Методика преподавания ДПИ в кружке «Роспись по дереву»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность преподавания ДПИ в кружке «Роспись по дереву» обусловлена тем, что учащемуся предоставляется возможность стать субъектом творчества. Дополнительное образование детей является особо организованной системой, изначально ориентированной на свободу выбора учащимися образовательной области, профиля программ, времени их освоения, разнообразия видов деятельности и создание благоприятных условий для реализации имеющегося природного потенциала ребенка в соответствии с его духовными потребностями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4

Глава I. Краткий исторический обзор

1.1 Общие сведения……………………………………………………….6

1.2 Мезенская роспись……………………………………………………6

1.3 Городецкая роспись…………………………………………………..7

1.4 Полхов-майданская роспись…………………………………………8

Глава II Глава II. Роспись по дереву на внеклассных занятиях

2.1 Возрастные особенности детей 10-12 лет……………………......11

2.2 Организация и содержание занятий кружка

«Роспись по дереву»…………………………………………………15

2.3 Материально-техническая база кружка «Роспись по дереву»……16

2.4 Техника безопасности…………………………………………….…17

2.5 Планирование работы. Учебно-тематический план……………...18

2.6 Планы – конспекты занятий……………………………………….19

Заключение………………………………………………………………25

Список литературы…………………………………………………..…27

Работа содержит 1 файл

Курсовая Методика преподавания росписи по дереву Варя.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

 

     

     Глава II. Роспись по дереву на внеклассных занятиях 

     2.1 Возрастные особенности детей 10-12 лет. В возрасте 10-12 лет происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления (мышления в понятиях) в доступных учащимся этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. "память становится мыслящей, а восприятие думающим". К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность, способность к саморегуляции, рефлексия (обращенность на себя). Развитие рефлексии меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет, может быть, впервые не просто принимать на веру все то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, мнения.

     В подростковом возрасте возникает новый  тип взаимоотношений между детьми и взрослыми. Подросток претендует на самостоятельность, на уважение к  себе. "Чувство взрослости", не подкрепленное еще реальной ответственностью,  - вот  особая  форма  самосознания,  возникающая  в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. "Чувство взрослости" появляется в потребности  равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения  со  стороны  взрослых. Пренебрежение  этими  требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет  негативные  черты подросткового кризиса.  Если  система образования  не  предлагает  ученикам  средств реализации  их чувства взрослости,  оно все равно проявится,  но самым невыгодным   образом   -   уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности. Меняется в этот период и отношение детей к дружбе, товариществу, возрастает потребность в общении со сверстниками. Это явление объясняется тем, что у подростка формируются новые ценности, которые понятны и ближе сверстнику, нежели взрослому. Существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. Резко возрастает количество негативных самооценок. Недовольство собой у детей распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебу.

     Обострение  критического отношения к себе актуализирует  у младших подростков потребность  в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми. Если   педагог контролирует  только  качество "продуктов" учебной работы и не  находит  места  для  оценки   детского   творчества,   инициативы, самостоятельности,   то   процесс   учения  теряет  для  ученика  свою актуальность и привлекательность.

     Подростковый  возраст традиционно считается  самым трудным в воспитательном отношении. Подростков характеризует  предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Это является  причиной  замечаний,  наказаний,  приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.

     Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.

     Мышление  и речь. Лет с десяти ребёнок уже не просто говорит, а использует в речи скрытые послания и сложные связки выводов, которые не произносятся, а совершаются в мыслях и опускаются в речи. В эти годы мысль соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Теоретическое мышление находится в этом возрасте  на начальном этапе своего  развития. Новые  научные  термины  и  понятия нужно  вводить  постепенно,  на основе имеющихся представлений и общих ориентировок  школьников  в   ходе   их   разнообразной   практической деятельности. Развиваются различные формы речи, в том числе и письменная. Окончательно речь формируется только к 11-12 годам, к тому возрасту, когда ребёнок становится способным к теоретическому рефлексивному мышлению. Особенности такого мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Сама формулировка мысли  в  словесной  форме  обеспечивает  лучшее понимание объекта познания.

     Память. Память становится более произвольной и более опосредствованной. Причем появляющиеся элементы опосредствованного запоминания и непосредственная память функционируют в ряде случаев независимо друг от друга. Так, любой материал, который можно запомнить, механически повторяя, запоминается именно так, и только в случае невозможности запомнить таким образом ученик начинает искать способы обработки информации. Это явление А.Н. Леонтьев назвал “дивергентностью непосредственного и опосредствованного запоминания”. Мнемические приемы в процессе запоминания – смысловая группировка, смысловые опорные пункты, соотнесение нового со старым, классификация, планирование запоминания. Человек рождается с памятью, в которой мнемические действия отсутствуют, а появляются благодаря обучению и созреванию. Появление мнемических действий составляет сущность развития памяти. Именно благодаря мнемическим действиям появляется возможность запоминать любой материал, запоминать быстро, прочно и много. Что же нужно делать педагогу, чтобы в структуре памяти появились мнемические действия? Учитель должен: во-первых, учить школьника различным способам запоминания; во-вторых, создавать в учебном процессе ситуации, когда учащимся необходимо использовать мнемические приемы. Другими словами, учитель должен создавать ситуации, где будет иметь место противоречие между желанием запомнить и невозможностью это сделать с помощью уже имеющихся мнемических действий. Этого можно добиться благодаря увеличению объема материала, изменению его содержания, характера преподнесения и т.д. Результатом появляющихся и разрешающихся противоречий и будет проявление в структуре памяти новых мнемических действий.

