Методика обследования связной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Для обследования связной речи детей дошкольного возраста используются следующие методы.
- обследование словарного запаса по специальной схеме;
- исследование связной речи с помощью серии заданий;
- наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно – практической, игровой, обиходно – бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

Содержание

Методика обследования связной речи……………………………………………..3
Формирование связной речи………………………………………………………..6
Конспект лексического занятия на тему: «Дикие животные»…………………..23
Список использованной литературы……………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

мр.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

   Вот несколько вариантов игры «Почта».

   Первый  вариант — с раздаточными фотографиями. Все дети — авторы «писем» одному и тому же адресату (мишке и т.п.). Нужно рассказать о событии, изображенном на фотографии, в форме письма. Если письмо составлено полно, с указанием места и времени события, его можно опустить в ящик.

   Второй вариант — с раздаточными картинками. Все дети-адресаты подучили по «письму». Нужно прочесть письмо вслух, т. е. рассказать, кто тебе пишет и о чем. По содержанию рассказа слушатели должны отгадать, когда оно написано (сезон или время дня) или откуда оно (из города, деревни). С учетом этой классификации адресат должен поставить, картинку в определенное место, а остальные — проверить правильность действия.

   Третий вариант — «Соберем посылку»- с раздаточными натуральными предметами (подобраны парами), обладающими контрастными качествами, например хрупкий и прочный, тяжелый и легкий (пластмассовая и эмалированная кружки и т. п.). Можно дать один комплект двум детям для составления коллективного сравнительного рассказа. Игровое действие: описать предметы в сравнении, доказать, какой предмет следует положить на низ посылки, какой — сверху.

   Игры, с которыми дошкольники познакомились  на занятиях, должны практиковаться в  их самостоятельной деятельности.

   Рассказы  по памяти.

   Рассказывание   на темы   из коллективного  опыта. Обучение рассказам по памяти начинается с рассказов из коллективного опыта.

   Этот  вид рассказа требует произвольной памяти. Для составления рассказа подбираются яркие, эмоциональные  события, пережитые совместно детьми.

   Для успешного проведения занятия педагог  формирует соответствующий эмоциональный настрой детей. С этой целью педагог может задать детям вопросы, предложить не большой рассказ, а также наглядный материал: фотографии, картинки и т.д.

   Общую тему целесообразно разделить на подтемы и составить рассказ по частям. Каждую подтему можно предложить последовательно нескольким детям. Необходимо приучать детей следить точностью, последовательностью изложения темы.

   Специфичным занятием, где дошкольники встречаются  с необходимостью достоверно, понятно  и кратко рассказать о своем опыте, является составление письма. Переписка детей под руководством педагога — важное средство нравственного и умственного воспитания. Эту работу можно проводить и вне занятий. Письменная речь, как высшая форма связной моно логической речи, требует плановости и последовательности.

   На  занятии педагог знакомит детей  с традиционными планом  построения письма: 1) обращение и приветствие адресата; 2) объяснение причины обращения; 3) сообщение о собственной жизни.

   В конце занятия педагог читает письмо целиком.

   Методика  обучения рассказыванию  на темы из индивидуального  опыта.

   Наиболее  трудным является рассказ из личного  опыта ребенка, так как свои впечатления  ему необходимо перевести в понятные, обстоятельные фразы, поскольку описываемый предмет или событие обычно слушателям не известны.

   Дошкольникам 4,5 - 5 лет можно предлагать для  рассказов единичные факты: вспомнить  и описать любимую игрушку, рассказать о домашнем животном, о комнате или квартире. С течением времени темы усложняются: описать какое-нибудь событие (как прошел день рождения или самый интересный выходной день), любимую книжку.

   Все предлагаемые темы конкретны, посвящены  одному определенному вопросу. Отвлеченные  темы не вызывают необходимых ассоциаций в памяти детей, ребенка затрудняет необходимость анализа своего жизненного опыта. Один из основных приемов работы над данным видом рассказа - составление образца рассказа педагогом. Главное, натолкнуть ребенка на мысль о включении в рассказы наиболее полезного, положительного опыта из своей жизни и жизни сверстников (взаимопомощь, трудолюбие, аккуратность, любовь к животным и т. д.).

   Дидактические игры на описание объекта  по памяти.

