Методика преподавания ДПИ в кружке «Роспись по дереву»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность преподавания ДПИ в кружке «Роспись по дереву» обусловлена тем, что учащемуся предоставляется возможность стать субъектом творчества. Дополнительное образование детей является особо организованной системой, изначально ориентированной на свободу выбора учащимися образовательной области, профиля программ, времени их освоения, разнообразия видов деятельности и создание благоприятных условий для реализации имеющегося природного потенциала ребенка в соответствии с его духовными потребностями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4

Глава I. Краткий исторический обзор

1.1 Общие сведения……………………………………………………….6

1.2 Мезенская роспись……………………………………………………6

1.3 Городецкая роспись…………………………………………………..7

1.4 Полхов-майданская роспись…………………………………………8

Глава II Глава II. Роспись по дереву на внеклассных занятиях

2.1 Возрастные особенности детей 10-12 лет……………………......11

2.2 Организация и содержание занятий кружка

«Роспись по дереву»…………………………………………………15

2.3 Материально-техническая база кружка «Роспись по дереву»……16

2.4 Техника безопасности…………………………………………….…17

2.5 Планирование работы. Учебно-тематический план……………...18

2.6 Планы – конспекты занятий……………………………………….19

Заключение………………………………………………………………25

Список литературы…………………………………………………..…27

Работа содержит 1 файл

Курсовая Методика преподавания росписи по дереву Варя.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     ●передавать ножницы друг другу нужно закрытыми, кольцами вверх.

     2.5 Планирование работы. Учебно-тематический план. Один год обучения: 48 занятий по 1 часу, 2 раза в неделю.

     Цель: Развитие графических навыков и творческого мышления

     Задачи: Научить рисованию узоров Городецкой, полхов-майданской, мезенской росписи на деревянных изделиях: дощечках, сахарнице, тарелочках, солонках и так далее. Научить графической росписи и росписи мазками гуашью, а также покрытию лаком готовых изделий.

     В результате обучения учащиеся:

     1.Должны  знать: правильное сопоставление цветов и тонов гуашью и акварелью при росписи; особенности графической и мазковой росписи; технику рисунка лица, птиц, цветов, коней а также различных сложных деталей, дополняющих рисунок.

     2.Должны  уметь: делать эзкиз (вид спереди и сзади); делать художественные узоры полхов-майданской и мезенской графической росписи; делать художественные узоры городецкой росписи мазками; рисовать гуашью и акварелью по дереву; покрывать лаком разрисованные изделия

     3.Должны  иметь представления: о видах графического рисунка и о видах рисунка мазками.

     Учебно-тематический план

     
№ темы Кол-во часов Тема и содержание занятия
1 1 Вводное занятие, знакомство с учащимися.  Краткое  содержание курса обучения. Вопросы расписания.
2 10 Технология  выполнения и освоение основных элементов  росписи.
3 2 Общие сведения о древесине. Техники работы с  деревом.
4 4 Основные исторические сведения о народной росписи. Изучение техники выполнения и видов росписи  по дереву (простые узоры и орнаменты).
5 8 Искусство росписи  по дереву на примерах мезенской, полх-майданской, городецкой росписи
6 6 Основные мотивы мезенской росписи (спираль, стихийка, заёздочки и т.д)
7 10 Изучение простых  типовых композиций (полоса, квадрат, круг)
8 6 Изготовление  готового изделия
9 1 Организация выставки выполненных изделий
Итого 48       
 

     2.6 Планы – конспекты занятий

     План-конспект занятия № 1

     Тема: Вводная беседа. Упражнение в технике кистевой росписи (элементы городецкого цветочного узора).

     Цель: Ознакомление с орнаментальной цветочной композицией в современной городецкой росписи.

     Задачи:

     обучающая: формирование графических навыков учащихся в работе кистью.

  • развивающая: развитие художественного вкуса;
  • воспитывающая: воспитать усидчивость, умение доводить работу до конца.

     Оборудование для педагога: план-конспект занятия, деревянные расписные современные изделия из Городца (художественные вещи, репродукции или фотоматериалы); таблицы-образцы для упражнения в кистевой росписи.

     Оборудование  для учащихся: бумага, гуашь или акварельные краски с белилами, круглая мягкая кисть, банка для воды, палитра для смешения красок, тряпочка.

     План:

     1. Организационный момент (Подготовка  рабочего места, инструментов  и материалов. ) 2 – 5 мин.

     2. Беседа о том, что такое узор (на примерах современной городецкой  росписи). 15 – 18 мин. Учащиеся знакомятся с понятиями: ритм, силуэт, композиция. Новые слова записываются на доске.

