Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа
Актуальность преподавания ДПИ в кружке «Роспись по дереву» обусловлена тем, что учащемуся предоставляется возможность стать субъектом творчества. Дополнительное образование детей является особо организованной системой, изначально ориентированной на свободу выбора учащимися образовательной области, профиля программ, времени их освоения, разнообразия видов деятельности и создание благоприятных условий для реализации имеющегося природного потенциала ребенка в соответствии с его духовными потребностями.
Введение…………………………………………………………………….4
Глава I. Краткий исторический обзор
1.1 Общие сведения……………………………………………………….6
1.2 Мезенская роспись……………………………………………………6
1.3 Городецкая роспись…………………………………………………..7
1.4 Полхов-майданская роспись…………………………………………8
Глава II Глава II. Роспись по дереву на внеклассных занятиях
2.1 Возрастные особенности детей 10-12 лет……………………......11
2.2 Организация и содержание занятий кружка
«Роспись по дереву»…………………………………………………15
2.3 Материально-техническая база кружка «Роспись по дереву»……16
2.4 Техника безопасности…………………………………………….…17
2.5 Планирование работы. Учебно-тематический план……………...18
2.6 Планы – конспекты занятий……………………………………….19
Заключение………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………..…27
●передавать ножницы друг другу нужно закрытыми, кольцами вверх.
2.5 Планирование работы. Учебно-тематический план. Один год обучения: 48 занятий по 1 часу, 2 раза в неделю.
Цель: Развитие графических навыков и творческого мышления
Задачи: Научить рисованию узоров Городецкой, полхов-майданской, мезенской росписи на деревянных изделиях: дощечках, сахарнице, тарелочках, солонках и так далее. Научить графической росписи и росписи мазками гуашью, а также покрытию лаком готовых изделий.
В результате обучения учащиеся:
1.Должны знать: правильное сопоставление цветов и тонов гуашью и акварелью при росписи; особенности графической и мазковой росписи; технику рисунка лица, птиц, цветов, коней а также различных сложных деталей, дополняющих рисунок.
2.Должны уметь: делать эзкиз (вид спереди и сзади); делать художественные узоры полхов-майданской и мезенской графической росписи; делать художественные узоры городецкой росписи мазками; рисовать гуашью и акварелью по дереву; покрывать лаком разрисованные изделия
3.Должны иметь представления: о видах графического рисунка и о видах рисунка мазками.
Учебно-тематический план
№ темы | Кол-во часов | Тема и содержание занятия |
1 | 1 | Вводное занятие, знакомство с учащимися. Краткое содержание курса обучения. Вопросы расписания. |
2 | 10 | Технология выполнения и освоение основных элементов росписи. |
3 | 2 | Общие сведения о древесине. Техники работы с деревом. |
4 | 4 | Основные исторические сведения о народной росписи. Изучение техники выполнения и видов росписи по дереву (простые узоры и орнаменты). |
5 | 8 | Искусство росписи по дереву на примерах мезенской, полх-майданской, городецкой росписи |
6 | 6 | Основные мотивы мезенской росписи (спираль, стихийка, заёздочки и т.д) |
7 | 10 | Изучение простых типовых композиций (полоса, квадрат, круг) |
8 | 6 | Изготовление готового изделия |
9 | 1 | Организация выставки выполненных изделий |
Итого | 48 |
2.6 Планы – конспекты занятий
План-конспект занятия № 1
Тема: Вводная беседа. Упражнение в технике кистевой росписи (элементы городецкого цветочного узора).
Цель: Ознакомление с орнаментальной цветочной композицией в современной городецкой росписи.
Задачи:
обучающая: формирование графических навыков учащихся в работе кистью.
Оборудование для педагога: план-конспект занятия, деревянные расписные современные изделия из Городца (художественные вещи, репродукции или фотоматериалы); таблицы-образцы для упражнения в кистевой росписи.
Оборудование для учащихся: бумага, гуашь или акварельные краски с белилами, круглая мягкая кисть, банка для воды, палитра для смешения красок, тряпочка.
