Методика обследования связной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Для обследования связной речи детей дошкольного возраста используются следующие методы.
- обследование словарного запаса по специальной схеме;
- исследование связной речи с помощью серии заданий;
- наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно – практической, игровой, обиходно – бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

Содержание

Методика обследования связной речи……………………………………………..3
Формирование связной речи………………………………………………………..6
Конспект лексического занятия на тему: «Дикие животные»…………………..23
Список использованной литературы……………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

мр.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное 

общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы»

(ФГБОУ  ВПО «БГПУ им.М.  Акмуллы») 
 

              Институт  педагогики

              Кафедра специальной педагогики и   психологии 
               
               
               

кОНТРОЛЬНая работа

по МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 
 
 
 
 

                  Студентка: Иванова Алевтина

              Специальность  логопедия

                  Курс  V, группа 501 ОЗО

              Руководитель: ст.преподаватель,

              кандидат педагогических наук

              Мустаева Елена  Рафаэльевна 
               
               
               
               

Уфа, 2012

 

    Содержание:

   Методика  обследования связной речи……………………………………………..3

   Формирование  связной речи………………………………………………………..6

   Конспект  лексического занятия на тему: «Дикие животные»…………………..23

   Список  использованной литературы……………………………………………...27 
 

 

    Методика обследования связной речи.

   Для  обследования  связной  речи  детей   дошкольного  возраста  используются  следующие  методы.         

   -  обследование словарного    запаса  по  специальной  схеме;         

   -  исследование  связной  речи   с   помощью  серии  заданий;        

   -  наблюдение   за   детьми   в   процессе учебной,  предметно – практической,  игровой, обиходно – бытовой  деятельности  в   условиях  детского  образовательного  учреждения;        

   -  изучение  медико– педагогической  документации (данные  анамнеза,  медицинских  и  психологических  исследований,  педагогические  характеристики  и  заключения и т. д.); использование   данных  бесед  с  родителями,  воспитателями  и  детьми.         

   Для  обследования  словаря  может  быть  применён специально   составленный  словарный  минимум  в  объёме  250 – 300  слов. При этом  рекомендуется  использовать  наглядный  материал  из  соответствующих   пособий  Г. А. Каше  и  Т. Б. Филичевой, Т. Б. Филичивой и А. В. Соболевой,  О.Е. Грибовой  и  Т.П. Бессоновой и др.

   За  основу методики описанной в данной контрольной работе взята  методика  обследования связной речи  Н.В.Серебряковой,  Л.С.Соломаха адаптированная,  на  детей дошкольного  возраста  с  общим  недоразвитием   речи. 

   Лексический  и  соответствующий  иллюстративный  материал отбирается  с  учётом  следующих  принципов:         

   - семантического  (в  словарь – минимум  входят слова, обозначающие  разные  предметы, их  части,  действия, качественные  характеристики  предметов; слова, связанные  с   определением  временных  и  пространственных   отношений,  например: « далеко – близко»         

   - лексико – грамматического  (в словарь включаются  слова  разных  частей  речи – существительные,  глаголы, прилагательные, наречия, предлоги -  в  количественном  соотношении,  характерном для  словарного  запаса   старших   дошкольников  с   нормальным   речевым  развитием          

   - тематического, в  соответствии  с  которым в  пределах  отдельных  разрядов слов  лексический   материал  группируется  по  темам («Игрушки», «Одежда», «Посуда» и т. д.,  физические, обиходно – бытовые, профессиональные  действия, слова,  обозначающие  цвет,  форму, величину  и  другие  качественные  характеристики  предметов и  т.д.).  Выявляются  знания  ребёнком  названия  наблюдаемых  природных  явлений, понятий  о  времени  суток  и  года.        

   Составление   словаря – минимум проводится   в  соответствии  с   Типовой  программой  воспитания  и  обучения  в  детском  дошкольном  учреждении,  с  учётом  лексического  материала,  который  должны  усвоить  дети, поступающие  в  группы  детского  сада. При  обследовании  словаря  используется  прием   называния  детьми    изображённых  на  картинках  предметов,  действий  и  т.д.  Если  ребёнок  не  может  вспомнить  или  правильно  назвать  нужное  слово,  используются  приёмы  подсказки  начального  слога (звука) или  «немой»  артикуляции.

   При  анализе  данных  обследования  обращается  внимание  на  то.  Какие  слова  каждой  лексико– понятийных  групп  отсутствуют  в  словаре  ребёнка;   отмечаются  характерные  ошибки  и  лексические  замены.

   Наблюдение  за  речью  детей  осуществляется  в  процессе  игровой, обиходно – бытовой и  учебной  деятельности. По ходу беседы с ребенком и обследования связной речи логопед обращает внимание на уровень сформированности таких видов деятельности, как проговаривание и аудирование, а также на уровень сформированности тех языковых средств, которые обеспечивают эти процессы: текста как лингвистической структуры; грамматического оформления высказывания (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования); словарного запаса (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики); соответствия звукопроизношения нормам русского языка в рамках местного диалекта и возрастным нормативам; звуко- слогового и ритмического наполнения лексики (акцентный контур слова); темпа говорения; особенностей подачи голоса и голосоведения; паралингвистических средств: выразительности, пауз, интонации. Основное  внимание  обращается  на  наличие  и  уровень  сформированности  у  детей  навыков   фразовой  речи, на особенности речевого  поведения.  Проводится  запись  ответов детей  на  занятиях  монологической  речи в  виде  отдельных  высказываний, коротких  сообщений,  рассказов. Метод  наблюдений даёт  возможность  получить  общее представление  об  уровне  развития  спонтанной  речи детей, сформированности  его  грамматического  строя,  способности  употреблять связные  высказывания при  общении,  передавать  ту  или  иную  информацию и т. д.

