Методика обследования связной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Для обследования связной речи детей дошкольного возраста используются следующие методы.
- обследование словарного запаса по специальной схеме;
- исследование связной речи с помощью серии заданий;
- наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно – практической, игровой, обиходно – бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

Содержание

Методика обследования связной речи……………………………………………..3
Формирование связной речи………………………………………………………..6
Конспект лексического занятия на тему: «Дикие животные»…………………..23
Список использованной литературы……………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

мр.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

   Методика  обучения рассказам  по картинам.

   Для составления описательных рассказов по картинам пользуются предметные и сюжетные дидактические картины.

   В средней группе детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах немного персонажей и окружающих предметов. Главная задача, стоящая перед дошкольниками младшего возраста, понять мотивы действий персонажей, их настроение, взаимоотношения. Для этого в первой части занятия организуются совместные действия педагога и воспитанников: педагог начинает описание объекта, а ребенок заканчивает его 2-3 предложениями. Такие разрозненные высказывания педагог объединяет в один рассказ, не требуя от детей его повторения.

   Полезный  наглядный материал для описания в старших группах — рисунки  и аппликации детей, пейзажные картины, натюрморты, сюжетные картины и серии сюжетных картин, а также слайды, фотографии из их жизни, в том числе их портреты.

   Первая  задача, решаемая на занятии, осмысление детьми общего содержания картины (О чем она? Про кого? Как ее можно назвать?).

   Далее необходимо помочь ребенку воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов, а если картина сюжетная — установить связи между объектами, персонажа ми. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа (до ее демонстрации) или пояснения воспитателя во время предвари тельного рассматривания. В тех случаях, когда картина уже использовалась ранее в процессе словарной работы или она очень легкая по содержанию, вводная часть занятия бывает свернутой: детей сразу побуждают к подробным высказываниям. Часто занятие по сюжетной картине бывает комплексным: рассматривание перемежается рассказами об отдельных частях картины, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки зафиксированного события. Основные приемы обучения: объяснить характер предстоящего высказывания, дать его образец, предложить его план, а на первых порах — прибегнуть к составлению коллективного рас сказа, дать частичный образец рассказа по одному из эпизоду, учить самостоятельно составлять план.

   Описание  аппликаций, рисунков, фотографий, чаще всего проводится в игровой форме («Угадайте, о ком я расскажу по фотографии», «Экскурсия по выставке рисунков», «Урок аппликации по телефону»).

   Рассказывание  из  личного  опыта.

   Детям 6 лет могут быть предложены более  сложные темы, такие как описание какого-нибудь события (дня рождения), друга, хорошего поступка, любимой книжки и т.д.

   Образец рассказа или план рассказа.  В методике обучения придумыванию рассказов в подготовительной к школе группе можно рекомендовать следующие приемы, развивающие планирующие функции: запомнить и повторить план рассказа, обобщить содержание, своего будущего рассказа в кратком названии, выделить основную сюжетную линию (сказать, что будет делать герой рассказа), составить план из двух пунктов. Названные приемы применяются дифференцирование в зависимости от умений детей.

   Методика  обучения рассказыванию  по воображению по картине.

   Творческий  рассказ по картине включает в себя события, предшествующие изображенным, момент, зафиксированный на картине, и последующие события.

   При ознакомлении с картиной задается несколько вопросов, стимулирующих воображение детей, заставляющих думать или о событиях, которые предшествовали тем, что они видят, или о тех, что произошли после.

   Если  дети затрудняются при выполнении плохо задания, предлагается составить рассказ по частям. Ребенку легче придумать творческий рассказ, если в его распоряжении имеется серия картин.

   Умение  придумывать рассказ закрепляется на занятиях с раздаточным материалом (сюжетные рисунки детей, фотографии, открытки, мелкие картинки). Творческое рассказывание можно организовать в виде чтения «письма», полученного ребенком, рассказывание о том, что рассказчик мог бы изобразить на своем рисунке.

Конспект  лексического занятия  на тему: «Дикие животные».

Цель: Расширять знания детей о диких животных;

Обогатить  словарь детей  прилагательными;

Закрепить практические навыки употребления предлогов В, НА, ПОД;

Закрепить навык  образования притяжательных прилагательных;

Развитие диалогической  речи;

Развивать внимание, память, мышление;

Развивать мелкую моторику;

Оборудование: подбор картинок по теме, куб с изображениями животных, шапочки лисы и зайца, пособие «4–й лишний», пособие логические ряды.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Дети, мне сегодня  пришло письмо из страны Фантазилии, а в нем вот этот рисунок.

(Части тел  разных животных соединились  в одном необычном животном)

- Кого хотел  нарисовать художник?

- Части тела, каких животных нарисованы?

- О ком мы  сегодня будем говорить на  занятии?

- Почему их  называют дикими?

2. Подбор слов – признаков. Игра «Необычный куб».

Дети по очереди  бросают куб, подбирают признаки к животному, которое выпало.

3. Упражнение в словообразовании притяжательных прилагательных.

Игра «Чей хвост?». (На стенде изображения животных без хвостов)

В давние давние времена жили звери, поживали. Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без  хвоста зверю ни красоты, ни радости. Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких.… И побежали звери со всех сторон, понеслись, помчались во весь дух за хвостами.

