Методика организации коллективной работы учащихся на уроках труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выделении особенностей организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках труда.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда основных задач, а именно:
- провести анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности;
-рассмотреть понятие и признаки коллективной формы организации учебного процесса;
-выявить формы организации коллективной деятельности на уроках труда;
-определить воспитательно - образовательные возможности коллективной деятельности на уроках труда;
-рассмотреть вопрос организации коллективного творчества на уроках труда;
-составить планы уроков труда с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5-х классов;
-разработать методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. теоретические основы организации коллективной формы учебной деятельности…………………………………………..5
1.1. Анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности ………………………………5
1.2. Понятие и признаки коллективной формы организации учебного процесса……………………………………………………………………….7
1.3. Формы организации коллективной деятельности на уроках труда……………………………………………………………………….....13
1.4. Воспитательно - образовательные возможности коллективной деятельности на уроках труда………………………………………………17
выводы по первой главе………………………………………………….22
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащихся на уроках труда…………………..……23
2.1. Организация коллективного творчества на уроках труда………..….23
2.2. Разработки фрагментов уроков труда с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5 – х классов……...26
2.3. Методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках труда………………………………………………....28
выводы по второй главе………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

КР - групповая работа на уроках труда.docx

— 71.50 Кб (Скачать)

Методика организации  коллективной работы  учащихся на  уроках труда

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. теоретические основы организации коллективной формы учебной деятельности…………………………………………..5

1.1. Анализ научно-методической  литературы по проблеме организации  коллективной формы учебной деятельности  ………………………………5

1.2. Понятие и признаки  коллективной формы организации учебного процесса……………………………………………………………………….7

1.3. Формы организации коллективной деятельности на уроках труда……………………………………………………………………….....13

1.4. Воспитательно - образовательные возможности коллективной деятельности на уроках труда………………………………………………17

выводы по первой главе………………………………………………….22

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащихся на уроках труда…………………..……23

2.1. Организация коллективного творчества на уроках труда………..….23

2.2. Разработки фрагментов  уроков труда  с использованием  коллективной учебной деятельности  для учащихся 5 – х классов……...26

2.3.  Методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках труда………………………………………………....28

выводы по второй главе………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………..31

Список использованной литературы………………………………..33

Приложения  ……………………………………………………………………38

 

Введение

 

Актуальность  исследования заключается в том, что в процессе поиска возможностей более эффективного использования различных типов уроков особую значимость в современной общеобразовательной школе приобретает форма организации учебной деятельности учащихся. Одной из наиболее современных и востребованных является коллективная форма учебной деятельности.

До недавнего времени  в дидактике рассматривались  только три формы деятельности учащихся на уроке: фронтальная, групповая и  индивидуальная. С середины 60-х г. ХХ века был высказан ряд критических  замечаний, связанный с недостаточным  использованием учителем на уроке коллективной формы учебной деятельности учащихся [12]. В учебных пособиях по педагогике и дидактике последних лет наряду с другими формами деятельности стала рассматриваться и коллективная форма, ставшая одной из наиболее востребованных в современной общеобразовательной школе.

Объектом исследования организация учебной деятельности на уроках труда.

Предметом исследования является содержание коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках труда.

Цель исследования состоит в выделении особенностей организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках труда.

Реализация поставленной цели потребовала решения ряда основных задач, а именно:

- провести анализ научно-методической  литературы по проблеме организации  коллективной формы учебной деятельности;

-рассмотреть понятие  и признаки коллективной формы организации учебного процесса;

-выявить формы организации коллективной деятельности на уроках труда;

-определить воспитательно - образовательные возможности коллективной деятельности на уроках труда;

-рассмотреть вопрос организации коллективного творчества на уроках труда;

-составить планы уроков труда с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5-х классов;

-разработать методические рекомендации по организации коллективного творчества на уроках труда.

Решение поставленных задач потребовало  привлечения следующих методов исследования:

- анализ психолого-педагогической  и методической литературы, школьных  программ, учебников, учебных пособий;

- изучение и обобщение опыта  работы учителей отечественной  школы по проблеме исследования;

- опытная работа.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность исследования, даны его основные характеристики.

