Методика обучения рассказыванию по картине

Автор: n********************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 09:53, контрольная работа

Описание работы

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
В процессе подготовки к занятиям по развитию речи воспитатель должен отбирать такой материал для рассказов, на основе которого углубляются нравственные представления и чувства ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания. B процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам относятся рассказы по восприятию, а также по памяти. Другую группу составляют творческие рассказы, которые создаются при активной работе воображения.
Постепенно приобретая опыт составления рассказов на темы реалистического характера, дети в старшем дошкольном возрасте могут обращаться уже и к сказочным сюжетам. С живым интересом ребенок пробует придумать сказку с присущими ей жанрово-композиционными особенностями: сказочным зачином, повторами и т. п. Так постепенно совершенствуется его словесное творчество. По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектом для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.
Есть несколько видов обучению рассказыванию: рассказывание с использованием предметов и игрушек; рассказывание по картине; пересказ литературно – художественных произведений; рассказывание на темы из личного опыта; творческое рассказывание. Мы остановимся на обучении рассказыванию по картине.
М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине: 1) составление описательного рассказа по предметной картине; 2) составление описательного рассказа по сюжетной картине; 3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….………………3
Рассказывание по картинке…………………………………………………………..………4
Обучение по картинке в младшей группе…………………………………………………..5
Обучение по картинке во второй младшей группе…………………………………….…..6
Обучение по картинке в средней группе……………………………………………………7
Обучение по картинке в старшей группе……………………………………………..…….8
Обучение по картинке в подготовительной группе……………………………………….. 9
Заключение…………………………………………….……………….………………..….......14
Список литературы……………………………………….…………….………………………15

Работа содержит 1 файл

методика развития речи у детей в д.с. №3 рассказывание по картине2.docx

— 40.95 Кб (Скачать)

Департамент образования г. Москвы

Педагогический  колледж № 1

Им. К.Д. Ушинского 
 
 

Заочное отделение 
 
 

Контрольная работа № 3.

Предмет: Методика развития детской речи.

Тема: Методика обучения рассказыванию по картине. 
 
 
 

Выполнила:

Серебренникова  Лилия Константиновна

Отделение: дошкольное образование

Курс 2 Группа №10 

Методист-куратор:

Сидон Луиза Михайловна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….………………3

  1. Рассказывание по картинке…………………………………………………………..………4
  2. Обучение по картинке в младшей группе…………………………………………………..5
  3. Обучение по картинке во второй младшей группе…………………………………….…..6
  4. Обучение по картинке в средней группе……………………………………………………7
  5. Обучение по картинке в старшей группе……………………………………………..…….8
  6. Обучение по картинке в подготовительной группе……………………………………….. 9

Заключение…………………………………………….……………….………………..….......14

Список  литературы……………………………………….…………….………………………15

 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

    Речь  ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».1

    В процессе подготовки к занятиям по развитию речи воспитатель должен отбирать такой материал для рассказов, на основе которого углубляются нравственные представления и чувства ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания. B процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам относятся рассказы по восприятию, а также по памяти. Другую группу составляют творческие рассказы, которые создаются при активной работе воображения.

      Постепенно приобретая опыт составления  рассказов на темы реалистического  характера, дети в старшем дошкольном  возрасте могут обращаться уже  и к сказочным сюжетам. С  живым интересом ребенок пробует  придумать сказку с присущими  ей жанрово-композиционными особенностями:  сказочным зачином, повторами  и т. п. Так постепенно совершенствуется  его словесное творчество. По  форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектом для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.

    Есть  несколько видов обучению рассказыванию: рассказывание с использованием предметов и игрушек; рассказывание  по картине; пересказ литературно –  художественных произведений; рассказывание  на темы из личного опыта; творческое рассказывание. Мы остановимся на обучении рассказыванию по картине.

    М. М. Конина выделяет следующие виды занятий  по обучению детей рассказыванию  по картине: 1) составление описательного  рассказа по предметной картине; 2) составление  описательного рассказа по сюжетной картине; 3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4) составление  рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5) составление описательного  рассказа по пейзажной картине и  натюрморту. 

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНКЕ 

    Важное  значение в системе обучения рассказыванию имеют занятия по картине.

    Картинам  как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех её проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Поэтому-то картины так ценны и значение их так велико.

    Рассмотрение  картин в раннем детстве преследует тройную цель:

  1. Упражнение способности к наблюдению;
  2. Поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов;
  3. Развитие языка ребенка.

    В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление  детьми рассказов на материале картин.

