Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 10:00, реферат
Цель: показать эффективность применения проблемного обучения в школьном курсе химии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях.
Задачи:
Рассмотреть преимущества применения технологии проблемного обучения на уроках химии.
На практике показать целесообразность применения технологии проблемного обучения на уроках химии.
Исследовать эффективность проблемного обучения химии с применением школьного химического эксперимента.
Проблема возникает тогда, когда цвет индикатора изменяется в растворах карбоната натрия и сульфата меди (II). Причем цвет лакмуса в растворе Na2CO3 становится синим, а в растворе CuSO4 – красным.
Учитель: составим таблицу «Окраска лакмуса в растворах солей» (Таблица 2)
Таблица 2. Окраска лакмуса в растворах солей
Соль |
Окраска раствора соли при добавлении индикатора (лакмуса) |
Реакция среды |
Na2CO3 |
Синий |
щелочная |
CuSO4 |
Красный |
кислая |
Учащиеся: Для объяснения наблюдаемых явлений учащиеся выдвигают ряд гипотез, одна из которых – посторонние примеси в растворах солей Na2CO3 и CuSO4.
Учитель: Для проверки этой гипотезы учитель предлагает для анализа растворы других солей: CuCl2, Pb(NO3)2, FeCl3, Na2S, K2SO3, CH3COONa, KBr, NaNO3.
Учащиеся: продолжают таблицу «Окраска лакмуса в растворах солей» (Таблица 3)
Соль |
Окраска раствора соли при добавлении индикатора (лакмуса) |
Реакция среды |
Na2CO3 |
Синий |
Щелочная |
CuSO4 |
Красный |
Кислая |
CuCl2 |
Красный |
Кислая |
Pb(NO3)2 |
Красный |
Кислая |
FeCl3 |
Красный |
Кислая |
Na2S |
Синий |
Щелочная |
Таблица 3. Окраска лакмуса в растворах солей
Учитель: Таким образом, все соли можно разделить на три группы:
1-я группа – соли, растворы
которых ведут себя по
2-я группа – соли, растворы
которых ведут себя по
3-я группа – соли, растворы которых не изменяют окраску индикатора (KBr, NaNO3).
Гипотезу о посторонних
Учитель: Почему растворы солей первой группы изменяют фиолетовую окраску раствора лакмуса на красную?
Учащийся: Значит, в этих растворах есть ионы H+.
Учитель: Откуда ионы H+ в растворе, если вы смешивали соль и воду?
Учащийся: Наверное, из воды.
Учитель: Как от воды могли отделиться ионы H+?
Учащийся: Видимо, какая-то частица соли отрывает от молекулы воды частицу OH–. Отрицательную частицу от молекулы воды может оторвать положительная частица из соли.
Учитель: Что же общего у катионов Cu2+, Pb2+, Fe3+? Почему именно они присоединяют гидроксид-ионы? Почему этого не происходит в случае катионов Na+, K+?
Учащийся: Гидроксиды Сu(OH)2, Pb(OH)2, Fe(OH)3 – cлабые основания, а NaOH, KOH – сильные. Сильные основания в растворе полностью диссоциируют на ионы.
Растворы второй группы солей изменяют фиолетовую окраску лакмуса на синюю. Значит, в их растворах есть гидроксид-ионы. Остатки слабых электролитов – анионы кислотных остатков – взаимодействуют с молекулами воды с образованием ионов OH–. В растворах солей третьей группы нет свободных ионов H+ и OH– . С водой не взаимодействуют остатки сильных электролитов (кислот и оснований).
В результате подобных рассуждений учащиеся самостоятельно приходят к выводам.
1. Если соль образована сильной кислотой и слабым основанием, реакция ее раствора будет кислая. Причина кислой среды – взаимодействие катиона (остатка слабого основания) с молекулами воды. Такое взаимодействие называется гидролизом по катиону.
Fe3+ + 3НОН → Fe(OH)3 + 3H+
2. Если соль образована слабой кислотой и сильным основанием, реакция ее раствора будет щелочная. Причина щелочной среды – взаимодействие аниона (остатка слабой кислоты) с молекулами воды. Этот процесс называется гидролизом по аниону.
