Методика организации коллективной работы учащихся на уроках труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выделении особенностей организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках труда.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда основных задач, а именно:
- провести анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности;
-рассмотреть понятие и признаки коллективной формы организации учебного процесса;
-выявить формы организации коллективной деятельности на уроках труда;
-определить воспитательно - образовательные возможности коллективной деятельности на уроках труда;
-рассмотреть вопрос организации коллективного творчества на уроках труда;
-составить планы уроков труда с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5-х классов;
-разработать методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. теоретические основы организации коллективной формы учебной деятельности…………………………………………..5
1.1. Анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности ………………………………5
1.2. Понятие и признаки коллективной формы организации учебного процесса……………………………………………………………………….7
1.3. Формы организации коллективной деятельности на уроках труда……………………………………………………………………….....13
1.4. Воспитательно - образовательные возможности коллективной деятельности на уроках труда………………………………………………17
выводы по первой главе………………………………………………….22
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащихся на уроках труда…………………..……23
2.1. Организация коллективного творчества на уроках труда………..….23
2.2. Разработки фрагментов уроков труда с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5 – х классов……...26
2.3. Методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках труда………………………………………………....28
выводы по второй главе………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

КР - групповая работа на уроках труда.docx

— 71.50 Кб (Скачать)

Наиболее ярким примером для  развития коллективного творчества является творческий подход к работе по темам: «Художественная обработка  материалов», «Технология ведения  дома», «Эстетика пришкольного участка». «Кулинария».

На занятиях по кулинарии учащиеся знакомятся организацией коллективного  труда в группах. Уроки строятся таким образом, что все принимают активное участие в общем труде и находятся в определенной зависимости друг от друга.

На таких уроках важно создать  настрой, атмосферу доброжелательности, убедить учащихся в целесообразности коллективного труда. Доказать, что  результаты работы каждого зависят  от усилий всех.

Так при изготовлении композиции «Сирень» дети сами собрали богатую информацию о сирени из разных источников. Поскольку  это было весной, то дети приносили  информацию о том, где и какая  разновидность сирени они увидели  на улице, чем она привлекла их внимание. Осенью некоторые ученики  вместе с родителями посадили кусты  сирени у себя в саду. (Приложение № 1) Хочется верить, что мои ученики  не пройдут мимо красоты окружающей природы, будут беречь её и творить. Такие уроки по технологии помогают мне наладить тесный контакт с  учениками, достигать хорошие результаты и по другим предметам.

 

2.2. Разработки фрагментов уроков труда с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5 классов

 

Нами были разработаны   фрагменты уроков труда  с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5 -х классов

Тема урока: «Букет цветов» (5 класс)

Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная с элементом игры-эстафеты.

Принцип организации коллективной композиции: равновесие, работа ведется от центра.

Материалы, инструменты: цветная бумага, картон, ножницы, клей, трафареты цветов.

Рекомендации по организации и выполнению совместной работы. Учитель вместе с учениками любуется красотой живых цветов, разнообразием их формы и цвета (иллюстрации, фотографии). Делается сравнение живых цветов и их изображения в картинах художников, обращается внимание на то, что художники изображают цветы в букете. Составление букетов — это особое искусство, которому учатся специально. Но каждый человек должен уметь собрать цветы в букет так, чтобы красота цветов не потускнела в нем, а наоборот проявилась.

Цветы для букета обычно подбирают  таким образом, чтобы они составляли гармонию цветных пятен и ритма  форм. От этого букет может быть радостным или сдержанно-торжественным, или нежно-лиричным. Учитель на доске  рисует несколько схем по правильному  расположению цветов (возможно заранее  заготовить данные таблички). Попросить  детей выполнить несколько набросков  на доске.

Рассмотрев, какие бывают цветы  по форме и цвету, каждый из учеников обводит с помощью трафарета  самый красивый цветок, по его мнению, и вырезает его изображение из цветной бумаге.

За 10 мин до конца урока учитель  вывешивает на доску 3 больших листа  с изображением голубой, красной  и белой вазы (каждая ваза соответствует  своему ряду). Ученики, передавая кисточку с клеем, как эстафетную палочку, по очереди подходят к одному из листов на доске и приклеивают  к нему свой цветок. В конце веселой  эстафеты получаются три красивых букета, которые можно сравнить и оценить  красочность, композицию и аккуратность в изображении каждого букета.

Тема урока: «Поздравление» - 5 класс

Тема коллективной работы: «Газета-поздравление» (к 8 марта, к Новому году, к Дню учителя).

Форма организации совместной деятельности: комбинированная — совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная.

Принцип организации коллективной композиции: последовательная работа.

Материалы, инструменты: цветная бумага, клей, ножницы, стихи.

Рекомендации по организации и выполнению совместной работы.

