Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:30, контрольная работа
Для обследования связной речи детей дошкольного возраста используются следующие методы.
- обследование словарного запаса по специальной схеме;
- исследование связной речи с помощью серии заданий;
- наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно – практической, игровой, обиходно – бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;
Методика обследования связной речи……………………………………………..3
Формирование связной речи………………………………………………………..6
Конспект лексического занятия на тему: «Дикие животные»…………………..23
Список использованной литературы……………………………………………...27
Вначале обучения ответы однословные. Постепенно ответы следует усложнять, помогая детям начинать ответ с последнего слова вопроса, тем самым, осуществляя переход к двухсловным предложениям.
Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений (Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой?).
Проблемные вопросы начинаются вопросительным наречиями (Почему? Зачем?).
В обучении ответам на эти вопросы ещё большую роль играет помощь педагога как в форме образца ответа, так и в использовании такого приёма, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.
Обучение умению постановке вопросов:
Постановка вопросов кто? что?
По данному логопедом образцу:
Закрепляется данный вид вопросов без образца на последующих занятиях.
Постановка вопроса что делает? По демонстрации действия
По элементарной однофигурной сюжетной картинке, закрепление данного вопроса проводится с образцом и без образца.
Постановка серии репродуктивных вопросов к парным однофигурным сюжетным картинкам, подобранным по образцу противопоставления действий.
Постановка серии репродуктивных вопросов к группе усложнённых сюжетных картинок (предмет – действие – объект) с одним изменяющимся предметом
Постановка репродуктивных вопросов к многофигурной сюжетной картинке несколько субъектов – несколько действий – несколько объектов.
Усложнение сюжетных картинок элементами пейзажа. Постановка вопросов к предложению с опорой на предметные картинки. Работа по постановке вопросов к трём предложениям, связанных контекстом.
Беседа:
Проводится по содержанию литературного произведения, картины со сложным сюжетом, реже по пейзажу. Она носит тематическую направленность, продолжительна по времени и требует достаточно высокого уровня речевого, интеллектуального и эмоционального развития детей, а так же большой предварительной подготовительной работы логопеда и воспитателя.
3 этап: Формирование монологической речи.
Задача данного этапа – научить детей связно и последовательно, логически стройно и закончено, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывание
Обучение пересказу:
Это более лёгкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нём используются готовые авторские сюжеты и готовые речевые формы и приёмы.
1) Выбор текста имеет важное принципиальное значение.
Критерии отбора произведений;
- сравнительно небольшой объём;
- доступность содержания для детей;
- чёткость композиции;
- простота сюжета;
- доступность языка;
- высокая нравственность содержания;
- высокая художественность текста.
2) Подготовительная работа – это интеллектуальная, образовательная, психологическая и речевая подготовка детей к обучению пересказа.
Содержание:
- знакомство с материалом;
- рассматривание картин по данной теме;
- наблюдение в природе и окружающей жизни;
- рисование, аппликация, лепка;
-
лексико – грамматические
- заучивание наизусть потешек, пословиц, способствующих пониманию содержания рассказа.
3) Непосредственное обучение пересказу.
А) первое чтение без установки на запоминание и пересказ
Б) второе чтение с установкой на запоминание и пересказ
В) беседа по содержанию
Г) Приёмы работы над текстом произведения:
- рассматривание иллюстраций
- выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок
- придумывание дополнительной или недостающей картинки
- выделение из текста фраз к каждой картинке
- выделение, проговаривание отдельных фрагментов
- лексико – грамматические упражнения
- выбор наилучших вариантов
Д) Третье чтение текста произведения проводится после беседы по содержанию и работы над текстом.
Е) Работа с планом:
- Логопед предлагает готовый план
- план составляют на занятии коллективно
- используются серии сюжетных картин, символы, пиктограммы
- даётся установка на запоминание
- план воспроизводится детьми по цепочке
Ж) Пересказ по плану с опорой или без опоры.
Рассказывание по восприятию
Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное развитие. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные, психические процессы, как мышление, воображение. При назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно.
Методика обучения описанию игрушек – сказочных героев. Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем.
Некоторые особенности обучения дошкольников младшего возраста.