     Восприятие. Восприятие в этом возрасте является целенаправленным произвольным наблюдением за объектом, подчиняющимся определенной задаче, формируется  способность сосредоточивать  внимание  на малоинтересных вещах. Совершенствуется способность восприятия и наблюдения внешней действительности. Продолжается интеллектуализация восприятия и памяти.  Все это ведет к развитию произвольности, осмысленности, а вместе с этим  и к избирательности восприятия по   содержанию, а не по внешней привлекательности.

     Воображение. Воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Оно все более соотносится с реальностью. Школьник в своей творческой деятельности начинает опираться на специальные знания и умения: в области рисования — на знание принципов построения рисунка, в конструктивной деятельности — на специальные технические знания и умения, помогающие практически создавать ту или иную техническую модель, в литературном творчестве — на знание правил письменной речи. Это делает продукты творчества школьника более полноценными, но это и ограничивает часто его творческое воображение (там, где у него нет специальных знаний и практических умений), так как уровень требований, которые школьники начинают предъявлять к продуктам своей творческой деятельности, значительно повышается. В подростковом возрасте занятие рисованием часто забрасывается потому, что возросшие требования к рисунку не могут быть удовлетворены из-за малых знаний и умений в области техники изображения.  Развитием воображения в учебной работе детей можно и надо руководить. Яркие образные рассказы учителя, рисующие картины прошлого, жизнь различных стран и народов, жизнь растений и животных, продолжение детьми начатых учителем рассказов, самостоятельное рассказывание по картинкам, сочинения, рисование, техническое моделирование, «мысленное» путешествие по географической карте из одного географического пункта в другой — все это в большой мере развивает воображение школьников. Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков.  Если  школа  не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме – в экспериментах со своей внешностью.

     2.2 Организация и содержание занятий кружка «Роспись по дереву». Для занятий росписи по дереву вполне достаточно обычных средних способностей, чтобы ученик при правильном руководстве им, сознательно усвоил технику росписи.

     Главной задачей на занятиях кружка «Роспись по дереву» является задача привить  любовь к творчеству, развивать художественные способности, а также - выявлять эти  способности.

     На  занятиях учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития художественного  промысла, осваивают навыки письма, выполняют эскизы изделий с росписью, сами выполняют роспись по дереву, готовят экспонаты для участия  в выставках декоративно-прикладного творчества учащихся.

     Работа  в первую очередь направлена на увлекательное и познавательное проведение свободного времени. Занятия в кружке «Роспись по дереву» помогут ребятам интересно проводить досуг, научиться различным видам росписи, например, «Городца», «Полхов-Майдана», «Мезенской» и другим, а также научиться азам новой творческой профессии художника.

     Учебная программа рассчитана на 48 уроков - 48 часов (по одному часу два раза в  неделю) и предусматривает занятия  с учащимися 5-6-х классов.

     Учебная программа включает в себя теоретический материал по темам:

     1.Полхов-майданская, мезенская графическая роспись.

     2.Городецкая  живописная роспись.

     Практический  материал:

     1.Художественная  роспись по дереву гуашью.

     -живописная

     -графическая

     2.Освоение  мягкого мазка кистью от каплевидного до штрихового

     3.Освоение  способа работы кистью

     4.примакивание  и вольное рисование.

     Практические  занятия по данной программе совмещаются  с теоретическими уроками, на которых  проводятся беседы, демонстрируются  иллюстрации, образцы народного декоративно-прикладного искусства, рисунки детей, работы педагога, предлагаются схемы изготовления.

     2.3 Материально-техническая база кружка «Роспись по дереву» Для осуществления занятий необходим кабинет – мастерская, где желательно достаточное количество света (естественное освещение, софит, настольная лампа и т. п.).

     В мастерской должна быть раковина, так  как работа с красками требует  тщательной промывки инструментов.

     Кабинет делится на рабочую и экспозиционную зону.

     В рабочей зоне находятся столы. Объем помещения, количество столов и стульев должно соответствовать числу обучающихся.

     Экспозиционная  зона включает в себя наглядные пособия. Они могут находиться на стенах кабинета в виде различных наглядных пособий  работ учащихся, образцов, иллюстраций.

     Также должен находиться стеллаж - это место  для хранения изделий выполненных учащимися.

     Лучшие  работы можно разместить на текущей  выставке объединения.

     Для занятий необходимы определенные материалы  и инструменты: бумага белая рисовальная 1/8 - ватмана а так же деревянные заготовки, акварель, гуашь, карандаши, кисти (беличьи, колонковые), клей ПВА, шкурки (нулёвка и средней зернистости), банка, губка.

     Целесообразно оформить лист техники безопасности в рамку.

     В кабинете обязательно должна быть аптечка.

     2.4 Техника безопасности. Соблюдение ребятами данных правил и требований по технике безопасности дает возможность не только избежать несчастных случаев во время занятий, но и способствует развитию в ребятах чувства ответственности, аккуратности, серьезного подхода к работе.

     ●Во время занятий необходимо соблюдать дисциплину;

     ●Содержать в чистоте и порядке рабочее место;

     ●Инструменты и оборудование хранить в предоставленном для этого

     специальном месте;

     ●Ношение режущего инструмента обязательно в

     зачехлённом виде; 
Правила пользования работы с резаком:

     ●пользоваться резаком в определенном для этого месте;

     ●при использовании не выдвигать сильно лезвие во избежание поломки;

     ●точить карандаш только от себя;

     ●хранить резак в специальном месте,

     Правила обращения с ножницами:

     ●нельзя держать ножницы лезвием вверх;

     ●во время резания  нужно удерживать материал так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц;

     ●нельзя оставлять ножницы с открытыми лезвиями;

Информация о работе Методика преподавания ДПИ в кружке «Роспись по дереву»