Первая глава посвящена теоретическим  основам использования коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках труда. Рассматриваются формы организации коллективной деятельности на уроках труда. Во второй главе рассматриваются вопросы методики использования коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках труда в средней школе. Предлагаются разработки фрагментов уроков труда  с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5-х классов. В заключении работы приводятся основные выводы и результаты проведенного исследования. Список литературы содержит 50 наименований.

 

Глава I.

теоретические основы организации коллективной формы  учебной деятельности

 

1.1. Анализ научно-методической литературы по проблеме организации коллективной формы учебной деятельности

 

Коллективная учебная  деятельность как самостоятельная  организационная форма обучения стала предметом исследования ученых и педагогов, которые определили основные ее черты (М.Д. Виноградова,  И.Б. Первин, И.М. Чередов [4, 12, 43] и др.). Разрабатывая основные положения оптимизации учебного процесса, Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин [27, 37] и др. также уделяли большое внимание коллективному подходу к организации учебно-познавательной деятельности. Исключительно важную роль коллективным формам организации учебной работы, их видам, параметрам организационной структуры учебного процесса отводит в своем исследовании Р.А. Утеева [41].

Попытки определить понятие  «форма деятельности учащихся на уроке» можно найти во многих работах. Среди  которых наибольший интерес представляют исследования И.М. Чередова, В.К. Дьяченко и А.В. Золотова [44, 8, 10].

И.М. Чередов, используя толкование слова «форма» как конструкция  чего-нибудь, дает такое определение: «форма учебной работы – это конструкция  отрезка процесса обучения, характеризующейся  особыми способами управления, организации  и сотрудничества учащихся в учебной  деятельности» [44, с. 12].

М.И. Зайкин «улучшил» определение  И.М. Чередова, так как придал сочетанию  слов «конструкция учебного процесса»  смысл и более подробно расшифровал  его. Под общей формой организации  учебной работы он понимает: «... конструкцию  учебного процесса, характеризующейся  особыми способами организации школьников (группировки обучаемых), взаимодействия учащихся друг с другом (учебного сотрудничества) и взаимодействия учителя с учениками (учебного руководства)» [10, с. 56].

По дидактической концепции, разработанной под руководством педагога В.К. Дьяченко, обучение - есть общение, в процессе которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Он считает, что самым важным в учебно-воспитательном процессе необходимо считать два  фактора – коллективизм и самостоятельность [7, с.38]. Далее, рассматривая четыре структуры общения, автор выделяет четыре формы организации учебной работы:

  1. опосредованное общение – один человек без непосредственного контакта с другим - индивидуально-обособленная форма учебной работы;
  2. общение в паре – два человека контактируют друг с другом (монолог, диалог) – индивидуальная форма учебной работы;
  3. групповое общение – более двух человек (одного говорящего слушает группа) – групповая (общеклассная или фронтальная), бригадная, звеньевая форма учебной работы;
  4. общение в динамических парах – диалогические сочетания – коллективная форма организации учебной работы [8, с. 73-74].

Выделение автором четырех  структур общения не вызывает ни каких  возражений. Однако, не совсем ясно, почему общение в паре – индивидуальная форма, а общение в динамических парах – коллективная? Кроме того, определение структуры группового общения (более двух человек) не позволяет  разграничить фронтальную, коллективную и групповую формы учебной  работы, так как все они, согласно данному выше определению, относятся  к этой структуре общения.

Можно согласиться с тем, что общение в динамических парах  есть один из видов коллективной формы  учебной деятельности учащихся.

От организации работы на уроке зависит взаимосвязь  между деятельностью учителя, ученика, классного коллектива. Сотрудничество, взаимодействие с другим человеком – это единственный способ освоения, присвоения культуры. Но культура многоуровневая, разнородна. И столь же разнородны формы сотрудничества, погружаясь в которые учащийся осваивает различные слои культуры. Наиболее точно отношение культурного содержания и формы сотрудничества сформулировал Л.С. Выготский: «Новый тип обобщения требует нового типа общения» [3, с.12].

Каким же должно быть учебное  сотрудничество учителя с классом, готовящее ребенка к активной позиции учащегося, то есть учащего  самого себя с помощью взрослого  и сверстников.

