Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 10:00, реферат
Цель: показать эффективность применения проблемного обучения в школьном курсе химии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях.
Задачи:
Рассмотреть преимущества применения технологии проблемного обучения на уроках химии.
На практике показать целесообразность применения технологии проблемного обучения на уроках химии.
Исследовать эффективность проблемного обучения химии с применением школьного химического эксперимента.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: возникновение концепции проблемного обучения знаменовало в своё время новый этап в развитии дидактики и психологии обучения. В отличие от ранее сложившихся подходов эта концепция привнесла в теорию и практику образования систему формирования творческих способностей учащихся, а не просто отдельные приемы активизации познавательных интересов, мышления и т.д. Проблемное обучение представляет собой особый тип обучения, характерную черту, которой составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция.
Система методов при этой форме построена с учетом целеполагания, а процесс взаимодействия преподавания и учения ориентированы на формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения научных понятий и способов деятельности [1].
Анализ
литературы показал, что опыты, позволяющие
реализовать проблемный подход к
обучению, мало разработаны, причём как
в содержательном аспекте, так и
в методическом плане, такие опыты
не рассматриваются в качестве самостоятельной
формы химического
В то же время важность и необходимость применения экспериментов для создания проблемных ситуаций при обучении химии подчеркивается в работах многих исследователей.
Проблема
исследования заключается в том,
что есть определенное несоответствие
между возможностями развития учащихся
с применением традиционной объяснительно-иллюстративной
системы обучения, опирающейся на
стандартный химический эксперимент
и теми возможностями, которые предоставляются
при использовании методической
системы проблемного обучения, включающей
соответствующие опыты. Такие эксперименты
и усовершенствованная методика
их проведения должны помочь ученикам
в понимании и осознании
Подобные
эксперименты при включении их в
учебный процесс позволят ученикам
активно применять полученные ранее
знания и умения, помогут повысить
уровень знаний, глубину понимания
химических явлений, а также дадут
возможность приобрести опыт конкретного
решения проблемных и творческих
заданий. Необходимость повышения
уровня экспериментальной подготовки
учащихся обусловлена и потребностью
общества в знающих
Цель: показать эффективность применения проблемного обучения в школьном курсе химии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях.
Задачи:
Новизна работы: рассмотрено применение школьного химического эксперимента в технологии проблемного обучения.
Предмет исследования: методическая деятельность учителя химии по реализации химического эксперимента.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по методике проблемного обучения, анкетирование и тестирование испытуемых, педагогический эксперимент в опытных классах.
База исследования: многопрофильная средняя школа № 27 города Актобе.
Практическая значимость результатов исследования: положительные результаты эксперимента доказывают необходимость использования проблемного обучения, как современного метода в преподавании в программе 12- летнего образования.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.
1 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В определенном смысле возникновение концепции проблемного обучения знаменует собой новый этап в развитии дидактики и психологии обучения. В отличие от ранее сложившихся подходов эта концепция привнесла в теорию и практику образования систему формирования творческих способностей учащихся, а не просто отдельные приемы активизации познавательных интересов, мышления и т.д. Мыслительная деятельность необходима не только для решения уже поставленных, сформулированных задач (например, школьного типа). Она необходима и для самой постановки задач, для выявления и осознания новых проблем [1].
Проблемное обучение представляет собой особый тип обучения, характерную черту которой составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция [2].
Идея проблемности в обучении имеет исторические и научно-теоретические корни. История развития идей проблемного обучения состоит из трех этапов:
1) Этап
зарождения. К историко-педагогическим
предпосылкам проблемного
Сторонники
этих идей, считали, что самое важное
при реализации проблемного обучения
– поставить учащегося в
2) Этап
развития. Подлинной психологической
основой концепции проблемного
обучения стала теория
Согласно теории Пиаже, возраст
между 5-7 годами знаменует собой
переход от дооперационального мышления
к мышлению на уровне конкретных операций.
Ребенок оказывается в
Л. С. Выготский
определил два уровня когнитивного
развития. Первый уровень – это
уровень актуального развития ребенка,
определяемый его способностью самостоятельно
решать задачи. Второй уровень –
это уровень потенциального развития,
определяемый характером задач, которые
ребенок мог бы решить под руководством
взрослых или в сотрудничестве с
более компетентными
Идеи Л. С. Выготского о функции обучения в развитии ребенка получили свое продолжение в работах А. Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца и других отечественных психологов, обосновавших деятельностный подход к обучению. В соответствии с данным подходом учебная деятельность, представляющая собой систему взаимосвязанных учебных действий, является формой психического развития ребенка, формой реализации его способностей [5]. Идеи Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна получили дальнейшее развитие в работах Д. Б. Эльконина, В. В.Давыдова, Л. В. Занкова и др. В 60-е годы ими были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе. В основе отечественных концепций лежат идеи, предусматривающие специально организованное, целенаправленное, заранее просчитываемое, планируемое развитие детей (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков).
Построение учебных предметов в классах, работающих по системе Давыдова – Эльконина, осуществляется на основе следующих положений [6]:
3) Современный этап. За последнее
время на основе
Учить детей с помощью элементов проблемного обучения труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. В течение последних десяти лет многие творческие учителя стараются так организовать образовательный процесс, чтобы учить детей критически мыслить. Психологи и педагоги рекомендуют следующие шесть техник обучения, нацеленные на развитие мышления учащихся:
Проблемное
обучение – это тип развивающего
обучения, в котором сочетаются систематическая
самостоятельная поисковая