Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:30, контрольная работа
Для обследования связной речи детей дошкольного возраста используются следующие методы.
- обследование словарного запаса по специальной схеме;
- исследование связной речи с помощью серии заданий;
- наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно – практической, игровой, обиходно – бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;
Методика обследования связной речи……………………………………………..3
Формирование связной речи………………………………………………………..6
Конспект лексического занятия на тему: «Дикие животные»…………………..23
Список использованной литературы……………………………………………...27
Методика обучения рассказам по картинам.
Для составления описательных рассказов по картинам пользуются предметные и сюжетные дидактические картины.
В средней группе детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах немного персонажей и окружающих предметов. Главная задача, стоящая перед дошкольниками младшего возраста, понять мотивы действий персонажей, их настроение, взаимоотношения. Для этого в первой части занятия организуются совместные действия педагога и воспитанников: педагог начинает описание объекта, а ребенок заканчивает его 2-3 предложениями. Такие разрозненные высказывания педагог объединяет в один рассказ, не требуя от детей его повторения.
Полезный наглядный материал для описания в старших группах — рисунки и аппликации детей, пейзажные картины, натюрморты, сюжетные картины и серии сюжетных картин, а также слайды, фотографии из их жизни, в том числе их портреты.
Первая задача, решаемая на занятии, осмысление детьми общего содержания картины (О чем она? Про кого? Как ее можно назвать?).
Далее необходимо помочь ребенку воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов, а если картина сюжетная — установить связи между объектами, персонажа ми. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа (до ее демонстрации) или пояснения воспитателя во время предвари тельного рассматривания. В тех случаях, когда картина уже использовалась ранее в процессе словарной работы или она очень легкая по содержанию, вводная часть занятия бывает свернутой: детей сразу побуждают к подробным высказываниям. Часто занятие по сюжетной картине бывает комплексным: рассматривание перемежается рассказами об отдельных частях картины, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки зафиксированного события. Основные приемы обучения: объяснить характер предстоящего высказывания, дать его образец, предложить его план, а на первых порах — прибегнуть к составлению коллективного рас сказа, дать частичный образец рассказа по одному из эпизоду, учить самостоятельно составлять план.
Описание аппликаций, рисунков, фотографий, чаще всего проводится в игровой форме («Угадайте, о ком я расскажу по фотографии», «Экскурсия по выставке рисунков», «Урок аппликации по телефону»).
Рассказывание из личного опыта.
Детям 6 лет могут быть предложены более сложные темы, такие как описание какого-нибудь события (дня рождения), друга, хорошего поступка, любимой книжки и т.д.
Образец рассказа или план рассказа. В методике обучения придумыванию рассказов в подготовительной к школе группе можно рекомендовать следующие приемы, развивающие планирующие функции: запомнить и повторить план рассказа, обобщить содержание, своего будущего рассказа в кратком названии, выделить основную сюжетную линию (сказать, что будет делать герой рассказа), составить план из двух пунктов. Названные приемы применяются дифференцирование в зависимости от умений детей.
Методика обучения рассказыванию по воображению по картине.
Творческий рассказ по картине включает в себя события, предшествующие изображенным, момент, зафиксированный на картине, и последующие события.
При ознакомлении с картиной задается несколько вопросов, стимулирующих воображение детей, заставляющих думать или о событиях, которые предшествовали тем, что они видят, или о тех, что произошли после.
Если дети затрудняются при выполнении плохо задания, предлагается составить рассказ по частям. Ребенку легче придумать творческий рассказ, если в его распоряжении имеется серия картин.
Умение придумывать рассказ закрепляется на занятиях с раздаточным материалом (сюжетные рисунки детей, фотографии, открытки, мелкие картинки). Творческое рассказывание можно организовать в виде чтения «письма», полученного ребенком, рассказывание о том, что рассказчик мог бы изобразить на своем рисунке.
Конспект лексического занятия на тему: «Дикие животные».
Цель: Расширять знания детей о диких животных;
Обогатить словарь детей прилагательными;
Закрепить практические навыки употребления предлогов В, НА, ПОД;
Закрепить навык образования притяжательных прилагательных;
Развитие диалогической речи;
Развивать внимание, память, мышление;
Развивать мелкую моторику;
Оборудование: подбор картинок по теме, куб с изображениями животных, шапочки лисы и зайца, пособие «4–й лишний», пособие логические ряды.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Дети, мне сегодня пришло письмо из страны Фантазилии, а в нем вот этот рисунок.
