Методика обучения рассказыванию по картине

Автор: n********************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 09:53, контрольная работа

Описание работы

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
В процессе подготовки к занятиям по развитию речи воспитатель должен отбирать такой материал для рассказов, на основе которого углубляются нравственные представления и чувства ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания. B процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам относятся рассказы по восприятию, а также по памяти. Другую группу составляют творческие рассказы, которые создаются при активной работе воображения.
Постепенно приобретая опыт составления рассказов на темы реалистического характера, дети в старшем дошкольном возрасте могут обращаться уже и к сказочным сюжетам. С живым интересом ребенок пробует придумать сказку с присущими ей жанрово-композиционными особенностями: сказочным зачином, повторами и т. п. Так постепенно совершенствуется его словесное творчество. По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектом для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.
Есть несколько видов обучению рассказыванию: рассказывание с использованием предметов и игрушек; рассказывание по картине; пересказ литературно – художественных произведений; рассказывание на темы из личного опыта; творческое рассказывание. Мы остановимся на обучении рассказыванию по картине.
М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине: 1) составление описательного рассказа по предметной картине; 2) составление описательного рассказа по сюжетной картине; 3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….………………3
Рассказывание по картинке…………………………………………………………..………4
Обучение по картинке в младшей группе…………………………………………………..5
Обучение по картинке во второй младшей группе…………………………………….…..6
Обучение по картинке в средней группе……………………………………………………7
Обучение по картинке в старшей группе……………………………………………..…….8
Обучение по картинке в подготовительной группе……………………………………….. 9
Заключение…………………………………………….……………….………………..….......14
Список литературы……………………………………….…………….………………………15

Работа содержит 1 файл

методика развития речи у детей в д.с. №3 рассказывание по картине2.docx

— 40.95 Кб (Скачать)

    Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются  в построении высказываний, состоящих  из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов  постепенно обогащается. Все это несомненно подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах. 
 
 
 
 
 

    ОБУЧЕНИЕ  ПО КАРТИНЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ 

    В старшем дошкольном возрасте, когда  активность ребенка возрастает, а  речь совершенствуется, появляются возможности  для самостоятельного составления  рассказов по картинам.

      На занятиях решается целый  ряд задач: воспитывать у детей  интерес к составлению рассказов  по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и т. д.

      В процессе обучения рассказыванию  на материале картин педагог  использует разнообразные методические  приемы: беседу, касающуюся узловых  моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой  образец и др.

      В старшей группе дети, воспринимая  речевой образец, учатся обобщенно  подражать ему. Описание педагога  раскрывает в основном наиболее  трудную или менее заметную  часть картины. Об остальном  дети высказываются сами.

      Дети этого возраста составляют  рассказы по хорошо знакомым  картинам (в большинстве случаев  картины рассматривали на занятиях  в средней группе). Для того  чтобы занятие по рассказыванию  проходило успешно, за два-три  дня до него организуется занятие  по рассматриванию картины. Такое  сочетание занятий имеет место  в основном в первом полугодии,  когда дети приобретают первоначальный  опыт самостоятельного составления  рассказов по картинам. Это оживляет  впечатления, полученные ими ранее,  активизирует речь.

      Занятие по рассказыванию начинается  с повторного просмотра картины.  Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных  моментов сюжета. Чтобы дети целенаправленнее  и увереннее приступили к рассказам,  воспитатель обращается к ним  с вопросами, которые помогают  в логической и временной последовательности  передать содержание картины,  отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шаром?  Из-за чего мог улететь шар?  Кто помог девочке достать  шар?» (По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов»).

      В конце краткой беседы воспитатель  конкретно и в доступной форме  объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке,  у которой улетел шар).

      В ходе занятия воспитатель  применяет различные методические  приемы, учитывая при этом, какие  речевые умения уже сформированы  у детей, т. е. на каком  этапе обучения рассказыванию  проводится занятие (в начале, середине или конце учебного  года).

