Методы и критерии оценки знаний учащихся в высшей школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и применение требований и критериев оценки знаний учащихся при изучении экономических дисциплин.
Задачи исследования:
Рассмотреть критерии оценки знаний и умений учащихся;
Изучить методы контроля и самоконтроля в обучении;
Проанализировать преимущества и недостатки рейтинговой и тестовой системы оценки знаний.

Содержание

Введение 4
1 Критерии оценки знаний и умений учащихся 6
2 Методы контроля и самоконтроля в обучении 13
3 Рейтинговая и тестовая системы оценки знаний как фактор повышения эффективности обучения в высшей школе 21
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Мой курсаччч 2011-2012.docx

— 77.99 Кб (Скачать)

«3» балла — три:

  • знание отдельных вопросов текущей тематики в недостаточном объеме;
  • не знание научной терминологии по всем вопросам текущей тематики;
  • не использование знаний смежных дисциплин, не знание дополнительной литературы, не способность к синтезу раннее полученных знаний;
  • не владение практическими навыками заданных курируемых больных;
  • культура поведения и общения с больным и преподавателем на удовлетворительном уровне, но не всегда устойчивом уровне.

«2» балла — два:

  • фрагментарные знания по всем вопросам текущей тематики;
  • не знание научной терминологии по всем вопросам текущей тематики;
  • не использование знаний смежных дисциплин, не знание дополнительной литературы, не способность к синтезу раннее полученных знаний;
  • не владение практическими навыками заданных курируемых больных;
  • культура поведения и общения с больным и преподавателем на удовлетворительном уровне.

«1» балл — один:

  • отсутствие знаний или отказ от ответа по всем вопросам текущей тематики;
  • не знание научной терминологии по всем вопросам текущей тематики;
  • не использование знаний смежных дисциплин, не знание дополнительной литературы, не способность к синтезу раннее полученных знаний;
  • не владение практическими навыками заданных курируемых больных;
  • культура поведения и общения с больным и преподавателем на неудовлетворительном уровне. [8]

Наряду с балльной системой для выявления качества знаний, умений и навыков применяется рейтинговая  система. Ее суть состоит в том, что  обучаемые получают определенное количество баллов за различные виды работ, которые  суммируют и определяют уровень  знаний, умений и навыков обучаемых. Обычно требования, предъявляемые к  рейтинговой оценке, доводятся до сведения обучающихся; им объясняют, сколько  баллов и за что выставляется. Рейтинговые  оценки активизируют учебную деятельность, способствуют творческой работе, проявлению инициативы, вызывают интерес к учебе. [6]

Учет учебной работы представляет собой осмысление количественных итогов учебной деятельности обучаемых  за определенный период. Основой этого  учета служит фиксация результатов  всех видов контроля, который выражается в виде отметок в классных (групповых) журналах и других формах документации, а также оценочные суждения педагогов.

Таким образом, оценка представляет собой определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.

Критериями оценки служат: объем знаний учащихся по учебному предмету, понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом, степень систематизации и глубины знаний, действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач, наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.

В 2003 году в Беларуси была введена 10-бальная система оценки знаний в средних школах, ССУЗах, СТУЗах и вузах, взамен 5-бальной системы, традиционной для постсоветских республик: 9-10 (или 5, 5+) «отлично», 6-8 (или 4-, 4, 4+) «хорошо», 4-5 (или 3-, 3, 3+) «удовлетворительно» или «зачтено», 1-3 (или отказ от ответа, 2) «неудовлетворительно»   или «не зачтено».

Но контроль за усвоением  знаний обучающимися может быть не только со стороны преподавателя, но также и со стороны самого обучаемого, то есть самоконтроль.

 

 

 

2 Методы контроля  и самоконтроля в обучении

 

Контроль знаний является неотъемлемым элементом управления учебным процессом. Это важное условие  повышения эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся. Контроль способствует определению объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявлению  успехов в учении, пробелов в знаниях  для корректировки в процессе обучения, для совершенствования  его содержания, методов, средств  и форм организации.