     3. Практическая часть (Выполнение  первого упражнения в технике  кистевой росписи – отдельные  элементы: точка, линия, мазок.  Выполнение второго упражнения  в технике кистевой росписи. Учащиеся рисуют розан. Каждое упражнение выполняется крупно, на отдельном листе альбома. Упражнение в росписи кистью без предварительного контура включает следующие основные элементы: линии разных толщины и направлений, мазок кистью (прикладывание), точка. Ученик должен усвоить, как правильно следует держать кисть и руку. Для проведения прямой и волнистой линии одной и той же ширины кончик кисти должен равномерно касаться поверхности бумаги. Угол наклона кисти к бумаге одинаков на протяжении всей линии, поэтому кисть руки при проведении линии ребенок двигает вместе с локтем. Ширина линии зависит от нажима кистью и угла наклона ее к бумаге; чтобы получить тонкую линию, ученик держит кисть перпендикулярно бумаге. Прикладывание заключается в следующем: кисть наполняют краской, прижимают ее боком к бумаге, не двигая с места, при этом получается овальный силуэт мазка. Мазки должны получиться сразу, с одного приложения кисти, без поправок. Точка образуется тоже единичным прикосновением кисти к бумаге или легким кругообразным движением ее с середины. При этом кисть ребенок держит перпендикулярно бумаге.) 20мин.

     4. Подведение итогов (Беседа о результатах  проделанной работы. Уборка рабочего  места.) 5 мин.

     План-конспект занятия №2

     Тема: Самостоятельное составление узора для спинки стула по мотивам городецкой росписи.

     Цель: Расширение и углубление понимания учащимися особенностей народного городецкого узора по средствам графических навыков.

     Задачи:

  • обучающая: изучить приемы росписи, технические упражнения;
  • развивающая: научиться различать тональные и цветовые отношения, чувствовать объем
  • воспитывающая: привить художественный вкус.

     Оборудование для педагога: план-конспект, деревянные расписные современные изделия из Городца (художественные вещи, репродукции или фотоматериалы); таблицы-образцы для упражнения в кистевой росписи.

     Оборудование для учащихся: бумага в форме прямоугольника – спинка стула.

     План:

  1. Организационный момент-5 мин.;
  2. Разъяснение композиционной задачи в самостоятельной работе учащихся по росписи узора для спинки детского стульчика. В прямоугольной форме спинки стульчика размещаем три цветка. Крупный розан в центре, две небольшие купавки слева и справа от центра. Важно обратить внимание учащихся на этапы исполнения узора. 5 мин.;
  3. Вопросо-ответная беседа, во время которой учащиеся устно рисуют композицию будущего узора. 5 мин.;
  4. Самостоятельная работа учащихся над росписью цветочного мотива. Учитель следит, чтобы учащиеся подбирали гармонически сочетающиеся тона, разнообразные ритмы. 20мин.
  5. Подведение итогов. (Беседа о результатах проделанной работы. Уборка рабочего места.) 5 мин.

     План-конспект занятия №3

     Тема: Самостоятельное составление узора для крышки стола по мотивам городецкой росписи.

     Цель: Закрепление приемов кистевой росписи.

     Задачи:

  • обучающая: изучить приемы росписи;
  • развивающая: развитие творческого воображения учащихся.
  • воспитывающая: привить художественный вкус.

     Оборудование для педагога: план-конспект, деревянные расписные современные изделия из Городца (художественные вещи, репродукции или фотоотпечатки). Таблица, изображающая варианты декоративной разделки цветка в городецкой росписи. Таблица выполняется учителем.

     Оборудование для учащихся: гуашь или акварельные краски с белилами, круглая мягкая кисть, банка для воды, палитра для смешения красок, тряпочка, бумага в форме квадрата, фон тонированный.

     План:

  1. Организационный момент-5 мин.;
  2. Объяснение композиционной задачи. На квадратной поверхности столика размещаем: в центре – крупный розан, в каждом углу – бутоны с листочками. Показ приема изображения листочка при помощи кисти. Показ таблицы различных вариантов декоративной трактовки цветка. 10 мин;
  3. Вопросно-ответная беседа, во время которой учащиеся устно рисуют композицию будущего узора. 5 мин.;
  4. Самостоятельная работа учащихся над узором. Рисуют сразу кистью. Учитель следит, чтобы дети соблюдали последовательность в работе: подмалевок, темная и светлая оживка. 20мин.
  5. Подведение итогов. (Выставка рисунков, беседа о результатах проделанной работы.) 5 мин.

    План-конспект занятия №4

     Тема: Составление узора для тарелки по мотивам полхов-майданской росписи.