    На  первых дошкольники овладевают преимущественно  диалогической речью: учатся выслушивать  вопросы педагога, отвечать на них, спрашивать; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.

    В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы  педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.

    Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать  картины и рассказывает о них  живо и заинтересованно. Велико его  желание поделиться своими впечатлениями  с окружающими о том, что он видит.

    Е. И. Тихеева писала: «Дети проявляют  исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими  лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности  мышления и языка детей... Рассматривая картину, маленький ребенок все  время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам  говорить с детьми, путем наводящих  вопросов руководить их вниманием и  языком».2

    Таким образом, рассматривание картины побуждает  ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.

    Степень связности, точности, полноты рассказов  во многом зависит от того, насколько  правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько  ясными и эмоционально значимыми  стали для него сюжет и образы картины.

    Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя  учится соотносить слово со зрительно  воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение и т. п. Хорошо известна высокая оценка К. Д. Ушинским роли картинки в процессе формирования языка: «...она (картина) поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно».3 Великий русский педагог обосновывал ценность картинки тем, что изображение предмета возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове». 
 

    ОБУЧЕНИЕ  ПО КАРТИНКЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ 

      В обучении детей рассказыванию  по картине принято выделять  несколько этапов. В младшем возрасте  осуществляется подготовительный  этап, который имеет своей целью  обогатить словарь, активизировать  речь детей, научить их рассматривать  картину и отвечать на вопросы  воспитателя.

    В среднем дошкольном возрасте детей  учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а  затем самостоятельно.

    Старший дошкольный возраст характеризуется  возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок  может самостоятельно или с небольшой  помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные  рассказы, придумывать начало и конец  сюжета картины. 
 
 
 
 
 

    ОБУЧЕНИЕ  ПО КАРТИНЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ 

    Во  второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого  возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому  педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и  последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

      На занятиях по развитию речи  широко используются картины  из серий «Мы играем» (автор  Е. Батурина), «Наша Таня» (автор О. И. Соловьева) и др.

    Для того чтобы дети лучше поняли содержание картины, воспитатель проводит с  ними предварительную беседу, в которой  используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях, сходных с изображенными на картине.

    Как уже отмечалось, вопросы воспитателя  являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно  определять свойства и качества предметов.

    Большую роль играют не только вопросы воспитателя, но и его высказывания, которые  обобщают  детские ответы и служат образцом построения предложений. Педагог  не только синтезирует  детские впечатления, но и эмоционально окрашенным словом усиливает воздействие картины  на детей. Он вводит в речь новые  слова и словосочетания, показывает  детям процесс словообразования,  даёт пример точного и выразительного высказывания. Речь воспитателя еще более сосредоточивает внимание детей на картине, и при повторном ее рассматривании новые слова и словосочетания закрепляются в их памяти.

    Особо необходимо остановиться на вопросе  о речи педагога: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так  как произведение живописи, воздействуя  на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем  говорили образно, эмоционально.

    Таким образом, педагог должен учить детей  последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает  его знания, развивает речевую  активность.

    Живой, содержательный и в то же время  лаконичный рассказ воспитателя  помогает дошкольникам осмыслить содержание многопредметной сюжетной картины, разобраться во взаимоотношениях персонажей. Дети на практике видят, как можно  в устной форме передать содержание картины, учатся соотносить рассказ  с картиной. 
 
 
 

    ОБУЧЕНИЕ  ПО КАРТИНЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ 

      В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения остается прежней - учить детей описывать изображенное на картине. Однако к четырем-пяти годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований.

      В средней группе у детей  формируют навыки самостоятельного  описания картины, которые будут  развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

      По-прежнему одним из основных  методических приемов являются  вопросы педагога.

      Вопросы должны быть сформулированы  так, чтобы, отвечая на них,  ребенок учился строить развернутые  связные высказывания, а не ограничивался  одним-двумя словами. Чрезмерно  дробные вопросы приучают детей  к однословным ответам. 

      Очень важно целенаправленно  упражнять детой в умении составлять  высказывания из нескольких предложений  несложной конструкции. С этой  целью в процессе рассматривания  сюжетной картины рекомендуется  выделять те или иные объекты  для развернутого описания их, не нарушая в то же время  целостности восприятия. Вначале  педагог дает пример стройного,  лаконичного, точного и выразительного  высказывания. Дети с помощью  вопросов и указаний воспитателя  пробуют справиться с описанием  следующего объекта, опираясь  при этом на речевой образец.  Высказывание, относящееся к тому  или иному объекту, будет органически  входить в беседу о картине  в целом.

Информация о работе Методика обучения рассказыванию по картине