Контроль выполняет также  воспитательную функцию в процессе обучения. Он способствует повышению  ответственности за работу, выполняемую  как педагогом, так и обучающимся, приучает к систематическому труду  и аккуратности в выполнении заданий, формированию у них положительных  нравственных качеств.

Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактическим  принципам обучения, поскольку последние  предъявляются и реализуются  во всех элементах учебного процесса.

Выделяют такие требования к контролю знаний:

  • объективность (создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому);
  • обоснованность оценок (их аргументация);
  • систематичность (как важный психологический фактор, организующий и дисциплинирующий обучаемых, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели);
  • индивидуальный и дифференцированный подход к оценке знаний (предусматривает выбор таких дидактических условий, при которых снимается психологическая напряженность при ответе, и дает педагогу возможность полно, правильно и объективно выявить и оценить знания обучаемых);
  • всесторонность и оптимальность.

В зависимости от места  контроля в учебном процессе выделяют контроль текущий, промежуточный и  итоговый, органическое сочетание которых  позволяет эффективно управлять  познавательной деятельностью обучаемых.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе и выражается в систематическом наблюдении педагога за учебно-познавательной деятельностью  обучаемых. Главное его назначение — оперативное получение объективных данных об уровне знаний, умений, навыков и качестве учебно-воспитательной работы на занятиях. Текущий контроль помогает педагогу наметить рациональные методы, приемы, оптимальные формы учебной работы, правильно дозировать учебный материал.

Цель промежуточного (тематического, периодического) контроля — установить, насколько успешно студенты владеют  системой определенных знаний, общий  уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. В высшем учебном заведении используется промежуточная аттестация, которая  организовывается 2-3 раза в семестр  и представляет собой итоговый контроль-смотр  работ обучаемых за один-полтора  месяца. Промежуточная аттестация нужна  не только последним, но и администрации  учебного заведения для улучшения организации учебно-воспитательной работы.

Итоговый контроль проводится за четверть (семестр), за весь учебный  год. Его назначение состоит в  том, чтобы дать правильную объективную  оценку достигнутым успехам обучающегося, уровню его развития, проверить логику усвоения им материала, понимание взаимосвязи  идей, понятий, фактов. Особой формой итогового  контроля являются экзамены и зачеты. 

Функции проверки знаний были выделены и наиболее полно впервые  описаны Е. Перовским в научной  работе "Проверка и оценка знаний в средней школе" (1960).

В научном и дидактическом  плане дальнейшую разработку этого  направления связывают с концепциями  Ю. Бабанского, М. Ярмаченко, В. Онищука и других ученых-педагогов. [7]

Проверка и оценка знаний выполняют шесть функций:

  • контролирующую (проверочную);
  • обучающую;
  • воспитывающую;
  • организующую;
  • развивающую;
  • методическую.

Первые две являются основными, а остальные — сопутствующими, но очень важными.

Контролирующая функция  заключается в выявлении состояния  знаний, умений и навыков как у  отдельных учащихся, так и у  всей группы (класса) для определения  возможности дальнейшего продвижения  в изучении программного материала  и в то же время служит средством  контроля эффективности как преподавания, так и учения. Проверочная функция  в условиях итогового контроля (экзамена) имеет еще и оценочную часть, которая существенно усложняет реализацию данной функции в связи с тем, что очень сложно объективно оценить ответы обучаемых.

Обучающая функция требует  такой организации проверки знаний, чтобы ее проведение было полезно  для всей группы. Она способствует самоконтролю (слушая ответы своих  товарищей, каждый может сопоставить  свои знания со знаниями отвечающих); активизирует деятельность каждого члена группы (например, обучаемый участвует в  опросе, задавая дополнительные вопросы); обеспечивает закрепление плохо  усвоенного материала и т. п.

Воспитывающая функция заключается  в приучении обучающихся к  систематической учебной работе, в их дисциплинировании, выработке волевых усилий, помогает разобраться каждому в своих знаниях и способностях. На экзаменах должна воспитываться в первую очередь честность (ответ без шпаргалок); справедливо и объективно выставленные оценки также воспитывают учащихся.