     Цель: Закрепление знаний учащихся (узор, ритм, силуэт, композиция)

     Задачи:

     обучающая: Дальнейшее формирование приемов кистевой росписи.

  • развивающая: развитие творческого воображения учащихся.
  • воспитывающая: привить художественный вкус.

     Оборудование  для педагога: план-конспект, деревянные расписные современные изделия из Полховского Майдана (художественные вещи, репродукции или фотоотпечатки). Таблицы с вариантами композиционных схем узора в круге.

     Оборудование  для учащихся: гуашь или акварель с белилами, круглая мягкая кисть, банка для воды, палитра для смешения красок, тряпочка, бумага в форме круга, фон тонированный.

     План:

  1. Организационный момент-5 мин.;
  2. Объяснение вариантов построения композиции узора в круге (по таблице). Рассматривание изделий Полховского Майдана и таблицы, в которой даны новые приемы декоративной трактовки растительного узора.  Все внимание сосредоточивается на характере ритма и равновесии элементов узора. Закономерности размещения элементов узора в круге иные, чем в рассмотренных ранее квадрате, полосе. Повторяющиеся элементы часто располагаются по концентрическим окружностям. 1-й вариант: центр круга свободен, по краю круга располагаются ритмично повторяющиеся элементы. 2-й вариант: в центре круга размещается декоративный мотив (цветок, зверь, пейзаж; и т. д.), поэтому декоративные элементы, повторяющиеся по краю круга, меньше по своей массе, чем в 1-м варианте. 3-й вариант: элементы узора располагаются по концентрическим окружностям, сменяя друг друга –  на одной узор состоит из мелких и частых элементов, на другой элементы более крупные и ритм реже. 10 мин;
  3. Вопросно-ответная беседа, во время которой учащиеся устно рисуют композицию будущего узора. 5 мин.;
  4. Самостоятельная работа учащихся. Следует отметить, что работа по росписи тарелки наиболее эффективна, если учащиеся расписывают своими узорами настоящие тарелки, блюдца, принесенные в класс. В таком случае не нужно никакой специальной окраски фона тарелки. Узоры наносятся на поверхность изделия гуашью или акварелью с белилами. Если рисунок надо сохранить, тарелочку покрывают бесцветным лаком. Очень нравится ребятам выполнять узор, размещая элементы по концентрическим окружностям. Центр тарелочки дети выделяют изображением розетки, реже включают декоративный сюжет. 20мин.;
  5. Подведение итогов. (Педагог показывает классу рисунки тарелок, в которых ученики по-разному разместили цветочный узор в круге. Беседа о результатах проделанной работы.) 5 мин.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Заключение 

     Народное искусство – не консервативная, мертвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной емкости народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства. Значение произведений декоративно-прикладного искусства для формирования художественного вкуса обусловливается еще и тем, что в них специфично преломляются выразительные средства других видов изобразительного искусства – живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Положительное влияние занятий росписью по дереву состоит в том, что у учащихся развивается мелкая моторика рук, стимулируется развитие высших психических функций, проявляется индивидуальное творчество. Ребята имеют возможность побыть наедине с самим собой и своей работой, приобретают эстетический вкус. Посещение занятий способствуют развитию у учащихся фантазии, воображения. Они учатся видеть прекрасное в обыденном и привычном.

     На  занятиях изобразительным искусством в кружке учитель должен принимать во внимание сенсорный и эстетический опыт, приобретенный учащимся ранее. Отсюда активное привлечение на уроки декоративной работы природного материала для расширения опыта детей по наблюдению действительности. Учитель должен уметь сочетать развитие творческого мышления детей с эстетическим познанием и художественным развитием.

     Знакомство  школьников с, казалось бы, обычными художественными  предметами должно стать поводом для серьезного разговора о сущности эстетического в искусстве и действительности, о становлении современного стиля и моды, о специфике системы изобразительно-выразительных средств декоративно-прикладного искусства наравне с другими видами искусства.

     Художественное  начало эстетически обогащает учащихся, приобщает их к художественному  творчеству, пробуждает стремление преобразовать  материал в декоративные формы и  образы. Это способствует дальнейшему  повышению культурного уровня, эстетического  и нравственного воспитания.

     Во  время исполнения учебных заданий  учащиеся расширяют кругозор, изучают  технологию живописи, свойства материалов и приемы работы.

     Данная  работа может быть использована как  методическое пособие для педагогов  дополнительного образования. Материалы курсовой работы могут быть полезны при подготовке лекций и спецкурсов для студентов педагогических учебных заведений.  
 
 
 
 
 

Информация о работе Методика преподавания ДПИ в кружке «Роспись по дереву»