Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа
Цель исследования состоит в выделении особенностей организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках труда.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда основных задач, а именно:
- провести анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности;
-рассмотреть понятие и признаки коллективной формы организации учебного процесса;
-выявить формы организации коллективной деятельности на уроках труда;
-определить воспитательно - образовательные возможности коллективной деятельности на уроках труда;
-рассмотреть вопрос организации коллективного творчества на уроках труда;
-составить планы уроков труда с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5-х классов;
-разработать методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках труда.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. теоретические основы организации коллективной формы учебной деятельности…………………………………………..5
1.1. Анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности ………………………………5
1.2. Понятие и признаки коллективной формы организации учебного процесса……………………………………………………………………….7
1.3. Формы организации коллективной деятельности на уроках труда……………………………………………………………………….....13
1.4. Воспитательно - образовательные возможности коллективной деятельности на уроках труда………………………………………………17
выводы по первой главе………………………………………………….22
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащихся на уроках труда…………………..……23
2.1. Организация коллективного творчества на уроках труда………..….23
2.2. Разработки фрагментов уроков труда с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5 – х классов……...26
2.3. Методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках труда………………………………………………....28
выводы по второй главе………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………
Х.Й. Лийметс так же отмечает, что коллективная работа существенно отличается от фронтальной, что можно говорить о ней как о самостоятельной форме [15, с. 15].
В дипломной работе принята точка зрения последних авторов, согласно которой фронтальная и коллективная формы деятельности учащихся – это различные самостоятельные способы организации. Они имеют некоторые общие признаки, но в целом они различны. То есть от учителя и учащихся требуются различные умения по организации каждой из указанных форм учебной деятельности на уроке.
Признаки коллективной формы учебной деятельности на уроках
По мнению Р.А. Утеевой [41] коллективной формой учебной деятельности учащихся на уроке называется такой способ организации учебной деятельности класса, если:
Рассмотрим подробнее каждый признак.
1 признак означает, что перед всеми учащимися ставится общая цель. Эта цель должна обязательно предполагать самостоятельное нахождение учащимися новых знаний (фактов, правил, свойств и т. п.) или осуществление переноса имеющихся знаний в новые условия.
2 признак показывает, что содержание задания одинаково для всех учащихся (хотя иногда общее задание может распадаться на ряд мелких частных задач).
Задания при коллективной форме должны удовлетворять ряду требований:
Исходя из выше указанных требований к заданиям при организации коллективной формы деятельности, можно заключить, что она способствует приобретению учащимися опыта поисковой деятельности, формирует их творческие способности.
3 признак является определяющим признаком коллективной формы как способа организации коллективной деятельности учащихся класса. В основе формы лежит «активное сотрудничество школьников в главном для них труде - учении».
4 признак характеризует некоторые отличия коллективной формы деятельности от фронтальной. При коллективной форме помимо одинаковой помощи со стороны учителя всем учащимся, оказывается взаимопомощь со стороны самих учащихся. Помощь учителя заключается в чёткой постановке перед классом общей для них цели; побуждении учащихся к коллективным действиям, коллективному выполнению задания; подборе соответствующих дополнительных заданий и вопросов, направляющих учебную деятельность учащихся к достижению целей. Взаимопомощь учащихся включает в себя обсуждение задания с рядом сидящими товарищами. Догадка одного ученика, найденный им ответ или подход к решению задачи, подтверждается примерами, пояснениями других.
5 признак показывает, что при коллективной форме учебной деятельности возрастает степень самостоятельности учащихся, по сравнению с фронтальной формой. Учитель при руководстве процессом выполнения задания задает им цель, т.е. указывает конечный результат, к которому они должны прийти, ставит перед ними определенную проблему (создает проблемную ситуацию), но не указывает пути и средств достижения цели. Учащимся предстоит самим определить способ решения задачи или «открыть теорему».
6 признак подчеркивает, что при коллективной форме следует подводить итоги деятельности всего класса, как общий достигнутый результат. Чаще всего учитель высказывает суждения типа: «Какие вы сегодня молодцы, сами открыли теорему (правило, свойство и т. п.)» или «Ваш класс сделал сегодня открытие, которое имеет важное значение. Впервые это открытие было сделано в таком-то году, тем то (далее может следовать краткая историческая справка)».