Организующая функция  начинает действовать задолго до итогового контроля, с самого начала обучения, когда преподаватель дает установки и выдвигает требования, которые будут предъявлены при  том или ином виде контроля. В  качестве средств и форм, реализующих  эту функцию, отметим систему  вопросов по программному материалу, систему  консультаций и т. д.

Развивающая функция связана  с первыми двумя, так как при  правильной организации контроля развивается  мышление и формируются волевые, нравственные и другие качества личности, т. е. она реализуется самими учащимися.

Методическая функция  осуществляется преподавателем для  последующего совершенствования курса, коррекции всего учебного процесса. [5]

Методы контроля — это  способы получения обратной информации о содержании, характере и достижениях  учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они  призваны определить результативность учения и преподавания на всех этапах учебного процесса.

В настоящее время применяются  следующие методы контроля знаний, умений и навыков:

  • устный, индивидуальный, комбинированный и фронтальный опросы;
  • проверка письменных, графических и практических работ;
  • программированный, стандартизированный (машинный и безмашинный) контроль;
  • тестовая проверка;
  • систематическое наблюдение за обучающимися в учебном процессе.

Устный опрос — самый  распространенный и эффективный  метод контроля знаний, который применяется  при изучении почти всех предметов  и на всех этапах обучения. Суть его  состоит в том, что педагог  в прямом контакте с отвечающим выявляет уровень его знаний путем разных форм опроса (фронтального, индивидуального  или группового). Важными элементами опроса являются содержание и характер проверочных вопросов. Выделяют (по содержанию) репродуктивные, реконструктивные и творческие вопросы и задания. [5]

Репродуктивные вопросы  способствуют четкому выявлению  определенных знаний, умений и навыков (например, доказать теорему Пифагора, раскрыть основные черты рыночной экономики).

Реконструктивные вопросы  предполагают применение знаний в несколько  измененных ситуациях (например, указать  основные различия в рефлекторно-ассоциативной  теории обучения и теории поэтапного формирования умственных действий).

Творческие вопросы раскрывают знания и умения в нестандартных  условиях, на основе сложных мыслительных действий, в зависимости от конкретного  материала.

Индивидуальный опрос  предусматривает основательную  проверку знаний, умений и навыков  отдельных учащихся. Его недостаток — пассивность остальных обучающихся. Поэтому в практику вводится комбинированный  опрос, когда один обучаемый отвечает у доски, а другие выполняют либо индивидуальные, либо групповые самостоятельные  задания.

Фронтальный опрос позволяет  педагогу в относительно короткий срок проверить знания у большого количества учащихся, побуждая их к высокой  активности; способствует обобщению  и систематизации повторяемого материала, что очень важно при переходе к изучению нового материала.

Среди других методов можно  отметить проверку письменных и графических работ (текущих и контрольных). Письменные работы могут быть кратковременными (10-15 мин) и продолжительными (45-90 мин). Этот довольно эффективный метод предусматривает выявление знаний фактического материала, а также понимания сущности изучаемых предметов, явлений, закономерностей, умения обучаемых мыслить самостоятельно. Письменные и контрольные работы дают возможность более эффективно, объективно и оперативно проверить знания студентов и представляют собой полезное упражнение, в процессе которого обучаемый самостоятельно выполняет индивидуальное задание. Контрольные работы составляются на основе учебных программ и учебников. При их разработке тщательно анализируется учебный материал, намечаются вопросы, в которые следует включать и такие, ответы на которые покажут способность обучающихся применять знания на практике.

Суть программированного опроса состоит в предъявлении всем обучающимся одинаковых (стандартных) требований, т. е. в ходе такого опроса применяются одинаковые по количеству и сложности контрольные задания  или вопросы. Для оценивания знаний используются количественные характеристики. [4]

Эффективны тестовый опрос  и оценка знаний. Они служат для  быстрого выявления уровня усвоения знаний у большого количества обучаемых. Например, навыки — это: а) способность  человека выполнять какое-нибудь действие на основе ранее приобретенного опыта; б) способы выполнения действий, доведенные до автоматизма; в) способы выполнения практических действий и т. п. Ответ: правильно б). В педагогической теории и практике выделяют тесты достижений (усвоения знаний) и тесты интеллекта.

Информация о работе Методы и критерии оценки знаний учащихся в высшей школе