Все учащиеся хорошо знакомы с этими  праздниками, но стоит ещё раз  им напомнить характерные особенности. Что их объединяет? Чем они отличаются? Что приносят эти праздники в  дом? Заранее подбираются стихи, интересные истории, поздравления и  т. п. На уроке ребята занимаются оформлением  своего поздравления (на определённом формате листа пишут поздравительные  слова, украшают аппликацией). За 10-15 минут  до конца урока идёт общий сбор поздравлений и наклеивание на основу. Газета – поздравление вывешивается на всеобщее обозрение

 

2.3.  Методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках труда

 

В рекомендациях по организации  коллективной деятельности на уроке  трудового обучения акцентируется  внимание в первую очередь на методике планирования и руководства процессом  совместного творчества учащихся. Приведенные  ниже примеры нельзя назвать конспектами  уроков, хотя они и излагаются в  соответствии с классической структурой урока:

-вводная беседа или знакомство с новым материалом;

-анализ задания;

-организация совместной деятельности и руководство ее процессом;

-составление коллективной композиции и её анализ;

-оценка результата совместного творчества.

Основные  противопоказания

  1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
  2. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока".
  3. Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
  4. Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
  5. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен "шумомер"-звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.
  6. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка)

 

 

Выводы по второй главе

 

Современный урок труда отмечается широтой целей обучения. Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются воспитание, развития личности, творческого мышления, обучения способам самостоятельной и коллективной деятельности. Результатом творческой деятельности школьников и учителя в школе являются выставки детских рисунков, коллективные панно, работы по конструированию, лепке, бумагопластике. Таким образом, создается эстетически наполненная среда, которая дарит радость детям и взрослым, дает ощущение нужности своего творчества, возможности приложения своих «сущностных сил». Способность к творчеству у школьников – это высший показатель эстетической активности, предпосылкой формирования которой является наличие художественной среды.

Нами были разработаны фрагменты уроков труда с использованием коллективной формы учебной деятельности учащихся для 5- х классов. Они позволяют наиболее полно представить методы, используемые при организации коллективной учебной деятельности на различных этапах урока. А так же разработаны методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках труда.

 

Заключение

 

В ходе теоретического и  опытного исследования получены следующие  основные результаты. Нами изучена  научно-методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме поиска путей  эффективного использования коллективной учебной деятельности в процессе обучения труду в средней школе. Рассмотрены и проанализированы работы многих известных авторов, таких, как В.К.Дьяченко, Л.С. Выготский, Г.А. Цукерман, М.Н. Скаткин и многие другие. В процессе исследования была определена сущность коллективной формы учебной  деятельности, выявлены ее признаки, план организации, рассмотрены основные формы организации коллективной деятельности на уроках труда и определены воспитательно - образовательные возможности коллективной деятельности на уроках труда.

Современный урок труда отмечается широтой целей обучения. Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются воспитание, развития личности, творческого мышления, обучения способам самостоятельной и коллективной деятельности. Результатом творческой деятельности школьников и учителя в школе являются выставки детских рисунков, коллективные панно, работы по конструированию, лепке, бумагопластике. Таким образом, создается эстетически наполненная среда, которая дарит радость детям и взрослым, дает ощущение нужности своего творчества, возможности приложения своих «сущностных сил». Способность к творчеству у школьников – это высший показатель эстетической активности, предпосылкой формирования которой является наличие художественной среды.

По результатам работы сделаем в заключение некоторые выводы. Чтобы управлять процессом формирования личности школьника, необходимо активно использовать формы коллективной творческой деятельности на уроках и различные приемы организации творческой деятельности учащихся. Важно так спланировать урок, чтобы дети были не пассивными исполнителями, а активными участниками. Только с учетом интересов и способностей учащихся можно помочь им проявить свою индивидуальность.

Коллективная форма организации  дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить  общение, развивать почву для  проявления и формирования общественно  ценностных мотивов. Совместный труд обладает качествами, способными стимулировать  интерес к изобразительной деятельности и развивать творческую активность детей. Именно то обстоятельство, что  детям нравится работать сообща, что  их радует сопричастность к полученному  общему художественному продукту, определяет необходимость разработки и внедрения  коллективных форм в практику художественного  воспитания детей.

При  систематической организации  групповой работы в учебном  процессе и  соблюдении  определенных  условий  у  детей  разного  школьного  возраста происходит рост их субъектной активности, становление  в  учащемся  субъекта саморазвития. Дети  учатся  с  удовольствием,  ощущая  радость  познания,  и чувствуют при  этом себя превосходно. В таких  условиях  организации  учебной деятельности дети  переживают  чувство   наслаждения,  осуществляют  свободу  выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных  силах, а значит, становятся счастливыми  и здоровыми. Б. Неменский считал коллективную творческую работу – одним из самых эффективных методов развития творческих способностей, т. к. в такой работе нет нетворческих детей, каждый что-то делает для общего рисунка по мере своих сил. Таким образом, уроки труда в школе являются одним из основных уроков для развития коллективного творчества детей.

