Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа
Цель исследования состоит в выделении особенностей организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках труда.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда основных задач, а именно:
- провести анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности;
-рассмотреть понятие и признаки коллективной формы организации учебного процесса;
-выявить формы организации коллективной деятельности на уроках труда;
-определить воспитательно - образовательные возможности коллективной деятельности на уроках труда;
-рассмотреть вопрос организации коллективного творчества на уроках труда;
-составить планы уроков труда с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5-х классов;
-разработать методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках труда.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. теоретические основы организации коллективной формы учебной деятельности…………………………………………..5
1.1. Анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности ………………………………5
1.2. Понятие и признаки коллективной формы организации учебного процесса……………………………………………………………………….7
1.3. Формы организации коллективной деятельности на уроках труда……………………………………………………………………….....13
1.4. Воспитательно - образовательные возможности коллективной деятельности на уроках труда………………………………………………17
выводы по первой главе………………………………………………….22
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащихся на уроках труда…………………..……23
2.1. Организация коллективного творчества на уроках труда………..….23
2.2. Разработки фрагментов уроков труда с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5 – х классов……...26
2.3. Методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках труда………………………………………………....28
выводы по второй главе………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………
Наиболее ярким примером для развития коллективного творчества является творческий подход к работе по темам: «Художественная обработка материалов», «Технология ведения дома», «Эстетика пришкольного участка». «Кулинария».
На занятиях по кулинарии учащиеся знакомятся организацией коллективного труда в группах. Уроки строятся таким образом, что все принимают активное участие в общем труде и находятся в определенной зависимости друг от друга.
На таких уроках важно создать настрой, атмосферу доброжелательности, убедить учащихся в целесообразности коллективного труда. Доказать, что результаты работы каждого зависят от усилий всех.
Так при изготовлении композиции «Сирень» дети сами собрали богатую информацию о сирени из разных источников. Поскольку это было весной, то дети приносили информацию о том, где и какая разновидность сирени они увидели на улице, чем она привлекла их внимание. Осенью некоторые ученики вместе с родителями посадили кусты сирени у себя в саду. (Приложение № 1) Хочется верить, что мои ученики не пройдут мимо красоты окружающей природы, будут беречь её и творить. Такие уроки по технологии помогают мне наладить тесный контакт с учениками, достигать хорошие результаты и по другим предметам.
2.2. Разработки фрагментов уроков труда с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5 классов
Нами были разработаны фрагменты уроков труда с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5 -х классов
Тема урока: «Букет цветов» (5 класс)
Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная с элементом игры-эстафеты.
Принцип организации коллективной композиции: равновесие, работа ведется от центра.
Материалы, инструменты: цветная бумага, картон, ножницы, клей, трафареты цветов.
Рекомендации по организации и выполнению совместной работы. Учитель вместе с учениками любуется красотой живых цветов, разнообразием их формы и цвета (иллюстрации, фотографии). Делается сравнение живых цветов и их изображения в картинах художников, обращается внимание на то, что художники изображают цветы в букете. Составление букетов — это особое искусство, которому учатся специально. Но каждый человек должен уметь собрать цветы в букет так, чтобы красота цветов не потускнела в нем, а наоборот проявилась.
Цветы для букета обычно подбирают
таким образом, чтобы они составляли
гармонию цветных пятен и ритма
форм. От этого букет может быть
радостным или сдержанно-
Рассмотрев, какие бывают цветы по форме и цвету, каждый из учеников обводит с помощью трафарета самый красивый цветок, по его мнению, и вырезает его изображение из цветной бумаге.
За 10 мин до конца урока учитель вывешивает на доску 3 больших листа с изображением голубой, красной и белой вазы (каждая ваза соответствует своему ряду). Ученики, передавая кисточку с клеем, как эстафетную палочку, по очереди подходят к одному из листов на доске и приклеивают к нему свой цветок. В конце веселой эстафеты получаются три красивых букета, которые можно сравнить и оценить красочность, композицию и аккуратность в изображении каждого букета.
