Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа
Актуальность преподавания ДПИ в кружке «Роспись по дереву» обусловлена тем, что учащемуся предоставляется возможность стать субъектом творчества. Дополнительное образование детей является особо организованной системой, изначально ориентированной на свободу выбора учащимися образовательной области, профиля программ, времени их освоения, разнообразия видов деятельности и создание благоприятных условий для реализации имеющегося природного потенциала ребенка в соответствии с его духовными потребностями.
Введение…………………………………………………………………….4
Глава I. Краткий исторический обзор
1.1 Общие сведения……………………………………………………….6
1.2 Мезенская роспись……………………………………………………6
1.3 Городецкая роспись…………………………………………………..7
1.4 Полхов-майданская роспись…………………………………………8
Глава II Глава II. Роспись по дереву на внеклассных занятиях
2.1 Возрастные особенности детей 10-12 лет……………………......11
2.2 Организация и содержание занятий кружка
«Роспись по дереву»…………………………………………………15
2.3 Материально-техническая база кружка «Роспись по дереву»……16
2.4 Техника безопасности…………………………………………….…17
2.5 Планирование работы. Учебно-тематический план……………...18
2.6 Планы – конспекты занятий……………………………………….19
Заключение………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………..…27
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
«Новосибирский Государственный Педагогический Университет»
Институт
искусств
Методика преподавания ДПИ в кружке
«Роспись по дереву»
Курсовая работа
по
методике обучения декоративно-прикладному
искусству и народным ремеслам
Выполнила: студент 51 группы
Савинова В.А
Руководитель:
Тащева Н.Е.
Новосибирск
2011
Состав
Содержание
Введение……………………………………………
Глава I. Краткий исторический обзор
1.1
Общие сведения……………………………………………………….
1.2 Мезенская роспись……………………………………………………6
1.3
Городецкая роспись………………………………
1.4
Полхов-майданская роспись……………
Глава II Глава II. Роспись по дереву на внеклассных занятиях
2.1 Возрастные особенности детей 10-12 лет……………………......11
2.2 Организация и содержание занятий кружка
«Роспись по дереву»……………………………
2.3 Материально-техническая база кружка «Роспись по дереву»……16
2.4
Техника безопасности…………………………………………….
2.5 Планирование работы. Учебно-тематический план……………...18
2.6
Планы – конспекты занятий……………
Заключение………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Приложения………………………………………
Введение
Актуальность преподавания ДПИ в кружке «Роспись по дереву» обусловлена тем, что учащемуся предоставляется возможность стать субъектом творчества. Дополнительное образование детей является особо организованной системой, изначально ориентированной на свободу выбора учащимися образовательной области, профиля программ, времени их освоения, разнообразия видов деятельности и создание благоприятных условий для реализации имеющегося природного потенциала ребенка в соответствии с его духовными потребностями. Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующие противоречия между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой - создавать условия свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.
Дополнительное образование играет важную роль в развитии учащихся: помогает проявить и реализовать себя, как личность; открывает и развивает новые способности ребят; заполняет их свободное время. Это позволяет не только обучить основам художественного ремесла, но и способствовать формированию индивидуальности.
Знакомство детей с народными орнаментами, обучение их некоторым приемам народной росписи взывают бурное развитие декоративных навыков у детей. Относительно простая изобразительная основа – орнамент – позволяет детям сосредоточить внимание на построении пространственно-цветовой композиции рисунка.
Наиболее успешно и легче для ребёнка развивать графические навыки на занятиях росписи по дереву. Если ребёнок владеет навыками, в том числе графическими, то изучение народного искусства ради совершенствования традиционных художественных промыслов приобретает тем самым особую актуальность. Проблема настоящего исследования заключается в том, чтобы найти те приёмы обучения декоративно-прикладному искусству, которые помогут наиболее успешно развивать графические навыки у детей 10-12 лет, а так же помогать и создавать им условия для развития у детей творческого мышления, стремления к самообразованию.
Цель: разработать методику преподавания росписи по дереву на внеклассных занятиях, развивающую творческое мышление и графические навыки у детей 10-12 лет.
