинговая и  тестовая системы оценки знаний обучающихся.

Применение рейтинговой системы оценки знаний позволяет на практике реализовать основополагающие принципы контролирования и оценивания знаний: объективность, системность, наглядность.

К положительным результатам  внедрения рейтинга можно отнести  и интенсификацию научно-исследовательской  и внеаудиторной работы и в условиях рейтинговой системы наблюдается весьма существенное снижение количество немотивированных пропусков занятий. Рейтинговая система стимулирует студента на самостоятельное глубокое изучение предметов. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта индивидуальных особенностей студента, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность студента, что делает процесс обучения более эффективным.

На ряду с рейтинговой системой оценки знаний наиболее часто применяемой является тестовая проверка знаний обучаемых. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний студентов всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их.

Применение тестового  контроля знаний и рейтинговой системы контроля знаний по специальным дисциплинам на экономических специальностях высшего профессионального образования являются наиболее эффективными современными методами контроля.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Бойцова, Е.Д. Модульно-рейтинговая система на базе тестовых технологий / Е.Д. Бойцова // Высшее образование в России. – 2005. - №4. –С 5-9.
  2. Кузнецова, Л.М. Рейтинговая система контроля знаний/Л.М. Кузнецова // Специалист. – 2006. - №4. –С. 12-15.
  3. Лазарев, В.С. Управление нововведениями - путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1. -С. 9-10.
  4. Поташник, М.А. Горе от «ума» / М.А. Поташник// Народное образование. – 2005. -№1. -С. 203-215.
  5. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич//Современное слово. – 2005. -№7. –С. 121-126.
  6. Рейтинговая система оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения в высшей школе [Электронный ресурс] / Инновационные технологии в профессиональном образовании. – Минск, 2009. – Режим доступа: http://www.profobrazovanie.org. –Дата доступа: 25.10.2011.
  7. Сластёнин, В.А. Педагогика/ В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000г. – 562с.
  8. Тестовая система оценки знаний и ее применение в высшей школе [Электронный ресурс] / Инновационные технологии в профессиональном образовании. – Минск, 2009. – Режим доступа: http://www.profobrazovanie.org. –Дата доступа: 09.11.2011.

Информация о работе Методы и критерии оценки знаний учащихся в высшей школе