Тема урока: «Поздравление» - 5 класс
Тема коллективной работы: «Газета-поздравление» (к 8 марта, к Новому году, к Дню учителя).
Форма организации совместной деятельности: комбинированная — совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная.
Принцип организации коллективной композиции: последовательная работа.
Материалы, инструменты: цветная бумага, клей, ножницы, стихи.
Рекомендации по организации и выполнению совместной работы.
Все учащиеся хорошо знакомы с этими
праздниками, но стоит ещё раз
им напомнить характерные
2.3. Методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках труда
В рекомендациях по организации коллективной деятельности на уроке трудового обучения акцентируется внимание в первую очередь на методике планирования и руководства процессом совместного творчества учащихся. Приведенные ниже примеры нельзя назвать конспектами уроков, хотя они и излагаются в соответствии с классической структурой урока:
-вводная беседа или знакомство с новым материалом;
-анализ задания;
-организация совместной деятельности и руководство ее процессом;
-составление коллективной композиции и её анализ;
-оценка результата совместного творчества.
Основные противопоказания
Выводы по второй главе
Современный урок труда отмечается широтой целей обучения. Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются воспитание, развития личности, творческого мышления, обучения способам самостоятельной и коллективной деятельности. Результатом творческой деятельности школьников и учителя в школе являются выставки детских рисунков, коллективные панно, работы по конструированию, лепке, бумагопластике. Таким образом, создается эстетически наполненная среда, которая дарит радость детям и взрослым, дает ощущение нужности своего творчества, возможности приложения своих «сущностных сил». Способность к творчеству у школьников – это высший показатель эстетической активности, предпосылкой формирования которой является наличие художественной среды.
Нами были разработаны фрагменты уроков труда с использованием коллективной формы учебной деятельности учащихся для 5- х классов. Они позволяют наиболее полно представить методы, используемые при организации коллективной учебной деятельности на различных этапах урока. А так же разработаны методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках труда.
Заключение
В ходе теоретического и опытного исследования получены следующие основные результаты. Нами изучена научно-методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме поиска путей эффективного использования коллективной учебной деятельности в процессе обучения труду в средней школе. Рассмотрены и проанализированы работы многих известных авторов, таких, как В.К.Дьяченко, Л.С. Выготский, Г.А. Цукерман, М.Н. Скаткин и многие другие. В процессе исследования была определена сущность коллективной формы учебной деятельности, выявлены ее признаки, план организации, рассмотрены основные формы организации коллективной деятельности на уроках труда и определены воспитательно - образовательные возможности коллективной деятельности на уроках труда.
Современный урок труда отмечается широтой целей обучения. Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются воспитание, развития личности, творческого мышления, обучения способам самостоятельной и коллективной деятельности. Результатом творческой деятельности школьников и учителя в школе являются выставки детских рисунков, коллективные панно, работы по конструированию, лепке, бумагопластике. Таким образом, создается эстетически наполненная среда, которая дарит радость детям и взрослым, дает ощущение нужности своего творчества, возможности приложения своих «сущностных сил». Способность к творчеству у школьников – это высший показатель эстетической активности, предпосылкой формирования которой является наличие художественной среды.
По результатам работы сделаем в заключение некоторые выводы. Чтобы управлять процессом формирования личности школьника, необходимо активно использовать формы коллективной творческой деятельности на уроках и различные приемы организации творческой деятельности учащихся. Важно так спланировать урок, чтобы дети были не пассивными исполнителями, а активными участниками. Только с учетом интересов и способностей учащихся можно помочь им проявить свою индивидуальность.
Коллективная форма
При систематической организации
групповой работы в учебном процессе
и соблюдении определенных условий
у детей разного школьного
возраста происходит рост их субъектной
активности, становление в учащемся
субъекта саморазвития. Дети учатся
с удовольствием, ощущая радость
познания, и чувствуют при
этом себя превосходно. В таких условиях
организации учебной деятельности
дети переживают чувство
наслаждения, осуществляют свободу
выбора и принятия ответственности,
обретая уверенность в
Список использованной литературы
Информация о работе Методика организации коллективной работы учащихся на уроках труда