Методика обучения рассказыванию по картине

Автор: n********************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 09:53, контрольная работа

Описание работы

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
В процессе подготовки к занятиям по развитию речи воспитатель должен отбирать такой материал для рассказов, на основе которого углубляются нравственные представления и чувства ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания. B процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам относятся рассказы по восприятию, а также по памяти. Другую группу составляют творческие рассказы, которые создаются при активной работе воображения.
Постепенно приобретая опыт составления рассказов на темы реалистического характера, дети в старшем дошкольном возрасте могут обращаться уже и к сказочным сюжетам. С живым интересом ребенок пробует придумать сказку с присущими ей жанрово-композиционными особенностями: сказочным зачином, повторами и т. п. Так постепенно совершенствуется его словесное творчество. По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектом для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.
Есть несколько видов обучению рассказыванию: рассказывание с использованием предметов и игрушек; рассказывание по картине; пересказ литературно – художественных произведений; рассказывание на темы из личного опыта; творческое рассказывание. Мы остановимся на обучении рассказыванию по картине.
М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине: 1) составление описательного рассказа по предметной картине; 2) составление описательного рассказа по сюжетной картине; 3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….………………3
Рассказывание по картинке…………………………………………………………..………4
Обучение по картинке в младшей группе…………………………………………………..5
Обучение по картинке во второй младшей группе…………………………………….…..6
Обучение по картинке в средней группе……………………………………………………7
Обучение по картинке в старшей группе……………………………………………..…….8
Обучение по картинке в подготовительной группе……………………………………….. 9
Заключение…………………………………………….……………….………………..….......14
Список литературы……………………………………….…………….………………………15

Работа содержит 1 файл

методика развития речи у детей в д.с. №3 рассказывание по картине2.docx

— 40.95 Кб (Скачать)

      Последующими вопросами воспитатель  активизирует мысль, воображение,  чувства ребенка, настраивает  его на выявление главного, существенного:  «О чем вам, глядя на картину,  захотелось поговорить в первую  очередь?» или «О чем сначала  подробнее нам надо поговорить?»  И если дети отвечают правильно,  педагог просит объяснить, почему  они решили так, а не иначе.  Дальнейшими вопросами воспитатель  помогает детям вычленять последовательно  все новый изобразительный материал. Он привлекает их внимание  к конкретным образам, деталям  картины; выслушивая ответы, показывает, как можно было сказать точнее, выразительнее, т. е. знакомит  с различными речевыми средствами, способами выражения. Своими указаниями  педагог может помочь детям  мысленно войти в картину, стать  участниками изображенных событий.

    Влияние литературно-художественных произведений на речевую деятельность огромно. Когда  дети от беседы по картине переходят  к изложению ее содержания, они  могут практически во многом опираться  на знакомые им веселые рассказы и  сказки, используя разнообразные  языковые средства и приемы построения комедийного сюжета.

    Важным  методическим приемом также являются указания педагога. В конце беседы детям следует четко сказать, что именно — рассказ или сказку — требуется составить по картине. Например: «Вы с интересом рассматривали  картину, и вам также интересно  будет составить веселую сказку про то, что здесь нарисовано». Затем воспитатель конкретно  формулирует тему сказки, предлагает обдумать ее от начала до конца, а затем  рассказать.

      Постепенно у детей накапливается  опыт рассматривания юмористических  картин и составления по ним  рассказов и сказок. Для дальнейшего  повышения детской активности  и самостоятельности предусматривается  такая методика занятий, при  которой дошкольники сами могут  почерпнуть, из картины дополнительный, материал для своих выступлений.  Отметив в беседе самые существенные  моменты сюжета, педагог предлагает  детям самим найти в картине  еще много интересного и рассказать  об этом в сказке.

    Таким образом, рассказы и сказки по юмористическим картинам заметно обогащают содержание и формы речевой деятельности дошкольника. На занятиях такого типа педагог углубляет интерес детей  к рассказыванию.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Развитие  связной речи ребенка-дошкольника  осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.

    На  занятиях по рассказыванию педагог  приучает детей к умственному  труду, воспитывает способность  к произвольным усилиям для решения  поставленных задач, умение усваивать  речевые образцы и творчески  следовать им при выполнении заданий.

      Овладение воспитателем методами  и приемами обучения рассказыванию  — одно из важнейших условий  успешной работы по развитию  речи дошкольников.

      На занятиях используются такие  приемы, как объяснения, вопросы,  речевой образец, демонстрация  наглядного материала, упражнения, опенка речевой деятельности  и др.

      При проведении того или иного  занятия педагогу следует находить  наиболее эффективные варианты  сочетания различных приемов  с тем, чтобы повышать активность  и самостоятельность детей.

      Методика применения различных  приемов и самый выбор их  претерпевает изменения на различных  этапах обучения в зависимости  от стоящих задач, от степени  подготовленности детей, от уровня  их активности, самостоятельности  и т. д. 
 

 

 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., Просвещение, 1974.
  2. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказываю. – М., Просвещение, 1982.
  3. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста. – М., 1982.
  4. Лотарев В.К. Федоренко Л.П. Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1977.
  5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М., Академия, 2006.
  6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1972.
  7. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся. – С.П., 1949.

Информация о работе Методика обучения рассказыванию по картине