(Части тел разных животных соединились в одном необычном животном)
- Кого хотел нарисовать художник?
- Части тела, каких животных нарисованы?
- О ком мы сегодня будем говорить на занятии?
- Почему их называют дикими?
2. Подбор слов – признаков. Игра «Необычный куб».
Дети по очереди бросают куб, подбирают признаки к животному, которое выпало.
3. Упражнение в словообразовании притяжательных прилагательных.
Игра «Чей хвост?». (На стенде изображения животных без хвостов)
В давние давние времена жили звери, поживали. Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости. Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких.… И побежали звери со всех сторон, понеслись, помчались во весь дух за хвостами.
- Дети подбирают
животному соответствующий
( Я, лиса, выбираю себе большой, пушистый, рыжий лисий хвост. Присоединяют хвосты к животному)
4. Игра с мячом « О ком заботится мама?»
- Все мамы, даже у зверей, заботятся о своих детях.
- О ком заботится мама зайчиха – о зайчонке.
- О ком заботится мама лосиха -
- О ком заботится мама волчица -
- О ком заботится мама медведица -
- О ком заботится мама ежиха -
- О ком заботится мама белка –
5. Физминутка.
По тропинке мы пошли
Шишку нашли,
Подняли,
В корзину положили
Дальше пошли.
Шли, шли, белкин гриб нашли,
Подняли,
Белке бросили в дупло,
Опять пошли.
Заячьи следы нашли,
Присели, посмотрели
Дальше пошли.
Шли, шли ежика нашли
Ёж свернулся в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
6. Развитие связной речи
Рассказ по опорным предметным картинкам «Кто как зиму проводит»:
«Лиса живет в норе. Медведь спит в берлоге. Ежик залез в норку. Белка сидит в дупле. Зайчик дрожит под кустом. Волк сидит в логове».
7. Составление предложений по картинкам с предлогами В, НА, ПОД.
С опорой на схемы предлогов.
8. Упражнение «Логические ряды».
Наборное полотно для картинок, с карманами.
- На каждой полянке играли звери, только на третью кто-то не пришел. Кто потерялся?
Лиса, волк, медведь.
Медведь, волк, лиса.
Волк, медведь, ?
*
Ежик, лось, заяц.
Лось, заяц, ежик.
Заяц, ежик, ?
9. Инсценировка.
Лиса и заяц.
- Слыхал, заяц, как охотники мой лисий хвост называют. Трубой! Хи-хи-хи!
- А мой, заячий
хвост, охотники прозвали
- Да, ну! Дай-ка мне цветочек понюхать.
- Но-но-но! Я твою лисью породу знаю. Цветок понюхаешь, а ногу откусишь.
- Проходи, проходи со своей трубой!
*
- Ребята, кто с кем беседовал?
- Чем хвастались звери?
- Как вы понимаете выражение: (цветок понюхаешь, а ногу откусишь)
(Дети надевают шапочки и проигрывают диалог)
10. Штриховка.
У каждого ребенка заготовка контурного изображения животного.
11. Итог занятия.Оценка
работы детей.
Список
использованной литературы:
1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М., 1989.
2. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи // Развитие речи учащихся: Уч. Зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1971. – Т. 453.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
4. Выгодский Л.С. Собрания сочинений: В 6 т, - М., 1982 – 1984.
5. Глухов В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – Автореф. Канд. Дис. – М., 1987.
6. Долгова Л. А. Психологические основы развития навыков речевой коммуникации у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1996.
7. Жинкин Н.И. Речь, как проводник информации. – М.. 1992.
8. Жукова Н. С., Мастюкова Е.М, Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1998.
9. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. Новосибирск, 1975.
10. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М., 1976.
11. Зимняя И.А. Лингопсихология речевой деятельности. М., 2001.
12. Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольников. – М., 1978.
13. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М., 1983.
14. Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980.
15. Лурия А.Р. Язык и сознание. // Под ред. Е.Д. Хомской. - М., 2001.
16. Люблинская А. А. Детская психология. – М., 1989.
17. Методика развития речи детей дошкольного возраста. // Под ред. Л. П. Федоренко. – М .. 1984.
18. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М., 1999.
19. Шаховская. С.Н. логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией.// Патология речи: Уч. Зап. МГПИ. – М., 1971. – Т. 406.
20.Эльконин
Д. Б. « Развитие речи в дошкольном возрасте».
« Избранные психологические труды». –
М., 1989.