      Если, например, занятие проводится  в начале учебного года, педагог  может применить прием совместных  действий — он начинает рассказ  по картине, а дети продолжают  и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

      При оценке рассказов педагог  отмечает их соответствие содержанию  картины; полноту и точность  передачи увиденного, живую, образную  речь; умение последовательно, логически  переходить от одной части  рассказа к другой и т. д.  Он также поощряет детей, которые  внимательно слушают выступления  товарищей.

      С каждым занятием дети учатся  глубже вникать в содержание  картин, проявляют все большую  активность и самостоятельность  при составлении рассказов. Это  дает возможность сочетать на  одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины  и составление рассказов по  ней.

    После ответов детей педагог предлагает послушать его рассказ. В структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. Речевой практике дошкольников — рассказыванию отводится основное учебное время. Оценка выполнения задания органически входит в структуру занятия. 
 

    ОБУЧЕНИЕ  ПО КАРТИНЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ 

    В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению  речевых умений и навыков. При  постановке заданий учитывается  ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.

      В подготовительной к школе  группе повышаются требования  к детским рассказам с точки  зрения содержания, логической последовательности  изложения, точности описания, выразительности  речи и т. д. Дети учатся  описывать события, указывая место  и время действия; самостоятельно  придумывают события, предшествовавшие  изображенным на картине и  последующие. Поощряется умение  целенаправленно слушать выступления  сверстников, высказывать элементарные  оценочные суждения об их рассказах.

      В процессе занятий у детей  формируются навыки совместной  учебной деятельности: вместе смотреть  картинки и составлять коллективные  рассказы.

      Для коллективных рассказов выбираются  картины с достаточным по объему  материалом: многофигурные, на которых  изображено несколько сценок  в рамках одного сюжета. В сериях, изданных для детских садов,  к таким картинам относятся  «Зимние развлечения», «Летом в  парке» и др.

    Как уже отмечалось, в подготовительной к школе группе активность и самостоятельность  детей при составлении рассказов  значительно возрастает. Опираясь на восприятие конкретного содержания картины, ребенок способен представить, как могло начаться событие и  чем оно завершится. По мере того как детям становится доступно видеть события развивающимися во времени, содержание рассказов обогащается. Но прежде чем поставить перед  детьми такую задачу, следует уже  на этапе демонстрации картины предлагать вопросы, помогающие высказывать предположения  о том, что могло предшествовать изображенному событию и что последует за ним.

      Вопросы на предположение необходимо  сочетать с вопросами, направляющими  на точное и подробное описание изображенного на картине.

    Уже во второй половине учебного года структура  занятий несколько изменяется. После  выяснения темы и содержания картины  можно сразу переходить к составлению  рассказов. Вопросом «Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?» педагог сосредоточивает  детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью  подготовить рассказы. При этом воспитатель своими вопросами и указаниями («О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?») помогает им выявить в картинном материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но он не спешит сообщить детям готовый вариант, а ориентирует их на самостоятельное решение задачи, учит проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.

    При обучении рассказыванию используется разнообразный изобразительный  материал. Так, на занятиях находят  применение картины, представленные сериями, — с изображением продолжающегося  действия. Дети, опираясь на последовательно  демонстрируемые картины, учатся строить  логически законченные части  рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. Для упражнений также используется раздаточный  материал, например предметные картинки, которые получает на занятии каждый ребенок.

      Одним из важных заданий является  составление по картинкам рассказов-загадок.  Ребенок строит свое сообщение  так, чтобы по описанию, в котором  объект не назван, можно было  отгадать, что именно нарисовано  на картинке. Если слушатели затрудняются  решить эту задачу, ребенок по  предложению педагога вносит  в описание дополнения. Такие упражнения формируют у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, отграничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной, обдуманной, доказательной речи.

      Для большей систематизации знаний  и представлений рекомендуется  группировать картинки по объектам  изображения, например: дикие и  домашние животные, овощи, фрукты, ягоды, посуда, мебель, одежда и  т. п. Тогда в загадке-описании  будут шире представлены обобщающие  термины.