Для детей младшего дошкольного возраста желательно предъявлять игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы ребенок имел возможность уловить «состояние» героя (заяц радуется, медвежонок смешной и забияка и т.п.) или демонстрировать их в движении. Иногда бывает целесообразно внести игрушки в групповую комнату минут за 5 до занятия, предложить детям рассмотреть их и потрогать, а в момент рассказа на занятии уже не давать в руки, так как это может помешать ребенку сосредоточиться на построении высказывания. Ведущие приемы обучения — образец описания, который дает педагог, план рассказа, подсказ, дополнения детей.
На первом занятии логопед дает образец и план рассказа. Ребенок рассматривает игрушку, ощупывает, начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим. Если рас сказ не получается, можно предложить эту же игрушку для описания еще двум-трем детям, чтобы наглядно показать, как надо выполнить задание.
Повысить
интерес к рассказыванию
Все объяснения, указания воспитатель дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к раздаче и сбору их педагог привлекает дежурных. В процессе занятия предлагается задания для классификации предметов по цвету, назначению и т. д. Эти задания подготавливают детей к дидактическим играм различных видов.
Методика обучения описанию натуральных предметов. Большое образовательно-развивающее значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и др.
Поскольку таким занятиям предшествовала работа с демонстрационными и раздаточными игрушками, эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем.
Рассказывая, дети тут же объясняют назначение предмета и правила использования, демонстрирует действия с ним. Поскольку в каждом комплекте имеются аналогичные предметы, дети мо гут составлять о них сравнительные рассказы. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.
Умения
описывать предметы закрепляются на
занятиях по конструированию и
Методика обучения рассказам по картинам. Для составления описательных рассказов по картинам пользуются предметные и сюжетные дидактические картины.
В средней группе детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах немного персонажей и окружающих предметов. Главная задача, стоящая перед дошкольниками младшего возраста, понять мотивы действий персонажей, их настроение, взаимоотношения. Для этого в первой части занятия организуются совместные действия педагога и воспитанников: педагог начинает описание объекта, а ребенок заканчивает его 2-3 предложениями. Такие разрозненные высказывания педагог объединяет в один рассказ, не требуя от детей его повторения.
Полезный наглядный материал для описания в старших группах — рисунки и аппликации детей, пейзажные картины, натюрморты, сюжетные картины и серии сюжетных картин, а также слайды, фотографии из их жизни, в том числе их портреты.
Первая задача, решаемая на занятии, осмысление детьми общего содержания картины (О чем она? Про кого? Как ее можно назвать?).
Далее необходимо помочь ребенку воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов, а если кар тина сюжетная — установить связи между объектами, персонажа ми. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа (до ее демонстрации) или пояснения воспитателя во время предвари тельного рассматривания. В тех случаях, когда картина уже использовалась ранее в процессе словарной работы или она очень легкая по содержанию, вводная часть занятия бывает свернутой: детей сразу побуждают к подробным высказываниям. Часто занятие по сюжетной картине бывает комплексным: рассматривание перемежается рассказами об отдельных частях картины, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки зафиксированного события. Основные приемы обучения: объяснить характер предстоящего высказывания, дать его образец, предложить его план, а на первых порах — прибегнуть к составлению коллективного рас сказа, дать частичный образец рассказа по одному из эпизоду, учить самостоятельно составлять план.
Описание аппликаций, рисунков, фотографий, чаще всего проводится в игровой форме («Угадайте, о ком я расскажу по фотографии», «Урок аппликации по телефону»).
Дидактические игры на описание наглядного материала.
Большинство игр на описание имеет четкие правила, с которыми предварительно знакомят детей. Соблюдение правил является обязательным. Например, в играх типа загадки правило состоит в следующем: описать предмет, не называя его.
Распространенными приемами обучения рассказыванию в играх являются образец рассказа (особенно при объяснении новой игры) и план рассказа, так как часто рассказ-описание в игре включает в себя какие-то дополнительные элементы (вежливое обращение в рассказе-просьбе покупателя, указание адреса при получении письма).
К дидактическим играм отнести игры типа загадок («Что за зверь?», «Отгадай, кто это?»), игры типа путешествия, игры с картинками и игрушками («Почта», «Магазин»). Наиболее полезны игры с раз даточным материалом, так как в них каждый ребенок старается составить рассказ «в уме», чтобы вы играть.