Методика обследования связной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Для обследования связной речи детей дошкольного возраста используются следующие методы.
- обследование словарного запаса по специальной схеме;
- исследование связной речи с помощью серии заданий;
- наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно – практической, игровой, обиходно – бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

Содержание

Методика обследования связной речи……………………………………………..3
Формирование связной речи………………………………………………………..6
Конспект лексического занятия на тему: «Дикие животные»…………………..23
Список использованной литературы……………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

мр.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

   Вначале  обучения ответы однословные. Постепенно ответы  следует  усложнять, помогая  детям  начинать  ответ с  последнего  слова  вопроса, тем самым, осуществляя   переход к  двухсловным  предложениям.

   Поисковые вопросы  более сложные  и  предполагают использование в  ответах полных  распространённых  предложений (Где? Куда? Откуда? Как? Когда?  Сколько? Какой?).

   Проблемные вопросы  начинаются  вопросительным  наречиями  (Почему? Зачем?).

   В  обучении  ответам  на  эти  вопросы  ещё  большую  роль  играет  помощь  педагога  как  в  форме  образца  ответа, так  и  в  использовании такого  приёма,  как  подсказывающее  начало  ответа  на   поставленный  вопрос.

   Обучение   умению  постановке  вопросов:

   Постановка   вопросов кто? что?

   По  данному логопедом  образцу: 

   Закрепляется   данный  вид  вопросов  без  образца на  последующих занятиях.

   Постановка  вопроса  что  делает? По  демонстрации  действия

   По   элементарной однофигурной сюжетной  картинке, закрепление  данного  вопроса  проводится с  образцом  и  без образца.

   Постановка   серии  репродуктивных  вопросов  к  парным однофигурным  сюжетным  картинкам, подобранным  по  образцу  противопоставления  действий.   

   Постановка  серии  репродуктивных  вопросов  к  группе  усложнённых  сюжетных  картинок (предмет – действие – объект) с  одним  изменяющимся  предметом  

   Постановка   репродуктивных  вопросов  к  многофигурной  сюжетной  картинке  несколько  субъектов – несколько действий – несколько  объектов.   

   Усложнение   сюжетных  картинок  элементами  пейзажа. Постановка  вопросов к  предложению  с  опорой  на  предметные  картинки. Работа  по  постановке  вопросов  к  трём  предложениям, связанных  контекстом.

   Беседа:       

   Проводится   по  содержанию литературного  произведения, картины  со  сложным  сюжетом, реже  по  пейзажу. Она  носит  тематическую  направленность,  продолжительна  по  времени и  требует  достаточно  высокого  уровня  речевого, интеллектуального и  эмоционального  развития  детей, а  так же большой  предварительной подготовительной  работы  логопеда   и   воспитателя.  

   3  этап: Формирование  монологической  речи.   

   Задача  данного этапа – научить детей   связно  и  последовательно, логически стройно и закончено, точно по употреблению  лексики  и  по содержанию,  правильно  по  грамматическому  оформлению,   самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывание                          

                 Обучение   пересказу:        

   Это  более  лёгкий  вид  монологической  речи,  так  как  он  придерживается  авторской  композиции произведения, в  нём  используются готовые  авторские сюжеты  и готовые  речевые  формы  и  приёмы.        

   1) Выбор  текста  имеет  важное  принципиальное  значение.

   Критерии  отбора  произведений;

   - сравнительно  небольшой объём;

   - доступность  содержания  для  детей;

   - чёткость  композиции;

   - простота  сюжета;

   - доступность  языка;

   - высокая  нравственность  содержания;  

   - высокая  художественность  текста.        

   2) Подготовительная  работа – это  интеллектуальная, образовательная, психологическая  и  речевая  подготовка детей  к  обучению  пересказа.

   Содержание:

   - знакомство  с  материалом;

   - рассматривание  картин по  данной  теме;

   - наблюдение  в природе  и  окружающей  жизни;

   - рисование, аппликация, лепка;

   - лексико – грамматические  упражнения  на  лексическом  и  грамматическом  материале  рассказа;

   - заучивание  наизусть потешек, пословиц, способствующих  пониманию  содержания рассказа.         

   3) Непосредственное обучение  пересказу.

   А) первое  чтение без  установки  на  запоминание и  пересказ

   Б) второе  чтение с  установкой  на  запоминание и  пересказ

   В) беседа  по  содержанию

   Г) Приёмы  работы  над  текстом произведения:

   - рассматривание  иллюстраций

   - выстраивание  в  логической  последовательности  серии  сюжетных   картинок

   - придумывание  дополнительной  или недостающей  картинки

   - выделение  из  текста  фраз  к  каждой  картинке

   - выделение,  проговаривание  отдельных  фрагментов

   - лексико – грамматические  упражнения

   - выбор  наилучших  вариантов

   Д) Третье  чтение  текста  произведения  проводится  после  беседы  по  содержанию  и  работы  над  текстом.

