Методы и критерии оценки знаний учащихся в высшей школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и применение требований и критериев оценки знаний учащихся при изучении экономических дисциплин.
Задачи исследования:
Рассмотреть критерии оценки знаний и умений учащихся;
Изучить методы контроля и самоконтроля в обучении;
Проанализировать преимущества и недостатки рейтинговой и тестовой системы оценки знаний.

Содержание

Введение 4
1 Критерии оценки знаний и умений учащихся 6
2 Методы контроля и самоконтроля в обучении 13
3 Рейтинговая и тестовая системы оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения в высшей школе 21
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Мой курсаччч 2011-2012.docx

— 77.99 Кб (Скачать)

Контроль в учебном  процессе играет значительную роль в  познавательной деятельности студентов.

Педагогический контроль – это лучший способ получения  информации о качественном состоянии  учебного процесса. Контроль педагога за процессом и результатом труда  направлен как на деятельность студентов, так и на собственную деятельность, а также на взаимодействие студентов  и педагога. [1]

По цели различают следующие  формы контроля:

  • диагноз (что может студент),
  • констатация (что знает и умеет студент),
  • прогноз (чего можно добиться).

Контроль может быть проведен с учетом разных уровней активизации  мыслительных процессов: познание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Н.Ф.Талызина различает три вида контроля:

  • предварительный – этот поэтапный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности студентов, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты его используют для адаптации учебного процесса к особенностям данного контингента студентов.
  • текущий – предназначен для управления усвоением знаний и умений.
  • итоговый – для подведения итогов и определения качества сформированности комплексных умений.

Классификация контроля:

- по способам контроля:

  • Традиционный;
  • Нетрадиционный (программированный контроль, тест). Программированный контроль – его сущность состоит в том, что студенту предлагаются вопросы, на каждый из которых дается 3-4 ответа, но только один из них является правильным. Тест – это стандартизованное испытание, позволяющее количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности учащихся. Тестовые задания могут быть такими, например, из 4-5 предложенных ответов выбрать правильный, или отклонить неправильный, дополнить определение, исправить ошибки в предложенном тексте.

- по характеру:

  • Субъективный;
  • Объективный;

- по форме:

  • Устный;
  • Письменный (письменные ответы на задания, написание рефератов, контрольных и самостоятельных);
  • Комбинированный (одновременно преподаватель прости для ответа нескольких студентов, один из которых отвечает устно, 2-3 готовятся на месте);

- по времени:

  • Предварительный;
  • Начальный;
  • Исходный;
  • Текущий;
  • Поэтапный;
  • Итоговый;

- по массовости (охвату  студентов):

  • Индивидуальный (преподаватель формулирует вопросы по наиболее существенным проблемам изучаемого материала и задает их студент).
  • Фронтальный (студенты отвечают с места, дополняя друг друга).
  • Индивидуально-групповой (уплотненный, комбинированный)- его сущность в том, что педагог вызывает одного учащегося для устного ответа, а 4-5 человекам дает письменное задание на карточках.

- по контролирующему лицу:

  • Преподаватель.
  • Студенческий взаимоконтроль.
  • Самоконтроль.

- по дидактическому материалу:

  • Контроль без дидактического материала – его методы: сочинение, устный опрос, диспут-общение, самостоятельная работа)
  • С дидактическим материалом (раздаточный материал, тесты, билеты).
  • На основе знакомого, проработанного и усвоенного материала.
  • На основе нового материала, сходного по форме с ранее усвоенным материалом.

Формы контроля:

  • Устный опрос,
  • письменный опрос,
  • контрольные работы,
  • программированный контроль,
  • тестирование,
  • самостоятельные работы,
  • практические работы,
  • зачет,
  • экзамен. [4]

Функции системы проверки знаний и умений студентов выходят  далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей функцией (ее цель – установление обратной связи, а также учет результатов), контроль выполняет еще обучающую (цель –  управление процессом обучения, формирование навыков и умений, их корректировка, совершенствование и систематизация знаний), управляющую, воспитывающую (максимальный учет личности студента, создание условий  для формирования личностных качеств) и развивающую (развитие памяти, внимания, интереса к предмету, творчества, познавательных мотивов), диагностирующую, констатирующую, прогнозирующую функции. 

Профессиональная направленность контроля обуславливается целевой  подготовкой специалиста, поэтому  повышается мотивация познавательной деятельности студента, что положительно сказывается на подготовке высококвалифицированного специалиста.

Таким образом, контроль знаний является важным условием повышения эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся. Контроль способствует определению объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявлению успехов в учении, пробелов в знаниях для корректировки в процессе обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

В настоящее время применяются  следующие методы контроля знаний, умений и навыков: устный, индивидуальный, комбинированный и фронтальный  опросы; проверка письменных, графических  и практических работ; программированный, стандартизированный (машинный и безмашинный) контроль; систематическое наблюдение за обучающимися в учебном процессе.

Одними из методов при изучении экономических дисциплин контроля являются рейтинговая и тестовая системы оценки знаний обучающихся.

 

 

3 Рейтинговая и тестовая системы оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения в высшей школе

 

Контролирование, оценивание знаний, умений - очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув  на заре цивилизации, контролирование  и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.

Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами студенты постоянно видят  результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала студенты не знают  подлинного уровня своих знаний, слабо  представляют свои недоработки. [1]

Недостатки традиционного  семестрового контроля, который применяется  сегодня в высшей школе, хорошо известны: он слабо стимулирует текущую  работу «массового» студента, провоцирует  многих надеяться на «авось», на «счастливый  билетик». Напротив, добросовестных студентов  на экзамене может подстеречь неудача. Внутрисеместровая аттестация студентов зачастую носит формальный характер, не стимулируя работу студента. И, наконец, нельзя не отметить пресловутый «субъективизм». Каждый из экзаменаторов имеет свое суждение о знаниях отвечающего, свои методы и критерии оценки. Количество дополнительных вопросов и их сложность зависят от экзаменатора, что также оказывает влияние на общий результат.

Стремление к более  гибкому и эффективному, стимулирующему студентов «количественному измерению» качества знаний студентов привело  в некоторых вузах к введению параллельных систем оценок. К их числу относится рейтинговая система оценки знаний.

Рейтинг (от английского rating – уровень, разряд) – это индивидуальный числовой показатель. Рейтинговая оценка системы знаний предполагает систему накопления условных единиц (баллов) знаний в течение всего аттестуемого периода. В зависимости от количества баллов, полученных за каждый выполненный вид учебной деятельности, студент по завершении курса получает достаточно адекватную совокупную оценку. Такой подход позволяет в комплексе оценить прилежание студента, его учебную активность и уровень усвоения материала. [3]

Рейтинговая система нацелена в первую очередь на повышение  мотивации студентов к освоению образовательных программ путём  более высокой дифференциации оценки их учебной работы.

Как показывает анализ многих исследований, рейтинговая система имеет целый ряд преимуществ. Главными из них являются следующие:

  • стимулируется познавательная активность студентов, повышается ритмичность их работы;
  • формируется ответственное отношение и своевременность выполнения заданий;
  • возникает мотивация к выполнению заданий более высокого уровня;
  • возникает заинтересованность во внеаудиторной работе;
  • снижается количество немотивированных пропусков аудиторных занятий;
  • появляется возможность выбора индивидуальной образовательной тактики для студентов с различными способностями, возможностями и потребностями;
  • сводится до минимума субъективизм и непредсказуемость в оценке знаний студентов;
  • устраняются экзаменационные стрессовые ситуации. [6]

Преимущества рейтинговой  системы хорошо осознаются и самими студентами. Так, нами был проведён опрос среди студентов 4 и 5 курса с целью выявить их отношение к данной системе (объём выборки составил 100 человека). Абсолютное большинство студентов (88%) положительно относятся к рейтинговой системе оценки знаний, 7% выразили отрицательное отношение, 5% затруднились с ответом.

Применение рейтинговой  системы, по мнению опрошенных студентов, стимулирует работу в семестре (67%), позволяет более объективно оценивать знания (23%), создаёт заинтересованность в самостоятельной работе, участии во внеаудиторной работе (10%). Но, безусловно, при рейтинговой системе основным стимулом становится возможность быть освобожденными от семестрового экзамена (100%).

Одно из обязательных условий  рейтинговой системы – это  её открытость. Максимальный рейтинговый балл доводится до студентов в начале семестра. Одновременно студенты знакомятся с «правилами игры»: реальным рейтинговым баллом, соответствующим каждой из положительных оценок, и минимальным количеством баллов, ниже которого оценка их деятельности становится неудовлетворительной. Преподаватель ведёт учёт реального рейтингового балла индивидуально и по окончании семестра выставляет итоговую оценку по совокупности проделанной студентом работы. При этом студенты получают возможность осуществлять самоконтроль, корректировать свою работу, становясь тем самым активным субъектом учебного процесса.

Рейтинговая система наиболее успешно реализуется на основе модульного построения учебного материала, определении  образовательного стандарта по данной теме, а также уровней возможных  достижений. [3]

Проблемным вопросом в  реализации рейтинговой системы  оценки знаний остаётся шкала оценок. При формировании рейтинговой системы  крайне важно методически точно  оценить каждый вид учебной работы соответствующим числом баллов и  установить рейтинг, соответствующий  тому или иному уровню знаний.

Оценка по каждой дисциплине (философия, социология, политология) определяется по 100-бальной шкале как сумма  баллов, набранных студентом в  результате работы в семестре. При  этом для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы. Обязательными баллами оценивается  посещение лекционных занятий, работа на практических (семинарских) занятиях, выполнение контрольных работ, рефератов, предусмотренных учебным планом. [2]

В величине семестрового рейтинга непосредственно учитываются достижения студента сверх учебного плана. Рейтинговая  система позволяет студенту компенсировать часть «потерянных» баллов с помощью  дополнительных баллов, которые назначаются, например, за участие в научно-исследовательской  работе, выступление на конференции, участие во внеаудиторных мероприятиях и т.д. Эта система оставляет  место и для преподавательского поощрения. Так, например, за преподавателем используется право дать студенту «надбавку» за отношение к учёбе (отсутствие пропусков, активность на занятиях, участие во внеаудиторных мероприятиях) в пределах 5% максимального семестрового балла. Однако необходим коэффициент соответствия обязательных и дополнительных баллов.

Общий балл по текущей успеваемости складывается из следующих составляющих (Rтек):

  • посещение лекционных занятий – до 10 баллов (10%);
  • работа на практических занятиях (максимальная оценка за ответ – 10 баллов);
  • выполнение контрольных работ, рефератов (по учебному плану) – до 10 баллов. [6]

Информация о работе Методы и критерии оценки знаний учащихся в высшей школе