Автор: n********************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 09:53, контрольная работа
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
В процессе подготовки к занятиям по развитию речи воспитатель должен отбирать такой материал для рассказов, на основе которого углубляются нравственные представления и чувства ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания. B процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам относятся рассказы по восприятию, а также по памяти. Другую группу составляют творческие рассказы, которые создаются при активной работе воображения.
Постепенно приобретая опыт составления рассказов на темы реалистического характера, дети в старшем дошкольном возрасте могут обращаться уже и к сказочным сюжетам. С живым интересом ребенок пробует придумать сказку с присущими ей жанрово-композиционными особенностями: сказочным зачином, повторами и т. п. Так постепенно совершенствуется его словесное творчество. По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектом для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.
Есть несколько видов обучению рассказыванию: рассказывание с использованием предметов и игрушек; рассказывание по картине; пересказ литературно – художественных произведений; рассказывание на темы из личного опыта; творческое рассказывание. Мы остановимся на обучении рассказыванию по картине.
М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине: 1) составление описательного рассказа по предметной картине; 2) составление описательного рассказа по сюжетной картине; 3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
Введение………………………………………………………………………….………………3
Рассказывание по картинке…………………………………………………………..………4
Обучение по картинке в младшей группе…………………………………………………..5
Обучение по картинке во второй младшей группе…………………………………….…..6
Обучение по картинке в средней группе……………………………………………………7
Обучение по картинке в старшей группе……………………………………………..…….8
Обучение по картинке в подготовительной группе……………………………………….. 9
Заключение…………………………………………….……………….………………..….......14
Список литературы……………………………………….…………….………………………15
Таким
образом, на занятиях по рассматриванию
картин дошкольники упражняются
в построении высказываний, состоящих
из нескольких предложений, объединенных
единым содержанием. Они также учатся
сосредоточенно выслушивать рассказы
педагога по картинам, так что их
опыт восприятия описательных рассказов
постепенно обогащается. Все это несомненно
подготавливает детей к самостоятельному
составлению рассказов на предстоящих
этапах обучения — в старшей и подготовительной
группах.
ОБУЧЕНИЕ
ПО КАРТИНЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам.
На занятиях решается целый
ряд задач: воспитывать у
В процессе обучения
В старшей группе дети, воспринимая
речевой образец, учатся
Дети этого возраста
Занятие по рассказыванию
В конце краткой беседы
В ходе занятия воспитатель
применяет различные
Если, например, занятие проводится
в начале учебного года, педагог
может применить прием
При оценке рассказов педагог
отмечает их соответствие
С каждым занятием дети учатся
глубже вникать в содержание
картин, проявляют все большую
активность и
После
ответов детей педагог
ОБУЧЕНИЕ
ПО КАРТИНЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
В
подготовительной к школе группе
при обучении рассказыванию продолжают
широко использовать картины. На протяжении
всего учебного года идет работа по
совершенствованию и
В подготовительной к школе
группе повышаются требования
к детским рассказам с точки
зрения содержания, логической последовательности
изложения, точности описания, выразительности
речи и т. д. Дети учатся
описывать события, указывая
В процессе занятий у детей
формируются навыки совместной
учебной деятельности: вместе смотреть
картинки и составлять
Для коллективных рассказов
Как
уже отмечалось, в подготовительной
к школе группе активность и самостоятельность
детей при составлении
Вопросы на предположение
Уже
во второй половине учебного года структура
занятий несколько изменяется. После
выяснения темы и содержания картины
можно сразу переходить к составлению
рассказов. Вопросом «Что надо сделать,
чтобы рассказы получились хорошими
и интересными?» педагог
При обучении рассказыванию используется разнообразный изобразительный материал. Так, на занятиях находят применение картины, представленные сериями, — с изображением продолжающегося действия. Дети, опираясь на последовательно демонстрируемые картины, учатся строить логически законченные части рассказа, из которых в итоге складывается целостное повествование. Для упражнений также используется раздаточный материал, например предметные картинки, которые получает на занятии каждый ребенок.
Одним из важных заданий
Для большей систематизации
В содержание обучения детей
связной речи входят задания
по составлению рассказов и
сказок по юмористическим
Педагог должен иметь в виду
сложность процесса перевода
художественной наглядности в
речевой план, в словесный материал.
На доступных речевых образцах
детям следует показать, что содержание
картины находится в единстве
с ее художественной формой. Надо
привлечь внимание
При оценке речевого
Как рекомендуется методически
строить работу при обучении
рассказыванию на материале
Итак, рассматривание картины —
вот тот вид работы, который
подготавливает детей к
Лучшему знакомству с картиной
содействует живая, лаконичная, эмоционально
воздействующая на детей
Беседу рекомендуется начинать
не с традиционного вопроса
«Про что эта картина?», так
как он не включает детей
в процесс восприятия
Педагогу предоставляется
Информация о работе Методика обучения рассказыванию по картине