 

Список использованной  литературы

 

  1. Бобунова И. В. Технология.// Волгоград, Учитель,2004
  2. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: Метод.пособие / А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2008. – 224 с.: ил.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Педагогика, 1983. - 358 с.
  4. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1977. – 159 с.
  5. Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003.  С.12-14
  6. Давыдов В.В Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 424 с.
  7. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Просвещение, 1989. – 156 с.
  8. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
  9. Ерёменко Т. И., Забалуева Е. С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки. // М., Просвещение, 2000. – 230 с.
  10. Золотова А.В. Коллективная работа на уроках // Начальная школа. – 1989. – № 10. С. 34-35.
  11.   Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 480 с.
  12. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. – М.: Педагогика, 1985. –144 с.
  13. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005.- 448с.
  14. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова.- М.: Айрис-пресс,2006.- 256с.
  15. Лийметс Х.Й. Понятие коллективной работы в советской дидактике // Актуальные проблемы индивидуализации обучения. – Тарту, 1970. – С. 18 – 21.
  16. Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.
  17. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Просвещение, 1972. – 208 с.
  18. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева.- М.: Просвещение, 2007.- 158с.
  19. Новые материалы и технологии современного швейного производства: материалы Всероссийской научной конференции 3-4 марта, г. Киров / науч.ред. Л.В. Морилова, Г.Н. Некрасова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 115 с.
  20. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская.- М.: «Академия», 2004.- 224с.
  21. Неменский Б.М.Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.– 47 с.
  22. Николаева Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: Дис…канд.пед.наук. – М.,1972. – 236 с.
  23. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Метод. пособие. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 208 с. – (Б-ка учителя технологии).
  24. Патрушева Л.К. Дидактика образовательной области «Технология» в таблицах и схемах: учебное пособие / Л.К. Патрушева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. – 216 с.
  25. Проблемы художественно-технологического образования в школе и вузе: сб. науч.-метод. трудов / науч. ред. Г.Н. Некрасова, Л.К. Патрушева, Н.Г. Тарасова, В.А. Крысова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 143 с.
  26. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. –368 с.
  27. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 360 с.
  28. Петровский В.А., Виноградова А.М. Учимся общаться с ребенком. – М.: Просвещение, 1993. – 191с.
  29. Припеченкова С. И., Глушкова Э. Ю. Уроки труда. 5класс. Макраме. Вышивание.// Волгоград, Учитель, 2004.
  30. Педагогика: учеб. пособие  / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2006.- 608с.
  31. Развивающее обучение: история, теория, практика// М. Начальная школа 1998
  32. Свадковский И.Ф. Введение в педагогику: курс лекций / И.Ф. Свадковский.- М.: Академия, 2005.- 156с.
  33. Сластенин В.А. Общая педагогика: учеб. пособие  / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.  Под ред. В.А. Сластенина.- В 2-х ч.-М.: ВЛАДОС, 2003. -420 с.
  34. Смирнов В.И. Общая педагогика: учеб. пособие / В.И. Смирнов.- М.: Логос, 2003.- 304с.
  35. Столяренко А.М. Общая педагогика: учеб. пособие / А.М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 479с.
  36. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): учеб. пособие / В.А. Скакун.- М.: «Академия», 2009.- 128с.
  37. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1980. – 96 с.
  38. Технологическое образование в школе и вузе в условиях модернизации образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Коми государственный педагогический институт). – Сыктывкар: Изд-во Коми пед.ин-та, 2008. – 143 с.
  39. Технологическое образование в школе и ВУЗе. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. // Коми государственный педагогический институт. Сыктывкар, 2009 – 176 с.
  40. Технология. Трудовое обучение. Рабочая учебная программа общеобразовательных школ 5-9 классы.
  41. Утеева Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе: Монография. – М.: Прометей, 1997. – 230 c.
  42. Флягина О. В. Творческие проекты школьников.// Школа и производство, №8 2005.
  43. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993. – 263 с.
  44. Чередов И.М. Система форм обучения в советской общеобразовательной школе. Монография – М.: Педагогика, 1987. – 152 с.
  45. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
  46. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (на материале математики): Аспект сочетания и взаимодействия коллективной и индивидуальной форм обучения. – М.: Педагогика, 1979. – 176 с.
  47. Шустов С.М. Педагогическое руководство проектной деятельностью старшеклассников. – Киров: Изд-во ВПГУ, 2010. – 55 с.
  48. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М.: Знание, 1974. – 64 с.
  49. Ярославцева Е. Ю. Познавательные задачи на уроках по технологии обработки ткани.// Школа и производство, №7 2005.
  50. XIII Международная конференция по технологическому образованию школьников «Технологическое образование в школе и ВУЗе: проблемы и перспективы», материалы конференции, час<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-siz

Информация о работе Методика организации коллективной работы учащихся на уроках труда