   Основными критериями  оценки  являются: степень  самостоятельности (при  ответе  на  вопрос, или  составлении предложения, текста), адекватность  поставленной  задаче, семантическая  наполненность,  связность  и  последовательность  изложения, соответствие   грамматического  оформления  высказывания  языковых  норм.

   Используется  оценка  в  баллах:  

   норма – 5, хороший результат (но  недостаточен  до  нормы) – 4, удовлетворительный – 3, недостаточный – 2, низкий – 1.

   Это  оценивание  используется  до  и после специального,  целенаправленного  обучения. Что  дает  возможность более  наглядно  оценить  продвижение  детей  в  обучении.  

   Суммарная  оценка:

   1)  больше 20 баллов -  характеризует нормальное  речевое  развитие  ребёнка,

   2) 16 – 20 баллов -  характеризует недостаточно  хороший  уровень до  нормы (ОНР 4 уровень)

   3) 11 – 15 баллов – соответствует «удовлетворительному» уровню

   (ОНР 3 уровня)

   6 – 10 баллов – «недостаточный» (ОНР 2 уровня)

   1 -5  баллов – «низкий» (ОНР 1 уровень)

   2.Формирование  связной речи.

   При  формировании связной  речи  у  детей  дошкольного  возраста по данной методике необходимо планировать  работу  в  соответствии  с  основными  этапами  работы:

   1 этап: Подготовительный   – предварительная работа  по  двум линиям:

   а) интеллектуальное  развитие, и  прежде  всего  развитие  мышления;

   б) речевое  развитие:  развитие  понимания  речи, обогащение  лексики, формирование  грамматических  категорий, исправление  произношения.        

   Время, содержание  и  объём  этого  этапа зависит  от уровня речевого  развития  детей. Завершение  подготовительного  этапа всегда  определяется  сформированностью  фразы, умением  самостоятельно  пользоваться  фразовой  речью в  речевом  общении.  

   Работа   по  развитию  речи  и  мышления  проводится  параллельно индивидуально или небольшими подгруппами в  форме  игр и упражнений. Особое место  на  данном  этапе занимает развитие    и  совершенствование  тонкой  моторики  кисти  и  пальцев  рук. Основные  пути  развития  и  совершенствования  тонкой  моторики:

   Народные   игры  с  пальчиками (« Ладушки» «Сорока» и др.)

   Теневой  театр.

   Упражнения  по обводке контуров, трафаретов, штриховок (героев русских  сказок, потешек ).

   Работа   с  ножницами: разрезание  бумаги по  контуру  и без, рисование  несложных  фигур в  воздухе  ведущей  рукой, другой рукой и  обеими руками  вместе.

   Ежедневная   пальчиковая  гимнастика.

   Речевая  линия на  данном этапе развивается  по  следующим  направлениям:

   Развитие   восприятия и понимания  речи (инструкций, бытовых и игровых  ситуаций, грамматических  конструкций, расширение пассивного словарного  запаса.)

   Развитие   экспрессивной  речи  следует вслед за  импрессивной  вне  зависимости  от  состояния фонетической  стороны и сформированности  грамматического  строя – пробудить  у детей желание речевого  общения.

     Подготовка речевого аппарата  к  коррекции звукопроизношения:

   а) развитие артикуляторной  моторики;

   б) формирование фонематического  восприятия и первоначальных  навыков звукового  анализа

   Формирование   фразы, являющейся  первым  шагом к  овладению  связной  речью, в  определённой  последовательности:

   а) договаривание  предложений  по  предметным  картинкам и  без  картинок; по  образцу, данному  логопедом, и  без  образца;

   б) составление  предложений  по  демонстрации действия  с  помощью  вопросов  и  без  вопросов, по  образцу и  без;

   в) составление  предложений  сначала по однофигурным, затем  многофигурным  сюжетным  картинкам с  помощью  вопросов и  без  них;  по  опорным  словам, по  образцу  и  самостоятельно;

   г) заучивание  и  воспроизведение 2 – 3  предложений, связанных  по  смыслу.

   2 этап:  Начальный  этап (овладение диалогической  речью).

   Только   имея готовые  предпосылки  к  формированию  связной  речи  в  виде  сформированной  фразы, можно  сделать  следующий  шаг – приступить  к   работе  над диалогической речью

   Оптимальная  форма  организации работы  по  формирования  диалогической  речи  на  начальном  этапе – это подгрупповые  занятия с 4-5 детьми.

   В работе  над  диалогической речью  можно выделить три  задачи:

   1) научить детей  отвечать  на  поставленные  вопросы (краткие и полные)

   2) научить  постановке  вопросов;

   3) воспитывать  способность свободно, непринуждённо  вести  беседу (эта  задача, в значительной  степени  психологическая)

   Обучение   умению  отвечать  на  вопросы:

   Репродуктивные  вопросы  наиболее  лёгкие, требующие  простых  ответов. (кто? Кто это? Что? Что это? Что делает?)

Информация о работе Методика обследования связной речи