CO32- + 2HOH → H2CO3 + 2OH–
3. Если соль образована сильной кислотой и сильным основанием, реакция ее раствора будет нейтральной. Катионы металла и анионы кислотного остатка таких солей не образуют прочных связей с молекулами воды. Как следствие, в растворах таких солей нет ионов H+ и OH–.
Учитель: Реакция солей, образованных сильной кислотой и сильным основанием обратима, так как в ходе неё не образуется слабый электролит.
KBr + HOH <=> KOH + HBr
Таким образом, соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием имеют нейтральную реакцию среды, но гидролизу не подвергаются
Учащийся: А как ведут себя в растворе соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой?
Учитель: Попробуйте самостоятельно
спрогнозировать результат
Учащийся: Вероятно, реакция раствора такой соли будет нейтральной, ведь ионы H+, образованные при взаимодействии катиона – остатка слабого электролита – с молекулами воды, будут связываться ионами OH–, образованными при гидролизе по аниону.
К фиолетовому раствору лакмуса
добавляем раствор ацетата
Ученики: составляют уравнение реакции гидролиза ацетата аммония в молекулярной, полной и краткой ионной форме:
CH3COONH4 + HOH → NH4OH + CH3COOH
CH3COO – + NH4 + + HOH → NH4+ + OH – + CH3COO– + H+
HOH → H+ + OH –
Учитель: Поэкспериментируем еще с
одной солью – сульфидом
Учащиеся: составляют уравнение реакции гидролиза сульфида аммония в молекулярной форме:
(NH4)2S + 2HOH → 2NH4OH + H2S
Учитель: Сила и слабость электролита – понятия относительные. Исходя из данных эксперимента (посинение лакмуса) сила электролита – сероводородной кислоты – оказалась меньше, чем сила гидроксида аммония.
Учащийся: гидроксид аммония лучше продиссоциировал в растворе, поэтому реакция раствора сульфида аммония щелочная.
2NH4 + + S2- + 2HOH → 2NH4 + + 2OH – + H2S↑
S2- + 2HOH → 2OH – + H2S↑
Учащийся: «Как узнать, какой электролит сильнее?»
Учитель: рассказывает о константах диссоциации слабых кислот и оснований, учит пользоваться справочными данными. В заключении учитель анализирует и подводит итоги по таблице «Окраска лакмуса в растворах солей» (Таблица 4):
Таблица 4. Итог. Окраска лакмуса в растворах солей
Соль |
Окраска раствора соли при добавлении индикатора (лакмуса) |
Реакция среды |
Продолжение таблицы 4. Окраска лакмуса в растворах солей | ||
Na2CO3 |
Синий |
щелочная |
CuSO4 |
Красный |
кислая |
CuCl2 |
Красный |
Кислая |
Pb(NO3)2 |
Красный |
Кислая |
FeCl3 |
Красный |
Кислая |
Na2S |
Синий |
Щелочная |
K2SO3 |
Синий |
Щелочная |
CH3COONa |
Синий |
Щелочная |
KBr |
Фиолетовый |
Нейтральная |
NaNO3 |
Фиолетовый |
нейтральная |
CH3COONH4 |
Фиолетовый |
нейтральная |
(NH4)2S |
Синий |
щелочная |
Домашнее задание:
Составить уравнения реакций гидролиза для всех, использованных на уроке солей (NaCl, K2SO4, Na2CO3, CuSO4, CuCl2, Pb(NO3)2, FeCl3, Na2S, K2SO3, CH3COONa, KBr, NaNO3) и составить аналогичные, предложенной на уроке, таблицы для фенолфталеина и метилоранжа.
По нашему мнению, на следующем
уроке в этом классе целесообразно
рассмотреть ступенчатый
Цель работы: получить представления о ступенчатом гидролизе неорганических веществ и изучить влияние различных фактором на скорость реакции гидролиза, используя проблемный эксперимент.