В свою очередь В.К. Дьяченко выделяет следующие признаки коллективной работы [8, с.63]:
Сущность коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроке по мнению Р.А. Утеевой [41], заключается в том, что учитель дает всему классу общее задание, удовлетворяющее определенным требованиям. Общая цель достигается путем вовлечения учащихся в обсуждение задания, выдвижения ими гипотезы и проверки ее на конкретных примерах или обобщение ранее приобретенных знаний.
1.3. Формы организации коллективной деятельности на уроках труда
В практике преподавания технологии (труда) в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение с целью обмена чувственной и познавательной информацией, практическим опытом и как средство формирования культуры самого общения:
1. Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных работ учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.
2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.
3. Коллективно-
Данная классификация была предложена М.Н.Турро для проведения коллективной изобразительной деятельности, но с таким же успехом она хорошо работает и на уроках труда.
Более точная и полная систематизация видов коллективной деятельности представлена в классификации, разработанной Т. С. Комаровой и А. И. Cавенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая. [ 12, с.56]
Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.
В методике организации работы над совместной композицией можно выделить ряд общих положений:
-продумать композицию, цвет, размер;
-выбрать единый материал и технику выполнения;
-определить соразмерность деталей в общей композиции и средства достижения соразмерности в индивидуальных элементах;
-определить технику сборки;
-назначить помощников для ведения работы по монтажу.
Первый из принципов, самый простой - принцип свободного размещения, т.е. элементы будущего панно, размещаются свободно на общем фоне. По такому принципу организована работа над коллективными панно следующей тематике: «Модный салон» 7 класс, «Цветочная поляна» 5 класс, «Бабочки» 5 класс и другие.
Роль организатора в организации совместно - индивидуальной работы принадлежит учителю. Достоинством совместно - индивидуальной формы организации деятельности на уроке является то, что она позволяет вовлечь в работу весь класс, проследить вклад каждого участника в коллективный результат и оценить работу.
Совместно-последовательная как форма организации коллективного труда предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.
Как правило, конвейер «включается» в том случае если на уроке перед учащимися встает задача: за короткий срок выполнить большое количество
одинаковых изделий, например, пригласительные билеты, открытки, елочные украшения.
Большую роль в организации совместно-
Совместно-взаимодействующая фо
В данном случае продукт творчества
есть результат коллективного
Эту форму часто называют формой
сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество
как форма организации
Процесс широкого сотрудничества учащихся на уроке организовать очень сложно, поэтому данная форма приемлема для уроков в старших классах. В рамках совместно - взаимодействующей деятельности возможно применение как совместно - индивидуальной, так и совместно-последовательной ее организации.
Наиболее распространена самая
простая по организации форма
совместно-взаимодействующей
Изучив теоретический материал и учитывая практический опыт работы, можно сделать вывод , что при выборе формы и методики организации совместной работы учащихся, не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности.
Для этого необходимо учитывать:
-возрастные особенности и уровень приобретенного опыта общения;
-посильность задания и доступность задания.
-коллективная деятельность была доступна каждому из его участников, необходимо:
-знать уровень готовности учащихся к выполнению работы;
-индивидуальные задания, из которых слагается совместная деятельность, давать с учетом возможностей учащихся с учетом интересов учащихся распределять роли, которые, как правило, сопровождают коллективную деятельность по возможности должна быть связана с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом.
Сочетание же индивидуальной и групповой работы учащихся, их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности, вносит разнообразие в методику ее организации. Кроме того, допускается комбинирование форм совместной деятельности, возможность смены ее формы в ходе выполнения коллективной композиции, что внесет разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогатит опыт коллективного творчества учащихся.
У подростков интерес к самостоятельной
творческой деятельности значительно
ниже. Основной причиной является развитие
объективной оценки своих способностей,
неудовлетворенность низкими
Если результат индивидуальной деятельности не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит его ожидания. В отличие от индивидуального коллективное творчество, как правило, имеет практический и общественно значимый результат.
Использование на практике интегрированных уроков с разными формами коллективной деятельности дает возможность учащимся осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка», как в сказке, превращается в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка. [18, с.96]
Учащиеся более активные на уроке,
более уверенные в своих
Информация о работе Методика организации коллективной работы учащихся на уроках труда