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов  считают, что все формы школьных взаимоотношений должны носить общий  характер и регулировать не только отношения «ребенок–взрослый», но и отношения «ребенок–ребенок». При этом нормосообразное поведение  эффективнее складывается не в целом  классе, а в малых группах, являющихся для ребенка одновременно и группами эмоциональной поддержки [46, 6].

Сотрудничество учащихся друг с другом является основой для  организации коллективной формы  обучения.

Большинство авторов видят  главную цель вовлечения обучаемых  в коллективную учебную деятельность в развитии у них творческих способностей, формировании коллективистских качеств. При этом они разрабатывают соответствующую  методику организации коллективной учебной работы детей.

 

1.2. Понятие и признаки коллективной формы организации учебного процесса

 

Для того чтобы составить  более полное представление о  сущности коллективной формы деятельности учащихся на уроке, проанализируем несколько  определений, встречающихся в литературе.

В.К. Дьяченко дает в своей  книге [8, с.49] следующее определение.

Коллективное обучение –  это только такое обучение, при  котором коллектив обучает каждого  своего члена, и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной  работе.

Таким образом, коллективная форма организации учебной работы – это обучение обучающих и  обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава.

А.В. Золотова считает, что  коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают  у учащихся сознательное отношение  к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно  повторять материал, помогают учителю  объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят  всего класса при минимальной  затрате времени учителя [10, с.37].

По мнению Г.А. Цукермана  в качестве подготовительной работы на уроках чаще всего имеет место  сочетание общеклассной и индивидуальной формы работы [42, с.19]. Но на практике можно наблюдать, что не все активно участвуют в общеклассной (фронтальной) работе, так же как и не все могут индивидуально справиться с тем заданием, которое учитель предлагает для самостоятельной работы, так как всем дается одинаковое задание. Таким образом, учитель не может учесть уровень подготовленности и индивидуальные особенности каждого ученика. Такая работа может быть осуществлена с помощью дифференцированных заданий. Применяя на уроке дифференцированные задания, учитель тем самым выводит класс на коллективную форму обучения.

Ряд исследователей (М.Д. Виноградова, И.Б. Первин) в качестве основной особенности  коллективной работы выделяют общую  цель деятельности учащихся [4, с.16].

Большинство авторов (М.Д. Виноградова, Х.Й. Лийметс, Л.М. Фридман, Р.А. Хабиб [4, 15, 31, 32]) выделяют также признак коллективной формы – взаимодействие учащихся друг с другом, их общение в ходе выполнения задания и частичный контроль за деятельностью учащихся самими учащимися.

Таким образом, анализ различных  определений коллективной формы  позволяет судить об общих чертах и различиях, содержащихся в ее трактовке. Все исследователи едины во мнении, что для нее характерны наличие  общей цели, общение между участниками  в процессе работы, большая степень  самостоятельности школьников по сравнению  с фронтальной формой. Однако в  вопросе соотношения коллективной формы с фронтальной и групповой  формами имеются существенные расхождения. Так, например, А.А. Бударный, М.А. Данилов, И.Т. Огородников, В.Ф. Харьковская [41] отождествляют коллективную форму с определенным видом фронтальной. Другие, например М.Д. Виноградова, [4], рассматривают групповую работу как вид коллективной. М.Н. Скаткин считает необходимым разграничить эти формы . Он пишет, что фронтальная форма деятельности – не коллективная, так как «есть общая цель, но нет соединения усилий для ее достижений» [37, с. 61]. Такого же мнения придерживается и Р.А. Хабиб [32, 46]. Некоторые исследователи, например Т.М. Николаева [23], рассматривает кроме фронтальной и коллективной форм деятельности еще и понятие совместной формы деятельности, понимая под ней – одновременную организацию работы учащихся по выполнению задания без взаимодействия, без объединения индивидуальных усилий. При этом автор считает, что фронтальная форма учебной деятельности включает в себя как виды коллективную и совместную формы. Однако, понятие «совместной формы деятельности» по сути является еще одним синонимом понятия «фронтальной формы». И, наконец, ряд исследователей, такие как Х.Й. Лийметс, Л.М. Фридман [17, 31], рассматривают коллективную и фронтальную формы как два самостоятельных, различных способа организации деятельности учащихся класса на уроке.

Информация о работе Методика организации коллективной работы учащихся на уроках труда