   Широко  используются для описания предметов  по представлению игры-загадки «Угадай, что за зверь», «Угадай, кто (что) это». Аналогичны игры, в которых дети описывают отсутствующие предметы: «Угадай, что мы задумали», «Когда это бывает?». Основное правило в этих играх — не называя предмета, описать его по главным (существенным) признакам. Выделить эти признаки на первых занятиях помогает план рассказа-описания или образец рассказа.

   Данные  игры проводит после аналогичных  занятий и игр по зрительному  восприятию.

   Методика  обучения рассказыванию  по воображению

   Эти рассказы строятся на иной психологической основе — детском воображении. Функция воображения преобразование полученного опыта. В образах воображения в новых комбинациях синтезируются представления памяти, усвоенные ранее знания, что предполагает достаточное развитие аналитико-синтетической деятельности мозга.

   У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение. В практической, предметной деятельности воссоздающее воображение широко проявляется уже в раннем и младшем дошкольном возрасте в игре, конструировании, рисовании. В словесной деятельности оно возникает в конце шестого года и на седьмом году жизни. На этом этапе воображение приобретает все более активный и творческий характер. Придумывая рассказ о жизни вымышленного героя, ребенок должен произвести умственный анализ сходных случаев из своего опыта, пережитых лично или услышанных от других, а затем творчески синтезировать новое явление: новый сюжет, новый облик героя и обстоятельства его жизни.

   Руководя  придумыванием рассказов, нужно следить, чтобы созидательное, творческое воображение не превращалось в пустое фантазирование. В процессе придумывания рассказов формируется критическое мышление детей (могло ли так быть?).

   Приемы  развития творческой деятельности детей:

   Показ способов действия. При обучении творческим рассказам важным является формирование правильного понимания детьми задания «придумайте». Для этого рекомендуется сопоставление детских рассказов из опыта и придуманных (на одну и ту же тему) рассказ.

   Наиболее  легкий для детей прием — предложение  педагогом нескольких вариантов развития сюжета;  придумывание конца сказки, дифференцировка темы применительно к лицу рассказчика («Как колобок  обманул  лису», «Как девочка подружилась  с  медведями»), включение в сказку  прямой речи героев.

   Единство развития монологической речи и мышления. Обучая этому виду рассказывания, нужно помогать детям осмыслить содержание, которое им предстоит изложить, и установить систему связей (пространственных, временных, цели, связи последовательности и причинно-следственных и др.).

   Все эти специфичные приемы используются наряду с традиционными, общеупотребительными приемами обучения рассказыванию, о которых было сказано выше. Обучение детей придумыванию рассказов осуществляется на различных занятиях, вначале с опорой на наглядный материал.

   Методика  обучения придумыванию рассказов об игрушке:

   Для занятий данного вида можно использовать образные игрушки, а также некоторые сенсорные, дидактические: пирамидки, мат решки, флажки, погремушки и др. Первые занятия, как правило, проводят с использованием демонстрационного материала. Педагог, знакомя детей с новым заданием, может использовать образец рассказа, план и другие приемы. Например, показав игрушку, воспитатель предлагает ребятам придумать рас сказ про мальчика или девочку, у которых была эта игрушка. Вот наиболее употребительный план такого рассказа: 1) Как оказалась эта игрушка у ребенка? 2) Какая она была? 3) Что он стал с нею делать? На первых занятиях целесообразно начать с разбора первого и третьего пунктов плана, подсказав детям 2—3 варианта для составления рассказов.

   Если  дети придерживаются названных вариантов, не проявляют творческой инициативы, педагог предлагает еще 1—2 варианта развития сюжета. Новая завязка влечет за собой изменение содержания рассказа. Это задание, как более сложное, дается хорошо рассказывающим детям.