Форма работы: фронтальная (демонстрационный эксперимент)
Оборудование и реактивы: кристаллические вещества: Na2CO3, Al2(SO4)3; свежеприготовленные 1%-ые растворы CH3COONa, Na3PO4, Na2HPO4, NaH2PO4; растворы Na2CO3 и Al2(SO4)3, приготовленные задолго до занятия и оставленные в бесцветных склянках на свету и при умеренном нагревании (солнце) в герметичных склянках; универсальная индикаторная бумага, фенолфталеин, спиртовка, спички, пробиркодержатель.
Ход опыта:
Учитель: составьте уравнения реакций гидролиза карбоната натрия и сульфата алюминия в молекулярной, полной и краткой ионной формах
Учащиеся:
1) Na2CO3 + 2НОН → 2NaOH + CO2 ↑+ H2O
2Na+ + CO32- + 2НОН → 2Na+ + 2OH- + CO2↑ + H2O
CO32- + 2НОН → 2OH- + CO2 ↑+ H2O
2) Al2(SO4)3 + 6HOH → 2Al(OH)3↓ + 3H2SO4
2Al3+ + 3SO42- + 6HOH → 2Al(OH)3↓ + 6 H+ + SO42-
Al3+ + 3HOH → Al(OH)3↓ + 3H+
Учитель: согласно предложенному вами уравнению реакции (1) выделяется газ (CO2), а по уравнению (2) – осадок (Al(OH)3). Проведём эксперимент: растворим предложенные соли в воде при н.у. и поместим в их растворы универсальную лакмусовую бумагу.
Наблюдения: в растворе (1) универсальная индикаторная бумага синего цвета (щелочная среда), а в растворе (2) универсальная индикаторная бумага красного цвета (кислая среда), что подтверждается вашими уравнениями реакций. Однако, в пробирке (1) мы не наблюдаем выделения газа, а в пробирке (2) – выделения осадка. Проблема!
Учитель: обратимся к растворам
этих же солей, но приготовленным задолго
до занятия и оставленным в
бесцветных склянках на свету и при
умеренном нагревании (солнце) в
герметичных склянках. В склянке
с карбонатом натрия мы видим пузырьки
газа, а в склянке с сульфатом
алюминия небольшой осадок. Внесение
универсальной индикаторной бумаги
даёт результат аналогичный
Учащиеся: следовательно, мы правильно предположили среду раствора. А сам гидролиз протекает лучше при условиях, отличных от нормальных (более высокие температуры, излучение).
Учитель: действительно, гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой многоосновной кислотой (например, карбонат натрия) и сильной кислотой и слабым многокислотным основанием (например, сульфат алюминия) при н.у. протекает не сразу, а ступенчато. Далее учитель предлагает вспомнить виды солей (нормальные, кислые и основные) и на примере сульфата алюминия рассматривает уравнения реакций ступенчатого гидролиза с образованием основной соли, и с акцентом на число стадий в зависимости от кислотности слабого основания, реакцию среды на каждой из трёх стадий гидролиза и на преимущественном гидролизе по первой ступени. Затем учащиеся самостоятельно составляют уравнение ступенчатого гидролиза карбоната натрия по предложенной схеме, но с образованием кислой соли.
Учитель: таким образом, реакции гидролиза подчиняются тем же правилам в отношении скорости, что и другие реакции: с повышением температуры скорость реакции увеличивается. В подтверждение учащимся предлагается провести опыт с ацетатом натрия и фенолфталеином при н.у., при нагревании и при охлаждении.
Наблюдения: при н.у. – окраска фенолфталеина слабо-малиновая, при нагревании – окраска усиливается, а при охлаждении в холодной воде – слабо-малиновая
Учитель: составьте уравнения реакций гидролиза Na3PO4, Na2HPO4 и NaH2PO4. Согласно уравнениям реакций и, исходя из знания, соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой имеют щелочную реакцию среды. Прилейте в пробирки под номерами растворы (1) Na3PO4, (2)Na2HPO4, (3)NaH2PO4, в каждую поместите универсальную индикаторную бумагу.
Наблюдения: (1) Na3PO4 – сильнощелочная (по шкале рН примерно 12), (2)Na2HPO4 – слабощелочная (по шкале рН примерно 9), (3) NaH2PO4 - слабокислая (по шкале рН примерно 6).
Учитель: мы обнаруживаем противоречия
между составленными