Методика организации коллективной работы учащихся на уроках труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выделении особенностей организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках труда.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда основных задач, а именно:
- провести анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности;
-рассмотреть понятие и признаки коллективной формы организации учебного процесса;
-выявить формы организации коллективной деятельности на уроках труда;
-определить воспитательно - образовательные возможности коллективной деятельности на уроках труда;
-рассмотреть вопрос организации коллективного творчества на уроках труда;
-составить планы уроков труда с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5-х классов;
-разработать методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. теоретические основы организации коллективной формы учебной деятельности…………………………………………..5
1.1. Анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности ………………………………5
1.2. Понятие и признаки коллективной формы организации учебного процесса……………………………………………………………………….7
1.3. Формы организации коллективной деятельности на уроках труда……………………………………………………………………….....13
1.4. Воспитательно - образовательные возможности коллективной деятельности на уроках труда………………………………………………17
выводы по первой главе………………………………………………….22
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащихся на уроках труда…………………..……23
2.1. Организация коллективного творчества на уроках труда………..….23
2.2. Разработки фрагментов уроков труда с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5 – х классов……...26
2.3. Методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках труда………………………………………………....28
выводы по второй главе………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

КР - групповая работа на уроках труда.docx

— 71.50 Кб (Скачать)

Организация совместной творческой деятельности и включение старшеклассников в  проективно-творческую деятельность реализуется  через содержание и различные  творческие, проблемно-творческие задачи, поставленные перед учащимися, которые  требовали решения посредством  творческой обработки в проективный  замысел и его презентацию. Это  нашло отражение в следующем:

- внесение проблемных ситуаций, которые обостряют и активизируют познавательные и творческие процессы;

- внедрение задач эвристического плана;

-показ возможных путей решения творческой задачи.

Кроме того, акцент делается на использовании  возможностей учебных дисциплин  в проективно-творческой деятельности.

Совместная творческая деятельность при этом просматривалась в двух направлениях: в деятельности учителя  и старшеклассников и коллективного  поиска учащихся.

Особенности коллективного проекта  в том, что каждый ученик группы должен досконально знать и понимать значение проделанной работы, ее актуальность, технологические особенности. В  этом классе члены группы зависимы друг от друга и ответственны друг перед другом. Руководитель распределяет обязанности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

 

1.4.  Воспитательно - образовательные возможности коллективной деятельности на уроках труда

 

Одна из актуальных задач эстетического  воспитания — развитие у детей  способности к восприятию прекрасного  в себе самом, в другом человеке и  в окружающем мире. Творческая деятельность как неотъемлемая часть процесса эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности: восприятие (потребление искусства), эстетические знания (искусствознание) и непосредственная трудовая деятельность, направленная на созидание прекрасного в себе и вокруг себя. Если учесть, что человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, то его эстетические взгляды и суждения во многом созвучны с общественными представлениями о прекрасном. Для понимания и приятия чуждого эстетического опыта, для апробации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, т.е. способностью к общению, в том числе и в эстетической деятельности.

Совместная творческая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений  со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной творческой деятельности на уроках труда ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.

В настоящее время формирование культуры общения — одна из актуальных проблем воспитания подрастающего  поколения. Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают ее роль в развитии социальной активности. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности — это средство передачи полезной информации и практического  опыта, средство формирования культуры самого общения.

Коллективная творческая деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

- информационная — обмен чувственной и познавательной информацией;

- контактная — готовность к приему и передаче информации;

- координационная — согласование действий и организация взаимодействия;

- развивающая — изменение личностных качеств участников деятельности.

Подлинная коллективность предполагает не только наличие четких организационных  связей, эффективно-продуктивную организацию  дел, но и нравственную потребность  в другом человеке, которая основывается на общем коллективном сознании. В  качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного  творчества, выступают следующие  показатели:

- общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;

- неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого;

- гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищенность личности от произвола;

-доверие и взаимопомощь (между членами коллектива);

- сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров. [12, с.52]

Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение  общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого  потенциала и комфортности.

Коллективная деятельность учащихся стала рассматриваться как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к творчеству сравнительно недавно.

Значительный рост интереса учителей к этому методу отмечается в конце 80-х — начале 90-х гг.

В первые годы советской власти новая  школа искала свои методы и приемы обучения детей. Социальное воспитание противопоставлялось воспитанию индивидуальному. Развитие коллективных навыков, умения жить и творить коллективно, развитие социальной активности — все эти  задачи новой школы осуществлялись на занятиях художественной и декоративно-прикладной деятельности. Было широко распространено участие детей в украшении  классных комнат, школы, спектаклей, революционных  праздников. Оформительские работы как  результат коллективного художественного  труда детей имели внушительные размеры и общественно значимый результат.

Коллективное творчество надолго  оставалось уделом методики внеклассных  и внешкольных занятий. Этот метод  использовался педагогами в основном на занятиях декоративно-прикладного  искусства при выполнении общественных работ, связанных с оформлением  праздников: изготовление елочных украшений, плакатов, лозунгов, стенных газет  и т.п.

Лишь в начале 60-х гг. были предприняты  попытки использовать совместную творческую деятельность детей как средство активизации коллективного творчества на уроках трудового обучения в начальных  классах.

В 70-е гг. в рамках диссертационного исследования И. Н. Турро было определено значение коллективной деятельности в художественном образовании младших школьников, дан наиболее полный анализ существующих видов коллективной деятельности и их классификация. Автором отмечалось, что сам процесс коллективной деятельности и его результат всегда вызывают у детей положительные эмоции, чувства удовлетворения и интерес к творческой деятельности.