      В содержание обучения детей  связной речи входят задания  по составлению рассказов и  сказок по юмористическим картинам. Передача содержания картины  в устной речи — в форме  рассказа или сказки — ведет  к более осознанному постижению  комических сюжетов, образов и  т. д. Через рассказы и сказки  дети наиболее полно и мотивированно  выражают свое эмоционально-эстетическое  отношение к картине, активнее  приобщаются к области комического.  Рассказывание по юмористической  картине развивает у них чувство  юмора, удовлетворяет потребность  в веселье и шутке.

      Педагог должен иметь в виду  сложность процесса перевода  художественной наглядности в  речевой план, в словесный материал. На доступных речевых образцах  детям следует показать, что содержание  картины находится в единстве  с ее художественной формой. Надо  привлечь внимание дошкольников  к словесной обрисовке центральных  комических персонажей: их характеров, внешнего вида, движений, жестов, мимики, поз и т. д. Важно обращать  внимание на главное, не упуская  из вида детали и подробности.  Кроме того, педагог должен учитывать  характер картины, которая демонстрируется  на занятии: юмористические жанровые  картины обусловливают составление  рассказов реалистического содержания  с комически яркой обрисовкой  событий, действий, отношений; сказочные  картины позволяют составлять  веселые сказки.

      При оценке речевого творчества  детей шести-семи лет учитываются  следующие моменты: правильность  передачи замысла и темы картины,  степень точности в обрисовке  изображенных комических персонажей; наличие в речи стилистически  окрашенного языкового материала;  передача личного отношения к  юмористическому сюжету.

      Как рекомендуется методически  строить работу при обучении  рассказыванию на материале юмористических  картин? Подчеркнем еще раз: от  качества восприятия картины  зависят качество рассказов, полнота  и яркость передачи в них  комических событий, образов,  степень юмористической окрашенности  речи рассказывающих и т. п.

      Итак, рассматривание картины —  вот тот вид работы, который  подготавливает детей к рассказыванию.  При этом необходимо учитывать  возрастные и индивидуальные  особенности ребенка – зрителя, специфику эстетического восприятия комического в искусстве, своеобразие каждой показываемой картины с точки зрения ее содержания и изобразительных средств.

      Лучшему знакомству с картиной  содействует живая, лаконичная, эмоционально  воздействующая на детей беседа. Обычно она проводится после того, как дети сами познакомятся с изображенным и поделятся своими первыми впечатлениями. Часто показу картины предшествует вступительное слово педагога. Оно оказывает заметное влияние на весь ход восприятия картины и на беседу о ней. Содержание вводного слова зависит от характера картинного материала. Затем детям предоставляется возможность самим рассмотреть картину, заметить побольше комических деталей. Непосредственные реакции детей воспитатель учитывает для последующей беседы.

      Беседу рекомендуется начинать  не с традиционного вопроса  «Про что эта картина?», так  как он не включает детей  в процесс восприятия комического,  а с одного из следующих  вопросов: «Чем развеселила вас  эта картина? Над чем вы смеялись, когда рассматривали картину?  Что смешного увидели вы на  картине? Чем удивила вас картина?  Почему на эту картину весело  смотреть?» и т. п. Такой вопрос  вызывает непринужденные, свободные  и развернутые высказывания: дети  передают свои первоначальные  впечатления от комического сюжета, образов, деталей. В ответах  отражается личное отношение  ребенка к изображенному: ведь вопрос побуждает к передаче своего собственного восприятия комического в картине.

      Педагогу предоставляется возможность  учесть уровень осмысления и  эмоционального освоения детьми  картинного материала и с учетом  этого уровня вести их от  общего непосредственного восприятия  картины к восприятию анализирующему (при обязательном сохранении целостных ярких впечатлений).

Информация о работе Методика обучения рассказыванию по картине