   Е) Работа  с  планом:

   - Логопед  предлагает  готовый  план

   - план  составляют  на  занятии  коллективно

   - используются  серии  сюжетных  картин, символы, пиктограммы

   - даётся  установка  на запоминание

   - план  воспроизводится  детьми  по  цепочке

   Ж) Пересказ  по  плану  с  опорой  или  без  опоры.

   Рассказывание по восприятию

   Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное развитие. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные, психические процессы, как мышление, воображение. При назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно.

   Методика  обучения описанию игрушек – сказочных  героев.  Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем.

   Некоторые особенности обучения дошкольников младшего возраста.

   Для детей младшего дошкольного возраста желательно предъявлять игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы ребенок имел возможность уловить «состояние» героя (заяц  радуется, медвежонок смешной и забияка и т.п.) или демонстрировать их в движении. Иногда бывает целесообразно внести игрушки в групповую комнату минут за 5 до занятия, предложить детям рассмотреть их и потрогать, а в момент рассказа на занятии уже не давать в руки, так как это может помешать ребенку сосредоточиться на построении высказывания. Ведущие приемы обучения — образец описания, который дает педагог, план рассказа, подсказ, дополнения детей.

   На  первом занятии логопед дает образец и план рассказа. Ребенок рассматривает игрушку, ощупывает, начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим. Если рас сказ не получается, можно предложить эту же игрушку для описания еще двум-трем детям, чтобы наглядно показать, как надо выполнить задание.

   Повысить  интерес к рассказыванию помогают такие приемы: ребенку предлагают поставить рядом любые 2—3 игрушки  и рассказать о них самому или вызвать для рассказа любого из детей.

   Все объяснения, указания воспитатель дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к раздаче и сбору их педагог привлекает дежурных. В процессе занятия предлагается задания для классификации предметов по цвету, назначению и т. д. Эти задания подготавливают детей к дидактическим играм различных видов.

   Методика обучения описанию натуральных предметов. Большое образовательно-развивающее значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и др.

   Поскольку таким занятиям предшествовала работа с демонстрационными и раздаточными игрушками, эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем.

   Рассказывая, дети тут же объясняют назначение предмета и правила использования, демонстрирует действия с ним. Поскольку в каждом комплекте имеются аналогичные предметы, дети мо гут составлять о них сравнительные рассказы. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

   Умения  описывать предметы закрепляются на занятиях по конструированию и изобразительной  деятельности, прогулках.

   Методика  обучения рассказам по картинам. Для составления описательных рассказов по картинам пользуются предметные и сюжетные дидактические картины.

   В средней группе детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах немного персонажей и окружающих предметов. Главная задача, стоящая перед дошкольниками младшего возраста, понять мотивы действий персонажей, их настроение, взаимоотношения. Для этого в первой части занятия организуются совместные действия педагога и воспитанников: педагог начинает описание объекта, а ребенок заканчивает его 2-3 предложениями. Такие разрозненные высказывания педагог объединяет в один рассказ, не требуя от детей его повторения.

   Полезный  наглядный материал для описания в старших группах — рисунки  и аппликации детей, пейзажные картины, натюрморты, сюжетные картины и серии  сюжетных картин, а также слайды, фотографии из их жизни, в том числе  их портреты.

   Первая  задача, решаемая на занятии, осмысление детьми общего содержания картины (О чем она? Про кого? Как ее можно назвать?).

   Далее необходимо помочь ребенку воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов, а если кар тина сюжетная — установить связи между объектами, персонажа ми. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа (до ее демонстрации) или пояснения воспитателя во время предвари тельного рассматривания. В тех случаях, когда картина уже использовалась ранее в процессе словарной работы или она очень легкая по содержанию, вводная часть занятия бывает свернутой: детей сразу побуждают к подробным высказываниям. Часто занятие по сюжетной картине бывает комплексным: рассматривание перемежается рассказами об отдельных частях картины, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки зафиксированного события. Основные приемы обучения: объяснить характер предстоящего высказывания, дать его образец, предложить его план, а на первых порах — прибегнуть к составлению коллективного рас сказа, дать частичный образец рассказа по одному из эпизоду, учить самостоятельно составлять план.

   Описание  аппликаций, рисунков, фотографий, чаще всего проводится в игровой форме («Угадайте, о ком я расскажу по фотографии», «Урок аппликации по телефону»).

   Дидактические игры на описание наглядного материала.

   Большинство игр на описание имеет четкие правила, с которыми предварительно знакомят детей. Соблюдение правил является обязательным. Например, в играх типа загадки правило состоит в следующем: описать предмет, не называя его.

   Распространенными приемами обучения рассказыванию в играх являются образец рассказа (особенно при объяснении новой игры) и план рассказа, так как часто рассказ-описание в игре включает в себя какие-то дополнительные элементы (вежливое обращение в рассказе-просьбе покупателя, указание адреса при получении письма).

   К дидактическим играм отнести  игры типа загадок («Что за зверь?», «Отгадай, кто это?»), игры типа путешествия, игры с картинками и игрушками («Почта», «Магазин»). Наиболее полезны игры с раз даточным материалом, так как в них каждый ребенок старается составить рассказ «в уме», чтобы вы играть.

Информация о работе Методика обследования связной речи