Задача: повысить эффективность развития графических навыков и творческого мышления учащихся.
При этом необходимо:
1) изучить психологические особенности детей 10-12 лет
2) разработать методику развития творческого мышления и графических навыков;
3) разработать содержание учебной программы по росписи.
Гипотеза исследования: Если педагог на занятиях кружка росписи по дереву будет: Учитывать возрастные особенности учащихся; использовать различные инструменты, материалы и художественные техники; знакомить детей с элементами различных росписей, то развитие графических навыков и творческого мышления будет проходить более успешно.
Цели и задачи исследования обусловили содержание и структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава
I. Краткий исторический
обзор
1.1 Общие сведения. Роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаические времена, когда наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом. Своему появлению роспись обязана верой древнего человека в духов земли, неба, воды... Одних нужно было задабривать, от других защищаться, другим объяснять, что от них требуется. Так, например, волнистая линия по ободу горшка не позволяла злокозненным духам проникнуть в сосуд. Вышивка по рукавам защищала руки, обереги - шею и тело. Расписанные предметы отгоняли нечисть от дома. Красивые вещи подносились добрым духам с просьбой о защите, помощи. Каждый символ нес определенное значение. Со временем значение расписанных вещей, как предметов бытовой магии, утрачивается, и возрастает их эстетическая роль. Развиваются промыслы, каждый из которых отличается особыми приемами и мотивами. Наиболее благоприятными условиями для развития промысла, являются близость к торговым путям, оседлый образ жизни и стабильность.
1.2 Мезенская роспись. Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается Лешуконское село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи - Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались. Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета - красный и черный. Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу. Орнаменты в мезенской росписи служат некими границами между ярусами на изделии. Верх это воздух, низ – земля. Еще в мезенской росписи есть разновидность орнамента-треугольник, он может обозначать и землю и иногда воду, воздух.
Основной материал для росписи — краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Для мезенской росписи лучше всего подходят гуашевые и темперные краски. Основной инструмент мастера росписи — кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров. Окончательная отделка расписанного изделия: лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы —олифа, лак, мастика — придают изделию дополнительный декоративный эффект. Обработка изделия лаком — тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность.
1.3 Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др.
В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.
1.4 Полхов-Майданская роспись. С середины XIX века в селе Полх-Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью. В 1928—1930 гг. в Полх-Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приёмы местной росписи. Эти приёмы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с наводкой» — цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром; «цветы без наводки» — рисунок выписывается по фону без линейного контура; приём «под масло» — роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками. Деревянные точеные грибы, матрешки, копилки, свистульки, солонки сплошь покрывает яркая, буйная, плотная роспись из крупных цветов и листьев вперемежку с гроздьями ягод смородины и винограда. Встречаются в росписи и сельские пейзажи, птицы и животные. Краски выбирают яркие – алую, желтую, синюю, фиолетовую. В росписи преобладают чистые, локальные тона. Смешивая желтую с синей, получают насыщенный зеленый цвет, алая с желтой дают красный. Особую прелесть и завершенность росписи придает умелое использование приемов лессировки (наложение одного прозрачного цветового слоя на другой). Этот прием особенно наглядно виден в самой известной и самобытной росписи – цветы с наводкой. Изделие предварительно грунтуют несколько раз белым крахмалом, чтобы краску «не тянуло дерево». Нанесенные на белую поверхность грунта жидко разведенные краски звучат особенно интенсивно: белый грунт, просвечивая сквозь красочный слой, как бы освещает их. Очень часто применяют наложение на желтый цвет. Именно этот цвет, покрывая все изделие, служит как бы фоном. Дополнительные цвета – синий и оранжевый, желтый и фиолетовый, красный и зеленый, противопоставленные друг другу по спектральному кругу, создают наибольший цветовой контраст.
В 1960 году артель преобразуется в Полх-Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полх-Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрёшки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдаётся сюжетным мотивам. В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.
Информация о работе Методика преподавания ДПИ в кружке «Роспись по дереву»