План:
1. Организационный момент (Подготовка рабочего места, инструментов и материалов. ) 2 – 5 мин.
2.
Беседа о том, что такое узор
(на примерах современной
3.
Практическая часть (
4. Подведение итогов (Беседа о результатах проделанной работы. Уборка рабочего места.) 5 мин.
План-конспект занятия №2
Тема: Самостоятельное составление узора для спинки стула по мотивам городецкой росписи.
Цель: Расширение и углубление понимания учащимися особенностей народного городецкого узора по средствам графических навыков.
Задачи:
Оборудование для педагога: план-конспект, деревянные расписные современные изделия из Городца (художественные вещи, репродукции или фотоматериалы); таблицы-образцы для упражнения в кистевой росписи.
Оборудование для учащихся: бумага в форме прямоугольника – спинка стула.
План:
План-конспект занятия №3
Тема: Самостоятельное составление узора для крышки стола по мотивам городецкой росписи.
Цель: Закрепление приемов кистевой росписи.
Задачи:
Оборудование для педагога: план-конспект, деревянные расписные современные изделия из Городца (художественные вещи, репродукции или фотоотпечатки). Таблица, изображающая варианты декоративной разделки цветка в городецкой росписи. Таблица выполняется учителем.
Оборудование для учащихся: гуашь или акварельные краски с белилами, круглая мягкая кисть, банка для воды, палитра для смешения красок, тряпочка, бумага в форме квадрата, фон тонированный.
План:
План-конспект занятия №4
Тема: Составление узора для тарелки по мотивам полхов-майданской росписи.
Цель: Закрепление знаний учащихся (узор, ритм, силуэт, композиция)
Задачи:
обучающая: Дальнейшее формирование приемов кистевой росписи.
Оборудование для педагога: план-конспект, деревянные расписные современные изделия из Полховского Майдана (художественные вещи, репродукции или фотоотпечатки). Таблицы с вариантами композиционных схем узора в круге.
Оборудование для учащихся: гуашь или акварель с белилами, круглая мягкая кисть, банка для воды, палитра для смешения красок, тряпочка, бумага в форме круга, фон тонированный.
План:
Заключение
Народное искусство – не консервативная, мертвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной емкости народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства. Значение произведений декоративно-прикладного искусства для формирования художественного вкуса обусловливается еще и тем, что в них специфично преломляются выразительные средства других видов изобразительного искусства – живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Положительное влияние занятий росписью по дереву состоит в том, что у учащихся развивается мелкая моторика рук, стимулируется развитие высших психических функций, проявляется индивидуальное творчество. Ребята имеют возможность побыть наедине с самим собой и своей работой, приобретают эстетический вкус. Посещение занятий способствуют развитию у учащихся фантазии, воображения. Они учатся видеть прекрасное в обыденном и привычном.
На занятиях изобразительным искусством в кружке учитель должен принимать во внимание сенсорный и эстетический опыт, приобретенный учащимся ранее. Отсюда активное привлечение на уроки декоративной работы природного материала для расширения опыта детей по наблюдению действительности. Учитель должен уметь сочетать развитие творческого мышления детей с эстетическим познанием и художественным развитием.
Знакомство школьников с, казалось бы, обычными художественными предметами должно стать поводом для серьезного разговора о сущности эстетического в искусстве и действительности, о становлении современного стиля и моды, о специфике системы изобразительно-выразительных средств декоративно-прикладного искусства наравне с другими видами искусства.
Художественное
начало эстетически обогащает
Во время исполнения учебных заданий учащиеся расширяют кругозор, изучают технологию живописи, свойства материалов и приемы работы.
Данная
работа может быть использована как
методическое пособие для педагогов
дополнительного образования. Материалы
курсовой работы могут быть полезны при
подготовке лекций и спецкурсов для студентов
педагогических учебных заведений.
Информация о работе Методика преподавания ДПИ в кружке «Роспись по дереву»