- Дети подбирают  животному соответствующий хвост.  Озвучивая животное.

( Я,  лиса, выбираю себе большой, пушистый, рыжий лисий хвост. Присоединяют хвосты к животному)

4. Игра с мячом « О ком заботится мама?»

- Все мамы, даже  у зверей, заботятся о своих  детях.

- О ком заботится  мама зайчиха – о зайчонке.

- О ком заботится  мама лосиха -

- О ком заботится  мама волчица -

- О ком заботится  мама медведица -

- О ком заботится  мама ежиха -

- О ком заботится  мама белка –

5. Физминутка.

По тропинке мы пошли

Шишку нашли,

Подняли,

В корзину положили

Дальше пошли.

Шли, шли, белкин гриб нашли,

Подняли,

Белке бросили  в дупло,

Опять пошли.

Заячьи следы  нашли,

Присели, посмотрели

Дальше пошли.

Шли, шли ежика  нашли

Ёж свернулся  в клубок,

Потому что  он продрог.

Лучик ежика  коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

6. Развитие связной речи

Рассказ по опорным  предметным картинкам «Кто как зиму проводит»:

«Лиса живет  в норе. Медведь спит в берлоге. Ежик залез в норку. Белка сидит в дупле. Зайчик дрожит под кустом. Волк сидит в логове».

7. Составление предложений по картинкам с предлогами В, НА, ПОД.

С опорой на схемы  предлогов.

8. Упражнение «Логические ряды».

Наборное полотно  для картинок, с карманами.

- На каждой  полянке играли звери, только  на третью кто-то не пришел. Кто потерялся?

Лиса, волк, медведь.

Медведь, волк, лиса.

Волк, медведь,  ?

*

Ежик, лось, заяц.

Лось, заяц, ежик.

Заяц, ежик,  ?

9. Инсценировка.

Лиса и заяц.

- Слыхал, заяц, как охотники мой лисий хвост называют. Трубой! Хи-хи-хи!

- А мой, заячий  хвост, охотники прозвали цветком.  Цветок, цветочек, цветик.

- Да, ну! Дай-ка  мне цветочек  понюхать.

- Но-но-но! Я твою  лисью породу знаю.  Цветок понюхаешь, а ногу откусишь.

- Проходи, проходи  со своей трубой!

*

- Ребята, кто  с кем беседовал?

- Чем хвастались  звери?

- Как вы понимаете  выражение: (цветок понюхаешь, а  ногу откусишь)

(Дети надевают  шапочки и проигрывают диалог)

10. Штриховка.

У каждого ребенка  заготовка контурного изображения животного.

11. Итог занятия.Оценка работы детей.  
Список  использованной  литературы:

   1.  Ахутина  Т.В. Порождение   речи. Нейролингвистический   анализ   синтаксиса. – М., 1989.

   2. Баринова Е.А. Лингвистические  основы   методики  развития  связной  речи //  Развитие  речи    учащихся: Уч.  Зап. ЛГПИ  им. А.И. Герцена. – Л., 1971. – Т. 453.

   3.  Выготский Л.С.  Избранные   психологические   исследования. – М., 1956.

   4.  Выгодский  Л.С. Собрания   сочинений: В 6 т, - М., 1982 – 1984.

   5. Глухов В. П. Особенности   формирования   связной   монологической   речи детей   дошкольного   возраста   с   общим   недоразвитием   речи.  – Автореф. Канд. Дис. – М., 1987.

   6. Долгова   Л. А. Психологические    основы    развития   навыков   речевой   коммуникации  у  учащихся   общеобразовательной  школы. – М., 1996.

   7.  Жинкин Н.И. Речь, как  проводник  информации. – М.. 1992.

   8.  Жукова  Н. С., Мастюкова Е.М, Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление   общего  недоразвития  речи  у  дошкольников. – М., 1998.

   9. Захарова А. В.  Опыт  лингвистического   анализа  словаря  детской  речи. Новосибирск, 1975.

   10.  Зикеев  А.Г. Развитие  речи  слабослышащих  учащихся. – М., 1976.

   11. Зимняя И.А. Лингопсихология речевой  деятельности. М., 2001.

   12. Карпова С. Н.  Осознание   словесного   состава  речи  дошкольников. – М., 1978.

   13. Кольцова  М.М.  Ребёнок   учится  говорить. – М., 1983.

   14. Ладыженская  Т.А. Связная  речь //  Методика  развития  речи  на  уроках  русского  языка. – М., 1980.

   15. Лурия А.Р.   Язык  и  сознание. // Под  ред.  Е.Д. Хомской. -  М., 2001.

   16. Люблинская А. А. Детская  психология. – М., 1989.

   17. Методика  развития  речи  детей   дошкольного  возраста. // Под  ред. Л. П. Федоренко. – М .. 1984.

   18. Филичева Т. Б. Особенности  формирования  речи  детей  дошкольного  возраста. – М., 1999.

   19. Шаховская. С.Н. логопедическая  работа  по  формированию грамматического  строя  речи  детей, страдающих  моторной  алалией.// Патология  речи: Уч. Зап. МГПИ. – М., 1971. – Т. 406.

   20.Эльконин  Д. Б. « Развитие  речи   в   дошкольном   возрасте». « Избранные  психологические  труды». – М., 1989. 
 

Информация о работе Методика обследования связной речи