В работе И. Н. Турро подчеркивалось, что коллективные занятия создают  благоприятные условия для общения  детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат  коллективной деятельности, который, по мнению автора, всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей изобразительному искусству с жизнью. [32, с.63]

Б. М. Неменский в книге «Мудрость  красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при  использовании этого метода ученики  приобретают не только опыт коллективного  творчества, но еще и опыт понимания  места и роли искусства в жизни. [21, с.22]

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее  потребность в эстетическом общении  и интерес к трудовой деятельности. Коллективная деятельность как игровой  прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс  урока и как метод обобщения  знаний и умений учащихся позволяет  активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.

 

выводы  по первой главе

 

В ходе теоретического и  опытного исследования получены следующие  основные результаты. Нами изучена  научно-методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме поиска путей  эффективного использования коллективной учебной деятельности в процессе обучения труду в средней школе. Рассмотрены и проанализированы работы многих известных авторов, таких, как В.К.Дьяченко, Л.С. Выготский, Г.А. Цукерман, М.Н. Скаткин и многие другие. В процессе исследования была определена сущность коллективной формы учебной деятельности, выявлены ее признаки, план организации, рассмотрены основные формы организации коллективной деятельности на уроках труда и определены воспитательно - образовательные возможности коллективной деятельности на уроках труда.

.

 

ГЛАВА II.

МЕТОДИКА  ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащихся на уроках труда

 

2.1. Организация коллективного творчества на уроках труда

 

Творчество – явление сложное, комплексное, проявляется в какой  – либо деятельности. Вне деятельности не может быть такого творчества. В  процессе труда при изготовлении различных изделий у учащихся вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как  лучше её выполнить, способность  доводить дело до конца, т.е. те качества, без которых невозможно и творчество. И учителю, прежде всего необходимо выработать у учеников активность и  самостоятельность, оригинальность и  гибкость, ассоциативность мышления, способность и умение фантазировать, обобщать и применять уже имеющийся  опыт для решения новых задач, потребность вносить красоту  в свой труд.

От содержания труда, его объёма, значимости, образовательного и творческого  богатства зависит, какие познавательные и творческие задачи будут решены, что дети приобретут в процессе труда, какие трудности преодолеют и  какие волевые усилия приложат для  этого. Труд значимый, богатый по содержанию пробуждает интерес, любознательность, желание трудится, развивает их познавательные и творческие способности, обогащает  нравственный опыт.

Довольно часто можно видеть, что ученики работают на уроке  только ради отметки. Они думают, можно  сделать вещь, можно и сломать, можно постараться выполнить  аккуратно, а можно и небрежно всё равно, можно выкинуть. Они  не знают, как дальше использовать созданное  ими изделие. Поэтому главная  задача учителя поощрять и стимулировать  проявления творчества учениками, постоянно  обогащать детей новыми впечатлениями, как можно больше разнообразить их деятельность. Если выполненная работа вызывает радость, приносит удовольствие, закрепляется в успехе, то у ребёнка возникает интерес к труду и занятию, желание активно участвовать в работе, чтобы вновь и вновь испытывать вдохновенное чувство радости, появляется уверенность в своих силах, желание самостоятельно совершенствовать трудовые умения и навыки. Накапливаемые переживания, чувства, представления, оценки и поступки постепенно становятся устойчивыми и привычными. Так формируется привычка к трудовому усилию, ответственность, накапливается опыт.

На своих уроках стараюсь постоянно  поощрять нестандартное, оригинальное решение, целесообразное отступление  от образца, умение видеть общее в  различном и различия в общих  явлениях, обобщение и перенос  приобретённых знаний и умений в  новую ситуацию. Считаю, что творческий и доброжелательный микроклимат  на уроках, обстановка уважения и сотрудничества учителя и учеников, внимание к  каждому ребёнку, поощрение даже малейшего успеха содействует развитию творческих способностей. Уроки стараюсь строить так, чтобы ученик в совместной деятельности смог почувствовать себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной  деятельности. Этому способствует объединение  индивидуальных работ учащихся в  единую композицию.

Совместная деятельность способствует формированию у учащихся положительных  взаимоотношений с одноклассниками, умение сотрудничать, понимать и ценить работу других.

Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс  взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально – интеллектуальный опыт каждого ученика, развивается  их творческая активность.

Участвуя в общей работе, ученики  особенно остро ощущают ритм совместного  поиска, разделяют радость общего успеха. В этом случае они не просто решают какую- либо познавательную задачу, все работают над общей задачей, не просто выполняют задание учителя, но и размышляют над ним вместе с другими. Каждый не просто ищет, но и ищет в коллективе и вместе с коллективом, ищет не только для себя, но и для коллектива. Усилия каждого умножаются усилиями других.

Роль учителя сводится к организации  коллективного обсуждения результатов  труда. Подводя итоги работы, он отмечает успехи каждого в коллективном труде  и их влияние на общую оценку труда  всего коллектива

В своей работе применяю классификацию  коллективных работ, разработанную  Комаровой Т.С. и Савенковым А.И., в основе которой лежат три  основные формы организации совместной деятельности:

1) совместно – индивидуальная;

2) совместно – последовательная;

3) совместно – взаимодействующая.

При этом учащиеся во время совместной деятельности могут работать парами, малыми и большими группами. Сочетание  индивидуальной и групповой работы учащихся, их взаимодействие позволяет  максимально использовать творческий потенциал каждого ученика.

Иногда комбинирую формы совместной деятельности. Это обогащает опыт коллективного творчества учащихся, формирует культуру общения, даёт почву  для проявления и формирования общественно  – ценностных мотивов. Детям очень  нравится работать сообща, их радует сопричастность к полученному общему изделию.

Информация о работе Методика организации коллективной работы учащихся на уроках труда