   Разновидностью указанных занятий, являются рассказы-инсценировки, которые придумывают сами дети. Специфика этих рассказов в том, что ребенок одновременно решает три задачи: сочиняет сюжет, двигает игрушки по столу, рассказывает слушателям о действиях игрушек (он и драматург, и режиссер, и актер). Организация таких занятий требует продумывания местоположения стола для показа инсценировки, хранения игрушек, положения рассказывающего. Используются следующие приемы работы:

   Образец рассказа. На первом занятии педагог применяет образец рассказа, повторив его 2—3 раза и объяснив, как надо рассказывать. Затем он вызывает ребенка. Первый рассказ должен быть кратким и включать несколько действий с игрушкой. На этом же занятии придумываются рассказы или сказки еще про 2—3 другие игрушки (котенок, матрешка). При появлении игрушки, отличающейся по характеру от предыдущих, целесообразно снова дать образец рассказа, наметив его план (куда шла матрешка, что она по дороге делала). На последующих занятиях с демонстрационным, а затем и с раздаточным материалом можно использовать уже две игрушки, а также элементы декорации (животные, елочки, дом, кукла; кукла, стол, плита, посуда).

   Составление рассказа по себя. Педагог раздает детям одинаковые мелкие игрушки, предназначенные для счета. Дети, рассмотрев полученные игрушки, ставят их на свой стол и по предложенному образцу или плану пытаются составить рассказ «про себя», вполголоса. После такой предварительной работы один ребенок рассказывает вслух. В процессе занятия дети контролируют действия друг друга.

   Совместное составление рассказов подгруппами детей. Двум детям, сидящим за одним столом, предлагается один набор игрушек для настольной инсценировки и дается задание вместе отобрать нужные им игрушки, составить рассказ, а затем решить, кто будет его рассказывать ребятам.

   Важно создать условия для использования дошкольниками полученных на занятиях умений в повседневной жизни, например при показе на стольного театра игрушек.

   Методика  обучения рассказыванию  по воображению на предложенный сюжет.

   Важной  задачей обучения рассказыванию  по воображению на предложенную тему является обучение дошкольников элементам  композиции (как начать, как развить действие, чем закончить) и выразительным средствам раскрытия образа героя. Для того чтобы рассказы становились разнообразнее, подробнее, нужно учить детей «видеть» обстоятельства сочиняемого ими события — воспитывать умение описывать - место действия, пейзаж, погоду.

   Для решения этих задач целесообразно на первых ступенях обучения последовательно предлагать детям отдельные творческие задания: вообразить себе какой-либо предмет (Как бы ты хотел одеть куклу?), словами «нарисовать» картину (Где больше всего любил герой гулять со своим щенком?).

   Более сложно дать ребенку представление о разнообразии вариантов построения рассказов. Наибольшие затруднения обычно вызывает придумывание начала. В этом случае помогает предъявление детям двух-трех образцов рассказов педагога на одну и ту же тему с последующим их разбором и далее коллективное составление нескольких вариантов начала рассказов.

   В рассказывании дети склонны к  простому перечислению действий, поступков героев, поэтому предварительное обучение композиционным и описательным элементам поможет им более уверенно выполнять творческие задания. С детьми старшего дошкольного возраста педагог может использовать такой прием: придумывание рассказов-миниатюр, объединенных одним героем. Это рассказы с продолжением, которые придумываются на нескольких занятиях. Работа над содержательностью и разнообразием творческих рассказов должна идти параллельно с обогащением опыта ребенка наблюдениями, восприятиями, с расширением его активного словаря. Дошкольники старшего возраста могут сочинять сказки, стихотворения.

   Важную  роль в развитии детского словесного творчества играет позиция педагога, его интерес к этому виду деятельности, поощрение детей.        

   При  коррекции  связной речи  у  дошкольников  особую роль  играет  эмоциональная  и  художественная  окрашенность  речи  и  действий логопеда.

   В  этом  педагогу  помогают  определённые  средства, служащие  обогащению  эмоциональной  сферы  ребёнка, развитию  его  творческих  способностей:

   - настольный  театр;

   - театр  на  пяти  пальцах;

   - театр  мягкой  игрушки;

   - сценические  постановки.        

   Особенно  важно  использовать эти  средства  в  постановках  русских  народных  сказок. Так  как  негде  более  ярко  не  раскрывается ребёнок, как  в  сказочных  персонажах.

   В старшем дошкольном возрасте такие занятия проводят, реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует определения пространственного расположения ее частей, а также их материала и формы (игрушечные часы, телефон, плита, автобус). На одном и том же занятии задания следует дифференцировать: дети с более высоким уровнем развития могут описывать не одну игрушку, а композицию из двух-трех предметов, указывая их расположение на столе, составлять описание пары игрушек, сравнивая их по элементам.

Информация о работе Методика обследования связной речи